Научная статья на тему 'К вопросу изучения особенностей и уровня сформированности монологической речи у дошкольников с нарушениями речи'

К вопросу изучения особенностей и уровня сформированности монологической речи у дошкольников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1209
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАГНОСТИКА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ / КОМПЕНСИРУЮЩАЯ ГРУППА / РRЕSСHООLЕR / СОNNЕСTЕD SРЕЕСH / MОNОLОGUE SРЕЕСH / DIAGNOSIS / GЕNЕRАL UNDЕRDЕVЕLОРMЕNT ОF SРЕЕСH / CORRECTION / СОMРЕNSАTING GRОUР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коротовских Татьяна Владимировна

Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие нарушений всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Психолого-педагогическая диагностика является необходимым условием построения эффективной коррекционно-педагогической работы. В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы дошкольного образовательного учреждения, как необходимого условия готовности к обучению в школе. На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО весьма актуальной и социально значимой является проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Связная речь высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Связность один из самых значимых интегральных признаков текста, который включает взаимодействие таких факторов, как: содержания текста, его смысла, логики изложения, особую организацию языковых средств; коммуникативную направленность; композиционную структуру. Теоретико-методологические основы развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду активно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой. В данной статье автором проведено изучение особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Коротовских Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of "General underdevelopment of speech" implies the existence of violations of all components of speech system: a phonetic-phonemic hand, lexical content, grammatical structure and connected speech. Psycho-pedagogical diagnosis is essential to build effective correctional-pedagogical work. The article presents the results of an experimental study of the characteristics of the coherent monological speech at the senior preschool children with General underdevelopment of speech in the conditions of the compensation groups preschool educational institutions as a necessary condition of readiness to learn in school. In the special education system remains relevant and socially important problem of formation of coherent speech in children with developmental disabilities. Connected speech the highest form of speech and thought activity, which determines the level of speech and mental development of the child. Connectivity is one of the most important integral features of the text that includes vzaimodeistvie such factors as: the content of the text, its meaning, logic of presentation, a special organization of language means; communicative intention; compositional structure. Theoretical-methodological bases of development of coherent speech of preschool children identified in the works of M.M. Horsemeat, A.M. Leushina, L.A. Penievskoy, I.O. Solovieva, E.I. Miheevoj, A.P. Usova, E.A. Flurinol. The content and methods of training of monologic speech in kindergarten actively developed A.M. Borodich, N.F. Vinogradova, L.V. Voroshnin, V.V. Stamp, E.P. Korotkova, N. Arlanova, E.A. Smirnova, N.G. Smolnikova, O. S. Ushakova. In this article the author conducted a study of the characteristics of coherent speech in senior preschool children with General underdevelopment of speech in terms of compensating group Doo.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения особенностей и уровня сформированности монологической речи у дошкольников с нарушениями речи»

УДК 37

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-179-183

КОРОТОВСКИХ Татьяна Владимировна Сургутский государственный педагогический университет г. Сургут,

s.korotovskih@mail.ru

Tаtуаnа V. KОRОTОVSKIH Surgut Stаtе Pеdаgоgiсаl ипгеегейу Surgut, Russia s.kоrоtоvskih@mаil.ru

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие нарушений всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Психолого-педагогическая диагностика является необходимым условием построения эффективной коррекционно-педагогической работы. В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы дошкольного образовательного учреждения, как необходимого условия готовности к обучению в школе. На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО весьма актуальной и социально значимой является проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Связность - один из самых значимых интегральных признаков текста, который включает взаимодействие таких факторов, как: содержания текста, его смысла, логики изложения, особую организацию языковых средств; коммуникативную направленность; композиционную структуру. Теоретико-методологические основы развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флери-ной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду активно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Во-рошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орла-новой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой. В данной статье автором проведено изучение особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующей группы ДОО.

