РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
КАК ЧАСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ
E. Падехович
В статье рассматриваются вопросы непрерывного обучения как постоянного развития компетенций, необходимых для начала трудоустройства. В статье проанализированы ключевые компетенции, необходимые для работы в производственной среде, а также приведено исследование о компетенциях, ожидаемых работодателями.
This article addresses the issues of lifelong learning as a continuous development of competencies needed for the commencement of employment. The article discusses the key competencies necessary to the functioning of the occupational environment and also quoted research on competencies expected by employers.
Ключевые слова: компетентность, непрерывное образование, работник, основные компетенции, работа.
Key words: competence, continuing education, employee, core competencies, work.
К 2010 г. действующим документом о непрерывном образовании в Польше была стратегия развития непрерывного образования, принятая Советом министров 8 июля 2003 г. Еще одним действующим документом была «Перспектива непрерывного обучения», которая является Приложением к Постановлению Совета министров от 10 сентября 2013 г. В документе отмечается хорошая подготовка детей и молодежи к непрерывному обучению, а также рассматривается вопрос улучшения и расширения навыков и квалификации взрослых в соответствии с потребностями и проблемами, с которыми они сталкиваются в своей трудовой жизни, обществе и частном секторе. Эта задача связана с ростом конкуренции в экономике Польши, мобильностью, готовностью к изменениям, повышению общественной и профессиональной активности [8].
Непрерывное обучение определяется Европейской комиссией и меморандумом о самообучении на протяжении всей жизни (European Making Area of Lifelong Learning a Reality) как различные формы обучения на протяжении всей жизни, направленного на развитие знаний, навыков и компетенций в личной, гражданской, общественной или профессиональной области. Приводится содержание документа и определение способов решения вопроса продолжения образования и развития компетенций. Это оправданно, так как современный рынок труда характеризуется динамикой, трудностями трудоустройства и повышением требований работодателей. В экономике, основанной на знаниях, во многих профессиях целесообразно непрерывное совершенствование, повышение квалификации и развитие компетентности, что достигается в процессе неформального и информального обучения посредством самообразования или участия в курсах или обучении. Развитие компетентности важно для достижения более эффективных результатов на работе для того, чтобы быть профессионалом в своей области. В качестве одного из основополагающих принципов, содержащегося в докладе «Образование. Это сокровище» Жака Делора об «обучении действию», следует отметить, что если человек хочет идти в ногу с пе ременами, он должен быть активным. Решение этого вопроса основано на развитии навыков общения,
433
устойчивости к стрессу, рациональности принятия решения. Также следует отметить принцип «обучения бытию», которое предполагает развитие, направленное на постоянное совершенствование жизни человека. Это означает, что чем больше жизненный опыт, тем шире возможности профессионального развития. Наличие знаний является очень ценным, но в современном мире еще важнее применять их на практике. Для достижения успеха одних знаний недостаточно, необходима практика, что связано с развитием компетенций [4]. Также следует отметить, что в современном мире отсутствуют гарантии постоянного трудоустройства, поэтому человек должен быть ориентирован на постоянное развитие. Непрерывное образование рассматривается как процесс овладения навыками и компетенциями. Следует отметить, что невозможно приобрести компетентность в школе, так как в процессе взросления человек концентрируется на развитии компетенций, которые ранее были ему неизвестны или не нужны, не существовали, не использовались; например, некоторые уже могут быть заменены другими вследствие технологических преобразований [2].
В своей статье я хотела бы обратиться к ключевым компетенциям, необходимым при выполнении любой работы, а также к компетенциям работников, которых от них ждут работодатели, которые в основном приобретаются неформально. Это социальные компетенции, так называемые личностные. В первую очередь важно пояснить термин «компетенция». Впервые он был употреблен Ричардом Бояцисом в работе «Компетентный руководитель», где он описал его как «существующий в человеке потенциал, который способствует удовлетворению требований конкретного рабочего места» [5]. Винценты Оконь полагает, что компетенции представляют собой «способность действовать, результат процесса обучения» [6]. С другой стороны, ключевые компетенции, разработанные комиссией Парламента Европейского сообщества и Советом Европы 18 декабря 2006 г. в документе «Ключевые компетенции для всей жизни - Европейские критерии», определены как «компетенции, необходимые всем индивидуумам для самореализации и развития, для того, чтобы быть творческим гражданином, для социальной интеграции и трудоустройства» [10]. Они формируются не только в школе. Непрерывное обучение содержится в Лиссабонской стратегии, в которой приведены принципы, определяющие новые базовые навыки, приобретаемые в процессе непрерывного образования и являющиеся основной составляющей экономики знаний [7].
