ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Пулатова Х.М. Email: [email protected]
Пулатова Ханифа Мирзаевна - доцент, кандидат педагогических наук, кафедра логопедии, Ташкентский педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья рассматривает вопросы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор статьи считает, что проблема преодоления общего недоразвития речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Изучение речевых нарушений у детей в течение многих лет сводилось к описанию отдельных симптомов, между которыми не устанавливалось связи, роль активности детей в речевом общении не исследовалась. Отдельные проявления аномального речевого развития долгое время расценивались как самостоятельные дефекты. Нарушения произношения, ограниченность словарного запаса, недостатки в развитии грамматического строя рассматривались как самостоятельные нарушения, имеющие различное происхождение.
Ключевые слова: активизация, недоразвитие, речь, дети дошкольного возраста, связь, словарный запас, общение, развитие, самостоятельный, нарушение, ограниченность.
INTENSIFICATION OF SPEECH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Pulatova Kh.M.
Pulatova Khanifa Mirzaevna - Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, LOGOPEDIA DEPARTMENT, TASHKENT PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion addresses the issues of activation of speech activity of preschool age children with general speech underdevelopment. The author of article considers that the problem of overcoming the general underdevelopment of speech of children ofpreschool age is one of the actual problems of modern speech therapy. The study of speech disorders in children for many years was reduced to the description of individual symptoms, between which there were no connections, the role of children's activity in speech communication was not investigated. Separate manifestations of abnormal speech development were for a long time regarded as independent defects. Pronunciation disorders, limited vocabulary, defects in the development of the grammatical system were considered as independent disorders of different origins.
Keywords: activation, underdevelopment, speech, preschool children, communication, vocabulary, communication, development, independent, violation, limited.
УДК 376.37
Проблема преодоления общего недоразвития речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии.. Формирование социально активных людей - одна из важнейших предпосылок развития
общественного производства, активного участия каждого гражданина в экономической, политической, духовной сферах жизни [2]. Выявление и научное обоснование использования педагогических условий, путей, средств, обеспечивающих эффективное формирование социально активной личности, в современных условиях становится первоочередной задачей педагогической науки (Дмитриев А.Е.). В специальных исследованиях, посвященных проблемам общего недоразвитие речи, большое внимание уделяется клиническим аспектом (Флоренская Ю.А., Мастюкова Е.М.), психолого-лингвистическим (Орфинская В.К., Гриншпун
B.М., Соботович Е.Ф., Ковшиков В.А.), психолого-педагогическим (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Маркова А.К., Филичева Т.Б., Усанова О.Н., Шаховская
C.Н., Муминова Л.Р., Ястребова А.В. и др.).
Развитие разных видов детской деятельности в целях создания оптимальных условий для речевого развития является реализацией одного из основных тезисов Я.С.Выгодского о тождественности речевой и неречевой деятельности с точки зрения их социальных природы. Речевая и неречевая деятельности, будучи тесно связанными, осуществляются различными средствами. Неречевая деятельность осуществляется при помощи орудий труда, имеющих определенное назначение. Средствами речевой деятельности являются языковые компоненты (фонемы, слова, фразы), которые выступают в качестве внешнего выражения мысли, выражения значений (Льонтьев А.Н., Лурия А.Р.).
Для изучения путей развития речевой активности детей-узбеков дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важно проанализировать проблему речевой деятельности. Речь - одна из важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие данной патологии. Изучение речевых нарушений у детей в течение многих лет сводилось к описанию отдельных симптомов, между которыми не устанавливалось связи, роль активности детей в речевом общении не исследовалось. Отдельные проявления аномального речевого развития долгое время расценивались как самостоятельные дефекты. Нарушения произношения, ограниченность словарного запаса, недостатки в развитии грамматического строя рассматривались как самостоятельные нарушения, имеющие различное происхождение. Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной экспериментального исследования проблемы коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи), которая открывает теория деятельностного подхода к общению (М.И. Лисина, А.В. Запорожец). Выделенные в рамках этого подхода закономерно меняющие друг друга на протяжении дошкольного детства формы общения с взрослым у нормально развивающихся детей могут выполнить роль своеобразных возрастных оценочных эталонов по отношению к детям с ОНР [1].
В исследованиях Л.Р. Муминовой показано, что у старших дошкольников с ОНР снижена потребность в общении с окружающими. Однако в экспериментальном плане проблема общения детей - узбеков с ОНР изучена недостаточно. Нет конкретных сведений о своеобразии речемыслительной деятельности у дошкольников, не систематизированы характерные для этого возраста особенности ее проявления и становления у детей с ОНР и в сравнении с нормально развивающимся, нет описаний разработанных коррекционных программ, не прослежены общие возможности компенсации дефектов развития этой важнейшей сферы психики. Критериями формирования речевой деятельности у детей служили формы общения, установленные для нормально развивающихся детей М.И. Лисиной: ситуативно-личностная форма общения (СЛФО); ситуативно - деловая форма общения (СДФО); внеситуативно - познавательная форма общения (ВПФО).
Выводы:
• Для дальнейшего изучения вопроса об общем недоразвитии речи необходим научный подход, основанный на изучении отклонений в развитии речи, а также поиск
путей преодоления и предупреждения нарушений в общей системе обучения детей правильной речи. Анализ литературы по общему недоразвитию речи детей дошкольного возраста показывает, что достаточно раскрыты особенности владения произносительной стороной речи, словарным запасом и грамматическим строем русского языка, показано, что овладение детьми смысловой и звуковой сторонами речи должно проводиться в процессе коррекционного обучения параллельно.
• Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста актуальна, имеются нерешенные проблемы, в частности не изучена речевая активность таких детей и не определены пути ее развития у детей - узбеков дошкольного возраста.
Список литературы /References
1. Pulatova Khanifa Mirzaevna. Speech and language development of children with a general speech delay // Проблемы педагогики, 2019. № 2 (41). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/speech-and-language-development-of-children-with-a-general-speech-delay/ (дата обращения: 14.01.2020).
2. Янченко Ирина Владимировна. Активизация речи детей с общим недоразвитием речи (II-го уровня речевого развития) средствами сенсомоторной деятельности // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2012. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-rechi-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-ii-go-urovnya-rechevogo-razvitiya-sredstvami-sensomotornoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 14.01.2020).