Научная статья на тему 'Развитие культуры понимания бакалавра библиотечноинформационной деятельности'

Развитие культуры понимания бакалавра библиотечноинформационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОНИМАНИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CULTURE IN UNDERSTANDING / INTERPRETATION / LIBRARY AND INFORMATION SCIENCE / BACHELOR / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астахова Л. В.

В статье на основе анализа подходов к сущности понимания и культуры формулируется определение понятия «культура понимания», обосновывается ее оценочный, интерпретационный характер, актуализируется проблема развития культуры понимания у бакалавров библиотечно-информационной деятельности и определяются педагогические условия этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE CULTURE IN UNDERSTANDING THE BACHELOR OF LIBRARY AND INFORMATION SCIENCE (B.L.I.S)

The article, based on an analysis of approaches to the nature of understanding and the culture, formulated a definition of "culture in understanding," it explained its evaluative and interpretative nature, actualized the problem of culture in understanding the Bachelor of library and information science, and determined the pedagogical conditions of this process.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры понимания бакалавра библиотечноинформационной деятельности»

УДК 023.5 + 378.01

Л.В.Астахова

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОНИМАНИЯ БАКАЛАВРА БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье на основе анализа подходов к сущности понимания и культуры формулируется определение понятия «культура понимания», обосновывается ее оценочный, интерпретационный характер, актуализируется проблема развития культуры понимания у бакалавров библиотечно-информационной деятельности и определяются педагогические условия этого процесса.

Ключевые слова. Культура понимания, интерпретация, библиотечно-информационная деятельность, бакалавр, педагогические условия.

L. Astahova the Evolution of the culture in understanding the bachelor of library and

INFORMATION SCIENCE (B.L.I.S)

The article, based on an analysis of approaches to the nature of understanding and the culture, formulated a définition of "culture in understanding, " it explained its evaluative and interpretative nature, actualized the problem of culture in understanding the Bachelor of library and information science, and determined the pedagogical conditions of this process.

Key words: Culture in understanding, interpretation, Library and Information Science, Bachelor, pedagogical conditions.

Понимание - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий однозначного содержания. Он используется как способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь; когнитивный процесс постижения содержания, смысла; продукт процесса понимания. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения и т. д.); одна из целей познания и обучения и др. (2). Представитель философской теории понимания - герменевтики Ф.Шлейермахер считал, что понимание и интерпретация - органически связанные друг с другом понятия: понимание осуществляется для правильного сообщения другим отраженного в мыслях интерпретатора содержания (5, с.43). В социологии под пониманием подразумевается многоаспектное социальное явление, включающее восприятие индивидом других акторов, интерпретацию их действий и мотивов поведения, с целью дальнейшего целенаправленного воздействия (3). Анализ существующих определений свидетельствует о том, что понимание - это оценочное, субъективное понятие. И как все, что связано с ценностями, а значит - и с выбором из нескольких альтернатив, понимание обладает своей культурой.

Общеизвестно, что полисемично не только понятие понимания, но и понятие культуры. В настоящее время бытует несколько значений понятия «культура»: аксиологическая трактовка (культура как мера мастерства, вкуса, одухотворенности и т.д.); ведомственно-отраслевой, прикладной подход (культура - деятельность ведомственно-отраслевых, культурно-просветительных учреждений (библиотеки, парки, дворцы культуры, музеи), СМИ (пресса, кино, TV, радио) и др.; гуманистическая концепция (культура - способ «производства» человека, то есть социализация индивидуума, способ и мера реализации сущности сил человека в его социальной деятельности результатах этой действительности, содержание культуры - знания, умения, этические нормы, эстетические ценности, мировоззрение); информационно-семиотическая концепция (культура - совокупность негенетической информации, представленной посредством знаковых систем); духовно-производственная концепция (культура - это духовное (т.е. нематериальное) производство создание, хранение и потребление духовных ценностей); этно-археологическая концепция (культура - общая характеристика развития данного общества, народа, племени; функциональная (деятельностная, технологическая) концепция (культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе). Наиболее широкими, адекватно отражающими суть феномена культуры, являются ее деятельностные (технологические, функциональные) концепции. При этом, какой бы подход к культуре мы не взяли, ясно одно: культура предполагает право субъекта на выбор из нескольких вариантов в результате оценки последних, т.е. на интерпретацию. Оценочный, интрпретационный характер понимания и культуры позволяет нам говорить о та-ком же характере понятия культуры понимания.

Используя тезис В.Дильтея о познании и понимании культурно-исторической ситуации и духовной целостности жизни, В.А.Кутырев модифицирует его применительно к современной реальности. "Естественную дочеловеческую реальность мы познаем и преобразуем, а искусственную (социально-культурную, техническую) создаем и понимаем", - отмечает он (6, с. 151). Соглашаясь с автором в том, что "понимание искусственной реальности является условием выживания в ней" (там же), т.е. необходимым компонентом существования индивида в искусственной реальности, создаваемой

человечеством в ходе его культурно-исто-рического развития, сформулируем определение культуры понимания с позиций функционально-деятель-ностного подхода к культуре.

