Научная статья на тему 'Чтение как фактор формирования ключевых компетенций будущего специалиста'

Чтение как фактор формирования ключевых компетенций будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мытько Наталия Витальевна

Автор рассматривает чтение и его роль в формировании ключевых компетенций с точки зрения деятельностного подхода. В статье раскрывается определение понятия «компетенция», уделяется внимание системе ключевых компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтение как фактор формирования ключевых компетенций будущего специалиста»

№ 1 (48), 2013

жизнь Юга России" , _

105

Н. В. МЫТЬКО

ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫх КОМПЕТЕНцИЙ

БУДУЩЕГО СПЕцИАЛИСТА

Автор рассматривает чтение и его роль в формировании ключевых компетенций с точки зрения деятель-ностного подхода. В статье раскрывается определение понятия «компетенция», уделяется внимание системе ключевых компетенций.

Ключевые слова: чтение, компетенция, система ключевых компетенций, компетентность.

Интерес ученых к чтению - особой форме деятельности по декодировке, восприятию и пониманию текстовой информации - носит теоретический и прикладной характер. Исследуются его роль в формировании коммуникативной компетентности, его влияние на социализацию и развитие личности. И в интересующем нас случае речь идет не о простом умении освоить четко обозначенный рамками учебной программы объем материала: результативность образовательного процесса определяется прежде всего желанием студента работать с письменными (печатными) источниками.

При такой трактовке вопроса необходим анализ категории «деятельность» с позиций психолого-педагогического знания, названного С. Л. Рубинштейном одной из фундаментальных опор бытия человека в мире. В последней четверти ХХ века на первый план вышел деятельностный подход (работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.), образовательная парадигма, базирующаяся на триаде «знания - умения - навыки».

Проблема интеграции различных составляющих процесса обучения актуальна не только для России. Соответствие образования растущим требованиям общества, вступившего в принципиально новую информационную эпоху, - задача, которую пытаются решить сегодня на самом высоком международном уровне: в 1989 году ЮНЕСКО принята «Конвенция о техническом и профессиональном образовании», в 1999-м подписана Болонская декларация, призванная гармонизировать образовательное пространство государств Европы. На 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН объявили, что 2005-2014 годы станут «декадой "Образования для устойчивого развития"». Компетентностный подход к образованию был назван качественно новым взглядом на деятель-ностную образовательную парадигму.

Компетенция (от лат. сотре(еге - 'соответствовать, подходить) есть способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта. Впервые (1959) данный термин как характеристику качества выполнения работы предложил Р. Уайт. В 1965 году профессор Масса-чусетского университета Н. Хомский применил эту категорию для описания разницы между знанием и способностью к его применению. С конца ХХ века теория компетенций была перенесена в сферу образования. Круг компетенций - желаемый результат обучения (подготовки к эффективной профессиональной деятельности) - очерчен в документах ЮНЕСКО: это способность действовать самостоятельно, способность использовать язык, символы и

текст в интерактивном режиме, способность к коммуникации и сотрудничеству и др. [1]. В 1996 году была создана Программа международной оценки компетенций учащихся на базе тех или иных качеств и познавательного потенциала личности с учетом всех имеющихся психосоциальных предпосылок для успешной жизни в современном обществе.

Европейский совет по культурному сотрудничеству предложил ввести следующую систему ключевых компетенций современного специалиста:

- политические и социальные (способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов);

- межкультурные (толерантность, умение сосуществовать с людьми других культур, языков и религий, что позволяет контролировать проявление расизма и ксенофобии);

- коммуникативные;

- информационные (знание соответствующих технологий, понимание их слабых и сильных сторон, критическое отношение к сообщениям, распространяемым СМИ и рекламой).

Отдельным пунктом была выделена способность к непрерывному обучению [2].

Перечисленные компетенции прямо или косвенно связаны с умением ориентироваться в стремительно растущем (как результат информатизации) массиве сведений.

Выступая главным условием эффективности профессионального образования, читательская активность студентов свидетельствует об уровне владения письменной коммуникацией. Разнообразие видов этой активности - субъектный показатель готовности к освоению новых знаний.

