Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEXICAL AND GRAMMATICAL SIDE OF SPEECH / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE III LEVEL / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Резникова Е. В., Басина Д. Е.

Введение. Организация психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в комбинированных общеобразовательных дошкольных организациях посредством проектной деятельности является актуальной задачей. Обязательным условием становления связной устной, а позже и письменной речи является высокий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является проблемой при формировании готовности к последующему школьному обучению. Необходимость формирования лексико-грамматической стороны у детей подчеркивали такие авторы, как Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова и другие. Цель статьи: обосновать авторское видение реализации коррекционной работы по преодолению нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня через систему психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации посредством проектной деятельности. Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы основные методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, обучающий эксперименты, контрольный, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты. В результате экспериментальной работы был сделан вывод о том, что в процессе психолого-педагогического сопровождения применение проектной деятельности будет способствовать развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Обсуждение. Подчеркивается, что одним из эффективных средств, позволяющим решать проблему развития лексико-грамматической стороны речи, является проектная деятельность, в которую вовлечены не только дошкольники с нарушениями речи, но и их родители. Заключение. Делается вывод о том, что использование проектной деятельности позволяет создать благоприятную языковую среду, способствует обогащению речи лексико-грамматическими средствами, расширяет сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи и при различных коммуникациях. Основные положения: - описаны методические подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях общеобразовательной организации; - экспериментально проверена возможность использования проектной деятельности в роли средства развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня; - представлены практики реализации проектной деятельности в роли средства развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Резникова Е. В., Басина Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS THROUGH PROJECT ACTIVITIES

Introduction. The organization of psychological and pedagogical support for older preschool children with general speech underdevelopment of the III level in combined general educational preschool organizations through project activities is an urgent task. A prerequisite for the formation of a coherent oral and later written speech is a high level of formation of the lexical and grammatical side of speech in preschoolers. The development of the lexical and grammatical side of speech in preschool children with general speech underdevelopment is a problem in the formation of readiness for subsequent schooling. The need to form the lexical and grammatical side in children was emphasized by such authors as T.B. Filicheva, T.V. Tumanova, L.N. Efimenkova, N.S. Zhukova, L.F. Spirova and others. Materials and methods. To solve the set tasks, the main research methods were used: analysis of literary sources on the research topic, study of the state of the problem, study of the history of children's development, personal files and medical records, observation, conversation, questionnaire, testing, ascertaining, control, educational experiments, analysis and generalization the results obtained. Results. As a result of the experimental work, it was concluded that in the process of psychological and pedagogical support, the use of project activities will contribute to the development of the lexical and grammatical side of speech of older preschool children with general speech underdevelopment of the III level. Discussion. It is emphasized that one of the effective means for solving the problem of the development of the lexical and grammatical side of speech is project activity, in which not only preschoolers with speech impairments are involved, but also their parents. Conclusion. It is concluded that the use of project activities allows you to create a favorable language environment, contributes to the enrichment of speech with lexical and grammatical means, expands the scope of the use of lexical and grammatical means of the language in various forms of speech and in various communications. Highlights: Describes methodological approaches to the implementation of psychological and pedagogical support of preschool children with speech disorders in a general educational organization; The possibility of using project activities as a means of developing the lexical and grammatical side of speech in older preschool children with general speech underdevelopment of level III was experimentally tested; Presented the practice of implementing project activities as a means of developing the lexical and grammatical side of speech in older preschool children with general speech underdevelopment of the III level.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.157.4.017

УДК 371.9: 15 ББК 74.5: 88.840

Е. В. Резникова1, Д. Е. Басина2

^RCID № 0000-0002-4785-3559 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: elen2211@mail.ru

2ORCID № 0000-0003-4530-3534 Учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 442 г. Челябинск», г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: dariabasina96@gmail. com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Введение. Организация психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в комбинированных общеобразовательных дошкольных организациях посредством проектной деятельности является актуальной задачей.

