УДК 002.2(091)
С. Н. Лютов
д-р ист. наук, профессор, Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН E-mail: [email protected]
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В МНОГООБРАЗИИ ПОНЯТИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ
Актуализация проблем, связанных с адаптацией традиционной книжной культуры к вызовам информационной цивилизации, привлекла к ним интерес специалистов различных отраслей гуманитарного знания. Не только книговеды, но и философы, культурологи, историки, педагоги, социологи активно исследуют современные проблемы книжной культуры, обращаются к ее истокам, пытаются спрогнозировать векторы развития книжной культуры под влиянием динамично развивающихся информационно-коммуникационных технологий. За последние четверть века очевидны перемены в исследовательских подходах - от попыток предложить авторские определения понятия «книжная культура» к пониманию мно-гоаспектности этого феномена и необходимости междисциплинарного сотрудничества в его изучении.
Анализ концептуального наполнения дефиниции «книжная культура» позволяет выявить сформировавшиеся направления научных исследований (книговедческое, культурологическое, документоведческое), определить позиции научных школ и скорректировать подходы в междисциплинарном дискурсе.
Ключевые слова: книга, книжность, книжная культура, книговедение, культурология, документоло-гия, информационное общество, системный подход
Для цитирования: Лютов, С. Н. Книжная культура в многообразии понятий и исследовательских подходов / С. Н. Лютов //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). - С. 9-16.
Понятие книжная культура давно и в разных толкованиях употребляется для характеристики явлений и процессов, связанных с ролью книги в развитии культуры, достижениями книжного дела и различными аспектами социального бытования книги. Историю формирования этого понятия специалисты связывают с эволюцией представлений о типографском искусстве, искусстве книги, культуре книги, издательской культуре. В социально-философском толковании все чаще встречается отождествление книжной культуры с книжностью.
Актуализация проблем книжной культуры, в том числе и осмысление этого словосочетания как научной категории, произошла на рубеже XX - XXI вв. в условиях смены цивили-зационной парадигмы и формирования постиндустриального (информационного) общества. Обусловлено это тем, что индустриальному этапу развития цивилизации в большей степени соответствовало понятие книжное дело, подразумевавшее систему взаимодействующих от-
раслей культуры и народного хозяйства, связанных с созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием. Обозначившаяся во второй половине ХХ в. информационно-технологическая перспектива цивили-зационной эволюции потребовала расширения представлений о новых технологиях производства книги, ее новых формах, способах распространения, меняющемся отношении читателей к восприятию книги в новой информационно-коммуникативной среде. Сложившееся противоречие обострялось тем, что представления о «новой культуре», дискутируемые в концепциях информационного общества, базировались, как правило, на «новых символах, нормах и правилах, привычках, моделях, программах, формальных языках, алгоритмах, виртуальных представлениях и воображаемых ландшафтах» [22, с. 6, 17]. Подобное доминирование информационных инноваций «без учета традиционных средств общения, давно и эффективно функционирующих в обществе» [13, с. 83], вы-
9
звало серьезную озабоченность современных книжников и научного сообщества. Б. В. Ленский провел контент-анализ документов, выработанных на Всемирных встречах на высшем уровне по информационному обществу (Женева, 2003 г. и Тунис, 2005 г.), и не обнаружил ни одного упоминания слов книга, книжное дело, книгоиздание, чтение и других, связанных с книжной культурой [13].
Новая расстановка приоритетов в концептуальных представлениях о культуре информационного общества заострила проблему взаимовлияния инновационных подходов и многовековых традиций книжной культуры. Выполненное сотрудниками лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН в 2013-2016 гг. комплексное исследование «Традиции и современные тенденции в развитии книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» [21] подтверждает, что традиции книжной культуры под давлением компьютерных технологий демонстрируют устойчивость и неподатливость, опровергая поспешные прогнозы о скором исчезновении бумажной книги и создавая предпосылки к длительному сосуществованию традиций и инноваций в сфере книжной культуры. Это дает основания рассматривать многовековое наследие книжности и устойчивость традиций в сфере современной культуры как важный фактор формирования культуры информационного общества [15]. Т. А. Бруева, изучая феномен книги и книжной культуры при переходе от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, также усматривает перспективу того, что книжная культура сможет трансформироваться и «врасти» в новую посткнижную культуру, сохранив свои универсальные возможности [3].