В положениях Национальной программы поддержки и развития чтения (2006) отражен вывод о ведущей роли феномена чтения среди факторов формирования необходимого набора компетенций. Благодаря печатной продукции (в традиционном и электронном виде) и письменным документам (рукописи, дневники, переписка) сохраняются культурные ценности прошлого и настоящего, профессиональное и обыденное знание, социально значимая информация.

Как важнейший способ освоения этих сведений чтение обеспечивает «в экономической области - углубленное понимание экономических тенденций и их социальных последствий; в политической области - формирование навыков выработки и контроля над реализацией социально приемлемых решений; в правовой области - накопление и организацию пра-

106 "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (48), 2013

вового опыта, порождаемого в обществе; на уровне мировоззрения - накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего; на уровне трансляции социально значимого опыта - получение общеобязательных социально значимых знаний; возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности» [3].

Подобная точка зрения прослеживается и в ряде научных проектов, в том числе международных (например, «Исследование качества чтения и понимания текста» - мониторинг с целью сравнение уровня читательских навыков у школьников различных стран).

Перед российской системой образования стоит достаточно сложная задача модернизации. Требуется поднять качество обучения в соответствии с меняющимися запросами общества и социально-экономическими условиями. Будучи участником общеевропейского образовательного пространства, Россия восприняла и такие цели высшего профессионального образования, как повышение качества образования на основе компетентностного подхода. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной приказом Министерства образования РФ (№ 393 от 11.02.2002) были определены ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, а также компетенции личностного самосовершенствования [4]. Организаторам проектов и руководителям профессорско-преподавательских коллективов высшей школы рекомендовано систематизировать информацию о результатах образования с указанием уровня освоения дисциплин и требуемых компетенций, а также разработать матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебного предмета [5].

Важным шагом в пропаганде чтения стала «Национальная программа поддержки и развития чтения», целью которой является повышение культурной ком-

петентности членов общества. Его обеспечивает рост читательской компетентности - совокупности знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, систематизировать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Немаловажен и фактор читательской активности субъектов чтения - предпосылка успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.

Способность понимать и использовать письменные тексты позволяет человеку расширять свои знания, активно участвовать в социальной жизни, определяет развитие более сложных ключевых компетенций. С данной точки зрения необходимо переосмыслить пути формирования и возможности стимулирования читательской деятельности на разных ступенях образования.

Литература

1. Браславски С. Развитие ключевых компетенций в образовании: некоторые уроки из международного опыта. URL: http://www.ibe.unesco.org/ cops/russian/IBE Competences.pdf

2. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.

3. Национальная программа поддержки и развития чтения. URL: http://www.eksmo.ru/ publishers/social/npprch/

4. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393. URL: http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html

5. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. рекомендации для руководителей и актива учеб.-метод. объединений вузов. М., 2009.

N. v. MYTKO. READING As A FACTOR OF FuTuRE EXPERT'S KEY COMPETENCES FORMATION

The author considers reading and its role in the formation of key competences from the point of view of activity approach. The article reveals the definition of the concept «competence»; special attention is paid to the system of key competences.

Key words: reading, competence, system of key competences, competency.

Д. А. МОРОЗОВ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАцИОННЫх

технологий в библиотеках

Автор рассматривает историю, современные и будущие возможности развития информационных технологий в библиотеках.

Ключевые слова: библиотеки, информационные технологии.

Такие изобретения, как CD-ROM, ЛВС (локальная вычислительная сеть), Интернет, клиент-серверная технология, коренным образом изменили библиотечную жизнь.

По М. В. Гончарову, этапы развития телекоммуникационных сетей в библиотеках складывались следующим образом.

На первом этапе (1984-1991 гг.) телекоммуникационные технологии в экспериментальных режимах использовались лишь несколькими библиотеками федерального статуса, входящими в ГАСНТИ.

Второй этап (1991-1995 гг.) положил начало внедрению автоматизированных библиотечных информационных систем (АБИС) в библиотеках всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.