Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1741
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР / НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / LEXICAL AND GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH / PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / VISUAL MODELING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрамова Наталья Андреевна, Дедюкина Марфа Ивановна

Статья посвящена вопросам развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования. Авторы раскрывают особенности лексико-грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи на основе анализа различных ученых-исследователей по данной проблеме, описывают результаты исследования, опыт использования наглядных моделей, который включают систематизацию дидактических игр на основе моделирования, включающие изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи; схем основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Абрамова Наталья Андреевна, Дедюкина Марфа Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE LEXIC-GRAMMATIC STRUCTURE OF SPEECH AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERGROUND OF SPEECH

The article is devoted to the development of the lexical and grammatical structure of speech in older preschoolers with a general underdevelopment of speech using visual modeling. The authors highlight the features of the lexical and grammatical structure of the speech of children with general speech underdevelopment, describe the experience of using visual models, which may include images of real objects, symbols to indicate some parts of speech; schemes of the main features of certain types of described objects (schemes of descriptive stories), as well as the actions performed in relation to them for the purpose of examination; stylized designations of "keywords" of the main parts of the narrative story, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Педагогика

УДК 13.00.02

кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Наталья Андреевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования. Авторы раскрывают особенности лексико-грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи на основе анализа различных ученых-исследователей по данной проблеме, описывают результаты исследования, опыт использования наглядных моделей, который включают систематизацию дидактических игр на основе моделирования, включающие изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи; схем основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Ключевые слова: лексико-грамматический строй речи; дети дошкольного возраста с ОНР; наглядное моделирование.

Annotation. The article is devoted to the development of the lexical and grammatical structure of speech in older preschoolers with a general underdevelopment of speech using visual modeling. The authors highlight the features of the lexical and grammatical structure of the speech of children with general speech underdevelopment, describe the experience of using visual models, which may include images of real objects, symbols to indicate some parts of speech; schemes of the main features of certain types of described objects (schemes of descriptive stories), as well as the actions performed in relation to them for the purpose of examination; stylized designations of "keywords" of the main parts of the narrative story, etc.

Keywords: lexical and grammatical structure of speech; preschool children with general speech underdevelopment; visual modeling.

Введение. Необходимый уровень развития лексико-грамматической структуры речи обеспечивает развитие окружающего ребенка мира. Соответственно, развитие лексико-грамматической структуры речи считается приоритетной задачей когнитивно-речевого развития у дошкольников. Решение этой проблемы прежде всего необходимо для устранения недостаточного развития речи и подготовки детей к школе.

По мнению О.А. Бигеева, особенность овладения грамматической структурой речи у детей с ОНР проявляется в более медленном темпе обучения, в дисгармонии развития 8 морфологической и синтаксической системы языка, семантического и формально-языкового компонентов, в искажении общая картина развития речи. Анализ речи детей с OHP выявляет нарушения в их овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами У этих детей обнаруживаются трудности как в выборе грамматических средств, так и в выражении мыслей, и в их сочетании.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова утверждают, что при ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, что грамматическая система языка организована на основе большого числа языковых правил [3].

Также Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова подчеркивают некоторые особенности лексической и грамматической структуры языка у детей с ОНР: грамматические формы словоизменения, словообразование, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и нормальное развитие языка. Особенность ассимиляции грамматической структуры языка у детей с ОНР проявляется в большей степени; медленные темпы ассимиляции, в дисгармонии развития морфолого-синтаксической системы языковой, семантической и формальной языковой составляющих, в искажении общих рамок языкового развития.

Результаты исследований А.В. Кротковой и Е.Н. Дроздовой доказывают, что у детей с недоразвитием речи наблюдается несовершенство операций выбора слов и их комбинирования по грамматическим правилам. Им нелегко понять соответствие выбранной лексической единицы способам ее грамматического оформления, низкий уровень которого у детей с недоразвитием речи сочетается со стойкими затруднениями семантического порядка, в результате чего возникают стойкие ошибки в выборе адекватного по смыслу и грамматическому оформлению слова [4, с. 8].

На сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР, но вместе с тем поиск эффективных путей устранения этих нарушений делает необходимым тщательный анализ механизмов становления языковых операций.

Изложение основного материала статьи. Исследование проходило на базе МБДОУ г. Якутска. В эксперименте участвовало всего 80 детей: в экспериментальной группе 40 детей, в контрольной группе 40 детей. На констатирующем этапе за основу мы взяли методику О.Е. Грибовой, которая позволяет выявить уровень развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной и контрольной группах [2]. Обследовали словарный запас (активный и пассивный), грамматический строй языка (понимание и употребление в речи предлогов, согласование в роде, числе, падеже прилагательные с существительными, согласование числительных с существительными, употребление существительные родительного падежа множественного числа и т.д.).

Получили следующие показатели: дети в своих высказываниях нечасто пользуются наречиями и прилагательными, обозначающими признаки и свойства предметов, способы действий с ними. Многие дети

допускают ошибки в словообразовании, например, столик - «столеночек», тарелочка- «тарелик»). Также много ошибок дети совершали на образование прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («фарфоренный», «фарфорый» - чашка, «клубикин», «клубный», «клубиченный» - кисель...).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие: неправильное согласование численных с существительными, ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены; ошибки в употреблении падежных форм множественного числа.