Осознавая сложность адаптации книжной культуры в инновационные модели культуры информационного общества, заинтересованные ученые и практики пытаются с разных позиций осмыслить проблему: «Что есть книжная культура и как органично вписать ее в концепцию информационного общества?».
Вполне объяснимо, что в первых попытках научного толкования понятия книжная
культура исследователи исходили из устоявшихся представлений о книжном деле. В начале 1980-х гг. С. А. Пайчадзе предлагал понимать под книжной культурой уровень, достигнутый книжным делом, в сочетании с исторически сложившимися традициями и реалиями в отношении народа к книге [18, с. 5-6]. Позднее, к 2000 г., признавая условность употребления термина книжная культура, он настаивал на том, что «только на основе определения сути "книжного дела" и представляется возможным сформулировать дефиниции понятия "книжная культура"», но наряду с книжным делом включал в нее историю библиотечного дела, читателя и чтения, считая их неотъемлемыми сторонами книжной культуры [17, с. 4-5].
В начале XXI в. специалисты Научного центра исследований истории книжной культуры РАН указали на необоснованность отождествления понятий книжная культура и книжное дело, аргументируя это тем, что книжное дело как отрасль народного хозяйства, взаимодействующая с материальной и духовной культурой в сфере производства книжной продукции, может рассматриваться и изучаться только лишь как составляющая многоуровневой системы, каковой является книжная культура [4].
Анализ многих публикаций, предлагающих варианты дефиниции книжная культура [См., к примеру: 8; 11 и др.], приводит к убеждению в том, что универсального определения сформулировать не удастся. Это напоминает многократные опыты с универсальным понятием книга. Многозначность и метафоричность понятий культура (более пятисот определений) и книга (более трехсот определений) заведомо обрекают очередные попытки либо на очередную метафору, либо на ограниченность одним из аспектов книжной культуры. Уже звучат предложения «смириться с тем, что большая часть научных категорий, которыми мы оперируем, никогда не будет иметь однозначного, точного, всеми признанного значения» [10, с. 110]. Но это ни в коей мере не означает пренебрежение к предлагавшимся представлениям о книжной культуре в форме той или иной дефиниции. Напротив, понятийный анализ
10
позволяет сравнить позиции исследователей и констатировать, что наиболее обоснованным признается толкование книжной культуры, предложенное В. И. Васильевым. Он не дает обобщающей дефиниции, а определяет структуру и содержание книжной культуры как системы посредством детального анализа ее составляющих: культура книги (издательская культура, искусство книги, типографское искусство, искусство художественного пререпле-та), культура распространения книги в обществе, культура чтения [5, с. 90-91].
Базируясь на этой концепции, исследователи предлагают новые подходы к изучению книжной культуры в условиях современных социально-культурных трансформаций. По мнению Ю. В. Тимофеевой, наряду с тремя системообразующими элементами книжной культуры, отмеченными В. И. Васильевым, важной доминантой является взаимодействие субъектов (авторов, издателей, полиграфистов, художников-оформителей, книгопродавцев, распространителей печатной продукции, библиографов, библиотекарей, литературных критиков, покупателей и пр.) [20, с. 273]. Н. В. Лопатина в статье «Книжная культура информационного общества» также придает значение этому аспекту, определяя его как «квалифицированную деятельность активных деятелей (акторов) книжной культуры» [14]. Базируя понятийный аппарат на предложенном В. И. Васильевым подходе, она раскрывает содержание книжной культуры через совокупность трех подходов: антропологического (книга в системе отношений между человеком и другим человеком, между человеком и обществом, между обществами настоящего и прошлого), институционального (книжная культура как социальный институт) и неоинституционального (воспроизводство этого социального института в нынешних условиях) [14].
Среди современных подходов привлекает внимание статья Н. А. Кривич и А. Ю. Чукуро-ва «Книжная культура: вызовы современности», в которой исследователи обращают внимание на то, что из некоторых определений книжной культуры выпала сама книга как фе-
номен культуры. Со своей стороны они предлагают рассматривать книжную культуру как «сложный феномен, ядром которого является книга как завершенный продукт интеллектуальной (воплощение идей) и материальной (технико-технологический процесс создания книги - оформление, верстка, редактирование, качество бумаги и печати/платформа/программное обеспечение и пр.) деятельности автора (коллектива авторов), а также весь спектр официальных учреждений и неформальных сообществ, образующих систему книгооборо-та, книгопотребления и формирующих устойчивое взаимодействие автора и читателя посредством книги» [10, с. 111-112]. Акцент на необходимости вернуть книгу в определение книжной культуры, несомненно, заслуживает признания, но в дальнейшем толковании приходится лишь догадываться о культурной составляющей определяемого феномена, особенно в части «всего спектра официальных учреждений и неформальных сообществ...».