Обязательным условием становления связной устной, а позже и письменной речи является высокий уровень сформированно-сти лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного | возраста с общим недоразвитием речи является проблемой при

формировании готовности к последующему школьному обучению. Ч Необходимость формирования лексико-грамматической стороны у

детей подчеркивали такие авторы, как Т. Б. Филичева, Т. В. Тума-| нова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова и другие.

Цель статьи: обосновать авторское видение реализации кор-^ рекционной работы по преодолению нарушений лексико-

грамматическом стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня через систему психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации посредством проектной деятельности.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач

с

были использованы основные методы исследования: анализ лите- §

о

ратурных источников по теме исследования, изучение состояния о

о

проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и меди- е цинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, обучающий эксперименты, контрольный, анализ и обобщение полученных результатов.

Результаты. В результате экспериментальной работы был

а о о о и

л е

о

о е

о о

о

сделан вывод о том, что в процессе психолого-педагогического со- О

провождения применение проектной деятельности будет способ- д

е

ж и

е е

ствовать развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Обсуждение. Подчеркивается, что одним из эффективных средств, позволяющим решать проблему развития лексико-грамматической стороны речи, является проектная деятельность, в которую вовлечены не только дошкольники с нарушениями речи, но и их родители.

Заключение. Делается вывод о том, что использование проектной деятельности позволяет создать благоприятную языковую среду, способствует обогащению речи лексико-грамматическими средствами, расширяет сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи и при раз-

р

о

д о

£ ь

о*

н о

о о

№ о

р

а с

о н

у

р и

личных коммуникациях. К "

Ключевые слова: лексико-грамматическая сторона речи; о е

8 ! и

дети старшего дошкольного возраста; общее недоразвитие речи III е 5

" с

уровня; проектная деятельность. | е

ь с

Основные положения: о 1

т о

описаны методические подходы к реализации психолого-

педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях общеобразовательной организации;

- экспериментально проверена возможность использования проектной деятельности в роли средства развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;

- представлены практики реализации проектной деятельности в роли средства развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

1 Введение (Introduction)

В рамках реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи предполагается создание условий в общеобразовательных организациях, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

В коррекционных группах возрастает количество детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При данной форме речевой патологии нарушается развитие всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии речи обнаруживается нарушение звукопроизношения, фонематических процессов и низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи [1-3]. Дети с общим недоразвитием речи не усваивают в достаточном объеме общеобразовательную программу детского сада, § а в дальнейшем испытывают трудности при обучении в школе. ^ Требования Федерального государственного образователь

t^ ного стандарта дошкольного образования акцентируют внимание

ав на формировании у детей умения владеть грамматическим строем

ко

i языка, связной диалогической и монологической речью. Одним из

^ эффективных средств, позволяющим решать проблему развития В.

hq лексико-грамматической стороны речи, является проектная дея-

тельность. В основе проекта находится проблема, для решения которой обязательно проведение исследовательского поиска, результаты которого обобщаются в единое целое. Использование проектной деятельности позволяет создать благоприятную языковую среду, которая дает образцы грамотной речи и повышает речевую культуру детей, обогащает речь лексико-грамматическими средствами на основе активной деятельности в окружающем мире и звучащей речи; расширяет сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи.

В связи с этим представляется необходимость теоретически и эмпирически изучить особенности реализации проектной деятельности при проведении коррекционной работы по развитию 5

р

о

лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошколь- о ного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. О необходи- е мости проведения специальной коррекционной работы у детей с нарушением лексико-грамматического строя речи говорили Т. Б. Фи-личева, Т. В. Туманова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Л. Ф. Спи-рова, Р. И. Лалаева, Е. Н. Российская, Н. В. Серебрякова, Л. С. Со- £ ломаха, Е. Ф Соботович, М. Ф. Фомичева, Т. Б. Филичева, Г. В. Че-велева и др.

