УДК 371.927
Н. Л. Егорова, О. О. Марченкова Курганский государственный университет, Курган
ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ, ОБУСЛОВЛЕННОГО ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. В статье выделены основные компоненты грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, обусловленного дизартрией, описан диагностический инструментарий и балльно-уровневая система оценки, составлена, апробирована и доказана эффективность содержания логопедической работы, направленной на формирование компонентов грамматического строя речи (морфологического, синтаксического, когнитивного) и особенности применения в образовательном процессе занятий по нейрокоррекции при помощи специального оборудования: скалодрома и веревочной трассы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, дизартрия, грамматический строй речи, морфологический компонент, синтаксический компонент, когнитивный компонент, скалодром, веревочная трасса.
Проблема изучения нарушений речи у старших дошкольников в последнее время становится все более и более актуальной. Это определяется увеличением количества детей с нарушениями речи, а также актуальностью их коррекции в дошкольном возрасте. Исследования в области развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи является комплексной, так как она основана на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки доказывают, что развитие грамматического строя речи играет большую роль в общем речевом развитии ребенка.
Многие специалисты, такие как логопеды, дефектологи и лингвисты, указывают на то, что развитие лексико-грамматического строя речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. Овладение лексико-грамматическим строем речи -это важное условие умственного развития, потому что содержание исторического опыта, который ребенок усваивает в процессе онтогенеза, обобщено и отражено в речевой форме, прежде всего в значениях слов. Приобретение навыков словообразования и словоизменения, умение грамотно построить предложения в речевом высказывании в будущем определяет успешность коммуникации ребенка в обществе.
Изучению особенностей усвоения детьми грамматического строя речи посвящены исследования А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, С. Л. Рубинштейна, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Д. Б. Эльконина, М. М. Алексеевой, А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, Н. П. Ивановой, В. И. Логиновой,
Ю. С. Ляховской, Н. П. Савельевой, Е. М. Струниной, В. И. Яшиной и др. Как указывают авторы, овладение языком является приобретением ребенка в дошкольном возрасте. Этот возрастной период является сензитивным для развития речи и усвоения основных языковых норм. И если ребенок недостаточно овладел родным языком к 5-6 годам, то преодоление трудностей в более позднем возрасте значительно усложняется. Поэтому правильно организованная и своевременно проведенная логопедическая работа актуальна именно в дошкольном возрасте [1, 4].
Своевременное формирование речи, в частности ее грамматического строя, является важнейшим условием развития когнитивных функций, высших психических функций и личности человека. Речь выполняет важнейшую функцию в формировании мышления, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, мышления, восприятия, эмоций [2].
Формирование грамматического строя оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, т. к. определяет становление коммуникативных навыков и социализацию в целом. Взаимопонимание со сверстниками и взрослыми возможно лишь при наличии достаточного словарного запаса, а также грамматически правильно построенного высказывания [5].
Грамматический строй языка - совокупность форм словоизменения и способов (моделей, ти-
пов) построения словосочетаний и предложений, характерных для данного языка, диалекта и т. д.
В основу грамматического строя языка входит
[9]:
1 Морфологический уровень - словообразование и словоизменение;
2 Синтаксический уровень - грамматическое оформление фразы и грамматическое оформление предложения.
3 Когнитивный уровень - память, внимание, мышление.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики.
Под дизартрией в науке рассматривают нарушение произносительной и просодической стороны речи, которое возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, и вследствие чего - недостаточности иннервации речевой мускулатуры [3].
Грамматический строй изучаемых детей характеризуется неоднородностью,вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи [6].
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» выделены целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, касающиеся его речи, на этапе завершения дошкольного образования.
Ребенок должен овладеть устной речью, с помощью речи может выражать свои мысли и желания, чувства, должен использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
К окончанию дошкольного учреждения ребенок должен овладеть речью для выражения своих чувств, эмоций, построения коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Современные условия требуют эффективного развития грамматического строя у детей с нарушениями речи. Несмотря на большую актуальность и значимость данного аспекта касательно дошкольников с ОНР третьего уровня, обусловленного дизартрией, на практике он оказывается недостаточно разработанным.
Мы предполагаем, что развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня, обусловленного дизартрией, будет проходить успешнее, если:
• в соответствии с концепциями комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с рече-86
выми нарушениями Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, использовать игры и упражнения для формирования компонентов: морфологического (словообразования и словоизменения), применяя грамотную речевую среду; синтаксического (уточнение грамматического оформления фразы и предложения), на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи; когнитивного, используя упражнения на развитие: памяти, внимания, мышления, также используя речевое общение (эмоциональное, познавательное, личностное);
• в соответствии с концепциями А. Р. Лурии о переструктурировании нарушенных функций мозга и создания компенсирующих средств в ходе специализированных занятий, включить в образовательный процесс занятия по нейрокоррекции при помощи специального оборудования: скало-дрома и веревочной трассы.
