лы с семьями младших школьников в сельском социуме: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Букреева. Ставрополь, 2003.
3. Касимова, Т.Н. Взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения как социально-педагогических партнеров: дис. ... канд. пед. наук/ Т.Н. Касимова. Тобольск, 2006. 176 с.
4. Лепшокова, Ф.Х. Формирование познавательной активности младшего школьника в совместной работе школы и семьи: дис. ... канд. пед. наук / Ф.Х. Лепшокова. Карачаевск, 2006. 250 с.
5. Мозжухина, Г.Л. Педагогическое партнерство общеобразовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук / Г.Л. Мозжухина. Брянск, 2006. 243 с.
6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2005.
7. Немов, Р.С. Психология. Кн.3 / Р.С. Немов. М., 1995.
8. Одинец, Н.Г. Формирование экологического сознания подростков в условиях партнерства школы с семьей: дис. ... канд. пед. наук/ Н.Г. Одинец. Иркутск, 2006.
9. Рогозина, Г.М. Взаимодействие родителей и детей в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Г.М. Рогозина. СПб., 1993.
10. Саенко, Л.А. Социально-педагогическая работа школы с семьями безработных (на материале Ставропольского края): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Саенко. Ставрополь, 2003.
11. Сластенин, В.А. Общая педагогика: в 2 ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шия-нов; под ред. В.А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 2002.
12. Стрекалова, Н.И. Взаимодействие школы и семьи по профилактике нарушений психического здоровья ребенка младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук /
Н.И. Стрекалова. М., 1995. 19 с.
13. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. М., 1989.
14. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи/ В.М. Целуйко. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 448 с.
15. Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиц-кис. 3-е изд. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
О.С. НОВИКОВА (Волгоград)
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 6 - 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Рассмотрена проблема личностного развития детей 6 - 7лет в процессе формирования коммуникативных умений, определены уровни сформированности коммуникативных умений, включающие умения вступать в контакт, вести беседу, внимательно слушать, эффективно выражать свои мысли, осознавать свои индивидуальные особенности и других людей и учитывать их в ходе общения.
Формирование коммуникативных умений у детей 6 - 7 лет - весьма актуальная проблема, т.к. от степени сформированности данных умений зависит не только результативность обучения детей, но и в целом процесс их социализации, а также развитие личности. Однако анализ психо-лого-педагогической литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что положение о решающей роли общения в психическом развитии было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Основываясь на концепции Л.С. Выготского, целесообразно формирование коммуникативных умений детей считать одной из приоритетных задач образовательных учреждений по коррекционно-воспитательной работе с ними, т. к. результативность и качество процесса общения в большой степени зависят от уровня коммуникативных умений субъекта общения.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет под коммуникативными умениями у детей 6 - 7 лет понимать необходимую значимость вступления в контакт с окружающими с помощью процессуальных компонентов, умение организовывать общение, что включает в себя умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, а также знание норм и правил, которым необходимо следовать при взаимодействии с окружающими.
Для определения структурных компонентов коммуникативных умений мы опирались на исследования, проведенные
© Новикова О.С., 2008
М.И. Лисиной, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной и др. [2; 6], представляющие коммуникативные умения как освоенные ребенком способы установления взаимоотношений между взрослыми и детьми, которые включают в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно);
- знание элементарных норм и правил, которым необходимо следовать при установлении контакта с окружающими;
- владение процессуальными компонентами, включая вербальные и невербальные средства коммуникации, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, решать конфликтные ситуации и т. п.
Дети 6 - 7 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми - педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
При обращении к проблеме личности приходится сталкиваться с неоднозначным пониманием этого термина, а также с многообразием его характеристик.
Личность рассматривается в свете разных наук: психологии, социологии, педагогики, философии и др. Это иногда приводит к потере психологического содержания данного понятия.
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и развитие их способностей, формирование личности.
Выдающиеся представители отечественной психологии отмечают, что приобщение ребенка к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и особенностей взаимоотношений, складывающихся при этом у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности. Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся» [3: 59].
Человек развивается как личность именно в ходе деятельности. Хотя в целом личность представляет собой результат онтогенетического развития, но как качество, которое выражает общественную сущность человека, личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми.
Рассматривая проблему влияния коммуникативных умений, общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Л.И. Божович [1], в которых она отмечала, что последовательно возникающие новообразования характеризуют этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1-го года, 3 лет, 7 лет). Это отношение субъекта к окружающей среде появляется, развивается, качественно изменяется в общении.