Проблема преодоления нарушений лексико-грамматического

сопровождения остается одной их актуальных в современной спе-

речи Ш уровня нами была выбрана методика обследования В. М. Аки-менко [4]. Методика состоит из двух частей: первая часть исследования заключается в изучении состояния лексического запаса, вто-

гу

о

л о г о

S

№ д

а г о г и ч № с

о № с

i

о* ж

строя речи у дошкольников в процессе психолого-педагогического О

№ о

а

циальнои педагогике. с

V

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС № 442 г. V Челябинск». В исследовании приняло участие 10 детей старшего ^ дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В исследовании для изучения состояния лексико-граммати-

~ л

№ Ü

№ е * s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж 3 №

Kl ч

ческого строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием Ü о

о

№ 3

§ д i

ж S о s

о

а ж

§ ний;

рая часть — в изучении грамматической стороны речи (словоизменение, словообразование). Изучение лексики включало в себя: исследование словаря существительных; исследование обобщающих понятий; исследование глагольного словаря; исследование словаря прилагательных; исследование лексики подбора антонимов.

Вторая часть исследования включала обследование грамматической стороны речи, а именно словоизменения и словообразования. Изучение словоизменения включало: исследование образования существительных именительною падежа множественного числа; исследование образования существительных в косвенных падежах; исследование умения образовывать существительные родительного падежа множественного числа; исследование согласования числительного с существительным; исследование согласования прилагательного с существительным; исследование употребления предлогов (в, на, под, над, за, перед, около). Изучение словообразования включало: исследование образования названий детенышей; исследование образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; исследование образования относительных прилагательных от существительных; исследование приставочных глаголов и исследование образования глаголов совершенного вида.

Оценивание результатов результаты диагностики осуществлялось по уровням:

I уровень (низкий, 1 балл) — словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукоподражаний; не использует морфологические элементы для передачи грамматических отноше-

II уровень (ниже среднего, 2 балла) — актуализация словаря ^ вызывает затруднения, не знает многих слов, названий животных,

профессий, инструментов, частей предметов и т.д., не усвоены сло-| ва обобщенного, отвлеченного значения, не может подбирать антонимы, неточно употребляет слова; отмечаются грубые ошибки в ^ употреблении грамматических конструкций;

III уровень (средний, 3 балла) — затруднения при актуализации незначительного количества слов, вместо антонимов использует слова, близкие семантически, среди существительных наблюдаются замены слов путем объединения их в одно родовое понятие; не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей;

гу

их о

л о г

о

IV уровень (выше среднего, 4 балла) — словарь соответ- №

д

а г о г и ч № с

ко №

с о о

№ о

ствует возрастной норме, но слова актуализирует недостаточно быстро; грамматический строй соответствует возрастной норме, но имеются незначительные затруднения при выполнении не более 2-х заданий;

V уровень (высокий, 5 баллов) — словарь соответствует возрастной норме, быстро актуализирует слова, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения; грамматический строй соответствует возрастной норме, но имеются незначительные затруднения при выполнении не более 2-х заданий.

3 Результаты (Results)

По результатам констатирующего этапа эксперимента ни один ребенок не показал высоких результатов, что привело нас к выводам о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы.

Продумывая содержание коррекционной работы, мы ориентировались на рекомендации Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой [2]. В качестве средства развития связной речи мы выбрали проектную деятельность. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполага-

о д о

£

i

о*

н о

г о

№ о

а с

О н

а е

р I

е

к

ет использование новых развивающих педагогических технологий. но ре

8 ! и

Мы решили использовать в своей работе лэпбук. Лэпбук — е 5

1 о

это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной ел ре

ь с

деятельности детей, тематической недели, предусмотренной ос- о

т о

новной образовательной программой дошкольной образовательной

организации. Может быть использован при реализации образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи детей включала развитие лексики, словообразования, словоизменения.

В ходе психолого-педагогического сопровождения развития лексико-грамматической стороны речи мы создавали лэпбуки по разным лексическим темам. Это и явилось основой проектной деятельности. Мы развивали лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через создание и использование лэпбука на логопедических занятиях, на занятиях воспитателя в группе [5].