Польский книговед с мировым именем Кшиштоф Мигонь подходит к пониманию книжной культуры с двух позиций: как термина и как предмета изучения науки о книге. По его мнению, в качестве предмета изучения книжная культура выступает прежде всего научной парадигмой, способом описания мира книг как интегрированной совокупности явлений и процессов, касающихся книги как способа закрепления текстов культуры и инструмента человеческой коммуникации. Понимание им термина книжная культура сводится к тому, что это «общность явлений и процессов, ресурсов материальных и духовных, связанных с книгой; книги в движении и действии, которые пишутся и читаются, продаются и покупаются, собираются и уничтожаются, любимые и преследуемые, а также их создатели, владельцы и читатели» [16, с. 33]. Им же предложена теоретическая модель сфер книжной культуры - от локальной до всеобщей, мировой книжной культуры с расположившимися между этими крайними сферами региональной, национальной, наднациональной (транснациональной) книжными культурами [Там же, с. 32].
11
Предложенные авторские концепции формируют книговедческое направление исследований книжной культуры. Они не исчерпывают всего многообразия определений, но убеждают в том, что сколь разнообразными ни были бы книговедческие интерпретации книжной культуры как многоуровневой системы, очевидно, что в ее изучении нельзя ограничиваться научными подходами, апробированными в рамках науки о книге в прошлом веке. Междисциплинарный характер этого научного направления предоставляет большое поле деятельности для культурологов, активно включившихся в изучение книги в системе культуры. Одним из исходных импульсов для культурологических исследований в сфере книжности послужила работа В. В. Добровольского «Книга как универсум культуры» [7]. Автор не употребляет словосочетание книжная культура, но обращает внимание на свойства книги по отношению к культуре и в системе культуры. Его позицию отличает не констатация уровня развития, достигнутого книжным делом, а целенаправленное исследование роли, места, значения, функций, свойств книги в быстром движении культуры современного общества, необходимость прогнозирования тенденций развития книги и культуры.
Некоторые из высказанных В. В. Добровольским идей нашли продолжение и интерпретацию в рассуждениях «О содержании и качественных границах понятия книжной культуры» Г. М. Казаковой. Выстраивая культурологическую концепцию с позиций системного подхода, она определяет книжную культуру как «целостную саморазвивающуюся систему, как часть общей культуры, которая включает в себя: человека как объекта и субъекта культуры одновременно, его специфическую деятельность по производству, распространению и потреблению всего связанного с книгой, а также многоосновное предметное бытие книги - материальное, духовное и художественно-образное» [9]. Данный подход, на наш взгляд, наиболее интегративен и перспективен с точки зрения междисциплинарного взаимодействия.
Новый культурологический подход к исследованию книги и книжной культуры в виде научного направления «библиокультурология» предлагают В. Л. Бенин и Р. А. Гильмиянова [2]. Суть их концепции заключается в том, что библиокультурология как комплексная научная отрасль, изучающая общие закономерности функционирования и развития книги, «за границами собственно книговедческого исследования выступает в качестве универсального методологического подхода в познании социальной реальности, позволяющей оценивать возможности и перспективы развития книги как социокультурного явления» [1, с. 23]. Разделяя озабоченность авторов методологическими проблемами книговедения, отметим недостаточную обоснованность их утверждения о том, что «библиокультурология создает основу для формирования системы методологического аппарата познания в рамках науки о книге в целом» [Там же, с. 24]. Судя по публикациям исследователей, содержательную основу библиокультурологии составляет библиотечная (библиотечно-библиографическая) культура, что является лишь одной из граней книжной культуры. Несомненно, библиотековедение располагает методологическим аппаратом, отвечающим задачам этого научного направления, но более конструктивна в современных условиях, на наш взгляд, нацеленность на консолидацию методологических наработок родственных в рамках науки о книге дисциплин, нежели претензии на универсальность отдельной частнодисциплинарной методологии.