Эксперимент был организован и проведен на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 133» г. Тюмени в 2018-2019 году. В исследовании принимало участие 10 человек из числа детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня, обусловленного дизартрией из двух разных групп, 5 из них составили экспериментальную группу и 5 - контрольную.
На основе подобранного диагностического инструментария по изучению состояния компонентов грамматического строя речи у старших дошкольников Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой («исследование словообра-зования»,Е. А.Стребелевой(«Исследованиесло-воизменения»), Е. Ф. Архиповой («Составление высказывания по картинкам», «Составление предложения по двум картинкам с использованием союзов») [10, 11, 12], была разработана балльно-уровневая система оценки сформиро-ванности всех компонентов грамматического строя речи (морфологического, синтаксического, когнитивного).
Общий уровень определяется по сумме баллов по всем методикам.
Высокий уровень (30-35 баллов). Грамматический строй сформирован на высоком уровне. По методике на изучение словообразования ребенок называет во множественном числе 5 слов из 5. Задание не вызывает трудностей. Легко справляется с заданиями на изменение по числам и падежам. В речи использует предлоги, отвечает на вопросы педагога, направленные на их использование. Может самостоятельно подобрать прилагательные к словам, а также изменять их с помощью суффиксов. При составлении высказывания и предложения легко составляет предложения по картинкам. Составление высказываний не вызывает затруднений.
Уровень выше среднего (25-29 баллов). Грамматический строй сформирован достаточно, соответствует возрастной норме. По методике на изучение словообразования называет во множе-
ственном числе 4 слова из 5. С помощью педагога может назвать остальные. Самостоятельно справляется и с заданиями на изменение по числам и падежам. В речи использует предлоги, отвечает на вопросы педагога, направленные на их использование. Может при незначительной помощи педагога подобрать прилагательные к словам, а также изменять их. При составлении высказывания справляется с заданием, простые фразы составляет хорошо, предложения со сложной структурой вызывают небольшие затруднения.
Средний уровень (19-24 балла). Грамматический строй сформирован достаточно хорошо, соответствует возрастной норме. По методике на изучение словообразования называет во множественном числе 5-6 слов из 10. С помощью педагога может назвать остальные. Задание вызвало небольшие затруднения. Справляется и с заданиями на изменение по числам и падежам, но делает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого. В речи использует не все предлоги. Может, при небольшой помощи педагога, подобрать прилагательные к словам и изменять их с помощью суффиксов. С заданиями на составление фразы простой структуры справляется с небольшой помощью, предложения вызывают больше затруднений. Подбор союзов не всегда верный.
Уровень ниже среднего (13-18 баллов). Грамматический строй сформирован недостаточно, не соответствует возрастной норме. По методике на изучение словообразования называет во множественном числе всего 2 слова из 5. Для выполнения требуется значительная помощь педагога. Возникают значительные трудности с заданиями на изменение по числам и падежам. В речи недостаточно использует предлоги, с трудом отвечает на вопросы педагога, направленные на их использование. Может при незначительной помощи педагога подобрать прилагательные к словам, изменяет их с трудом. При составлении высказывания испытывает большие трудности. С трудом подбирает предлог для связи предложений в сложное.
Низкий уровень (5-12 баллов). Грамматический строй сформирован недостаточно, значительно не соответствует возрастной норме. Возможен отказ от выполнения одного или нескольких заданий. По методике на изучение словообразования называет во множественном числе всего 1 слово из 5. Даже с помощью педагога не справляется с заданием. Плохо справляется и с заданиями на изменение по числам и падежам, делает ошибки, которые не исправляет при помощи взрослого. В речи предлоги не использует или использует неверно. При помощи педагога удается подобрать прилагательные к существительным, но из предложенных 10 заданий дает небольшое число верных ответов. При составлении высказывания испытывает большие трудности или не справляется с заданием вообще.
Помимо исследования грамматической структуры речи, изучали особенности развития когнитивной сферы. Для этого мы применяли методики, направленные на обследование памяти, внимания и мышления: методика диагностики мышления «Исключение четвертого лишнего», методика диагностики памяти «Образная память», методика диагностики внимания «Найди отличия» [13, 15].
В ходе диагностики по данным структурным компонентам на констатирующем этапе исследования, мы выявили недостаточную сформиро-ванность каждого из них. Так, в ходе выполнения заданий никто из участников не показал высокого уровня. Все дети допускали ошибки того или иного рода, большинству требовалась организационная помощь педагога.
