УДК 376.37:373.25:37.037 ББК Ч457.005.5+Ч414.716
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02
Рябова Екатерина Ивановна,
магистр, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: tinafey@rambler.ru
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическое развитие; речевое развитие; общее недоразвитие речи; инклюзивное образование.
АННОТАЦИЯ. В рамках данной статьи рассматривается вопрос о взаимосвязи моторной и речевой сфер у детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в условиях инклюзивного образования, и об особенностях моторной сферы и уровня физического развития в целом у детей с общим недоразвитием речи. Для подтверждения выдвинутого предположения о несформированности моторной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи был проведен, описан и проанализирован эксперимент, направленный на диагностику уровня физического развития у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи. Также были определены основные критерии и показатели, необходимые для выявления уровня развития речи и моторной сферы (правильность, точность и понимание словесной инструкции). Были определены основные уровни развития двигательной сферы у дошкольников. Полученные в ходе эксперимента данные позволят обосновать методику работы с детьми дошкольного возраста, а также реализовать предложенные мероприятия для достижения эффективных результатов не только по развитию двигательной сферы детей, но по речевому развитию, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей как в дошкольном образовательном учреждении, так и в школе.
Ryabova Ekaterina Ivanovna,
Master, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN INCLUSIVE EDUCATION
KEYWORDS: physical development; speech development; general underdevelopment of speech; inclusive education.
ABSTRACT. In this article we discuss the relationship of motor and speech spheres of senior preschool children in inclusive education, and the features of the motor sphere and the level of physical development of children with general speech underdevelopment. To confirm the assumptions about the low degree of motor sphere formation of preschool children with the general underdevelopment of speech an experiment was held, described and analyzed to reveal the level of physical development of children with typical speech development and of children with general speech underdevelopment. Main criteria and indicators necessary to identify the level of language and motor sphere development (correctness, accuracy and understanding of verbal instructions) were identified. The basic levels of development of the motor spheres of preschool children were singled out. The experiment can justify the methodology of teaching children of preschool age, as well as help implement the proposed measures in order to achieve good results in the development of not only the motor sphere of children, but also of speech sphere that will further contribute to the successful education of children in preschool educational institution and at school.
С
Чистема образования на данный мо/мент претерпевает значительные изменения, продиктованные Законом «Об образовании в Российской Федерации». Особенно это касается дошкольных и школьных образовательных учреждений, где активно внедряется политика инклюзии.
Целью проводимого исследования было изучение особенностей физического развития детей, обучающихся в условиях инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении. К данной категории мы отнесли детей с нарушениями речи и детей с условно нормативным уровнем развития речи. Был отобран и проведен ряд методик, направленных на изучение уровня сформированности моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и с нормальным речевым развитием.
На основании данных об онтогенетических особенностях формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста (А. Ш. Ториев, В. В. Бойко, А. Е. Гульянц, А. В. Запорожец, М. Я. Басов и т. д.) и требований основной образовательной программы дошкольных образовательных учреждений нами были определены критерии оценки уровня сформированности общей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста: правильность выполнения движения, координация / точность движений, понимание словесной многоступенчатой инструкции. Для наиболее полного определения уровня сформированности моторной сферы у отобранных групп детей была введена балльная система определения качественных и количественных показателей.
© Рябова Е. И., 2016
Каждому ребенку предоставлялась словесная инструкция по выполнению определенного движения, при необходимости использовался показ выполнения движения педагогом.
Выбор диагностического материала обоснован используемыми программами дошкольных образовательных учреждений, исследованиями физиологов (А. Р. Лурия, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов и др.), логопедов (С. Н. Шаховская, Л. С. Волкова, Е. Ф. Архипова, Е. Ф. Pay и Ф. A.Pay, М. Е. Хватцев и др.), раскрывающих онтогенетические двигательные возможности детей на данном возрастном этапе.
В рамках диагностики уровня развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста были использованы задания, отвечающие заявленным ранее критериям (правильность, точность / координация движений). Отдельно оценивался уровень понимания словесной инструкции детьми и необходимость показа выполнения движения педагогом.
Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, позволяет сделать вывод о том, что в группе детей с нормальным развитием речи практически не наблюдалось трудностей в выполнении тех или иных заданий. Дети затруднялись лишь в выполнении позы Ромберга (встать прямо, руки вытянуть вперед, пяточку правой ноги поставить перед носком левой, закрыть глаза, удерживать положение под счет до 10): наблюдались легкие пошатывания, нарушение правильности и точности выполнения позы. Выполнение детьми остальных заданий не вызывало затруднений и не требовало дополнительной помощи педагога, дети в основном выполняли задания самостоятельно по словесной инструкции и не требовали дополнительного показа со стороны педагога. Дети сами выполняли различного рода инструкции и исправляли ошибки или неточности.
Анализ результатов исследования физического развития в группе детей с ОНР выявил различного рода трудности при выполнении предлагаемых педагогом инструкций. Большинство заданий выполнялось с ошибками, наблюдались отклонения от показателей правильности, точности выполнения движения.
В группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР при выполнении практически всех заданий были допущены следующие ошибки:
- при выполнении позы Ромберга у детей возникали трудности в правильности и точности выполнения предлагаемой позы: многие дети не могли устоять более трех
секунд, открывали глаза, либо опускали руки, либо переступали с ноги на ногу;
- при выполнении серии движений у детей наблюдались трудности запоминания последовательности движений и их воспроизведении, нарушалась точность движений, при этом движения выполнялись с незначительными отклонениями либо по показу педагога, при выполнении серии движений по словесной инструкции наблюдались поиски движений, а при воспроизведении движений по памяти - замена некоторых движений на другие;
- при выполнении заданий на маршировку (как простую, так и усложненную) наблюдались пошатывания и отклонения от точного заданного темпа выполнения движений (дети сбивались с ритма, маршировка с хлопком между шагами оказалась вовсе недоступна для детей с ОНР);
- при изменении темпа выполнения движений значительные трудности возникали при возвращении к первоначальному темпу, у детей возникали трудности в точном выполнении предлагаемого задания (нарушение точности выполнения движений), также затруднительным для детей здесь стало выполнение данного задания по словесной инструкции (необходим был показ выполнения упражнения педагогом);
- при повторении ритмических рисунков также наблюдались нарушения точности и правильности выполняемого движения: возникали затруднения в повторении сложных многосоставных ритмических рисунков (дети не могли точно воспроизвести сложные ритмические рисунки, это удавалось только после многократного повторения со стороны педагога);
- приседания также вызывали затруднения у данной категории детей: наблюдалось нарушение точности и правильности выполняемого движения (при выполнении приседа дети либо несколько заваливались назад, после чего поднимались, либо выполняли упражнение не по инструкции - отрывали пятки от пола, приседали на носках).
На основании проведенной диагностики и анализа ее результатов все обследованные дети были разделены на три группы по уровню сфермированности моторной сферы (критический, достаточный и оптимальный).
У детей, находящихся на критическом уровне, наблюдаются стойкие нарушения в выполнении движений (нарушения точности / координации движений). Выполнение движений недоступно по словесной инструкции, возможно только по показу. При выполнении всех заданий постоянно требуется дополнительная помощь педагога. Допускаемые ошибки детьми не исправляются.
У детей, находящихся на достаточном уровне, наблюдаются нарушения в выполнении движений (нарушения точности / координации движений). Задания выполняются с небольшой помощью педагога, некоторые задания доступны для выполнения по словесной инструкции. Ошибки при выполнении детьми замечаются, но не исправляются.
У детей, находящихся на оптимальном уровне, практически не возникает затруднений при выполнении тех или иных заданий. Однако могут допускаться ошибки при выполнении заданий по словесной инструкции. В целом, для выполнения задания показ движения со стороны педагога не требуется. Трудности могут возникать при выполнении движений по сложной многоступенчатой инструкции. Движения выпол-
няются точно, скоординированно, самостоятельно, с незначительными ошибками, которые ребенок сам корректирует.