Еще одно направление изучения книжной культуры сформировалось в русле междисциплинарных исследований на стыке книговедения и документоведения. Свое видение проблемы обозначил Ю. Н. Столяров, предлагая на суд читателей монографию «История книжной культуры» (Челябинск, 2017), во введении к которой он рассуждает о широком понимании и книги, и книжной культуры, и документа. Объясняя свой документоведче-ский (документологический) подход тем, «что границы понятия "книга" в книговедении пока
12
что весьма расплывчаты», он проводит мысль о том, что понятие «книжная культура» в части видов и способов фиксирования информации «по сути смыкается с понятием "докумен-тивная культура" если бы таковое существовало» [19, с. 14]. Концепция, несомненно, интересная. Она согласуется с историко-книговедческим подходом В. И. Васильева, сопрягается с известными трудами П. Отле, М. Н. Куфаева, Е. И. Шамурина, удачно вписывается в обобщенные А. В. Соколовым фу-турологические представления о метатеории информационной коммуникации и дает хороший материал для междисциплинарного дискурса. Наряду с этим остается серьезное опасение в том, что проводимое в теории «смыкание» книги и документа, книжной культуры и весьма неопределенной «документивной» культуры размывает упрочившееся в сознании многих поколений представление о книге и традициях книжной культуры.
К документологическому направлению в познании современной книжной культуры следует отнести и диссертационное исследование Е. В. Динер, результаты которого обобщены в монографии «Теоретико-методологические основы электронной книги как категории книговедения» [6]. Ее исследование базируется на интеграции документологическо-го и книговедческих подходов к изучению современной книги в целом и электронной книги в частности. Актуальность, равно как и дискуссионность, исследуемых Е. В. Динер проблем привлекает тем, что она рассматривает электронную книгу в контексте преемственности традиций книжной культуры и необ-
ходимости интеграции культуры книги в компьютерную среду.
Выполненные в статье обобщения не преследовали цель проанализировать все определения книжной культуры. Эта работа последовательно выполнялась каждым из исследователей, обращавших в разное время внимание на судьбу книги в условиях сложных технологических и социокультурных трансформаций. Их результаты и работы последних лет позволили сгруппировать исследовательские подходы по направлениям изучения книжной культуры во всех ее аспектах. При всей очевидности формирования трех направлений -книговедческого, культурологического и до-кументоведческого нельзя исключать появления новых концепций книжной (информационной) культуры. Как позитивную тенденцию можно констатировать определенное единство в понимании того, что развитие культуры информационного общества предполагает не только упоминавшийся в начале статьи конгломерат символов, программ, алгоритмов, виртуальных представлений и воображаемых ландшафтов, но и наследие традиционной книжной культуры.
Сложность изучаемого феномена заключается в том, что книжная культура представляет собой неразрывное единение двух систем: книга как многоуровневая система, вобравшая в себя достижения материальной и духовной культуры, и книга в системе динамично развивающейся культуры. Это в свою очередь диктует необходимость постоянно и корректно координировать усилия в рамках междисциплинарного сотрудничества.
1. Бенин, В. Л. Библиокультурология, ее сущность и специфика / В. Л. Бенин // Библиотека в контексте российской социокультурной истории: краеведческий аспект: материалы Всерос. науч. конф. (с между-нар. участием) (Уфа, 24-25 мая 2016 г.). - Уфа, 2016. - С. 23-27.
2. Бенин, В. Л. Библиокультурология: новый (культурологический) подход к исследованию феномена книги / В. Л. Бенин, Р. А. Гильмиянова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 4 (59). -С. 55-64.
3. Бруева, Т. А. Книга как феномен культуры: философский аспект : дис. ... канд. филос. наук / Т. А. Бруе-ва. - Москва, 2006. - 170 с.
4. Васильев, В. И. Новый проект Научного центра исследований истории книжной культуры РАН при НПО «Издательство "Наука"» - библиографическая база данных «История отечественной книжной
13
культуры» / В. И. Васильев, Д. Н. Бакун, М. А. Ермолаева // Книга: Исследования и материалы. - Москва, 2009. - Сб. 91. - Вып. 1-2. - С. 63-79.
5. Васильев, В. И. История книжной культуры: теоретико-методологические аспекты / В. И. Васильев. -Москва, 2005. - 112 с.
6. Динер, Е. В. Теоретико-методологические основы электронной книги как категории книговедения : монография / Е. В. Динер. - Киров, 2016. - 189 с.
7. Добровольский, В. В. Книга как универсум культуры (к постановке проблемы) / В. В. Добровольский // Книжный мир сегодня и завтра: Десятая Междунар. конф. по проблемам книговедения : тез. докл. - Москва : Наука, 2002. - С. 27-28.
