ББК 88.40 YAK 159.9:370
Л.Н. НОСОВА
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
L.N. NOSOVA
TEACHER'S INDIVIDUAL DEVELOPMENT AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL PROCESS
Статья посвящена актуальным вопросам профессиональной подготовки будущих учителей. Рассматриваются условия развития личности педагога как субъекта педагогической деятельности с позиций деятельностной научной школы. Формирование культуросообразных способов проектной деятельности является основой развития практического мышления студентов.
The article is devoted to extremely important questions of professional future teachers' education. The conditions of teacher's individual development are under consideration from the point of activity approach as it is defined by Russian academician VS. Lasarev. The formation of culture-determined project activity methods is a base for students' practical thinking.
Ключевые слова: педагогическое образование, учитель, деятельностный подход к образованию, культуросообразный способ, субъект деятельности, ориентировочная основа действия.
Key words: pedagogical process|education, teacher, activity approach, culture-determined method, subject of process, Recommended Sequence of Activities.
Высшее педагогическое образование за весь период своего существования претерпевало и продолжает претерпевать качественные изменения. Это непосредственно связано с нарастанием противоречий между целями, содержанием, формами профессионального образования и новыми требованиями к нему. Сегодня эти противоречия особенно ярко выражены.
Развитие страны во многом определяется её кадровыми ресурсами. Обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на современном этапе развития производства без интенсификации инновационных процессов невозможно. Анализ хозяйственных и социальных изменений, происходящих в развитом Западном обществе, свидетельствует о том, что совре-
1Статья подготовлена при финансовой поддержке Департамента образования и молодёжной политики ХМАО - Югры в рамках реализации п. 1.5 «Конкурс научно-исследовательских работ имеющих фундаментальное и прикладное значение» задачи 8 «Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда» подпрограммы IV «Модернизация системы профессионального образования» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года».
менное хозяйство с каждым годом обнаруживает все большую зависимость от креативного потенциала человека. Творчество становится абсолютно необходимым как для развития самого процесса производства, так и для усвоения его результатов. Современный специалист в любой области деятельности должен быть способен не только решать насущные практические задачи, он должен ставить задачи развития своей организации и самого себя, видеть перспективу, анализировать ситуацию, выявлять актуальные проблемы, находить и реализовать эффективные способы их решения, прогнозировать негативные последствия. Именно образование отвечает за производство духовного и интеллектуального потенциала нации.
Современное состояние системы образования не удовлетворяет ни общество, ни государство. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены стратегические цели и задачи развития образования к 2025 году. Предполагается, что российское образование должно выйти на принципиально новый уровень, соответствующий запросам высокоразвитого постиндустриального общества.
Важнейшим шагом в решении задач развития духовного и интеллектуального потенциала стало принятие новых образовательных стандартов. Развитие личности ученика как субъекта жизнедеятельности - основная задача современного образования.
Введение ФГОС предполагает смену принципиальной модели образовательного процесса: переход от ассоциативно-репродуктивной к деятельност-ной.
В отличие от действовавшего ранее, новый стандарт устанавливает требования к:
• результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным;
• структуре основной образовательной программы;
• условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Стандарт ориентирует на получение качественно новых результатов. Сегодня оно определяется не тем, в какой мере выпускник освоил предлагавшиеся ему знания умения и навыки, а тем, насколько результаты его личностного развития соответствуют возможностям развития, содержащимся в культуре, в какой мере у него сформированы соответствующие деятельности.
Педагогическое образование является частью образовательной системы в целом. Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменять свои цели, содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования и в определённом смысле даже опережать его. Навряд ли можно оценить сегодняшнее состояние профессиональной подготовки учителей в целом как опережающее.
Необходимость переосмысления целей профессионального педагогического образования признается сегодня и научной общественностью и представителями властных структур. ГОС ВПО определил требования к результатам профессионального образования на языке компетенций. Этот факт свидетельствует о том, что сделан первый шаг на пути перехода от знание-воориентированной к деятельностноориентированной парадигме в системе высшего образования. Будущий учитель должен формироваться как субъект профессиональной деятельности. Качество этих результатов будет зависеть от способов их достижения.
Сегодня наиболее часто обсуждается вариант организации процесса подготовки педагога в центрах педагогического образования, которые предполагают осуществлять образовательную деятельность на разных ступенях образования. Авторы этой идеи исходят из опыта зарубежных стран, которые являются образцами подготовки педагогических кадров. Основной залог их успеха - включение студентов в образовательный процесс в реальных условиях школы.
Действительно, научиться действовать можно только в деятельности. Но с нашей точки зрения, этих условий будет недостаточно.
Чтобы выявить механизмы развития личности будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности, рассмотрим основные положения деятельностной научной школы, основы которой были заложены в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и развиты его учениками и последователями (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эль-конин, и др.).
С позиций деятельностного подхода, психика человека является социокультурным и семиотическим образованием, развивающимся в ситуациях общения и деятельности. Развитие психики осуществляется путём присвоения человеком общественно выработанных способов деятельности. Источником развития психики служит культура. Культура - это идеальное представительство реальных способностей людей, опредмеченнных в знаково-символической форме. Присвоение новыми поколениями продуктов культуры (эталонов умений как идеальных форм вещей) служит основой исторического наследования людьми реальных умений и способностей, наработанных человечеством. Движущая сила психического развития человека - его деятельность. Культура как источник психического развития выступает в этой своей функции только тогда, когда индивид выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опред-меченных в вещественной и знаково-символической формах. С позиций такого понимания психики образование может обеспечивать полноценное развитие будущего учителя только тогда, когда он становится не обучаемым, а обучающимся, т. е. субъектом своего образования.