В обследовании лексики дети экспериментальной группы назвали все предметы, но некоторые затруднялись назвать все их части. Многие не называли слово циферблат. Также дети часто путали домашних животных с дикими, часто наблюдалась замена, например: обувь заменяли на туфли; транспорт на машины. Недостаточно справились с четвертым заданием: не знают где живут пчелы, говорят, что белка живет на дереве. При выполнении заданий, где нужно подбирать синонимы и антонимы, дети не все справились. Зато дети смогли образовать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. В задании, где нужно образовывать относительные прилагательные дети справились, но большинство, например, вместо слова «глиняная» образовали слово «глинная».

В обследовании грамматики дети из экспериментальной группы не смогли назвать детенышей коровы, лошади, овцы. К существительным дети подбирали только по 1-2 прилагательных. Не смогли подобрать к словам действиям антонимы, а также синонимы. Испытывали трудности в задании, где нужно показать картинку с предлогами. Также в шестом задании не смогли образовать притяжательных прилагательных от слова «лиса», «медведь», «заяц» и «белка». И у большинства детей при образовании глаголов при помощи заданной приставки дети использовали не все приставки.

Далее обработали результаты исследования:

1 балл- с заданием не справился;

2 балла - с заданием справился частично;

3 балла - с заданием справился полностью.

Критерии оценивания:

- низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи (от 0 до 28);

- средний уровень развития лексико-грамматического строя речи (от 0 до 39);

- высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи (от 40-60).

Общие результаты базовых уровней развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР приведены в диаграмме 1.

По результатам исследования мы видим, что в контрольной группе результаты обследования лексико-грамматического строя речи у 30% детей средний уровень, у 70% низкий уровень, высокого уровня нет. В экспериментальной группе средний уровень показывает 20%, 80 % составляет низкий уровень, высокого уровня не наблюдается.

Экспериментальная группа

I Высокий ■ Средний ■ Низкий

0%

20%

80%

Диаграмма 1. Показатели уровня развития лексико-грамматического строя речи у старших

дошкольников с ОНР

Следовательно, для развития лексико-грамматического строя речи детей экспериментальной группы мы разработали систему логопедической работы с использованием метода моделирования.

Ниже приведена система логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (см. таблицу 1).

Таблица 1

Этапы проведения логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей экспериментальной группы с использованием метода моделирования

Задачи Содержание работы Использование моделей в дидактических играх

Модели развитию навыков словообразования и словоизменения по родам, по числам и по падежам. Задания по развитию навыков словообразования и словоизменения по родам, по числам и по падежам. Игра «На лугу пасутся, кто?» модели: контурные и сюжетные картинки в ед. и мн. числе. Игра «Кто, чем питается?» модели: силуэтные изображения животных, меда, травы, капусты и моркови. Игра «У меня - у гнома - у великана» модели: фигурки на мнемосхеме и геометрические фигуры обозначающих маленькие и большие предметы и т.д.

Предметно- схематические и графические модели при уточнении грамматических значений предлогов. Задании с моделями по развитию уточнения грамматических значений предлогов (НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С). Игра «Куда села бабочка?» модели: контурное изображение бабочки и разных предметов. Игра «Где лежит мяч?» модели: схема, изображающее различное положение мяча по отношению к другим предметам. Игра «Когда это бывает?» модели: геометрическая фигура круг, разрезанная на четыре части, каждая из которых обозначена схематически одним временем год.

Развитие фразовой речи за счет увеличения включаемых элементов моделей и разнообразия их взаимодействия. Задания по развитии фразовой речи по опорам, схемам и т.д. Игра «Опиши любимую игрушку» модели: схема, разделенная на шесть квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов, о которых надо рассказать). Игра «Последовательные пересказы» модели: контурные изображения главных героев произведений. Игра «Кто, где живет» модели: опорные схемы-карточки, обозначающие признаки дома.

Таким образом, в ходе исследования мы убедились, в том, что моделирование значительно повышает умения зрительно сопоставлять изображение, схему со «словом», «текстом», научиться с ними работать, это обусловлено с преобладанием наглядно-действенного мышления дошкольников. Помимо этого, метод моделирования активизирует мыслительные процессы, развивает память, воображение, внимание, логику.

Выводы. Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами мы использовали простые модели. Так, например, в процессе игры «Последовательные пересказы» мы закрепляли понимание детьми значения глаголов, а в игре «Опиши любимую игрушку» развивали понимание категорий рода у прилагательных, уточняли смысл логико-грамматических конструкций, включающих субъект действия, объект действия и предикат в игре «Исправь ошибку» и др. В процессе проведение игр с использованием моделирования большое внимание уделяли воспитанию словообразовательных навыков у детей с ОНР.

Можно отметить необходимость особенного внимания семьи и ДОО к созданию коррекционно-развивающей среды, которая должна способствовать развитию лексико-грамматической стороны речи, а также обеспечивать, активизировать компенсаторные возможности организма ребенка. Используемые методы и приемы коррекционно-логопедической работы должны сопровождать естественный процесс оформления высказываний и служить дополнительным средством развития познавательных и коммуникативных речевых способностей детей.

Таким образом, моделирование - это воспроизведение свойств и признаков изучаемого объекта, создание его прототипа и действия с ним, который помогает ребенку представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Литература:

1. Бигеева О.А. Особенности грамматического строя речи детей с ОНР / О.А. Бигеева // Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и новации: сборник научно-методических трудов / науч. ред. Л.А. Ястребова. - Армавир: РИО АГПА, 2014. - 124 с.

2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

3. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

4. Кроткова А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. - 2004. №1. - С. 26-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.