8. Иванова, Л. Г. Книжная культура, книжность: к определению понятия / Л. Г. Иванова // Вестник Пермского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 40-47.
9. Казакова, Г. М. О содержании и качественных границах понятия книжной культуры / Г. М. Казакова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 2 (30). - С. 71-73.
10. Кривич, Н. А. Книжная культура: вызовы современности / Н. А. Кривич, А. Ю. Чукуров // Общество. Среда. Развитие. - 2016. - № 4. - С. 110-114.
11. Крылова, Е. В. Книжная культура сегодня: подходы к определению и содержание понятия / Е. В. Крылова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2012. - Вып. 3. - Т. 13. - С. 185-191.
12. Ленский, Б. В. Перспективы развития книжной культуры в информационном обществе / Б. В. Ленский // Книга: исследования и материалы. - Москва, 2011. - Сб. 94/1. - С. 17-18.
13. Ленский, Б. В. Книжное дело в информационном обществе. К итогам Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу / Б. В. Ленский // Книга: исследования и материалы. - Москва, 2006. - Сб. 85. - С. 59-87.
14. Лопатина, Н. В. Книжная культура информационного общества [Электронный ресурс] / Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика: электронный научный журнал Московского государственного института культуры. - 2016. - Вып. 5-6 (14-15). - Режим доступа : http://theoryofculture.ru/issues/69/898/.
15. Лютов, С. Н. Устойчивость традиций книжности - важный фактор формирования культуры информационного общества / С. Н. Лютов // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: материалы белорусско-российского научного семинара (Москва, 20 сент. 2017) / сост. Л. А. Авгуль, Д. Н. Бакун. - Минск ; Москва, 2017. - С. 83-89.
16. Мигонь, К. Книжная культура - попытка определения понятия как научной категории / К. Мигонь // Белорусская книга в контексте мировой книжной культуры (25-26 мая 2011). - Минск, 2011. - С. 17-39.
17. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1 / отв. ред. В. Н. Волкова. - Новосибирск, 2000. - 316 с.
18. Пайчадзе, С. А. Исследование региональных проблем книжного дела - закономерное следствие развития книговедения / С. А. Пайчадзе // Развитие книжной культуры Сибири XIX - начала ХХ века. - Новосибирск, 1982. - С. 5-19.
19. Столяров, Ю. Н. Истоки книжной культуры : [монография] / Ю. Н. Столяров; под ред. В. Я. Рушанина. -Челябинск, 2017. - 500 с.
20. Тимофеева, Ю. В. Книжная культура: дефиниции понятия / Ю. В. Тимофеева // Философия образования. - 2011. - № 5. - С. 268-275.
21. Традиции и современные тенденции в развитии книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Отчет о НИР / науч. рук. С. Н. Лютов. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2017. - 166 с.
22. Формирование информационного общества в XXI веке / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. - Санкт-Петербург, 2006. - 640 с.
Получено 24.10.2017
14
S. Liutov
Doctor of Historical Sciences, Professor, State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected]
THE BOOK CULTURE: DIVERSITY OF CONCEPTS AND RESEARCH METHODS
Abstract. The actualization ofproblems related to the adaptation of the book culture to the challenges of modern information civilization attracts the interest of specialists in various fields of humanitarian science. Not only bibliologists, but also philosophers, teachers, culturologists, historians, sociologists actively study the modern problems of book culture, turn to its origin, try to forecast its ways of developing. Over the past 20 years the approach to book culture has been changed. From the attempts to define the term "book culture" researchers have come to understanding the need for the indisciplinary cooperation in studying tgis issue.
The analysis of the term "book culture" helps to identify the determined directions of the research activities (in bibliology, in culturology, in document management science); to compare the different scientific schools' positions and to correct the interdisciplinary discourse methods.
Keywords: book, book culture, book science, culturology, document management science, information society, system approach
For citing: Liutov S. 2017. The book culture: diversity of concepts and research methods. Culture and Arts Herald. No 4 (52) : 9-16.
References
1. Benin V. 2016. Biblioculture, its essence and specificity. Biblioteka v kontekste rossiyskoy sotsiokul'turnoy istorii [Library in the context of the Russian sociocultural history]. Ufa. P. 23-27. (In Russ.).
2. Benin V, Gilmiianova R. 2015. Biblioculturology: new (culturological) approach the study of the book fenomenon. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan]. No 4 : 55-64. (In Russ.).