Культура понимания - это социально-исторически обусловленное интегративное свойство личности, определяющее способ организации и развития человеческой жизнедеятельности в информационно-коммуникационном пространстве, при котором субъект коммуникации способен постичь смысл информационных сообщений (целей, мыслей, личностных черт партнеров в контексте определенных условий, мотивов поступков, ценностных представлений другого субъекта), а также стремится к идеалу адекватного интерпретирования.

Этот идеал, как и в культуре вообще, предопределен преемственностью национальных, этнических, социальных и других установленных норм интерпретации, передачей этих норм от поколения к поколению, нормированием аналогично «правилам хорошего тона», «культуре речи». А потому для формирования куль-туры понимания требуется воспитание общества в духе идеалов адекватного интерпретирования. Это "непринудительное" следование социальной норме, ориентация на диалог и консенсус являются характерными признаками сформировавшейся культуры понимания, благодаря которой достигается упорядоченность и стабилизация коммуникативной ситуации в обществе

(7).

Субъектом культуры понимания является активный, деятельный, общающийся человек во всем многообразии его личностных качеств. Эмпирические исследования показали, что психологические механизмы понимания непосредственно связаны с определенными чертами личности, особенностями нравственного сознания и мировоззрения познающего мир субъекта. Субъективная составляющая культуры понимания яв-ляется детерминирующим фактором формирования и развития как понимания субъектом объекта, так и межличностного понимания, а также взаимопонимания людей в общении. В.В.Знаков выделил две основные группы субъективных факторов, влияющих на процесс понимания:

1.фактор активности понимающего субъекта, обобщенный в целевом условии понимания, где характер понимания всегда зависит от направленности субъекта в познании и общении (например, какая задача стоит перед общающимся, проявление интереса к партнеру, какие моральные принципы стремится воплотить в общении);

2. фактор индивидуально-личностной обусловленности понимания (детерминации характера возника-ющего у субъекта понимания его оценками своих нравственных, волевых и эмоционально-коммуни-кативных качеств, интернациональностью и личной агрессивностью и т.п.) (4, с.62-70).

Очевидно, что названные факторы присутствуют и в деятельности библиотечно-информационного специалиста, который, являясь специфическим субъектом информационно-коммуникационной среды -посредником в системе «Документ-Потребитель», - традиционно выступает и в роли субъекта культуры понимания. Герменевтическая сущность его профессиональной деятельности в процессе исследования библиографической деятельности как научного феномена была обоснована в нашей монографии (1). Сегодня, в век информационных трансформаций, когда знание и информация становятся еще более дискурсивными, смыслонагруженными, постижение смыслов текстов и их интерпретация становятся все более сложным процессом для библиотечного работника. Это свидетельствует об актуализации проблемы формирования и развития культуры понимания будущих библиотечно-информационных работников в процессе их подготовки в вузе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавр) способность понимать сущность и значение информации названа одной из ключевых общекультурных компетенций бакалавра (ОК-11). Способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества относится в названном стандарте к профессиональным компетенциям (ПК-27) и др. Однако в содержании проектируемых результатов освоения учебных циклов и перечне дисциплин это практически не отражено. Поэтому считаем целесообразным выделить педагогические условия развития культуры понимания у будущих бакалавров библотечно-информационной деятельности в вузе:

1. Формирование и развитие мотивации освоения культуры понимания будущими бакалаврами на основе императивов виртуальной информационной среды как объекта их профессиональной деятельности.

2. Приведение в соответствие содержания учебного процесса по направлению подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности основных компонентов культуры понимания: целевого (соответствие понимаемого целям понимающего), мнемического (наличие в памяти предварительных знаний о понимаемом), эмпатического (личностное отношение к субъекту информационного взаимодействия) и нормативного (соблюдение постулатов общения), их диалогического взаимодействия.

3. Погружение будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности в герменевтически-насыщенную образовательную квазипрофессиональную среду, которая позволит им

оценить эволюцию индивидуальной культуры понимания в процессе решения теоретических и практических задач, приближенных к библиотечно-библиографической реальности.

4. Развитие информационно-технологических и полиязыковых компетенций будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности как инструментальных средств реализации процессов понимания и интерпретации информации и информационных потоков.

Исследование и реализация названных педагогических условий в процессе подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности будет, несомненно, способствовать повышению уровня качества их подготовки.

Литература

1. Астахова Л.В. Библиография как научный феномен /Л.В.Астахова. - М.: Изд-во МГУК, 1997.-33 8 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В.- М.: Олма-пресс, 2004.- 320 с.

3. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ / С.В. Бондаренко.-Ростов-на-Дону. - 2004. 320 с.

4. Знаков В.В. Психология понимания в познании и общении /В.В.Знаков. - М., 1995. -180с.

5. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание /В.Г. Кузнецов.- М.: Изд-во МГУ,1991.- 192 с.

6. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров /В.А. Кутырев.- Н.Новгород, 1994.- 201 с.

7. Ротанова М.Б. Философско-коммуникативный аспект феномена культуры понимания (электронный ресурс) // Международный научно-практический (электронный) журнал «Шег-СШ ^@Ь-№Ґ’.-Выпуск 3 //2004http://vfnglш.wladimir.rш/Rшs/NetMag/v3/v3_ar12.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.