Ключевые слова: дошкольник, связная речь, монологическая речь, диагностика, общее недоразвитие речи, коррекция, компенсирующая группа

TO THE QUESTION OF STUDYING OF THE CHARACTERISTICS AND LEVEL OF DEVELOPMENT OF MONOLOGUE SPEECH OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The concept of "General underdevelopment of speech" implies the existence of violations of all components of speech system: a phonetic-phonemic hand, lexical content, grammatical structure and connected speech. Psycho-pedagogical diagnosis is essential to build effective correctional-pedagogical work. The article presents the results of an experimental study of the characteristics of the coherent monological speech at the senior preschool children with General underdevelopment of speech in the conditions of the compensation groups preschool educational institutions as a necessary condition of readiness to learn in school. In the special education system remains relevant and socially important problem of formation of coherent speech in children with developmental disabilities. Connected speech - the highest form of speech and thought activity, which determines the level of speech and mental development of the child. Connectivity is one of the most important integral features of the text that includes vzaimodeistvie such factors as: the content of the text, its meaning, logic of presentation, a special organization of language means; communicative intention; compositional structure. Theoretical-methodological bases of development of coherent speech of preschool children identified in the works of M.M. Horsemeat, A.M. Leushina, L.A. Penievskoy, I.O. Solovieva, E.I. Miheevoj, A.P. Usova, E.A. Flurinol. The content and methods of training of monologic speech in kindergarten actively developed A.M. Borodich, N .F. Vinogradova, L.V. Voroshnin, V.V. Stamp, E.P. Korotkova, N. Arlanova, E.A. Smirnova, N.G. Smolnikova, O. S. Ushakova. In this article the author conducted a study of the characteristics of coherent speech in senior preschool children with General underdevelopment of speech in terms of compensating group Doo.

Kеуwоrds: рrеsсhооlеr, соnnесtеd sреесh, mоnоlо-g^ sреесh, ^gi^sis, Gеnеrаl undеrdеvеlорmеnt оf sреесh, соrrесtiоn, соmреnsаting grоuр

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации [6]. К основным свойствам монологической речи относят: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическую последовательность изложения, предварительное планирование ее говорящим. Результатом речевой монологической дея-

тельности является текст [7].

Научные исследования В.К. Воробьёвой, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой свидетельствуют, что эффективное развитие связной монологической речи у дошкольников с ОНР возможно только в результате систематического целенаправленного коррекционного обучения [5].

Овладение ребенком связной речью - неотъемлемое условие успешности школьного обучения детей. Связная речь включает не только возможность восприятия целостных объемных текстов, но и умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, аргументировать их [7].

Т.В. Ахутина, В.К. Воробьёва в своих работах указывают, что для высказываний детей с ОНР III уровня характерны нарушения связности и последовательности изложения, низкая информативность, смысловые пропуски и ошибки, низкий уровень используемой фразовой речи, трудности в языковой реализации замысла. Отмечаемые в рассказах этих детей пропуски смысловых звеньев, незавершенность фрагментов, нарушения логической последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении задания могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний [1; 2].

Н.А. Капышева отмечает незавершенность фрагментов, нарушение логической последовательности, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении задания. Все это также свидетельствует о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний [3]. О.А. Денисова, Т.В. Захарова, В.Н. Пони-карова отмечают психологические особенности детей с ОНР: неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального материала, недостаточную сформированность операций сравнения, обобщения, нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), речевая инактивность.

Цель эксперимента - выявление особенностей и уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня.

Для изучения состояния монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР использовались следующие методы: исследование монологической речи с помощью специальных заданий; наблюдение за речью детей с ОНР в процессе учебной, предметно-практической, игровой деятельности.

