Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в высшем библиотечном образовании'

Соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в высшем библиотечном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЕ / УМЕНИЕ / НАВЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мытько Наталия Витальевна

В статье раскрыта сущность понятий «компетенция», «компетентность», проанализированы данные определения с точек зрения разных исследователей. Выявлены отличия и сходства в определении этих понятий. Сделан общий вывод о смысловом содержании компетенции и компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в высшем библиотечном образовании»

2. Krajg G. Psihologija razvitija [Development psychology]. Saint Petersburg, 2001.

3. Psihologija lichnosti: hrestomatija [Personality psychology: a reader]. T. 1. Samara, 2002.

4. Galliker M., Vajmer D. Psihologija vzaimoponimanija. Vzaimnost' i dialog [Mutual understanding psychology. Reciprocity and dialogue]. Har'kov, 2013.

5. Agapov VS. Formation of the Ya-concept in a management activity of the head: synopsis of the thesis ... Full PhD (psychol.). Moskow, 1999.

УДК 02 Н.В. МЫТЬКО

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ВЫСШЕМ БИБЛИОТЕЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Мытько Наталия Витальевна, старший преподаватель кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), natali.vitalia@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятий «компетенция», «компетентность», проанализированы данные определения с точек зрения разных исследователей. Выявлены отличия и сходства в определении этих понятий. Сделан общий вывод о смысловом содержании компетенции и компетентности.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, высшее образование, знание, умение, навык.

UDK 02 N.V. MYTKO

RELATIONS BETWEEN THE CONCEPTS "COMPETENCE" AND "COMPETENCE" IN HIGHER EDUCATION LIBRARY

Mytko Natalia Vital'evna, senior lecturer in library-bibliographic activity of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), natali.vitalia@mail.ru

Abstract. The article reveals the essence of the concepts of "competence", "competence", analyzed data from the determination of the points of view of different researchers. Revealed similarities and differences in the definition of these concepts. A general conclusion about the semantic content of the competence and expertise.

Keywords, competence approach, competence, higher education, knowledge, skill.

В зарубежной и отечественной науке накоплен большой опыт анализа компетентно-стного подхода, его сущности, роли, цели, значения, необходимых его атрибутов, а также значительное число источников, обобщающих данный научный опыт. Компетентностный подход расценивается в качестве педагогической методологии компетентностно-ориенти-рованного обучения, предусматривающего профессиональное и личностное становление студента через формирование компетенций. В российских исследованиях компетентност-ный подход к подготовке специалистов стал рассматриваться, по разным источникам, в 80-90-х гг., что связано с поиском решений по вопросам модернизации высшего отечественного образования.

Рассмотрим взгляды на определение понятий «компетентность» и «компетенция» (как ключевых терминов компетентностного подхода) отечественными теоретиками и практиками в области библиотечного дела.

Отталкиваясь от интерпретации компетенции в научном сообществе как желаемого результата обучения и его непосредственной цели, О.А. Калегина считает компетенцию совокупностью качеств личности, необходимых или нормативных для выполнения какой-либо

№ 3 (62), 2016

"Библиотековедение и документальная информация"

конкретной деятельности. Применительно к образованию компетенция определяет уровень подготовки, который требуется, его заданная норма, стандарт [1, с. 25]. В русле этого логично понимание компетенции В.К. Клюевым как способности дипломированного бакалавра применять знания, умения и личностные качества для успешной работы в целом и по профилям программы образования [2, с. 45].

Существует множество и других определений компетенци, предлагаемых разными авторами, что можно объяснить субъективной интерпретацией исследователями. Результатом этого, по признанию многих разработчиков компетентностного подхода, выступает отсутствие однозначного толкования и единой дефиниции понятия «компетенция».

Тем не менее во всех приведенных определениях выделяется общий ряд, состоящий из понятий «знания, умения, навыки, способы деятельности, способности, качества и опыт личности, профессиональная деятельность, решение производственных задач», что, на наш взгляд, достаточно раскрывает понятие «компетенция». Соответственно этому неслучайно многие исследователи в области библиотечно-информационной деятельности (Вязни-кова В.В., Мокшанова Е.В., Пилко И.С.) согласны с пониманием компетенции как совокупности или комплекса взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, волевых характеристик), способов деятельности, необходимых для решения профессиональных задач в соответствии с требованиями конкретной проблемной ситуации.

Другое центральное понятие компетентностного подхода - компетентность - также имеет множество определений, в связи с чем, отмечает в частности М. С. Мамонтова, оно тоже не имеет однозначного толкования. Как показывает исследователь, в стандартах ИСО (Международной организации по стандартизации) компетентностью считается выраженная способность применять свои знания и умения в процессе практической деятельности (СТБ ИСО 9000). Анализируя российские исследования компетентностного подхода, она выделила несколько направлений трактовки понятия компетентность: система знаний, умений, навыков и способов их реализации; характеристика личности специалиста; показатель уровня образованности; ценность [3].

