УДК 81 '23:376.37-053«465.00/. 06»
ББК Ч457.091+Ш100.6 ГСНТИ 14.23.01; 14.29.01 Код ВАК 13.00.03
С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина S. M. Valyavko, Y. A. Shulekina Москва, Россия Moscow, Russia
ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования смыслового восприятия логико-грамматических конструкций языка у детей старшего дошкольного возраста. Определена сущность понятия «смысловое восприятие речи», показана роль логико-грамматических конструкций в диагностике речевого развития детей, описаны методический аппарат и результаты исследования смыслового восприятия логико-грамматических структур языка дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Авторы опираются на предположение о том, что пространственное восприятие при нарушении речевого развития имеет свою специфику и влияет на смысловое понимание логико-грамматических конструкций. Описаны особенности понимания таких конструкций дошкольниками с общим недоразвитием речи. Эта специфика обусловлена включенностью в смысловое восприятие вербального компонента, который вследствие речевого недоразвития отличается крайней ослабленностью, при этом являясь значимым фактором в оценке успешности расшифровки симультанных схем, лежащих в основе логико-грамматических конструкций. В условиях речевого дизонтогенеза способность полноценно понимать такого рода конструкции формируется с отставанием по сравнению с нормой. Данное положение подтверждается полученными достовер-
A STUDY OF SENSE COMPREHENSION OF LOGICO-GRAMMATICAL CONSTRUCTIONS BY SENIOR
PRESCHOOL CHILDREN
Abstract. The article presents the results of an experimental research of sense comprehension of logico-gramma-tical language constructions by senior preschool children. It defines the notion "sense comprehension of speech", shows the role of logico-grammatical constructions in diagnostics of speech development of children and describes the methods and results of research of sense comprehension of logico-grammatical language constructions by senior preschool children with general speech underdevel-opment.
The authors proceed from the assumption that in conditions of speech underdevelopment perception of space has a specific nature and influences sense comprehension of logico-grammatical constructions. The article describes the peculiarities of comprehension of such constructions by preschoolers with general speech underdevelopment. This specificity is caused by inclusion in sense comprehension of a verbal component which, as a result of speech underdevelopment, is characterized by extreme weakness, being at the same time a significant factor in evaluation of successful decoding of simultaneous schemes that lie at the basis of logico-grammatical constructions. In the conditions of speech dysontogenesis, formation of ability to fully understand such constructions lags behind time in comparison with normal development. The given assumption is
38
Специальное образование. 2016. № 1
но значимыми различиями проведенного corroborated by the differences obtained
сравнительного исследования. Таким in the course of the comparative research.
образом, уровень сформированности Thus, the level of formation of compre-
понимания логико-грамматических кон- hension of logico-grammatical language
струкций языка может расцениваться, по constructions may be regarded as a
мнению авторов, в качестве маркера marker of speech ontogenesis and
речевого онтогенеза и дизонтогенеза. dysontogenesis.
Ключевые слова: восприятие; Key words: perception, oral speech
смысловое восприятие устной речи; ло- comprehension, logico-grammatical con-
гико-грамматические конструкции, стар- structions, senior preschool children,
шие дошкольники; общее недоразвитие general speech underdevelopment. речи.
Сведения об авторе: Валявко About the author: Valyavko Svet-
Светлана Михайловна, кандидат психо- lana Mikhaylovna, Candidate of Psy-
логических наук, доцент. chology, Associate Professor.
Место работы: кафедра клиниче- Place of employment: Department
ской и специальной психологии Инсти- of Clinical and Social Psychology, Soci-
тута психологии, социологии и социаль- ology and Social Relations, Moscow City
ных отношений Московского городско- Pedagogical University. го педагогического университета.
Контактная информация: 127287, г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, 27, ИПССО
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Шулекина About the author: Shulekina Yu-
Юлия Александровна, кандидат психо- liya Aleksandrovna, Candidate of Psy-
логических наук, доцент. chology, Associate Professor.
Место работы: кафедра логопедии Place of employment: Department
Института специального образования и of Logopedics, Institute of Special Edu-
комплексной реабилитации Московско- cation and Complex Rehabilitation, Mos-
го городского педагогического универ- cow City Pedagogical University. ситета.
Контактная информация: 127287, г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, 27, ИПССО.
E-mail: [email protected].