Анализируя медико-педагогическую документацию на каждого ребенка, мы выявили следующие особенности развития:

- отягощенный анамнез: у четверых детей - угроза выкидыша, родовые травмы, у шестерых - гипоксия плода;

- в раннем детстве (до 3 лет): у двоих детей - черепно-мозговые травмы, у ми - частые инфекции, у всех детей отмечаются хронические заболевания;

- анатомическое строение артикуляционного аппарата: у троих детей - недостаточное развитие мимической моторики;

- появление первых слов: у троих детей - к 1,5 годам, у пяти детей - к 2, у двоих - к 3 годам;

- у пяти детей прерывалось речевое развитие в связи с заболеванием;

- состояние звукопроизношения: у семи детей - нарушено произношение свистящих, шипящих и соноров, у троих - нарушено произношение соноров, у всех отмечается стертая дизартрия;

- состояние фонематического восприятия: у девяти детей наблюдается несформи-рованность фонематических процессов;

- характер речевого окружения: у двоих детей - неблагоприятная речевая среда, у одного - двуязычие;

- всем детям логопедическая помощь оказывалась с 4 лет;

- все дети стоят на учете у невролога и проходят курсовое лечение.

На предварительном этапе диагностики было проведено анкетирование родителей. Результаты показали, что только 30% родителей знают, что входит в понятие «связная речь»; 100% родителей ответили, что у них вызывает беспокойство состояние развития

речи у их ребенка; дома проводят игры, направленные на развитие речи 30% родителей детей компенсирующей группы; 40% читают детям дома художественную литературу; 40% родителей считают, что их ребенок первым может проявить инициативу в общении; 100% следят за тем, как говорит ребенок, и 80% родителей исправляют ошибки в речи ребенка; и только 30% родителей хотели бы получить консультацию логопеда по данному вопросу. Анкетирование показало, что родители хотят, чтобы речь детей была хорошо сформирована, но не знают, как развивать связную монологическую речь у детей с ОНР. Не все родители занимаются развитием речи дома с детьми; 30% родителей осознают необходимость систематических консультаций у специалиста по данному вопросу. Анализируя результаты наблюдения, составили гистограмму:

Гистограмма 1. Результаты наблюдения. Histogram 1. Observation results.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Повод для общения со сверстником - игра

□ Свободно ведут диалог

□ Умеют грамотно задавать и отвечать на вопросы

□ Владеют речевым этикетом

Н Владеют невербальными средствами общения

□ Используют в своей речи сложные предложения

Источник: составлено автором.

Source: complited by the author.

Анализ результатов показал: для 10 детей (100%) поводом для общения служит игра. В процессе общения свободно ведут диалог 3 детей (Вячеслав В., Лев П., Роберт З. - 3%). Умеют грамотно задавать вопросы и отвечать на них - 4 ребенка (Вячеслав В., Лев П., Полина П., Роберт З. - 4%), владеют речевым этикетом - 2 ребенка (Лев П., Роберт З. - 2%). Владеют невербальными средствами общения 7 детей (Андрей Т., Вадим В., Валера С., Даниил Б., Иван Щ., Роман И., Полина П. - 70%). И всего 2 ребенка используют в речи сложные предложения (Лев П., Вячеслав В. - 2%).

Педагогическое наблюдение выявило следующие особенности связной речи у дошкольников с ОНР: дети малоактивны и неразговорчивы как с педагогом, так и с детьми. Поводом для обращения к сверстникам служит игра, к педагогам - потребность в помощи. Инициативу к общению проявляют редко, но поддерживают предложенное общение. Принимают пассивное участие в коллективном разговоре.

Дети не всегда хорошо и сразу воспринимают речевую инструкцию, требуется неоднократное повторение со стороны педагога. Воспринимая инструкцию, часто искаженно понимают ее. Менее половины детей умеют грамотно задавать вопросы и отвечать на них, остальные невнимательно слушают и не контролируют собственную речь, но вносят изменения при замечании со стороны педагога. В речи используют простые предложения и фразы, в которых встречаются аграмматизмы и нарушение последовательности слов.

Дети с общим недоразвитием речи редко используют в речи формы речевого этике-

та. Затрудняются вступить в разговор с незнакомыми людьми, к знакомым умеют обращаться, чаще с целью привлечения внимания, просьбы, жалобы. Не употребляют при этом вежливые слова и слова-обращения. Часто перебивают, переспрашивают, настаивают на своей точке зрения, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Большая часть детей в общении используют невербальные средства коммуникации: движения, мимику, жесты, но они являются невыразительными.

