Научная статья на тему 'Социокультурное развитие студентов колледжа как реализация принципа открытости в системе профессионального образования'

Социокультурное развитие студентов колледжа как реализация принципа открытости в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ОБЪЕКТЫ РАЗВИТИЯ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCIENTIFIC APPROACHES / FACTORS OF DEVELOPMENT / OBJECTS OF DEVELOPMENT / LEVELS OF DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL-AND-STRUCTURAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закутняя Татьяна Викторовна

В статье раскрыты социально-философские основания развития личности студентов колледжа, проанализированы особенности формирования их социокультурного потенциала в условиях открытой образовательной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закутняя Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural development of college students as the realization of the principle of openness in the system of vocational education

The article reveals the social-and-philosophical foundations of the of college students personality development, analyzes peculiarities of their sociocultural potential formation in the open learning environment

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие студентов колледжа как реализация принципа открытости в системе профессионального образования»

Т. В. Закутняя

(г. Гатчина)

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыты социально-философские основания развития личности студентов колледжа, проанализированы особенности формирования их социокультурного потенциала в условиях открытой образовательной среды

В разные периоды формирования Российского образования проблема социокультурного развития личности была исключительно актуальной.

В материалах МО и науки РФ «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики» (2008 г.] указывается, что важными целями развития личности являются:

- возможность обогащения личностного потенциала человека в течение всей жизни, получение и обновление знаний, которые должны сопровождать все производственные и общественные процессы;

- ориентация на подлинную включенность личности в открытую систему образования, в сетевое взаимодействие с другими институтами и агентами, ориентация на социальное партнерство;

- опора на талант, креативность и инициативность личности как на важнейший ресурс экономического, социального, культурного развития [7].

Отечественные философы, психологи, социологи и педагоги рассматривали понятие «развитие» в разных аспектах. Развитие носит поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты, свойства низших, но повторяя иначе, на более высокой базе; развитие характеризуется необратимостью, то есть не копированием, а движением на новом уровне. Оно представляет собой единство борющихся противоположностей, является внутренним процессом. Наиболее распространенной является такая трактовка: развитие - это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы и психики. В. Д. Шадриков отмечает, что развитию, как любому процессу, присущи инерционность и латентные периоды [4]. Другой характери-

стикой развития является его эволюционное-инволюционное движение, то есть необратимость прогрессивных и регрессивных изменений. Наконец, развитие как процесс приобретения качественных новообразований характеризуется стадиальностью и неравномерностью (гетерохронностью] [5].

Философская трактовка понятия развития говорит о том, что «развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений». В современной философии утвердилось понимание объекта развития как «системно организованного, причем сохраняющего системный характер своей организации на любом этапе развития». Процесс развития какого-то объекта можно рассматривать как целостность существования этого объекта во времени.

В нашем исследовании мы используем понятие «развитие» как направленный и закономерный процесс качественных и количественных изменений в системе социально значимых ценностей человека, уровневый процесс становления его типологических качеств и индивидуальности.

Поскольку мы рассматриваем понятие «развитие» в рамках педагогики, нас интересует личность как развивающийся объект.

Само понятие «личность» имеет длительную историю. В латинском языке есть понятие «person» (персона]. Оно первоначально обозначала маску, в которой актер выступал на театральной сцене. Постепенно трактовка понятия «персона» изменилась. Этот термин стал определять внутреннее содержание исполняемой актерами роли.

В психологии личность понимается в двух значениях: во-первых, это человек, обладающий сознанием, во-вторых, человек, обладаю-

щий соответствующим уровнем психологического развития, обеспечивающим ему управление своим поведением и деятельностью.

Педагоги рассматривают структуру личности, как её направленность (мировоззрение, убеждение, идеалы, принципы, потребности, интересы, влечения, желания, порывы] и опыт.

Таким образом, можно увидеть, что существуют разные трактовки понятия «личность» и особенности ее изучения. Интересными для нас являются следующие подходы:

- антропологический подход: рассматривает личность как носителя общечеловеческих свойств, личность отождествляется с индивидом;

- социологический подход: характеризует личность как продукт и как объект социальных отношений; личность призвана выполнять в обществе соответствующие роли, социальные функции;

- персонифицированный подход: изучает личность как индивида, как свободного, неповторимого, уникального человека;

- культурологический подход: в контексте культуры складывается личностная картина мира, образ мира целостен и представляет собой отражение собственного «Я» личности.