Введение Процесс восприятия опосредуется значениями, смыслом, т. е. является катетеризированным. По меткому замечанию Л. С. Выготского, с определенного момента развития ребенка его «речь становится интеллектуальной, мышление становится речевым» [8, а 98]. Поскольку значения и смыслы передаются посредством речи, логично предпо-
© Валявко С. М., Шулекина Ю. А., 2016
ложить, что восприятие при нарушениях речевого развития имеет свою специфику. Восприятие как психический процесс у детей с речевым недоразвитием практически не было предметом специальных исследований как в плане изучения формирования отдельных модальностей, так и изучения интермодальных связей. Существует всего несколько психологических работ,
Специальное образование. 2016. № 1
39
характеризующих отдельные аспекты процесса восприятия у детей с общим недоразвитием речи: восприятие цвета, формы, отдельных знаков дошкольниками (В. В. Юр-тайкин, 1986; Л. И. Белякова и др., 1991), перцептивное развитие младших школьников (Е. А. Захарова [10]), полимодальность восприятия (И. Ю. Мурашова [16]).
Однако восприятие как психическая функция не может рассматриваться изолированно. Его обязательное участие в разных видах деятельности заставляет расширить диапазон исследовательского поиска. Восприятие рассматривается в разных аспектах: и как ориентировочно-исследовательское действие, и как смысловое восприятие. Последнее играет важнейшую роль в информационном обеспечении учебно-познавательной деятельности старших дошкольников.
1. Сущность понятия «смысловое восприятие речи»
Сложившиеся представления о восприятии речи в свете междисциплинарного подхода указывают на сложный, интегративный характер этого феномена. Закономерно считать данный процесс одним из звеньев сложной функциональной системы (восприятие — внутренняя речь), относящейся к импрессивной речи и направленной на прием и переработку речевой информации, поступающей от других людей в устном или письменном виде [21].
Согласно концепции Б. С. Мучника (1973), в процессе смыслового восприятия (декодирования) происходит переконструирование лин-
гвистического значения высказывания (лексического, грамматического, синтаксического) в психологический смысл, что, по мнению В. Л. Роднянского (1986), подобно мыслительному акту, сопровождаемому многократным перекодированием лексических компонентов высказывания в компоненты смысловые [22].
С позиций психолингвистического подхода на смыслообразую-щем уровне восприятия речи усматривается наитеснейшая связь языковых и когнитивных компонентов. Функциональная недостаточность последних приводит к снижению способности детей полноценно овладевать такими языковыми навыками, как семантическая трансформация, языковая интерпретация, категоризация и верификация лингвистических структур. Это заметно ограничивает семантическое пространство их языка, затрудняет понимание различных по сложности языковых конструкций, препятствует вычленению семантического ядра речевого высказывания, на основе которого проводится расшифровка общего смысла речи [21]. Подобная картина отмечается у детей с нарушениями речевого развития.
Невозможно представить образовательный процесс без понимания в самом широком смысле. Опираясь на опыт Европы и США, где при пересмотре стандартов начального образования приоритетными стали считаться связанные с пониманием учебные компетенции, мы также ставим проблему
40
Специальное образование. 2016. № 1
понимания на первое место, уделяя значительное внимание проверке, оценке и предупреждению учебных дезадаптаций у старших дошкольников — младших школьников с общим недоразвитием речи.
Особые образовательные потребности этих детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения (дошкольные и школьные), обусловливают необходимость мониторинга качества понимания ими всего учебного материала, особенно представленного в вербальной форме. В изменяющихся образовательных условиях к настоящему моменту отсутствуют сколько-нибудь объективные критерии такого мониторинга, с чем связываются перспективные задачи психолого-педагогической диагностики.
2. Роль логико-грамматических конструкций в диагностике речевого развития детей Проверка понимания речи на слух в ряду проверки других навыков — обязательная составляющая зарубежных диагностических тестов (А. Анастази, 1982 [1]; С. Р. Ба-луян, 2007). На это обращают внимание и отечественные психологи [3; 4; 5; 15]. С точки зрения специальной психологии проблема понимания речи у детей с разными типами дизонтогенеза заслуживает отдельного рассмотрения с точки зрения как теории, так и практики коррекционного воздействия.
По нашему мнению, неполноценность понимания устной речи стоит в ряду причин, которые обусловливают «сбой» на самых разных этапах проведения диагности-
ческого испытания. В начале исследования после предъявления инструкции и тестового задания возникает проблема на уровне се-мантизации. Испытуемому с недостатками речи может быть непонятно содержание инструкции и словесного материала, или это содержание может быть понято искаженно или фрагментарно, например, непонятны отдельные лексико-грамматические или логико-грамматические конструкции.