Общение есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящих-
ся друг к другу и воздействующих друг на друга [5: 6].
Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный).
Очень важно для развития будущей личности ребенка, чтобы в семье существовали уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, конформность, зависть и др.
Гиперопека препятствует становлению творческой независимой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе.
Многими авторами изучалось влияние конфликтов в супружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.
Это дало возможность выделить четыре родительские установки и соответствующие им варианты поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения, в процессе формирования коммуникативных умений он получает разнообразную и необходимую информацию.
Возраст 6 - 7 лет имеет ряд особенностей, к которым относятся чувство уверенности в себе при общении (или, при неко-
торых условиях развития - ощущение своей неполноценности), а также осознание своих возможностей: «На что я способен?».
Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т. п. Кроме того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с братом, сестрой, он не ходит гулять, т. к. на него не обращают внимания.
Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность - это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
Еще одной причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаками заболевания являются отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможны повышенная возбудимость с агрессивностью, драчливостью, повышенная конфликтность, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивости или мнительности. Вследствие чего могут появиться следующие неблагоприятные характеристики:
- неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок (обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице);
- неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
- отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;
- множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении.
Показателями благополучной для ребенка обстановки, в которой происходит формирование коммуникативных умений, влияющих на становление, развитие личности, являются:
а) выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
б) уверенность в своих силах, удовлетворение собой;
в) умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
г) ощущение свободы, автономности при общении с родителями.
По результатам диагностики мы распределили детей 6 - 7 лет по уровням сформи-рованности коммуникативных умений с учетом следующих показателей: характер межличностных взаимоотношений (желание вступать в контакт и вести беседу с собеседником); знание норм и правил общения; владение процессуальными компонентами (вербальными и невербальными средствами коммуникации); особенности сформи-рованности языковых средств. К первому уровню были отнесены дети, которых отличала достаточная сформированность коммуникативных умений. У них наблюдались выраженное удовлетворение от общения с окружающими, уверенность в своих силах, удовлетворенность собой при общении. Второй уровень составили дети с недостаточно сформированными коммуникативными умениями. Для детей данного уровня характерны удовлетворение и радость от общения с окружающими, но они не способны до конца осознать свои возможности и, как результат, им трудно увидеть свои недостатки. Поэтому этих детей характеризует отсутствие умения обращаться за помощью к окружающим. Дети третьего уровня - незначительно ограниченные коммуникативные умения. В неблагоприятном статусном положении у них в ситуации общения возникает чувство неполноценности, в результате чего не всегда складываются отношения со сверстниками и взрослыми. Несмотря на это, они пытаются устанавливать контакты со сверстниками, принимают участие в организованных играх, но чаще всего на вторых ролях. Общение со взрослыми носит кратковременный характер. К четвертому уровню были отнесены дети с ограниченными коммуникативными умениями.
Они не способны сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, не способны откликнуться на эмоциональное состояние окружающих людей. Речевая сторона общения, в силу употребления невербального компонента, недостаточно развита, мало используется лексика.
Данные, полученные в ходе диагностики, убедили нас в необходимости обучения, направленного на формирование коммуникативных умений у детей 6 — 7 лет. Развивающее воздействие осуществлялось с использованием серий игр: на развитие умения сотрудничать; активно слушать; перерабатывать информацию; конструировать «текст для другого» (умение говорить самому). В ходе реализации поставленных целей, направленных на формирование коммуникативных умений, наблюдались некоторые положительные изменения в развитии умений общения и преодоления психологических трудностей у детей 6 - 7 лет.
Решая проблему формирования коммуникативных умений, наиболее целесообразно использовать такое ценностное средство, как игра, в которой от детей требуется больше спонтанности, индивидуальности, импровизации. Игра воспитывает детей, т. к. в процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по ходу игры, они учатся учитывать интересы товарищей, сочувствовать им, уступать, вносить вклад в дело. У них развиваются способности к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил игры. Игра способна повышать коммуникативные умения детей 6 - 7 лет независимо от исходного уровня развития.
Таким образом, с самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т. д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема - общение ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Исследования М.И. Лисиной [4] и других по-
казывают, что характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие общения, формирование коммуникативных умений, усложнение и обогащение форм общения открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и формирования личности в целом.
Литература
1. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович //Вопр. психологии. 1978. №4.
2. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Ярославль: Акад. развития, 1997. 240 с.
3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1979.
4. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М., 1986.
5. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. М.: ГНОМ и Д, 2001. 160 с.