Научная статья на тему 'Исследование компетенций преподавателя в Турции с точки зрения компетенций непрерывного образования Европейской комиссии'

Исследование компетенций преподавателя в Турции с точки зрения компетенций непрерывного образования Европейской комиссии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции непрерывного обучения / учительские компетенции / Европейская комиссия / Lifelong learning competences / teacher competences / European Commission

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсал Зеки

Цель данной работы – обнаружить те учительские компетенции в Турции, которые связаны с ключевыми компетенциями непрерывного обучения в тех терминах, как их определяет Европейская комиссия. Результаты исследования показали, что учительские компетенции в Турции включают: использование технологий, родного языка, социальных компетенций непрерывного обучения, но не включают иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The of aim this study is to find out the Turkish teacher competences related to key lifelong learning competencies defined by European Commission. The results showed that teachers competences in Turkey consist of using technology, mother tongue, social lifelong learning competences whereas they do not include foreign language, learning to learn and high thinking skills.

Текст научной работы на тему «Исследование компетенций преподавателя в Турции с точки зрения компетенций непрерывного образования Европейской комиссии»

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ТУРЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ

З. Арсал

Цель данной работы - обнаружить те учительские компетенции в Турции, которые связаны с ключевыми компетенциями непрерывного обучения в тех терминах, как их определяет Европейская комиссия. Результаты исследования показали, что учительские компетенции в Турции включают: использование технологий, родного языка, социальных компетенций непрерывного обучения, но не включают иностранный язык.

The of aim this study is to find out the Turkish teacher competences related to key lifelong learning competencies defined by European Commission. The results showed that teachers competences in Turkey consist of using technology, mother tongue, social lifelong learning competences whereas they do not include foreign language, learning to learn and high thinking skills.

Ключевые слова: компетенции непрерывного обучения, учительские компетенции, Европейская комиссия.

Key words: Lifelong learning competences, teacher competences, European Commission.

Введение. Непрерывное обучение считается основной задачей обучения и его главным рабочим компонентом (Kirby, Knapper, Lamon и Egnatoff, 2010). В образовательных ценностях Европейского союза, в европейской образовательной политике и в новшествах в этой области непрерывное образование занимает центральное место (Dehmel, 2006). В соответствии с «Меморандумом о непрерывном образовании» Европейской комиссии, непрерывное обучение - это сущность политики развития гражданского общества, социальной сплоченности и занятости населения (European Commission, 2000). Непрерывное обучение представляет собой сложное многомерное понятие (Nicholls, 2000). Пек (Peck, 1996, p. 645) определил непрерывное обучение как «развитие человеческого потенциала через постоянный помогающий человеку процесс, который стимулирует и воодушевляет его приобретать все новые и новые знания, ценности, навыки и представления, которые будут нужны в течение всей жизни, и применять их уверенно, творчески и с удовольствием во всех ситуациях, обстоятельствах и в любом положении. Непрерывное обучение относится ко всем сферам активности человека в течение всей его жизни и имеет своей целью пополнять наши знания, навыки и компетенции в личной, гражданской, социальной перспективе, а также в области занятости населения» (European Commission, 2001; p. 9).

Ключевые компетенции непрерывного обучения Европейской комиссии. Людям, живущим в Европе, нужен большой спектр ключевых компетенций непрерывного обучения для того, чтобы адаптироваться к быстроменяющемуся миру. Ключевые компетенции непрерывного обучения, по определению Европейской комиссии, это соответствующее контексту сочетание знаний, навыков и представлений. Жителям европейских стран нуж-

479

ны ключевые компетенции для личного совершенствования и развития, для того, чтобы выступать с активной гражданской позицией, для социальной интеграции и занятости. Существует ряд базовых компетенций: (1) коммуникация на родном языке - это способность высказывать и интерпретировать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как в устной, так и в письменной форме (слушание, говорение, чтение, письмо), а также способность лингвистически взаимодействовать сообразно ситуации и творчески во всем спектре социальных и культурных контекстов (в образовании и обучении, на работе, дома и во время досуга); (2) коммуникация на иностранных языках, включая способность понимать, выражать и интерпретировать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как в устной, так и в письменной форме (слушание, говорение, чтение, письмо), а также способность лингвистически взаимодействовать сообразно ситуации и творчески во всем спектре социальных и культурных контекстов: в образовании и обучении, на работе, дома и во время досуга в соответствии со своими желаниями и потребностями;

(3) математические и базовые компетенции в точных науках и технологиях;