В случае, если стимульный материал в вербальной форме доступен для понимания испытуемому, у него может отсутствовать потенциал для выполнения задания на уровне речемыслительной деятельности. Иначе говоря, «сбой» возникает на этапе перехода от внутренней речи к внешней, причем к этим трудностям может добавиться утеря части информации в связи с нестойкостью следов памяти (запе-чатления). Если же нет затруднений в переходе от внутреннего мыслительного плана к этапу вербализации, то выполнение тестового задания может «буксовать» в связи с недостаточным уровнем речевого развития испытуемого. У него в силу дефекта могут отсутствовать нужные для актуализации слова, грамматические формы, может быть не сформирован в нужной степени навык связного изложения. И, наконец, у испытуемого с речевыми проблемами может отсутствовать так называемый мотив экспертизы, что блокирует включение его в деятельность, либо он может отрицательно относиться к вер-
Специальное образование. 2016. № 1
41
бальным заданиям, заведомо обрекающим его на неуспех. Вышеизложенные причины существенно ограничивают применение вербальных диагностических методик, особенно для исследования интеллектуального развития детей.
Недостаточность понимания логико-грамматических конструкций (особенно пространственно-временных) детьми впервые была отмечена Л. В. Яссман в ее исследовании особенностей грамматического строя речи при ЗПР [25]. Логично было предположить, что и при других типах нарушенного развития подобные недостатки будут иметь место. Однако эта тематика долгое время не привлекала внимания исследователей.
Включение логико-грамматических конструкций языка в речевой материал диагностических методик рассматривалось нейропси-хологами как составная часть обследования ребенка. Это позволяло одновременно решать несколько диагностических задач: оценивать уровень владения грамматическим строем языка и исследовать операции мышления на материале этих языковых конструкций. Ведь считается, что сложность психологической обработки вербальной информации зависит от сложности построения речевой конструкции, т. е. связана с глубиной ее структуры.
Еще А. Р. Лурия назвал данный тип конструкций «логическими единицами языка», наделяя их функцией средств отвлеченного логического мышления.
В свете диагностики успешность смыслового восприятия того или иного вида логико-грамматических конструкций выступает в прямой зависимости от иерархии связей между компонентами фразы: чем очевидней обозначены связи между этими непосредственными составляющими, тем результативнее будет понимание. Вполне закономерно предположить, что за процессами декодирования отличающихся по сложности конструкций стоят различные психологические механизмы, состояние которых и диагностируется специалистами.
В авторских методиках ней-ропсихологов (А. Р. Лурия, 1973; А. В. Семенович, 2000; Т. В. Ахути-на, 2002; Ж. М. Глозман, 1999; Л. С. Цветкова, 2000) пробы на понимание логико-грамматических конструкций — это неотъемлемый компонент диагностики. Правильная «расшифровка» этих конструкций свидетельствует о сформированно-сти у ребенка операций словесно-логического мышления, составляющих основу такой важной способности, как решение интеллектуальных задач, адекватных возрасту. Более того, ряд авторов (С. Ю. Киселев, 2009, 2011; Ю. Ю. Лапшина, 2011; И. А. Филатова, 1998) рассматривают специфическую взаимосвязь развития когнитивных функций и сформированное™ понимания старшими дошкольниками логико-грамматических конструкций. Ведутся споры о том, недостаточность каких именно когнитивных функций обусловливает низкий уровень понимания логико-грамматических
42
Специальное образование. 2016. № 1
конструкций языка в старшем дошкольном возрасте [12].
Некоторые исследования указывают на неправомерно строгий подход к оценке понимания логико-грамматических конструкций как маркера сформированности логического мышления в дошкольном возрасте. Ведь на разных этапах дошкольного детства «опосредова-тели» смыслового восприятия языковых конструкций (в том числе логико-грамматических) меняются, поскольку так постепенно подготавливаются более сложные языковые операции для их обработки, и, как утверждает Е. С. Слепович, это естественный процесс, которому не требуется специально обучать [17].
В специальной литературе не разработаны критерии качественной оценки понимания логико-грамматических конструкций у дошкольников. Очевидно, что в их основу должны быть положены возрастные возможности ребенка пользоваться грамматическим инструментарием языка как средством логического мышления.
