128_Ошибка! Неверная ссылка закладки. /
УДК:376
Меженцева Г.Н., Таранова А.А.
Смоленский Государственный Университет DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11549 ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Mezhentseva G.N., Taranova A.A.
Smolensk State University
PECULIARITIES OF THE GRAMMATIC STRUCTURE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN
WITH GENERAL SPEECH UNDERFORMATION
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the features of the formation of the grammatical structure of speech in preschool children with general speech underdevelopment. The article presents the results of a study of the grammatical structure of speech in preschool children with general speech underdevelopment.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, грамматический строй, словообразование, словоизменение, обследование.
Keywords: preschool children with general speech underdevelopment, grammatical structure, word formation, inflection, examination.
В настоящее время растет количество детей, имеющих речевую патологию. Одним из распространенных речевых расстройств среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).
При общем недоразвитии речи страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизноше-ния, связной речи у детей с нормальным слухом и первичной сохранным интеллектом [2, с. 5].
Изучению общего недоразвития речи посвящены работы многих исследователей: Р. Е Левиной [3], Н. С. Жуковой [1], Т. Б. Филичевой [5], Г. В. Чиркиной [5], Р. И. Лалаевой [2], Н. В. Серебряковой [2] и других. Авторы выделяют нарушение грамматического строя речи как одно из наиболее важных в структуре ОНР.
Овладение ребенком навыками словообразования и словоизменения имеет большое значение, потому что только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику, а также будет служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками [1, с. 79].
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OНP в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. [1, с. 42]
У детей с ОНР отмечаются следующие нарушения грамматического строя:
- неверное использование окончаний имен существительных, имен прилагательных и местоимений;
- неправильное употребление, а также смешение падежных окончаний количественных числительных;
- неверное употребление личных окончаний глаголов и окончаний глаголов в прошедшем времени;
- неправильное употребление предложно-падежных конструкций.
В связи с постоянным увеличением числа дошкольников с ОНР, проблема формирования грамматических средств речи у детей с ОНР занимает важное место в современной логопедии, вопрос методики их развития и коррекции является одним из самых актуальных.
Изучив научно-педагогическую литературу по проблеме грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР, мы поставили целью своего исследования выявление уровеня сформи-рованности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
При обследовании нами был использован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой. Методика обследования включала в себя восемь заданий, каждое из которых оценивалось по трехбалльный шкале, где три - максимальный балл и ноль - минимальный балл.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска в апреле 2019 года. В эксперименте участвовало десять детей в возрасте 5-6 лет с заключением «общее недоразвитие речи,
/ Ошибка! Неверная ссылка закладки.
псевдобульбарная дизартрия». Исследование проходило в два этапа. На первом этапе проводилось экспериментальное диагностическое исследование, в ходе второго этапа осуществлялась обработка данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, их качественный и количественный анализ.
При анализе полученных результатов нами был определен уровень сформированности грамматического строя речи каждого ребенка, который оценивался по количеству правильных ответов в каждом задании. Всего было выделено три уровня сформированности грамматического строя речи. Высокий уровень характеризовало достаточно уверенное владение навыками словообразования и словоизменения. Единичные ошибки в образовании однокоренных слов. Для среднего уровня характерны многочисленные ошибки в согласовании существительных с числительными. Низкий уровень показал невозможность согласования существительных с числительными.
Анализ результатов обследования выявил следующее:
Высокий уровень сформированности грамматического строя речи (32-24 балла) показали 20% обследуемых (2 ребенка); средний уровень сформированности грамматического строя речи (22-14 баллов) имеют 60% обследуемых (6 детей), низкий уровень сформированности грамматического строя речи (13-0 баллов) был выявлен у 20 % детей (2 ребенка).
Для качественного анализа представим характеристику на конкретного представителя каждого уровня. Один из представителей низкого уровня сформированности грамматического строя речи не справился с изменением существительных по числам стол - «столья», ухо - «ухи», зеркало -«зеркалы». Также были выявлены трудности использования родительного падежа имени существительного, «блюдцев» вместо блюдец.
У ребенка со средним уровнем сформирован-ности грамматического строя речи, как и у большинства представителей данного уровня, обнаружена неспособность изменять прилагательные по родам («желтый яблоко», «красный колесо», «синий полотенце»). Также, как и у представителя высокого уровня сформированности грамматиче-
129
ского строя речи, выявлено неумение изменять существительные по числам: гнездо- «гнезды», яйцо -«яйцы», ухо -«две уши».
Для представителя низкого уровня сформиро-ванности грамматического строя речи характерна невозможность изменения имени существительного по падежам. При образовании уменьшительно -ласкательной формы существительных были обнаружены такие особенности: пуговица- маленькая пуговица, звезда-маленькая звезда, но уменьшительно-ласкательную форму слова ключ ребенок назвал верно. Использование относительных прилагательных оказалось невозможным, навык подбора родственных слов не сформирован, относительные прилагательные недоступны.
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирован грамматический стой речи. Большие трудности у всех обследуемых вызывало изменение имен существительных, чем прилагательных и глаголов. Особенно часто отмечались трудности в изменении имени существительного по родам и падежам.
Таким образом, было выяснено, что дети с общим недоразвитием речи нуждаются в логопедической помощи по формированию, развитию и коррекции грамматического строя речи. Результаты обследования позволят повысить эффективность коррекционной работы.
Список литературы
1. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М.: Просвещение, 1994. 94 с.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова И.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.
3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс, 2013. 367 с.
4. Логопедия. Основы теории и практики / Под ред. Н.С. Жуковой. М.: Эксмо, 2016. 288 с.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.