(4) цифровая компетентность, что предполагает уверенное и критическое использование технологии информационного сообщества (1ST) для работы, отдыха и коммуникации. Она опирается на базовые навыки в информационных и коммуникационных технологиях (ICT); (5) «умение учиться» как способность продолжать обучение, организовывать свое собственное обучение, в частности используя эффективное управление временем и информацией как индивидуально, так и в группе. Эта компетенция включает знания образовательных процессов и потребностей, определение доступных возможностей, и способность преодолеть препятствия, для того чтобы успешно учиться; (6) социальные и гражданские компетенции, которые включают индивидуальную, межличностную и межкультурную компетенцию и покрывают все формы поведения, которые стимулируют индивидуумов конструктивно и эффективно участвовать в социальной и рабочей жизни, и в особенности в самых разнообразных сообществах, и разрешать конфликтные ситуации, когда это необходимо; (7) инициативность и предприимчивость. Они относятся к способностям индивидуума превращать идеи в действия, включают творческий подход, новаторство, принятие на себя рисков, а также способность планировать и управлять проектами для достижения целей и др.

Диапазон и сложность компетенций, необходимых учителю в XXI в., столь велики, что один человек вряд ли может обладать ими всеми, или же развить их всех в себе в полной мере и в равной степени. Компетенции, необходимые для образования в XXI в., являются скорее рекомендациями для учителей, исследователей, занимающихся образованием, и политиков. Учителя обучают детей с различным культурным багажом, с особыми потребностями, поэтому роль учителей и школы быстро меняется (OECD, 2009). Ученики также вряд ли обладают всеми этими компетенциями, но учителя должны помогать ученикам приобретать навыки, необходимые для непрерывного обучения и описанные Европейской комиссией. Для учителей критически важно освоить компетенции непрерывного обучения, для того чтобы развивать их у своих учеников. Если учителя обладают ключевыми компетенциями непрерывного обучения уже на этапе начального образования, то они

480

могут эффективно развивать соответствующие компетенции и у учеников. Общие учительские компетенции, как их определила Комиссия Европейского союза, включают навыки непрерывного обучения и рекомендованы как для начального образования учителей, так и для продолжающегося профессионального развития учителей в Европе (European Commission, 2013). Кроме того, образовательная политика учителей, в соответствии с рекомендациями Комиссии Европейского союза, предполагает, что начальное образование учителей должно способствовать развитию навыков непрерывного обучения (European Commission, 2006). Учительские компетенции, определенные Комиссией ЕС, также приняты в качестве рекомендаций для учителей и образовательных программ в Турции, каковая является страной-кандидатом в члены Европейского союза. Более того, общие компетенции учителей, установленные Министерством по национальному образованию Турции, должны включать компетенции непрерывного обучения, определенные Европейской комиссией. Цель данной работы состоит в том, чтобы приблизить компетенции учителей Турции к ключевым компетенциям непрерывного обучения в соответствии с определением Европейской комиссии.

Компетенции учителей в Турции. Компетенции учителей, установленные Министерством национального образования Турции, изложены в шести основных частях: личные и профессиональные ценности; знание учеников, процесса образования и обучения; мониторинг и оценка развития учеников; отношения со школой, семьей и обществом; и знание учебной программы и ее содержания. Перечисленные учительские компетенции напрямую связаны с ключевыми компетенциями непрерывного обучения (см. табл.). Из табл. видно, что сущеествует много компетенций учителей, связанных с ключевыми компетенциями непрерывного обучения. К ним относятся: осведомленность и выразительность, цифровые компетенции, социальные и гражданские компетенции. Тем не менее, мы не обнаружили достаточного количества компетенций учителей, связанных с инициативностью и предприимчивостью - математических компетенций, базовых компетенций в точных науках и технологии, а также компетенций, связанных с коммуникацией на родном языке. Более того, мы не увидели компетенций, связанных с коммуникацией на иностранном языке, и с умением учиться. Навыки умения учиться в первую очередь требуют фундаментальных базовых навыков, таких как грамотность, устный счет и умение использовать информационно-коммуникационные технологии, которые необходимы для дальнейшего обучения (European Commission, 2006). Умение учиться - это крайне важная для профессионального развития учителей компетенция непрерывного обучения. Поэтому учительские компетенции в Турции должны включать компетенции, связанные с умением учиться. Учителям необходима компетенция, связанная с коммуникацией на иностранном языке, для того чтобы иметь возможность поделиться опытом со своими коллегами в других странах. Некоторые исследования в Турции показывают, что учителя и студенты педагогических институтов чувствуют себя очень неуверенно в коммуникации на иностранном языке (Evin Gencel, 2013; §ahin, Akba§li & Yelken, 2010). Образовательные программы для учителей начальных школ и студентов педагогических институтов должны включать компетенции непрерывного

481

обучения, связанные с умением учиться и с коммуникацией на иностранном языке. Компетенции для учителей в Турции также должны включать больше компетенций, относящихся к инициативности и предприимчивости, к компетенциям в области математики, точных наук, технологии и коммуникации на родном языке.