В то же время в условиях речевого дизонтогенеза (например, при общем недоразвитии речи) у дошкольников всегда отмечаются трудности восприятия и осмысления таких конструкций, что объясняется когнитивной слабостью их языковой способности. Более того, трудности смыслового восприятия речи сохраняются у них и на более поздних возрастных этапах (И. Т. Власенко, 1990; О. Е. Грибова, 2010; Т. А. Фо-текова, 2003; Ю. А. Шулекина, 2008, 2011), что, несомненно, влия-
ет на механизмы раскрытия потенциальных возможностей обучения и коммуникации.
Характеризуя процессы вербального восприятия детей с общим недоразвитием речи, О. Е. Грибова обращается к анализу механизмов, обусловливающих их неполноценность. Автором подчеркивается тот факт, что на начальных этапах обучения дети с устойчивой формой общего недоразвития речи пользуются специфическими стратегиями нерасчлененного восприятия вербального материала, что, в свою очередь, препятствует полноценному формированию их языковой способности. В то же время поздно возникающие стратегии дифференцированного восприятия, обеспечивающие динамичное формирование речевых действий и операций по смысловой обработке речи, отличаются, согласно экспериментальным данным О. Е. Грибовой, выраженной спецификой. Иными словами, в процессе коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи формируются определенные стратегии анализа различных языковых структур, например, синтаксических, оказывающиеся неэффективными [9].
В логопедической науке задания на понимание логико-грамматических конструкций используются преимущественно в методиках обследования речи младших школьников (Т. В. Ахутина, Т. А. Фоте-кова, Ю. А. Шулекина) и предъявляются, как правило, на слух. Для решения аналогичных задач дошко-
Специальное образование. 2016. № 1
43
льникам предлагают описать картинки, изображающие логические, пространственные или иные отношения (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991; Е. Ф. Соботович, 1998; Е. Л. Малиова-нова, 2009; Л. А. Андрусишина, 2012).
3. Методический аппарат и организация исследования
Исследование проводилось на базе государственных бюджетных образовательных учреждений г. Москвы (лицей № 504, школа № 771). Изучалось смысловое восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (третий уровень недоразвития речи по классификации Р. Е. Левиной) и с нормальным речевым развитием. Общий объем выборки составил 60 дошкольников. В экспериментальную группу были включены 30 детей (средний возраст — 6 лет), из них 22 мальчика и 8 девочек. Контрольную группу составили 30 их сверстников с нормальным развитием речи.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что речевое недоразвитие в старшем дошкольном возрасте обусловливает специфические трудности понимания логико-грамматических конструкций.
В основу исследования положена методика, разработанная для младших школьников [21]. Она была адаптирована и апробирована на 30 дошкольниках: 20 детях с ОНР 3-го уровня и 10 детях с нормальным развитием речи.
Тестовым материалом стали логико-грамматические конструк-
ции, отражающие различные отношения (пространственные, временные и квазипространственные). Поскольку для некоторых типов ди-зонтогенеза уже была установлена неполноценность понимания на слух логико-грамматических конструкций, мы заранее предположили, что дошкольники с общим недоразвитием речи могут иметь еще более грубую недостаточность и соответственно испытывать еще большие затруднения.
Поэтому инструкции в заданиях 1, 2, 4 сопровождались предъявлением наглядных опор в виде цветных изображений действующих персонажей, упоминаемых в конструкциях. В задании 3 наглядные опоры не предполагались — инструкции воспринимались детьми только на слух.
Задание 1. Оценка понимания активных конструкций, содержащих пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов и пространственных понятий.
Инструкция: «Прослушай фразу и выбери нужную картинку».
Для анализа детям предлагались следующие фразы:
• Велосипедист едет за автомобилем. Кто едет впереди?
• Над цветком летает пчела. Что находится внизу?
• Тетрадь лежит на книге. Что лежит сверху?
• Лошадь бежит впереди поезда. Кто идет последним? Задание 2. Оценка понимания
пассивных конструкций языка, отражающих «квазипространственные» отношения.
44
Специальное образование. 2016. № 1
Инструкция: «Прослушай фразу и выбери нужную картинку».
Для анализа детям предлагались следующие фразы:
• Внук накормлен бабушкой. Кто кого накормил?
• Мама встречена папой. Кто кого встретил?
• Брат наказан сестрой. Кто кого наказал?
• Слон напуган мышкой. Кто кого испугался?
Задание 3. Оценка понимания активных обратных конструкций, содержащих временные последовательности.