3. Brueva T. 2006. Kniga kak fenomen kul'tury: filosofskiy aspect [Book as culture phenomenon: philosophical aspect]. Moscow. 170 p. (In Russ.).
4. Vasilev V., Bakun D., Ermolaeva M. 2009. The new project of the RAS Book culture history studies Scientific center at NPO Nauka Publishing House - "History of Domestic Book Culture" bibliographic database. Kniga: Issledovaniya i materialy [Book. Researches and materials]. Moscow. Col. 91. Issue 1-2 : 63-79. (In Russ.).
5. Vasilev V. 2005. Istoriya knizhnoy kul'tury: teoretiko-metodologicheskie aspekty [Book culture history: Theoretical and methodological aspects]. Moscow. 112 p. (In Russ.).
6. Diner E. 2016. Teoretiko-metodologicheskie osnovy elektronnoy knigi kak kategorii knigovedeniya [Theoretical and methodological basis of e-book as bibliology categories]. Kirov. 189 p. (In Russ.).
7. Dobrovolskii V. 2002. The book as culture universum (to statement of a problem). Knizhnyy mir segodnya i zavtra [Book world today and tomorrow]. Moscow. P. 27-28. (In Russ.).
8. Ivanova L. 2010. Book culture, bookishness: to definition of a concept. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Perm University]. No 2 (23) : 40-47. (In Russ.).
9. Kazakova G. 2012. About content and quality limits of the notion of "book culture". Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (30) : 71-73. (In Russ.).
10. Krivich N., Chukurov A. 2016. Print culture: challenges of modernity. Society. Environment. Development. No 4 : 110-114. (In Russ.).
11. Krylova E. 2012. The book culture today: approaches to definitions and contents of the notion. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Bulletin of the Russian Christian humanitarian academy]. Issue. 3. Vol. 13 : 185-191. (In Russ.).
15
12. Lenskii B. 2011. The prospects of book culture in information society development. Kniga: Issledovaniya i materialy [Book. Researches and materials]. Moscow. Col. 94/1 : 17-18. (In Russ.).
13. Lenskii B. 2006. Book publishing in information society. To the results of the World summit on information society. Kniga: Issledovaniya i materialy [Book. Researches and materials]. Moscow. Col. 85 : 59-87. (In Russ.).
14. Lopatina N. 2016. Book culture in the information society [Electronic resource]. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: theory and practice]. Issue 5-6 (14-15). Available from : http://theoryofculture.ru/issues/69/898/. (In Russ.).
15. Liutov S. 2017. The stability of the traditions of literacy is an important factor in the formation of the culture of the information society. Sovremennye problemy knizhnoy kul'tury: osnovnye tendentsii i perspektivy razvitiya [Modern problems of book culture: main trends and prospects of development]. Minsk : Moscow. P. 83-89. (In Russ.).
16. Migon K. 2011. Book culture - attempt of definition of a concept as scientific category. Belorusskaya kniga v kontekste mirovoy knizhnoy kul'tury [The Belorussian book in the context of world book culture]. Minsk. P. 17-39. (In Russ.).
17. Ocherki istorii knizhnoy kul'tuiy Sibiri i Dal'nego Vostoka [Book culture history sketches of Siberia and the Far East]. 2000. Vol. 1. Volkova V., ed. Novosibirsk. 316 p. (In Russ.).
18. Paichadze S. 1982. Book business regional problems studies - a natural consequence of bibliology development. Razvitie knizhnoy kul'tury Sibiri XIX - nachala XX veka [Development of book culture of Siberia 19th -the beginnings of the 20th century]. Novosibirsk. P. 5-19. (In Russ.).
19. Stoliarov IU. 2017. Istoki knizhnoy kul'tury [Origins of book culture]. Rushanin V., ed. Chelyabinsk. 500 p. (In Russ.).
20. Timofeeva IU. 2011. The book culture: definitions of the notions. Philosophy of Education. No 5 : 268-275. (In Russ.).
21. Traditsii i sovremennye tendentsii v razvitii knizhnoy kul'tury Sibiri i Dal'nego Vostoka [Traditions and modern trends in book culture of Siberia and the Far East development]. 2017. Lyutov S., ed. Novosibirsk : GPNTB SO RAN. 166 p. (In Russ.).
22. Formirovanie informatsionnogo obshchestva v XXI veke [Formation of information society in the 21st century]. 2006. Comp. Kuzmin E., Firsov V. St. Petersburg. 640 p. (In Russ.).
Received 24.10.2017
16