Определили вид проекта: совместный, творческий, групповой, долгосрочный.

Занятия по проекту проводились раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляла 25-30 минут.

В ходе изучения лексической темы на протяжении всей недели учитель-логопед и воспитатели группы уточняли, активизировали и формировали словарь, развивали навыки словоизменения и словообразования [6].

Проект предусматривал «интерактивное взаимодействие» всех участников психолого-педагогического сопровождения, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматической стороны речи. Это выражалось в том, что родители вместе со своими детьми искали необходимый материал по определенной теме, это могли быть загадки или вырезанные картинки. Ребенок должен был при-нси нимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в

стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходило и Ч общение родителей с ребенком [5].

Проект по созданию лэпбуков включал три этапа реализации. | Первый этап — организационный (информирование родите-

лей о работе по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III

уровня, планирование деятельности с учетом запросов родителей).

Второй этап — практический, включал совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей.

Третий этап — контрольно-аналитический, предполагал отслеживание количественных и качественных результатов.

Проект детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня рассчитан на учебный год. Мероприятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Их продолжи- s тельность 25-30 минут. Содержание работы над проектом распределено по трем блокам: использование лэпбука на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи для того, чтобы дети ознакомились с данным пособием; создание лэпбука в качестве итогового мероприятия по лексическим темам недели; работа с родителями.

Воспитатели ежедневно закрепляли полученные знания и д умения детей в ходе игр, упражнений и совместной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности. Работа по развитию лексико-грамматической стороны речи детей включала в себя: беседы по лексической теме недели; дидактические игры и упраж-

тические задания; отгадывание загадок; составление рассказа-описания, составление рассказа по сюжетной картине; викторины [6].

В конце каждой недели проводилось итоговое мероприятие — создание лэпбука по лексической теме, которое включало в себя повторение всего пройденного материала, отгадывание загадок, вырезание картинок, выполнение дидактических и практиче-

д

а г о г s

Л

s

о §

№ о

о 3

о

№ о

нения; чтение художественной литературы; показ презентаций; прак- §

g

о

i

о*

ж о

г о

№ о

кЙ 3

Ö о

ских заданий. 3

у

Эффективность работы по развитию лексико-грамматичес-кой стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня зависела от привлечения и родите- | "а

St Д

лей в образовательный процесс. Мы использовали формы работы с а

ж ^

3 i

s g « s s

8 5

ос

родителями: родительские собрания; мастер-классы; индивидуаль- ел ре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь с

ные беседы; консультации; выставки совместной деятельности пе-

дагогов и детей [7, 8].

ж о

Q № о

Реализация проекта позволила достигнуть положительных результатов у каждой категории участников.

У детей развивалась лексико-грамматическая сторона речи развивалась общая и мелкая моторика, дети получили успешный опыт взаимодействия в совместной деятельности с разными участниками (дети, родители, педагоги), получили поддержку своей творческой инициативности.

У родителей повысилась компетентность в вопросах развития лексико-грамматической стороны речи, включились в педагогический процесс как равноправные партнеры, они узнали перспективы развития своих детей (готовность обучения в школе, выявление индивидуальных способностей и задатков).

Педагоги повысили профессиональное мастерство, регулярно обновляли предметно-пространственную среду группы, что способствовало повышению качеству образовательной услуги.

Данный проект может быть применен и в общеразвивающих группах, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматической стороны речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.

4 Обсуждение (Discussion)

Анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента, позволяет отметить эффективность проведенной коррекционной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного воз-| раста с общим недоразвитием речи III уровня посредством проект-^ ной деятельности.

Ч Проведенный контрольный эксперимент показал повышение

® " г

! уровней выполнения заданий, что дает основание говорить об эф-

| фективности предложенной нами коррекционной работы. ^ 5 Заключение (Conclusion)

bj Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с

общим недоразвитием речи является одной из основных задач кор-рекционного обучения и воспитания, также это необходимо для полного преодоления речевого недоразвития и для успешности детей в школьном обучении [6-8].