Инструкция: «Прослушай фразы. Выбери такую фразу, где всё правильно».
Для анализа детям предлагались следующие пары фраз:
• Лето перед весной — Весна перед летом.
• Пятница после субботы — Суббота после пятницы.
• Обед перед ужином — Ужин перед обедом.
• Декабрь за январем — Январь за декабрем.
Задание 4. Оценка понимания активных конструкций, содержащих сравнительные отношения.
Инструкция: «Прослушай фразу и выбери нужную картинку».
Для анализа детям предлагались следующие фразы:
• Карандаш длиннее ручки. Что короче?
• Котенок больше щенка. Кто меньше?
• Пальма ниже дуба. Что выше?
• Цыпленок тяжелее краба. Кто легче?
Обработка результатов осуществлялась путем подсчета правильных ответов по каждому заданию (каждый правильный ответ равен 1 баллу).
Для эффективной обработки статистических данных, полученных в ходе исследования, на основе материала исследования Ю. А. Шулекиной [21] были выделены следующие уровни успешности выполнения заданий (статистический анализ осуществлялся с помощью критерия %2, парного Т-критерия Вилкоксона, и-критерия Манна — Уитни для независимых выборок):
I уровень — «Неуспешные» (0 —12 % выполнения задания);
II уровень — «Малоуспешные» (12, 5—25 % выполнения задания);
III уровень — «Средние по успешности» (26—50 % выполнения задания);
IV уровень — «Близкие к успешным» (51—75 % выполнения задания);
V уровень — «Успешные» (76—100 % выполнения задания).
4. Результаты исследования смыслового восприятия дошкольников и их обсуждение
Были получены данные об успешности смыслового восприятия логико-грамматических конструкций в группе дошкольников с нормальным речевым развитием и группе дошкольников с общим недоразвитием речи.
По уровням успешности выполнения заданий дошкольники с нормальным речевым развитием разделились на две категории —
Специальное образование. 2016. № 1
45
«Успешные» (86,7 %) и «Близкие к успешным» (13,3 %).
Качественный анализ результатов показал наличие незначительных трудностей у детей, которые преодолевались ими самостоятельно. В целом дети понимали задание с первого предъявления, быстро отвечали на вопросы.
В группе дошкольников с общим недоразвитием речи были зафиксированы результаты двух уровней успешности: «Средние по успешности» (80 %) и «Малоуспешные» (20 %). Наибольшие трудности вызвало задание 3, воспринимаемое на слух, без наглядных опор.
К проблемным моментам выполнения заданий в данной группе можно отнести следующие: 1) непонимание инструкции при первом предъявлении; 2) преимущественные ответы «наугад»; 3) потребность в помощи (например, просьба повторить задание).
Констатируемые трудности связываются нами, во-первых, со слабостью запоминания вербальной конструкции — дети не удерживают ее в полном объеме. Однако после оптимизации оперативной памяти посредством повторного предъявлением конструкции эффективность ее понимания значительно повышается.
Во-вторых, причиной указанных трудностей может быть слабость вербального внимания — концентрации на последовательности элементов конструкции, на ее языковом рисунке.
Оказание помощи также улучшает показатели ребенка в расшифровке логико-грамматической конструкции. Более детальный анализ корреляционных связей в рамках нашего исследования не проводился.
Сравнивая результаты исследования в обеих группах старших дошкольников, стоит подчеркнуть статистически значимые различия полученных данных.
Качественно-количественный анализ, обеспеченный статистической обработкой данных с использованием и-критерия Манна — Уитни (см. рис. 1), подтвердил более высокий уровень сформирован-ности смыслового восприятия логико-грамматических конструкций языка у нормально развивающихся старших дошкольников по сравнению с их сверстниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Следовательно, в условиях речевого дизонтогенеза эта способность формируется с отставанием по сравнению с нормой. Выделены главные причины трудностей детей, препятствующие достаточному пониманию конструкций.
46
Специальное образование. 2016. № 1
Диагноз
Нормативное развитие Общее недоразвитие речи
N = 15 Средний ранг = 23,00 N = 15 Средний ранг = 8,00
I
I
I
I I I I 8.0 6,0 4.0 2.0 0 I I I I 0 2.0 4.0 6.0 8,0
Частота Частота
Всего 30,000
и Манна — Уитни 0,000
W Вилкоксона 120,000
Статистика критерия 0,000
Стандартная ошибка 23,980
Стандартизованная статистика критерия -4,691
Асимптотическая знч. (2-сторонний критерий) 0,000
Точная значимость (2-сторонний критерий) 0,000
Рисунок 1. и-критерий Манна — Уитни для независимых выборок
В основном трудности понимания связаны с вербальными компонентами интегративной функции — смыслового восприятия речи (не-сформированность словесной памяти и вербального внимания).