В тесте по образованию прилагательных дети допускали ошибки, такие как неправильное употребление суффиксов, а также повторение словосочетаний в той же форме, что и предложенные. При преобразовании существительных единственного числа в множественное все дети допускали ошибки (ребёнок - ребёнки, человек - человеки, стул - стулы, дерево - деревы). При использовании предлогов дети путались в инструкции. При самостоятельном описании также допускали ошибки в употреблении предлога.
В употреблении множественного числа родительного падежа все дети, так или иначе, допускали ошибки. Часть испытуемых путались в числе, часть в использовании падежа, еще некоторые допускали ошибки и в числе и падеже.
Дети не смогли справиться с пересказом короткого рассказа, опуская существенные для изложения детали, нарушая последовательность событий и допуская паузы и повторы, затруднялись подобрать нужное слово.
При исследовании грамматического оформления фразы и предложения с формулированием фразы дети справились лучше. Так, в ходе работы дети неплохо описывали картинку по схеме «подлежащее + сказуемое + простое дополнение». Так, с составлением предложений по картинке справились все, хоть и с небольшой помощью, а вот подбор подходящего союза оказался труден. Дети заменяли союзы другими, вообще не могли самостоятельно подобрать или использовали тот же союз, что давался в примере.
На основе наблюдений за детьми при свободной деятельности, мы отметили, что в обиходной речи дошкольники использовали в основном простые предложения. В их речи заметно выступала ограниченность словаря. Характерными особенностями грамматического оформления речи являются нарушения согласования слов в числе, роде и падеже и др. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют двусложные,
87
малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
При диагностике мышления большинство из испытуемых среднего уровня справились с заданием за 2-2,5 минуты. Дети хорошо справлялись с заданиями на нахождение лишнего по цвету, форме и размеру, затрудняясь при этом в выполнении и объяснении исключения по родовой категории (мебель, дикие и домашние животные и т. д.).
Для диагностики памяти мы подобрали невербальную методику, направленную на диагностику зрительного внимания. В ходе выполнения задания дети продемонстрировали выше среднего и средний уровень развития.
Для диагностики внимания участникам эксперимента предлагалось найти отличия на двух рисунках: 10 на первой и 7 на втором. С заданием справились все, на средний уровень.
При вычислении общего уровня сформиро-ванности когнитивного компонента по трем параметрам, мы отметили, что в обеих группах наблюдаются средний уровень и выше среднего. Таким образом, мы отметили корреляционную зависимость между развитием грамматического строя речи и когнитивного развития.
Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с недостатками навыков словообразования и словоизменения, а также недостаточной сформированностью грамматической структуры предложения.
Была составлена и апробирована логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня, обусловленного дизартрией, согласно выделенных компонентов: морфологический, синтаксический, когнитивный. В основу нашей работы легли методики Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. В. Ахутиной, Т. В. Тумановой, П. А. Лосевой, Л. Ф. Тихомировой [7, 10, 12]
Формирование правильного грамматического строя речи осуществляли двумя способами:
1 В обучении на индивидуальных коррекцион-ных занятиях.
2 В получении грамматических навыков в непосредственно образовательной деятельности (НОД) в повседневном общении изучаемой группы дошкольников [8].
На занятиях дети усваивали те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении: учились изменять слова, строить предложения и образовывать формы слов. Обучение детей грамматическим навыкам воспитатели проводили как часть занятия по речевому развитию на материале занятия. 88
Также педагоги упражняли детей в правильном употреблении грамматических форм, так, на занятиях по математическому развитию закрепляли правильное сочетание числительных и существительных.
Создание благоприятной языковой среды -одно из неотъемлемых условий формирования правильной речи детей, поэтому педагоги стремились, чтобы их речь была грамотной.
Помимо проводимых нами занятий, по выделенным компонентам, мы организовали родительское собрание, где объяснили родителям важность занятий по нейрокоррекции. Для улучшения формирования всех компонентов грамматического строя речи были использованы занятия по нейрокоррекции с помощью специального оборудования: скалодром и веревочная трасса. Такие занятия повлияют на развитие когнитивных способностей детей и соответственно на формирование грамматического строя речи, повысив в целом успешность коррекционно-логопедической работы. Проработается сенсомоторный статус ребенка, вестибулярная, тактильная, проприоцеп-тивная системы. В результате повысится усидчивость, концентрация внимания, ощущение своего тела в пространстве, координация, улучшится понимание и выполнение инструкций, скорость реакции, координация «глаз-рука». Все это поможет нам на занятиях по формированию грамматического строя речи у изучаемых детей. Родители экспериментальной группы согласились на посещение занятий дополнительно.