В ходе экспериментальной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нами были проведены констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. №

По результатам, полученным в ходе экспериментальной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности, контрольный экспе-

Библиографический список

1. Баранова Г. А., Бабошкина Т. А. Развитие лексико-грамматического

о о

о

римент показал повышение уровня развития лексико-грамматичес- о кой стороны речи детей. Этот факт свидетельствует о возможности &

е ж ж №

использования проектной деятельности в развитии лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты 3 подтверждают грамотность спланированной и проведенной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и эффективность использования в коррекционной работе проектной деятельности.

о ^

0 £

1

о*

ж о

г о

№ о

кЙ 3

а о

л

3 ж

строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 3

// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 2018. №2. С. 81-88. ~

5 л

2. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. о ж СПб. : Каро, 2013. - 160 с.

ж 3

3. Ваценкова И. О., Резникова Е. В. Развитие лексико-грамматического о л строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи № 5 III уровня посредством продуктивных видов деятельности // Современные под- № 3 ходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностя- Ц о

ми здоровья : сборник научных статей по итогам научно-исследовательской ра- С ®

3 о

боты преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и

а .g

5? а сц

коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год. Челябинск : Цицеро, 2016. С. 35-37. - ISBN - 978-5-91283-747-0.

4. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 77 с.

5. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению : монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. - 282 с.

6. Щербак С. Г., Самохвалова Н. Г. Нарушение лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 188-190.

7. Borodina V.A. (2017), "Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, no. 12. pp. 24862492.

8. Кодермятов Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 11. URL: https://moluch.ru/archive/91/20080/ (Дата обращения: 01.06.2020).

Ye. V. Reznikova1, D. Ye. Basina2

^RCID No. 0000-0002-4785-3559 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elen2211@mail.ru

2ORCID No. 0000-0003-4530-3534 Docent, Candidate of Sciences (Psychology), Speech therapist, Municipal budgetary educational institution "Kindergarten No. 442 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia.

E-mail: dariabasina96@gmail.com

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS THROUGH PROJECT ACTIVITIES

Abstract

£ Introduction. The organization of psychological and peda-

gogical support for older preschool children with general speech underdevelopment of the III level in combined general educational preschool organizations through project activities is an urgent task. A prerequisite for the formation of a coherent oral and later written speech is a high level of formation of the lexical and

grammatical side of speech in preschoolers. The development of the lexical and grammatical side of speech in preschool children with general speech underdevelopment is a problem in the formation of readiness for subsequent schooling. The need to form the lexical and grammatical side in children was emphasized by

such authors as T.B. Filicheva, T.V. Tumanova, L.N. Efimenkova, Ss

S

N.S. Zhukova, L.F. Spirova and others. 3

3

Materials and methods. To solve the set tasks, the main re- i

g

search methods were used: analysis of literary sources on the re- g

s

search topic, study of the state of the problem, study of the histo- p

s

ry of children's development, personal files and medical records, ^

3

observation, conversation, questionnaire, testing, ascertaining, i

a

control, educational experiments, analysis and generalization the ~

^

results obtained. p

o

Results. As a result of the experimental work, it was concluded that in the process of psychological and pedagogical sup- | port, the use of project activities will contribute to the develop- p ment of the lexical and grammatical side of speech of older S preschool children with general speech underdevelopment of the § III level. <2 Discussion. It is emphasized that one of the effective §

oo

means for solving the problem of the development of the lexical n and grammatical side of speech is project activity, in which not only preschoolers with speech impairments are involved, but also 2

S

their parents. h

Conclusion. It is concluded that the use of project activities allows you to create a favorable language environment, contributes to the enrichment of speech with lexical and grammatical means, expands the scope of the use of lexical and grammatical means of the language in various forms of speech and in various communications.