Полученные статистически достоверные различия в понимании логико-грамматических конструкций подтверждают одну из специфических закономерностей, выдвинутых В. И. Лубовским, а именно: прием и переработка информации у дошкольников с речевым дизонто-генезом специфичны, осуществляются с затруднениями и не в полном объеме [17].
Заключение
Экспериментальные данные, полученные в ходе настоящего исследования, в полной мере подтверждают наличие прямой корреляции между состоянием речевого развития и пониманием логико-грамматических конструкций у старших дошкольников в возрасте шести лет. Предположение о существовании такой взаимосвязи было выдвинуто и экспериментально подтверждено на материале нейропсихоло-гического обследования детей дошкольного возраста [11; 12].
Авторам настоящей статьи удалось установить подобную
Специальное образование. 2016. № 1
47
взаимосвязь посредством сравнения смыслового восприятия логико-грамматических конструкций нормально развивающимися старшими дошкольниками и их сверстниками с общим недоразвитием речи. Было показано, что дошкольники с общим недоразвитием речи менее успешны в расшифровке логико-грамматических конструкций преимущественно из-за вербального компонента обеспечивающих смысловое восприятие речи функций.
Дальнейшая разработка заявленной проблематики должна вестись в контексте изучения смыслового восприятия логико-грамматических конструкций с акцентом на пространственно-временные конструкции, которые формируются наиболее поздно даже при нормальном онтогенезе. В свете расширения инклюзивного образовательного пространства это представляется одной из общих задач, решаемых специалистами [7; 14].
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование : пер. с англ. / А. Анастази ; под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лу-бовского. — М. : Педагогика, 1982.
2. Андрусишина, Л. Е. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Андрусишина Л. Е.. — Киев, 2012.
3. Валявко, С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития / С. М. Валявко // Системная психология и социология. — 2014. — № 2 (10).
4. Валявко, С. М. Изучение психологического возраста старших дошколь-
ников с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко // Системная психология и социология. — 2014. — № 1 (9).
5. Валявко, С. М. Некоторые теоретико-методологические вопросы диагностики в логопсихологии на современном этапе / С. М. Валявко // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии : материалы 5-го Междунар. теоретико-методологического семинара / МГПУ. — М. : Ло-гомаг, 2013. — Т. 1.
6. Валявко, С. М. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития / С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина // Специальное образование. — 2013. — № 3 (31).
7. Валявко, С. М. Пространственные представления в структуре смыслового восприятия речи младших школьников с общим недоразвитием речи / С. М. Ва-лявко, Ю. А. Шулекина // Системная психология и социология. — 2016. — № 1 (17).
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1999.
9. Грибова, О. Е. Специфика восприятия синтаксических конструкций в процессе аудирования учащимися начальных классов с тяжелой речевой патологией / О. Е. Грибова // Детская речь как предмет лингвистического исследования : материалы конференции. — М., 2004.
10. Захарова, Е. В. Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Захарова. — Н. Новгород, 2011.
11. Киселев, С. Ю. Исследование когнитивных функций у детей с трудностями в понимании логико-грамматических конструкций языка / С. Ю. Ки-
48
Специальное образование. 2016. № 1
селев, М. Е. Пермякова // Вопросы психологии. — 2009. — № 4.
12. Киселев, С. Ю. Исследование ней-рокогнитивных функций у детей дошкольного возраста с трудностями понимания логико-грамматических конструкций языка / С. Ю. Киселев, Ю. Ю. Лапшина, И. Г. Волик // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / ЯрГУ им. П. Г. Демидова. — Ярославль, 2011.
13. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лу-бовский // Дефектология. — 1971. — № 6.
14. Лубовский, В. И. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов / В. И. Лубовский, С. М. Валявко // Системная психология и социология. — 2015. — № 3 (15).
15. Лубовский, В. И. Что такое «логоп-сихология»? / В. И. Лубовский, С. М. Ва-лявко // Специальная психология. — 2007. — № 3 (13).
16. Мурашова, И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования : автореф. дис. .канд. психол. наук / Мурашова И. Ю. . — М., 2013.
17. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : кн. для учителя / Е. С. Слепович. — Минск : Нар. асвета, 1989.
18. Филатова, И. А. Преодоление ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи у школьников / З. А. Репина, И. А. Филатова // Программно-методическое обеспечение образования детей с тяжелыми нарушениями речи : материалы науч. конф. / ГБОУ ВПО МГПУ. — М., 2012.
19. Филатова, И. А. Взаимосвязь пространственной организации движений и нарушений речи у детей с дизартрией / Г. Г. Зак, В. В. Коркунов, И. А. Филатова [и др. ] // Изучение произвольных движений и их коррекция у детей с ограниченными возможностями здоровья : коллективная моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013.
20. Фотекова, Т. А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихоло-гический диагноз : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Т. А. Фотекова. — М., 2003.
21. Шулекина, Ю. А. Выявление и коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Шулекина. — М., 2008.
22. Шулекина, Ю. А. Понимание логико-грамматических конструкций языка учащимися первых классов общеобразовательной школы с неглубокой речевой патологией / Ю. А. Шулекина // Вестн. Москов. городского пед. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. — 2008. — № 4.
23. Шулекина, Ю. А. Содержание диагностики смыслового восприятия речи детей с речевой патологией / Ю. А. Шуле-кина // Чтение и грамотность в образовании и культуре : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М. : РАЧ, 2009.
24. Шулекина, Ю. А. Специфика декодирования парадигматических кодов языка при недоразвитии речи в младшем школьном возрасте / Ю. А. Шулекина // Вестн. РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. — 2007. — № 21.
25. Яссман, Л. В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Яссман Л. В. — М., 1976.
Специальное образование. 2016. № 1
49
References
1. Anastazi, A. Psikhologicheskoe tes-tirovanie : per. s angl. / A. Anastazi ; pod red. K. M. Gurevicha, V. I. Lubov-skogo. — M. : Pedagogika, 1982.
2. Andrusishina, L. E. Osobennosti intellektual'nogo razvitiya detey starshego doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedo-razvitiem rechi : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / Andrusishina L. E.. — Kiev, 2012.
3. Valyavko, S. M. Emotsional'nye pe-rezhivaniya v situatsii rechevogo ob-shcheniya u starshikh doshkol'nikov s narusheniyami rechevogo razvitiya / S. M. Valyavko // Sistemnaya psikholo-giya i sotsiologiya. — 2014. — № 2 (10).
4. Valyavko, S. M. Izuchenie psikholo-gicheskogo vozrasta starshikh doshkol'ni-kov s obshchim nedorazvitiem rechi / S. M. Valyavko // Sistemnaya psikholo-giya i sotsiologiya. — 2014. — № 1 (9).
5. Valyavko, S. M. Nekotorye teore-tiko-metodologicheskie voprosy diagnos-tiki v logopsikhologii na sovremennom etape / S. M. Valyavko // Spetsial'naya pedagogika i spetsial'naya psikhologiya: sovremennye problemy teorii, istorii, me-todologii : materialy 5-go Mezhdunar. teoretiko-metodologicheskogo seminara / MGPU. — M. : Logomag, 2013. — T. 1.
6. Valyavko, S. M. Osobennosti smy-slovogo vospriyatiya slova det'mi s naru-sheniyami rechevogo razvitiya / S. M. Valyavko, Yu. A. Shulekina // Spetsial'noe obrazovanie. — 2013. — № 3 (31).
7. Valyavko, S. M. Prostranstvennye predstavleniya v strukture smyslovogo vospriyatiya rechi mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / S. M. Va-lyavko, Yu. A. Shulekina // Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. — 2016. — № 1 (17).
8. Vygotskiy, L. S. Myshlenie i rech' / L. S. Vygotskiy. — M. : Labirint, 1999.
9. Gribova, O. E. Spetsifika vospriya-tiya sintaksicheskikh konstruktsiy v protse-
sse audirovaniya uchashchimisya na-chal'nykh klassov s tyazheloy rechevoy patologiey / O. E. Gribova // Detskaya rech' kak predmet lingvisticheskogo issledova-niya : materialy konferentsii. — M., 2004.
10. Zakharova, E. V. Psikhologicheskie osobennosti vospriyatiya mladshikh shkol'-nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya i obshchim nedorazvitiem rechi : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / E. V. Zakharova. — N. Novgorod, 2011.