Таблица

Компетенции учителей, связанные с ключевыми компетенциями непрерывного образования Европейской комиссии

Ключевые компетенции непрерывного образования ЕС Компетенции преподавателя в Турции

Коммуникация на родном языке Учителя говорят па турецком, на государственном языке Турции, ясно и свободно

Коммуникация на иностранном языке

Математические компетенции, базовые компетенции в точных науках и технологии Учителя заинтересованы в научных исследованиях

Цифровые компетенции Учителя технически грамотны (у них есть теоретические и практические знания и навыки работы с технологиями). Учителя следуют за инновациями в коммуникациях и технологиях. Учителя используют информационно-коммуникационные технологии для обмена информацией. Учителя следят за публикацией специализированных изданий

Умение учиться

Социальные и гражданские компетенции Учителя тесно связаны с гражданскими служащими, лидерами общества и педагогики. Учителя играют важную роль в культурных и спортивных организациях. Учителя сотрудничают с преподавательскими организациями

Инициативность и предприимчивость Учителя обладают высокими умственными способностями

Культурная осведомленность и выразительность Учителя учитывают социальные и культурные ценности семьи и общества. Учителя уважают культурные ценности студентов. Учителя уважают ценности и убеждения семей. Учителя знакомы с социальными и культурными особенностями семей. Учителя одинаково относятся к семьям разного социального, экономического и культурного происхождения. Поведение учителя формируется при учете прав человека. Учителя не проявляют расовой дискриминации и дискриминации в отношении других людей. Учителя формируют демократические отношения в классе. Учителя уважают универсальные и национальные ценности. Учителя принимают участие в защите прав детей. Учителя открыты для новых идей и изменений

Заключение. Мы определили, что компетенции для учителей в Турции включают некоторые компетенции непрерывного обучения, однако их недостаточно для устойчивого профессионального развития учителей. Ученые,

482

интересующиеся непрерывным обучением и образованием учителей в других странах, должны исследовать компетенции учителей в сравнении с компетенциями непрерывного обучения, определенными Европейской комиссией.

Список литературы

Dehmel, A. (2006). Making a European area of lifelong learning a reality? Some critical reflections on the European Union's lifelong learning policies. Comparative Education, 42(1), 49-62. European Commission. (2001). Making a European area of lifelong learning a reality. Brussels: Commission of the European Communities. Retrieved fromhttp://europa.eu/legislation_ summaries/education_training_youth/lifelong_learning/c11054_en.htm

European Commission (2006). Recommendation of the European Parliament and of the Council Offical of the key lifelong learning competences. Journal of the European Unioun, 394, 10-18. European Commission (2013). Supporting teacher educators for better learning out-comes.Report of Education and Training. Retrieved fromhttp://europe.eu/education/ schooleducation/ teacher-cluster-en.html.

European Commission (2007). Report of the Peer Learning Activity, Oslo, May 2007. ‘How can teacher education and Training policies. Retriewed from http://www.atee1.org/uploads/ EUpolicies/pla_teaching_in_culturally_divers_settings.pd

Evin Gencel, i. (2013). Prospective teachers' perception towards lifelong learning competences. Education and Science, 38(17), 237-252.

Kirby, J. R., Christopher, K., Lamon, P. & Egnatoff, W. J. (2010). Development of a scale to mearuse lifelong learning. International Journal of Lifelong Learning Education, 29(3), 291-302. MEB (2012). Ogretmenlik meslegi genel yeterlilikleri [General competences of teach-ersj.Retrieved from http://otmg.meb.gov.tr/yet genel.html.

Nicholls, G. (2000). Professional development, teaching, and lifelong learning: the implications for higher education. International Journal of Lifelong Education, 19(4), 370-377.

OECD (2009). Creating Effective Teaching and Learning Environments. First Results from TALIS. Paris: OECD Publications http://www.oecd.org/dataoecd/17/51/43023606.pdf §ahin, M., Akba§li, S.&Yanpar Yelken, T. (2010). Key competences for lifelong learning: The case of prospective teachers. Educational Research and Review, 5(10), 545-556.

483

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.