В процессе формирования личности важным становиться выход ее в социум, то есть социализация.

Педагогика изучает социализацию человека на всех возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, она исследует сущность относительно социально-контролируемой её части -воспитания, его тенденции и перспективы, определяет принципы, содержание, формы, методы воспитания. Во-вторых, педагогика изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека. Для педагогики важны данные других наук и социализации, что позволяет искать пути интеграции воспитательных сил общества, актуализировать возможности субъектов воспитания, использовать и модифицировать психологические и социально-психологические механизмы функционирования человека в обществе. И. А. Персианов считает, что социализация несет в себе «развивающее взаимодействие общества и личности, в процессе которого человек становится существом социальным, способным успешно функ-

ционировать в обществе, принимать участие в социальном прогрессе» [2, с.14]

Способность личности проявлять собственную активность в процессе социализации помогает её развитию. Поэтому многие ученые употребляют понятие «социальность» с термином «развитие личности».

Т. Парсонс, Б. Д. Парыгин, Г. Тарда, Т. Шибу-тани, Э. Эриксон впервые рассматривали развитие личности в социум и ввели понятие «социальное развитие личности». В отечественной науке вопрос о социальном развитии личности был поставлен М. И. Бобневой, где были рассмотрены особенности социального развития с позиций социально-психологических качеств личности. По мнению автора, социальное развитие личности есть тот процесс формирования опыта, знаний, свойств, способностей, внутреннего мира и поведения человека, который характеризует становление гражданина [1]. Широкую трактовку понятия социальное развитие личности дает Д. И. Фельдштейн. Он считает, что социальное развитие есть специфическая форма социального движения, «субстратом которого является интегрированная социальная сущность индивида» [6, с. 110]. Главный смысл социального развития заключается в присвоении им общественной сущности человека от само-восприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

В современных условиях значительных перемен в жизни человека, в ситуациях непредсказуемости, неопределенности важнейшими факторами социокультурного развития являются:

а] осмысление и усвоение индивидом готовых форм социальной и культурной жизни;

б] приобретение собственного социального опыта, процесс врастания человека в культуру, формирование собственного «поля» культуры, толкование и понимание культуры как генетического кода социума;

в] развитие новых индивидуальных качеств и свойств;

г] выработка ценностных отношений, позволяющих успешно решать социальные проблемы и задачи, добиваться позитивной самореализации.

Мы в своем исследовании определяем рабочее понятие социокультурного развития, в которое включены педагогические, психологические, личностные признаки. Мы понимаем под социокультурным развитием будущего педагога процесс профессионально-личностного становления субъекта педагогической деятельности в контексте развития ценностных ориентаций и адаптации индивида в социально- образовательной среде, позволяющей сформировать профессиональное мировоззрение, умение коммуникативного взаимодействия, креативной деятельности культурной направленности.

Развитие личности невозможно без понятия «среда». Среда в общем понимании - это окружение. В педагогической науке существует понятие «образовательная среда», которое рассматривается с позиций разных подходов: системного, деятельностного, компе-тентностного, аксиологического, культурологического, синергетического и др.

Для нас важным является рассмотрение образовательной среды с позиций средового подхода, так как в современных условиях необходимо учитывать возрастающее значение ее в развитии личности.

Сущность средового подхода заключается в рассмотрении процесса развития личности в зависимости от условий окружающей его среды. Концепция этого подхода в образовании помогает найти способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность. Она представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду] процессами развития личности, в инструментальном плане - систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования результата. Ни одна из базовых сред (физическая, социальная, духовная] не существует раздельно и не образует замкнутой системы; среда целостно воздействует на человека; она является источником осознаваемой и бессознательно усваиваемой информации. Важное значение имеет семантическое содержание информации, духовный и нравственный потенциал культуротворческого и социального окружения, характер коллективной деятельности.