11. Kiselev, S. Yu. Issledovanie kognitiv-nykh funktsiy u detey s trudnostyami v poni-manii logiko-grammaticheskikh konstruktsiy yazyka / S. Yu. Kiselev, M. E. Permyakova // Voprosy psikhologii. — 2009. — № 4.
12. Kiselev, S. Yu. Issledovanie neyro-kognitivnykh funktsiy u detey doshkol'-nogo vozrasta s trudnostyami ponimaniya logiko-grammaticheskikh konstruktsiy ya-zyka / S. Yu. Kiselev, Yu. Yu. Lapshina, I. G. Volik // Aktual'nye problemy teoreti-cheskoy i prikladnoy psikhologii: traditsii i perspektivy : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / YarGU im. P. G. Demidova. — Yaroslavl', 2011.
13. Lubovskiy, V. I. Obshchie i spetsifi-cheskie zakonomernosti razvitiya psikhiki anomal'nykh detey / V. I. Lubovskiy // Defektologiya. — 1971. — № 6.
14. Lubovskiy, V. I. Integratsiya v sisteme obshchego obrazovaniya i novye zada-chi psikhologov / V. I. Lubovskiy, S. M. Va-lyavko // Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. — 2015. — № 3 (15).
15. Lubovskiy, V. I. Chto takoe «logo-psikhologiya»? / V. I. Lubovskiy, S. M. Valyavko // Spetsial'naya psikhologiya. — 2007. — № 3 (13).
16. Murashova, I. Yu. Polimodal'noe vospriyatie detey starshego doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi i usloviya ego sovershenstvovaniya : avtoref. dis. .kand. psikhol. nauk / Murashova I. Yu. . — M., 2013.
17. Slepovich, E. S. Formirovanie rechi u doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhichesko-
50
Спецна^bное 06pa30BaHne. 2016. № 1
go razvitiya : kn. dlya uchitelya / E. S. Sle-povich. — Minsk : Nar. asveta, 1989.
18. Filatova, I. A. Preodolenie oshibok, svyazannykh s nedorazvitiem leksiko-grammaticheskoy storony rechi u shkol'ni-kov / Z. A. Repina, I. A. Filatova // Prog-rammno-metodicheskoe obespechenie obrazovaniya detey s tyazhelymi narushe-niyami rechi : materialy nauch. konf. / GBOU VPO MGPU. — M, 2012.
19. Filatova, I. A. Vzaimosvyaz' prostran-stvennoy organizatsii dvizheniy i narusheniy rechi u detey s dizartriey / G. G. Zak, V. V. Korkunov, I. A. Filatova [i dr.] // Izuchenie proizvol'nykh dvizheniy i ikh korrektsiya u detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : kollektiv-naya monogr. / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2013.
20. Fotekova, T. A. Sostoyanie verbal'-nykh i neverbal'nykh funktsiy pri obshchem nedorazvitii rechi i zaderzhke psikhiche-skogo razvitiya: neyropsikhologicheskiy diagnoz : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk / T. A. Fotekova. — M., 2003.
21. Shulekina, Yu. A. Vyyavlenie i kor-rektsiya narusheniy smyslovogo vospriya-tiya rechevogo vyskazyvaniya u mlad-
shikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi : dis. ... kand. ped. nauk / Yu. A. Shulekina. — M., 2008.
22. Shulekina, Yu. A. Ponimanie logiko-grammaticheskikh konstruktsiy yazyka uchashchimisya pervykh klassov ob-shcheobrazovatel'noy shkoly s neglubo-koy rechevoy patologiey / Yu. A. Shu-lekina // Vestn. Moskov. gorodskogo ped. un-ta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. — 2008. — № 4.
23. Shulekina, Yu. A. Soderzhanie diag-nostiki smyslovogo vospriyatiya rechi de-tey s rechevoy patologiey / Yu. A. Shulekina // Chtenie i gramotnost' v obrazova-nii i kul'ture : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — M. : RACh, 2009.
24. Shulekina, Yu. A. Spetsifika dekodi-rovaniya paradigmaticheskikh kodov yazyka pri nedorazvitii rechi v mladshem shkol'nom vozraste / Yu. A. Shulekina // Vestn. RGPU im. A. I. Gertsena. Aspi-rantskie tetradi. — 2007. — № 21.
25. Yassman, L. V. Nekotorye osoben-nosti vladeniya grammaticheskim stroem rechi det'mi s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / Yassman L. V. — M., 1976.
Спецнаflbное 06pa30BaHne. 2016. № 1
51