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствам, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Большое внимание уделяется формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению лексических, грамматических компонентов фразы высказывания, различных типов синтаксических конструкций, когнитивному развитию. Необходимо стремиться, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Применение облегчающих и активирующих приемов обучения при условии направленной помощи педагога, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми навыков грамматически правильной речи.
По окончании формирующего этапа, на котором мы реализовали разработанную нами систему логопедической работы, был проведен контрольный эксперимент. Для адекватности анализа полученных данных он был проведен в тех же условия, что и констатирующий.
В конце исследования мы отметили положительные результаты нашей работы над всеми компонентами, виден значительный рост показателей в экспериментальной группе. Дети в экспериментальной группе стали лучше справляться
с заданиями на словообразование, словоизменение и грамматическое оформление предложения. Отмечено развитие логических операций, внимание стало более устойчивым, улучшилась переключаемость в ходе работы, увеличился объем запоминаемого материала и точность воспроизведения информации. Улучшение показателей по всем компонентам также связано и с систематическими занятиями нейрокоррекцией, которые создают необходимою физиологическую базу для формирования навыков. В контрольной группе тоже была отмечена динамика по всем показателям, но она менее значительна и связана, на наш взгляд, с занятиями, предусмотренными программой образовательного учреждения.
Для подтверждения динамики нами было проведено исследование с использованием методов математической статистики. По ее итогам мы выявили, что положительный сдвиг в результатах является не случайным.
Библиографический список
1 Артеменко О. Н. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе /
О. Н. Артеменко, В. Р. Авакян. - Текст: электронный // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012312 (дата обращения: 18.06.2018).
2 Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2004. -290 с.
3 Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей /
Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2014. - 319 с.
4 Астаева А. В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи / А. В. Астаева, Д. И. Воронкова,
М. Б. Королева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. -2010. - № 27 (203). - С. 82-86. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 18.06.2018).
5 Гридина Т. А. Диагностика грамматико-словообразова-тельных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы / Т. А. Гридина, Н. и. Коновалова. -Текст: электронный // Специальное образование. -
2016. - № 2. - С. 39-50. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ diagnostika-grammatiko-slovoobrazovatelnyh-umeniy-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-kak-osnova-korrektsionnoy-raboty (дата обращения: 15.08.2019).
6 Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: книга для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 2016. - 112 с.
7 Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. -Ростов-на-Дону : Феникс ; Санкт-Петербург : Союз, 2014. -156 с.
8 Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи / Н. В. Нищева. - Москва : Детство-Пресс, 2016. - 624 с.
9 Разумова Е. А. Анализ методов изучения и формирования морфологических компетенций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / Е. А. Разумова, Д. В. Чиянова, В. А. Дубовская. -Текст: электронный // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - № 4 (51). - С. 76-78. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-izucheniya-i-formirovaniya-morfologicheskih-kompetentsiy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem (дата обращения: 15.11.2019).
10 Смирнова А. А. Особенности состояния языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня / А. А. Смирнова, Л. С. Дмитриевских. - Текст: электронный // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - № 4 (51). - С. 78-80. - URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-sostoyaniya-yazykovoy-sposobnosti-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 11.08.2019).
11 Спирова Л. Ф. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова ; под ред. Г. В. Чиркиной. -Москва : Аркти, 2005. - 140 с.
12 Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста //
Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва : Просвещение, 2004. - 164 с.
13 Шадринцева О. В. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-его уровня /
О. В. Шадринцева. - Текст: электронный // Челябинский гуманитарий. - 2010. - № 1 (10). - С. 120-123. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-ego (дата обращения: 14.10.2018).
14 Шелгунова Н. Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга /
Н. Б. Шелгунова. - Текст: электронный // Молодой ученый. - 2017. - № 20. - С. 209-211. - URL: https://moluch.ru/ archive/154/43482/ (дата обращения: 15.11.2019).
N. L. Egorova, O. O. Marchenkova Kurgan state University, Kurgan
THE STUDY AND FORMATION OF GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE THIRD LEVEL, RESULTING
FROM DYSARTHRIA
Abstract. The article identifies the main components of the grammatical structure of speech in children of preschool age with general speech underdevelopment of the third level, resulting from dysarthria, describes the diagnostic tools and the grade-level evaluation system, the content of the logopedic work, aimed at the formation of the grammatical structure of speech (morphological, syntactic, cognitive) has been made up, tested and its effectiveness has been proven as well as the features of classes on neuro-correction in educational process have been presented with the help of special equipment: climbing wall and rope track.