Средовой подход в образовании основан на теории целостности природных и социальных факторов в становлении личности. Благодаря этому подходу желаемый педагогический результат достигается путем «мягкого»,

нелинейного управления. Действия педагога будут направлены не на личность, что определяет принудительный характер образования, а на условия его деятельности и поведения, что определяет побудительный характер. Такой подход предполагает систему действий со средой как средством диагностики и проектирования образовательного процесса.

В контексте социокультурной модернизации современного общества обретают широкий социальный контекст цели развития образования, затрагивающие основы образования в обществе: цели образовательного учреждения; вопросы мобильности, качества, доступности образования как ресурса роста социального статуса личности; развитие компетентности; освоение стандартов нового поколения, обеспечивающих баланс интересов семьи, общества, государства. Поэтому объектами социокультурной деятельности будет сам педагог, обучаемые и их родители, социокультурная среда, коллеги и социальное окружение.

Содержательными аспектами социокультурного развития будущего педагога становится методическая деятельность, воспитательная работа, внеурочная деятельность, участие в системе управления, культура обеспечения качества образования, культура просветительской работы, освоение основ музейной педагогики, социальное партнерство и взаимодействие, информационная культура, а также общечеловеческие характеристики, такие как культура общения, культура познания, культура деятельности, самооценки, рефлексия.

При проектировании хода исследования были разработаны уровни формирования социокультурного развития личности будущих педагогов:

Iуровень - ознакомительный - характеризуется наличием базовой составляющей -сформированности знаний, умений, навыков, опыта элементарных коммуникативных умений, отдельных проявлений культуротворческой деятельности, ограниченной отдельными поручениями и участием в социальных проектах готового типа;

IIуровень - продуктивно-деятельностный

- предполагает создание студентами реального продукта деятельности по заранее предъявляемому требованию, проектирование интегративных занятий по внеурочной работе, ограниченное участие в культуротворческих мероприятиях;

IIIуровень - творческо-развивающий - требует высокого освоения стандартов, включающих вопросы психолого-педагогического сопровождения, освоение информационных технологий в интерактивном режиме, конструирования и прогнозирования интеллектуального продукта деятельности, имеющего социальную значимость и область применения в инновационной практике, ориентирования на ценности и социокультурные потребности общества и школы будущего.

В ходе исследования мы разработали организационно-структурную модель социокультурного развития личности педагога в открытой образовательной среде педагогического колледжа (см. рис.]. Данная модель наглядно показывает взаимосвязь цели, возможностей и результат её реализации в системе профессионального образования.

Об эффективности формирования социокультурного развития будущих педагогов можно судить по результатам сравнительного анализа первичной и контрольной диагностики (табл., с. 64].

Анализируя данную таблицу, можно сказать, что экспериментальная работа позволила улучшить результаты по знаниям в социально - мировоззренческой области, овладению умениями и навыками в коммуникативно - адаптационной, информационно-деятельностной, культуротворческой сферах.

На ознакомительном уровне процентное соотношение увеличилось по всем компонентам незначительно. Например, коммуникативно-адаптационный потенциал при первичной диагностике составлял 0,85%, при контрольном исследовании - 0,93%. Такая тенденция сохраняется и в других компонентах: информационно-деятельностный - с

0,9% до 0,92%; социально- мировоззренческий - с 0,88% до 0,87%; культуротворческий

- с 0,86% до 0,9%.

На продуктивно-деятельностном уровне отмечается значительное увеличение показателей. Так, например, коммуникативно-адаптационный потенциал до формирующего этапа составлял 0,82%, а после прохождения образовательной программы составил 0,93%. Данный компонент связан с приобретением студентами навыков коммуникативной деятельности: организация группового общения, создание проектов по обсуждению технологий, создание и описание интеллектуального продукта, навыки делового общения.

Значительно увеличились результаты социально-мировоззренческого компонента на творческо-развивающем уровне (0,19% -

0,95%]. Данный компонент характеризуется выходом на достаточно высокий уровень учебной, воспитательной и социальной деятельности, ориентированный на ценности и социокультурные потребности общества и школы будущего. Знаниевый компонент является основополагающим, так как формирование данной составляющей определяется системой взглядов на природу, мир, общество, знание современных тенденций развития образования, ноосферной политики, наличие ценностных ориентиров, устойчивого отношения к реальной действительности, персонифицированных идеалов культуры у будущего педагога, а также осознание самого себя, своей гражданской позиции в вопросах глобальной политики.