Keywords: Lexical and grammatical side of speech; Children of senior preschool age; General speech underdevelopment

3

h

p

2.

2 S

a

S

of the III level; Project activities. Highlights:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Describes methodological approaches to the implementation of psychological and pedagogical support of preschool children with speech disorders in a general educational organization;

The possibility of using project activities as a means of developing the lexical and grammatical side of speech in older preschool children with general speech underdevelopment of level III was experimentally tested;

Presented the practice of implementing project activities as a means of developing the lexical and grammatical side of speech in older preschool children with general speech underde-velopment of the III level.

References

1. Baranova G.A. & Baboshkina T.A. (2018), Razvitiye leksiko-grammaticheskogo stroya rechi u detey doshkolnogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi III urovnya [Development of the lexical and grammatical structure of speech in preschool children with general speech underdevelopment of the III level]. Vestnik GOU DPO TO "IPK i PPRO TO", 2, 8188 (In Russian).

2. Lalayeva R.I. (2013), Korrektsiya obshchego nedorazvitiya rechi u doshkolnikov [Correction of general speech underdevelopment in preschoolers]. "Karo", SPb, 16 0p. (In Russian).

3. Vatsenkova I.O. & Reznikova E.V. (2016), Razvitiye leksiko -grammaticheskogo stroya rechi u detey starshego doshkolnogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi III urovnya posredstvom produktivnykh vidov deyatelnosti [Development of the lexical and grammatical structure of speech in older preschool children with general speech underdevelopment of the III

a level through productive activities]. Sovremennyye podkhody k diagnostike i | korrektsii razvitiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya:

QQ

sbornik nauchnykh statey po itogam nauchno-issledovatel'skoy raboty prepo-davateley, studentov i vypusknikov fakul'teta inklyuzivnogo i korrektsionnogo obrazovaniya YUUrGGPU za 2015-2016 uchebnyy god. [Modern approaches to the diagnosis and correction of the development of children with disabili-jp ties: collection scientific articles on the results of research work of teachers, »i students and graduates of the Faculty of Inclusive and Correctional Educa-^ tion of the CUSPU for the 2015-2016 academic year]. "Tsitsero", Chelya-^ binsk, pp. 35-37. ISBN- 978-5-91283-747-0. (In Russian).

Q

a £

4. Akimenko V.M. (2015), Logopedicheskoye obsledovaniye detey s rechevymi narusheniyami [Speech therapy examination of children with speech disorders ]. "Phoenix", Rostov-na-Donu, 77 p. (In Russian).

5. Sheremetyeva E.V. (2019), Ot rozhdeniya do pervoy frazy: tern-istyy put' k obshcheniyu [From birth to the first phrase: a thorny path to communication: monograph] Monografiya, Izdatel'stvo YUUrGGPU, Chelyabinsk, 282 p. (In Russian).

P

6. Shcherbak S.G., Samokhvalova N.G. (2017), Narusheniye leksiko- y

c

grammaticheskoy storony rechi u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi III 0

urovnya [Violation of the lexical and grammatical side of speech in children S with general speech underdevelopment of the III level]. Nauchnoye obozreni- S

ye. Pedagogicheskiye nauki, 5, 188-190. (In Russian).

a s c

7. Borodina V.A. (2017), "Methodological Support of the Innovative ^

Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Chil- —

dren", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, no. 12. pp. 2486- °§

i

2492. o

a

8. Kodermyatov R.E. (2015), K probleme psikhologo - ^

pedagogicheskogo soprovozhdeniya obrazovatelnogo protsessa [To the probo

o

lem of psychological and pedagogical support of the educational process]. Molodoy uchenyy, no. 11. Available at: https://moluch.ru/archive/91/20080/ ^ (Accessed: 01.06.2020). (In Russian). s

s

S'

^

I

to

c i S S

<—1

I fa

s

I

s

ki3

I

I c

l s

s' S

I

S

il

3

I.

I c

^"k

a c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.