Keywords: general underdevelopment of speech of the third level, dysarthria, grammatical structure of speech, morphological component, syntactic component, cognitive component, climbing wall, rope track.
References
1 Artemenko O. N., Avakyan V. R. Problema obshchego nedorazvitiya rechi u detej doshkol'nogo vozrasta v sovremennoj literature [The problem of general speech underdevelopment in preschool children in modern literature]. Materialy VII Mezhdunarodnoj studencheskoj elektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum». URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012312.
2 Arushanova A. G. Formirovanie grammaticheskogo stroya rechi [The formation of the grammatical structure of speech.]. Moscow: Mozaika-Sintez. 2004. 290 p.
3 Arhipova E. F. Stertaya dizartriya u detej [Erased dysarthria in children]. Moscow: AST: Astrel'. 2014. 319 p.
4 Astaeva A. V., Voronkova D. I., Koroleva M. B. Nejropsihologicheskij analiz razvitiya vysshih psihicheskih funkcij u detej v norme i s obshchim nedorazvitiem rechi [Neuropsychological analysis of the development of higher mental functions in children is normal and with general speech underdevelopment]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Psihologiya. 2010. No. 27 (203), pp. 82-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.
5 Gridina T. A., Konovalova N. I. Diagnostika grammatiko-slovoobrazovatel'nyh umenij detej s obshchim nedorazvitiem rechi kak osnova korrekcionnoj raboty [Diagnostics of grammar and word-formation skills of children with general speech underdevelopment as the basis of correctional work]. Special'noe obrazovanie. 2016. No. 2, pp. 39-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-grammatiko-slovoobrazovatelnyh-umeniy-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-kak-osnova-korrektsionnoy-raboty.
6 Efimenkova L. N. Formirovanie rechi u doshkol'nikov: kniga dlya logopeda [The formation of speech in preschool children: a book for speech therapy]. Moscow: Prosveshchenie. 2016. 112 p.
7 Lalaeva R. I., Serebryakova N. V. Formirovanie pravil'noj razgovornoj rechi u doshkol'nikov [The formation of the correct colloquial speech in preschool children]. Rostov-na-Donu: Feniks; Saint-Petersburg: Soyuz. 2014. 156 p.
8 Nishcheva N. V. Sovremennaya sistema korrekcionnoj raboty v gruppe kompensiruyushchej napravlennosti dlya detej s narusheniyami rechi [The modern system of correctional work in the group of compensating orientation for children with speech disorders]. Moscow: Detstvo-Press. 2016. 624 p.
9 Razumova E. A., Chiyanova D. V., Dubovskaya V. A. Analiz metodov izucheniya i formirovaniya morfologicheskih kompetencij u detej mladshego shkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi tret'ego urovnya [Analysis of methods for the study and formation of morphological competencies in primary school children with general underdevelopment of speech of the third level]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 4 (51), pp. 76-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-izucheniya-i-formirovaniya-morfologicheskih-kompetentsiy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem.
10 Smirnova A. A., Dmitrievskih L. S. Osobennosti sostoyaniya yazykovoj sposobnosti u doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi III urovnya [Features of the state of linguistic ability in preschoolers with a general underdevelopment of speech of the III level]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 4 (51), pp. 78-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-sostoyaniya-yazykovoy-sposobnosti-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya.
11 Spirova L. F., Chirkina G. V., Yastrebova A. V. Metody obsledovaniya rechi detej : posobie po diagnostike rechevyh narushenij [Methods of examination of children's speech: A manual for the diagnosis of speech disorders]. Moscow: Arkti. 2005. 140 p.
12 Strebeleva E. A., Mishin G. A., Razenkova Yu. A. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej rannego i doshkol'nogo vozrasta vozrasta [Psychological and pedagogical diagnostics of the development of children of early and preschool age]. Moscow: Prosveshchenie. 2004. 164 p.
13 Shadrinceva O. V. Osobennosti formirovaniya grammaticheskogo stroya rechi u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi III-ego urovnya [Features of the formation of the grammatical structure of speech in children of preschool age with a general underdevelopment of speech of the 3rd level]. Chelyabinskij gumanitarij. 2010. No. 1 (10), pp. 120-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-formirovaniya-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-ego.
14 Shelgunova N. B. Osobennosti proyavleniya dizartrii pri razlichnyh porazheniyah zon golovnogo mozga mozga [Features of the manifestation of dysarthria in various lesions of the brain areas]. Molodoj uchenyj. 2017. No. 20, pp. 209-211. - URL: https://moluch.ru/archive/154/43482/.