По свидетельству Э.Р. Сукиасяна, в справочной литературе компетентность определяется как обладание компетенцией и знанием, позволяющими судить о чем-либо [4, с. 107]. Е.А. Волкова в своем исследовании опирается также на справочную дефиницию, согласно которой компетентность - основательное знание, обладание компетенциями в определенной области, владение компетенцией или набором компетенций, приобретенных человеком в процессе учебной деятельности. Поэтому она отмечает, что в научном мире сложилось определение компетентности как интегрального качества личности, предполагающего владение необходимым набором компетенций. При этом она опирается на мнение И.А. Зимней, согласно которому компетентность, как результат образовательного процесса, представляет собой «сложную, иерархически организованную, многоуровневую компонентную структуру» [5, с. 122]. У И.А. Зимней существует еще одно определение компетентности в русле интегрального качества личности - «основанный на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, базирующийся на знаниях, умениях, навыках, опыте, ценностях и склонностях личности к социально-профессиональной деятельности» [6].

Из всех приведенных определений компетентности также можно выделить квинтэссенцию, в которой ярко обозначаются следующие моменты: обладание компетенцией, владение комплексом или набором компетенций, приобретаемых в процессе учебы, обусловливающих интегративный характер личностных качеств, способность применять их на практике, реализовывать в разрешении производственных и жизненных проблемных ситуаций.

Анализируя многочисленные разработки компетентностного подхода, И. В. Коняхина указывает, что отсутствие в настоящее время однозначного толкования понятий «компетентность» и «компетенция» не способствует выработке общего мнения относительно соотношения данных категорий, их видов и классификаций [7, с. 69]. Отсутствие единства

мнений в понимании не только сущности понятия «компетентность», но и его семантических и диалектических отношений с категорией «компетенция» констатирует также М.С. Мамонтова.

Как отмечает Е.А. Волкова, в специальной научной литературе наметилась тенденция к разделению этих понятий. В частности, сравнительный анализ данных терминов на основе справочной литературы позволил установить, что понятие «компетенция» характеризует внешние явления по отношению к субъекту, выступающие для него объектом овладения (знания, полномочия и т.д.), а компетентность характеризует внутреннее качество субъекта в результате овладения им компетенциями.

Тем не менее очень часто понятия «компетенция» и «компетентность» употребляются как синонимы. В данной связи неслучайно в ряде исследований оба понятия объединяются посредством знака «слэш» (откос) - «компетенция/ компетентность» (Волкова Е.А., Домбровская И.В.).

Анализ определений этих понятий обнаруживает общие составляющие, заключающиеся в общей нацеленности на усвоение знаний, умений, навыков, развитие личностных качеств специалиста и их использование в профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, между ними существует диалектическая взаимосвязь, поскольку компетенции выступают содержанием и условием компетентности, которая в свою очередь предполагает формирование компетенций. Согласно сказанному мы разделяем точку зрения М.Г. Вохрышевой, что в определении компетенции как общей способности и готовности личности к деятельности на основе знаний и опыта, полученных в результате обучения, не содержится жесткой альтернативы понятию «компетентность», понимаемой как совокупность знаний, умений и опыта, способность к выполнению конкретной деятельности [8, с. 222223]. Соответственно этому мы не делаем существенных различий в понимании сущности обоих терминов.

Литература

1. Калегина О.А. Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань. 2007. 48 с.

2. Клюев В.К. Профессиональные управленческие компетенции и их формирование в процессе обучения бакалавра библиотечно-информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2010. № 6.

3. Мамонтова М.С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как условие его профессионального развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Казань. 2012. 23 с.

4. Сукиасян Э.Р. Компетентностный подход: еще одна возможность уйти в сторону от реальных задач библиотечного образования // Научные и технические библиотеки. 2008. №4.

5. Волкова Е.А. Трансформация чтения студенческой молодежи (конец 80-х гг. ХХ -начало XXI вв.): дис. ... канд. пед. наук: Краснодар, 2012.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании // Ректор вуза. 2005. № 6.

7. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126).

8. Вохрышева М.Г. Библиография и культура. М., 2012.

Referenses

1. Kalegina O.A. Library and Information Education in the context of global trends: theoretical-methodological aspect: synopsis of the thesis ... Ph.D. (pedagogy). Kazan. 2007.

2. Klyuev V.K. Professional managerial competence and their formation in the course of training Bachelor library and information activity // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2010. №6.

№ 3 (62), 2016

"Библиотековедение и документальная информация

75

3. Mamontova M.S. Information competence of the specialist library as a condition of his professional development: synopsis of the thesis ... Ph.D. (pedagogy). Kazan. 2012.

4. Sukiasjan Je.R. Competence approach: another opportunity to step away from the real problems of library education // Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2008. № 4.

5. Volkova E.A. Reading students Transformation (end of 80th of XX - beginning of XXI centuries.): synopsis of the thesis ... Ph.D. (pedagogy). Krasnodar. 2012.

6. Zimnjaja I.A. Key competence as rezultativno-target basis of competence approach in education // Rektor vuza. 2005. № 6.

7. Konyakhina I. V. Competence approach in higher professional education // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 11 (126).

8. Vohrysheva M.G. Bibliografija i kul'tura: nauch.-prakt. posobie [Bibliography and culture: scientific-practical. benefit]. Moscow, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.