Отмечаются недостатки коммуникативной способности: употребление слов в неточном значении; использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм; многочисленные повторения, возвращение к ранее сказанному; использование заученных формулировок; изобилие необоснованных пауз в речи; единичность случаев активной вербальной коммуникации; отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации; неспособность оценивать высказывания других детей.

1 балл - негрубые лексико-грамматические ошибки;

0 баллов - не справились с заданием, отказ от выполнения задания.

При обработке результатов производится суммирование баллов за каждую серию. По итогам суммы баллов дети были разделены по уровням сформированности связной речи:

1 группа - низкий уровень - 2 ребенка (1-5 баллов);

2 группа - недостаточный уровень -1 ребенок (6-10 баллов);

3 группа - удовлетворительный уровень - 3 ребенка (11-15 баллов);

4 группа - высокий уровень - 4 ребенка (16-20 баллов).

Низкий уровень: дети с речевым недоразвитием испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, отмечались грубые ошибки на употребление словоформ.

Недостаточный уровень: частое использование наводящих вопросов, нарушена связность повествования, последовательность изложения, отмечается однообразие употребления языковых средств.

Удовлетворительный уровень: отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, единичны нарушения структуры предложения, некоторые языковые трудности в реализации замысла.

Высокий уровень: применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту, употребляются разнообразные языковые средства, языковое оформление соответствует грамматическим нормам

В результате эксперимента были выявлены следующие особенности речи детей с ОНР III уровня: трудности планирования развернутых высказываний и языкового оформления; нарушения связности и последовательности изложения; смысловые пропуски, длительные необоснованные паузы в речи. Определение особенностей и уровня сформированности связной монологической речи позволят учителю-логопеду спроектировать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие / В.К. Воробьева. - М.: Астрель. Транзиткнига. - 2006. - 158 с.

2. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.

3. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. - М., 2007. - 68 с.

4. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2008. - 142 с.

5. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1995. - 214 с.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Владос, 2006. - 144 с.

REFERENCES

1. Vorobyov V.K. Metodika razvitija svjaznoj rechi u detej s sistemnym nedorazvitiem rechi: ucheb. Posobie Manual. [Methodology of development of coherent speech in children with a system underdevelopment of the speech: proc. Manual ]. M.: Astrel. Tranzitkniga. 2006. 158 p.

2. Vygotsky L.S. Detskaja rech'. [Children's speech]. L.S. Vygotsky. Moscow: Pedagogika. 2006. 420 p.

3. Glukhov V.P. features of formation of coherent monologic speech of preschool children with the NRO (Osobennosti formirovanija svjaznoj monologicheskoj rechi detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR) / V.P. Glukhov. M. 2007. 68 p

4. Zhukova N.S. overcoming ONR(preodolenie ONR u detej) /N.With. Zhukov. M.: Union. 2008. 142 p.

5. Lalaeva R.I. Correction General underdevelopment of speech in preschool children (Korrekcija obshhego nedorazvitija rechi u doshkol'nikov) /R.I. Lalaeva, N.V. Serebryakova. SPb.: KARO. 2004. 160 p.

6. Leont'ev A.A. Language, speech, speech activity (Jazyk, rech', rechevaja dejatel'nost') / A.A. Leon-tiev. M.:Education. 1995. 214 p.

7. Lisina M. I. Problems of ontogenesis of communication (Problemy ontogeneza obshhenija) /M.I. Lisina. M.: Vlados. 2006. 144 p.

Информация об авторе:

Коротовских Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия s.korotovskih@mail.ru

Получена: 28.10. 2017

Для цитирования: Коротовских Т.В. К вопросу изучения особенностей и уровня сформиро-ванности монологической речи у дошкольников с нарушениями речи. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 1. с.179-183.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-179-183.

Information about the author:

Tatyana V. Korotovskih, Candidat of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical and Special Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia s.korotovskih@mail.ru

Received: 28.10. 2017

For citation: Korotovskih T. V. To the question of studying of the characteristics and level of development of monologue speech of children with speech disorders. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part. 1. Pp. 179-183. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-179-183. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.