В группе детей с нормальным речевым развитием оптимальный уровень показали 87,2 % участников, достаточный уровень — 12,8 % участников, дети с низким уровнем развития моторной сферы в данной группе отсутствовали.
Таким образом, проведенный эксперимент и анализ его результатов доказывают, что у детей с нарушениями речи наблюдаются трудности не только в речевом аспекте, но и на уровне физического развития, что говорит о необходимости проводить обширную комплексную работу по формированию не только речевых, но и неречевых умений и навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М. : АСТ : Астрель, 2008.
2. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у школьников. М. : Владос, 2011.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда. М. : Владос, 2001.
4. Кольцова М. М Ребенок учится говорить. М. : Сов. Россия, 1973.
5. Коновалова С. Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2007.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : СОЮЗ, 1999.
7. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
8. Лукаш О. Л. Формирование письменной речи учащихся 2-3 классов специальной (коррекцион-ной) школы V вида на основе изучения лексико-грамматических свойств слов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.
9. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности. М., 1968. С. 219-233.
10. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов де-фектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. М. : Школа-Пресс, 1994.
11. Приходько О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании // Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров, молодых ученых (21 марта 2013 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
12. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://минобрнаутси.рф/news/3447/file/228o/l3.o6Л4-ФГОС-ДО.pdf.
15. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи : учеб. пособие. М. : ВЛАДОС, 2000.
REFERENCES
1. Arkhipova E. F. Korrektsionno-logopedicheskaya rabota po preodoleniyu stertoy dizartrii u detey. M. : AST : Astrel', 2008.
2. Belova-David R. A. Klinicheskie osobennosti detey doshkol'nogo vozrasta s nedorazvitiem rechi // Narusheniya rechi u shkol'nikov. M. : Vlados, 2011.
3. Efimenkova L. N. Korrektsiya ustnoy i pis'mennoy rechi uchashchikhsya nachal'nykh klassov : posobie dlya logopeda. M. : Vlados, 2001.
4. Kol'tsova M. M Rebenok uchitsya govorit'. M. : Sov. Rossiya, 1973.
5. Konovalova S. N. Formirovanie predikativnoy leksiki u doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi. M., 2007.
6. Lalaeva R. I., Serebryakova N. V. Korrektsiya obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov (formirovanie leksiki i grammaticheskogo stroya). SPb. : SOYuZ, 1999.
7. Leont'ev A. A. Vnutrennyaya rech' i protsessy grammaticheskogo porozhdeniya vyskazyvaniya // Voprosy porozhdeniya rechi i obucheniya yazy-ku. M., 1967.
8. Lukash O. L. Formirovanie pis'mennoy rechi uchashchikhsya 2-3 klassov spetsial'noy (korrektsionnoy) shkoly V vida na osnove izucheniya leksiko-grammaticheskikh svoystv slov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2001.
9. Luriya A. R., Tsvetkova L. S. Neyropsikhologicheskiy analiz predika-tivnoy struktury vyskazyvaniya // Teoriya rechevoy deyatel'nosti. M., 1968. S. 219-233.
10. Obuchenie i vospitanie detey vo vspomogatel'noy shkole : posobie dlya uchiteley i studentov defektolog. f-tov ped. in-tov / pod red. V. V. Voronkovoy. M. : Shkola-Press, 1994.
11. Prikhod'ko O. G. Aktual'nye problemy logopedii v rossiyskom spetsial'nom obrazovanii // Mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. nauch. rabotnikov, prepodavateley vuzov, rukovoditeley i logope-dov obra-zovatel'nykh uchrezhdeniy, reabilitatsionnykh tsentrov, molodykh uchenykh (21 marta 2013 g.) / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2013.
12. Repina Z. A. Neyropsikhologicheskoe izuchenie detey s tyazhelymi defektami rechi : ucheb. posobie / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 1995.
13. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. URL: http://minobrnauki.rf/news/3447/file/2280/13.06.14-FGOS-DO.pdf.
15. Tseytlin S. N. Yazyk i rebenok: lingvistika detskoy rechi : ucheb. posobie. M. : VLADOS, 2000.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент Т. Р. Тенкачева.