Одно из основных понятий данной теории - личность. Существуют различные подходы к определению этого понятия, но наиболее последовательным для рассматриваемой теории, является философско-диалектическое понимание личности, как субъекта свободной, творческой деятельности. «Мы склонны придерживаться той философской позиции, - пишет В.В. Давыдов, - которая содержит понимание личности как целостности, возникшей в ходе развития человеческого индивида в условиях определённых общественных отношений» [1, с. 45]. «Личностью обладает творчески («свободно») и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни» [1, с. 47].
Согласно такому пониманию, развиваясь как субъект деятельности человек становится все более универсальным, а значит, свободен в выборе целей и способов их достижения. Наивысших ступеней свободы он достигает, когда главной ценностью для него становится саморазвитие и развитие мира, когда он оказывается способным строить свою жизнедеятельность как развивающуюся на основе понимания законов её развития.
Понятие «субъекта деятельности» было конкретизировано В.С. Лазаревым. Первоначально он обозначает проблему разведения понятий «субъект деятельности» и «субъект действия»
Сегодня в практике подготовки учителей укоренилось понятие «прак-тикоориентированное обучение». Как правило, оно предполагает решение конкретных задач из педагогической практики, обсуждение проблем образования, проведения учебных и воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях и т. п. Как студенты решают эти задачи? Участвуют ли они в постановке цели, поиске решения, планировании деятельности по достижению намеченных результатов? Или им предлагаются готовые образцы без обоснования, без осознания логики их происхождения, а они как хорошие исполнители реализуют, не собственные, а чьи-то цели и планы? Являются ли они субъектами учебной или профессиональной деятельности?
В.С. Лазаревым определены следующие качественные характеристики субъекта деятельности: уровень решаемых задач, способ решения этих задач, зрелость самоопределения [2].
Всякая деятельность имеет иерархическое строение и на каждом её уровне решаются свои задачи. Число иерархических уровней задач может быть различным, но всегда присутствуют как минимум три уровня: общие (системные) задачи, особенные и единичные (далее не разложимые на составляющие, без потери специфики данной деятельности). Так, к общим задачам педагогической деятельности можно отнести: создание педагогической системы школы; построение образовательной программы по ступеням образования; к особенным: построение системы преподавания какого-либо предмета; построение системы преподавания учебного курса; к единичным: проведения учебных занятий.
Как показывает реальная практика, учителя хорошо решают единичные задачи и слабо ориентированы в решении задач более высокого уровня. Разработка основной образовательной программы в рамках реализации ФГОС вызывает у них серьёзные затруднения. И зачастую можно услышать вопрос: «А должны ли мы вообще это делать?»
Учитель, как субъект деятельности, при решении её общих задач реализует различные функции: постановки задач, анализа ситуации, прогнозирования, планирования, принятия решений, контроля, оценки и др. При этом содержание выполняемых действий существенно зависит от уровня решаемых задач. Планирование изучения учебного курса и планирование занятий - функции одного типа по назначению, но разные по содержанию.
С нашей точки зрения, важно не только включить студентов педагогического вуза в реальный образовательный процесс, но и определиться с системой задач, которые он будет решать в процессе этой деятельности. Конечно, необходимо включать будущих учителей в решение задач разного уровня, но они должны быть построены как некоторая единая система. Постановка задачи более высокого уровня должна предшествовать задачам более низкого уровня. Студента необходимо включать в поиск решения сложных задач, разложением их на специальные, единичные, что позволит им понять логику их происхождения.
Операциональная оснащённость субъекта деятельности - ещё одна его характеристика. На каждом уровне деятельности субъект может иметь ориентировочную основу, позволяющую ему:
1) применять стандартные решения для каких-то типов задач;
2) регулировать поиск нестандартных решений задач некоторых типов;
3) осуществлять целенаправленный поиск решений задач любых типов.
Целям формирования ориентировочной основы высокого уровня наиболее адекватна, с нашей точки зрения, проектная деятельность. Необходимо чтобы студенты не просто решали конкретные практические задачи проектным методом, а уже на первых этапах профессионального образования освоили культуросообразные способы постановки проблемы, поиска её решения, планирования способов достижения результата, целеполагания, оценки достигнутых результатов. Как раз освоение проектировочных умений и позволит им решать особенные и системные задачи.
Однако решать задачи деятельности ещё не значит быть её субъектом. Учитель становится субъектом педагогической деятельности лишь тогда, когда его мотив совпадает с её общественным функциональным значением, если у него есть ценностное отношение к ней. Формирование мотивов педагогической деятельности у студентов - задача сложная, в которой множество различных условий. Включение студентов в решение сложных педагогических задач, формирование у них уверенности в собственных возможностях их решения позволят им сделать более осознанный вход в профессию.
Развитие проектных умений будущих учителей мы связываем с развитием у них практического мышления, которое понимается нами как особая способность, обеспечивающая человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизнедеятельности, ставить цели практических действий, планировать их достижение, принимать решения в ходе выполнения действий, прогнозировать и оценивать их возможные последствия.
Литература
1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996 - 544 с.
2. Лазарев, В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования [Текст] / В.С. Лазарев // Известия российской академии образования / ред. В.А. Сластенин, В.Н. Харькин. - 2000. - № 2. - С. 15-24.
3. Лазарев, В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов [Текст] / В.С. Лазарев // Вестник СурГПУ. - 2011. -№ 2. - С. 5-14.