Для проведения исследования были разработаны критерии результативности формирования социокультурного развития будущего педагога.

Эксперимент показал, что все они имеют положительную динамику.

В новых условиях, когда образовательная политика не диктует единообразия, идет поиск эффективных траекторий обновления системы образования на основе логики образовательных реформ приоритетной становится идея открытости. При этом инструментом преобразований становятся резервы образовательной среды.

Ввиду сложности современного мира, скорости происходящих изменений и их непредсказуемости, взрыва знаний и источников информации возникновение новых представлений об общей культуре индивида, взаимоотношениях личности и общества, образцах поведения и способах действий становится принципиально невозможным конструирование жесткой модели идеального выпускника. Традиционно такая модель задавала точные параметры личности, адекватные социальным ожиданиям, и устанавливала четкий алгоритм поэтапных действий по формированию личностных качеств в различные возрастные периоды.

Перечисленные выше показатели эффективности могут быть достигнуты в рамках максимальной открытости, что ведет к созданию образовательной среды как постоянно расширяющейся сферы социокультурной деятельности человека.

Компонент целеполагания

ОС

I-

со

го

го

о.

0

1 О. > I-

>

у:

О

О

и

с;

си

о

I

О)

I

о

о

Развитие социокультурного потенциала личности студентов

Компонент научных основ

Культурологическая

концепция

Концепция социального взаимодействия

Теория развития личности

Идея открытости среды

Теория профессионально-личностной адаптации

1.Содержательная открытость: модульные программы

3 Средовая открытость: дистанционное обучение, интегративные занятия

2.Личностная открытость: индивидуальные маршруты обучения

4. Социальная открытость: сетевое взаимодействие и социальное партнерство

Процессуально-деятельностный компонент:

этапы формирования социокультурной компетентности

1. Информационно-аналитический ^-------► 2. Организационно-подготовительный

3. Практический

4. Рефлексивно-оценочный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативный компонент:

формирование социокультурного развития

Система мировоззренческих взглядов, социокультурная направленность (социально-мировоззр. критерий)

сз

&

§

§

5

СЗ

со

о

§

*

о

§

Е

3

6 £ о

Социокультурная адаптация, овладение собственным поведением, выработка ценностного отношения (коммуникативноадаптационный критерий)

Социокультурная деятельность и умения профессиональноличностной коммуникации (информационно-деятельн. критерий)

Развитие социокультурной креативности, ответственность, самооценка, самоопределение в професс.-педагогич. деятельности (культуротворч. критерий)

Рис. Модель социокультурного развития личности студентов

в открытой образовательной среде педагогического колледжа.

Таблица

Сравнительная таблица первичной и контрольной диагностики социокультурного развития будущих педагогов

Уровни Социально- мировоззренческий потенциал Коммуникативно- адаптационный потенциал Информационно- деятельностный потенциал Культуротворческий потенциал

первично контроль первично контроль первично контроль первично контроль

I 0,88 0,87 0,85 0,93 0,90 0,92 0,86 0,9

II 0,84 0,88 0,82 0,93 0,42 0,59 0,79 0,85

III 0,19 0,95 0,51 0,6 0,46 0,55 0,41 0,81

Таким образом, для повышения эффективности профессионального образования студентов педагогического колледжа в качестве основной образовательной стратегии подготовки будущих специалистов необходимо обеспечить их социокультурное развитие.

Каждый выпускник должен иметь возможность получать знания в социальной и культурной сферах, приобретать коммуникативные и информационные умения, гармонично развиваться в активной социальной жизни, интегрировать полученные навыки в социально-профессиональной деятельности.

Литература

1. Бобнева И.М. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 312 с.

2. Персианов И.А. Социальное развитие школьников в процессе обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 18 с.

3. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. -СПб.: ЛОИРО, 2003. - 139 с.

4. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994.

- 315 с.

5. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 1999. - 288 с.

6. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды. - М. : МПСИ ; Флинта, 1999. - 672 с.

7. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс]. - URL: http://kadet. fobr.ru/innov/model_2020.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.