Европейские критерии ключевых компетенций, выработанные в 2006 г., определяют основополагающие знания и навыки, необходимые каждому человеку для трудоустройства. В число восьми основных входят: (а) общение на родном языке (включает в себя сбор и обработку информации, изложение своих аргументов в устной и письменной форме, убедительно и с использованием богатого словаря); (б) общение на иностранных языках (владение языками повышает возможность работы за границей, оценки культурного многообразия и более широких социальных контактов); (в) способность учиться включает в себя приобретение новых знаний и навыков, самообучение, самодисциплину; (г) компетентность в математике и базовые компетенции в науке и технике, способность развивать и применять математическое мышление для решения проблем, возникающих в повседневных ситуациях;
434
(д) информационная компетентность, связанная с компьютерами; (и) социальная и гражданская компетентность, понимаемая как умение работать в группе, умение эффективно участвовать в общественной области, уважение прав человека; (к) инициатива и предприимчивость, знание отчетности, организации рабочего процесса, запросов выполнения задачи, анализ, коммуникация; (л) уважение к культуре и традициям других народов и культурное самовыражение, самовыражение посредством различных форм художественного выражения природной способности [10].
Говоря о компетенциях, следует упомянуть Программу международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) (2011-2014), которая осуществлялась в 24 странах и определила 15 групп компетенций, необходимых в современном мире. Сюда входят: (1) решение проблем (это может быть интерпретировано как умелое преодоление трудностей, способность быть уверенным в себе и владение навыками ведения переговоров, а также навыками активного слушания); (2) работа в команде (группа достигает большего успеха, чем индивид; существует эффект синергии, так как способность работать с другими является большим преимуществом для всей компании); (3) общение (облегчает передачу информации); (4) воздействие на других (в частности, важная компетенция на руководящих должностях); (5) планирование своего времени; любой проект, осуществляемый современным рабочим, должен осуществляться в течение определенного времени, поэтому необходимо научиться умело управлять им; (6) планирование времени с другими людьми; (7) умение работать руками; (8) чтение прозы; (9) важные навыки при выступлениях; (10) чтение документов; (11) письмо; (12) базовые и продвинутые навыки счета; (13) использование Интернета, а также использование компьютера. Почти на каждом рабочем месте, требующем высокой квалификации, необходимо владеть компьютерными навыками [9].
По мнению Малгорзаты Кравчук-Бличарска, ключевые компетенции составляют основу формирования более широких социальных навыков, которые помогают справляться в образовательных, профессиональных и семейных ситуациях. Ключевые компетенции относятся к «личностным» навыкам. По мнению автора, значимость социальных навыков повысилась. Работодатели подчеркивают, что обязательным условием является система образования и обучение с учетом изменяющегося спроса на умения. Социальные навыки предпочтительны для компетенции работника. Работодатели обращают все большее внимание не на образование, которое классифицируется как «твердые» компетенции, а «мягкие» компетенции (личностные качества), называемые компетенциями будущего. В 70 % на работу принимают благодаря знаниям и опыту, и в 30 % - благодаря компетенциям. При этом в 70 % работу теряют - из-за отсутствия социальных навыков и в 30 % из-за квалификации. Это показывает, как важно развивать компетенции перед выходом на рынок труда, а также в процессе работы. Это учитывают работодатели и при найме сотрудников, и при оценке их работы. Следует привести исследование о компетенциях, которых ожидают работодатели. Малгорзата Кравчук-Бличарска показывает, что большинство работодателей ожидают от своих сотрудников навыков работы в команде, навыков общения, логическое мышление, способность справляться с новыми ситуациями, способность применять профессиональные навыки, противостоять стрессу; однако менее
435
важно знание компьютерных программ, иностранных языков или личное развитие [3]. Исследование А. Дыбала показывает, что работодатели считают, что их сотрудники недостаточно самостоятельны (15,8 %), не принимают решения быстро (14,6 %), не открыты к изменению своей позиции в отношении самостоятельности обучения (14,2 %). Результаты тестов также продемонстрировали А. Дыбала, что при отборе сотрудника работодатель учитывает личную культуру (84 %), профессиональные навыки (83 %), навыки совместной работы - 81 %, опыт - 80 %, уверенность, творчество, изобретательность -75 % [1]. В обоих исследованиях высоко ценилась коммуникативная компетентность, которая, на мой взгляд, также может считаться наиболее важной. Без развития любой потенциальный работник, даже действительно хороший в своей области, не сможет преподнести свои знания привлекательным образом, и работодатель никогда не подумает о нем как о полезном кандидате.
Эти результаты исследования показали, что навыки, и в особенности развитие социальных навыков, необходимы для трудоустройства. На рынке труда существуют свои правила, где высшее образование и владение навыками стало обычным делом. Человек, желающий выделяться из толпы, должен подать себя как можно лучше, показать, что он владеет навыками выполнения работы, и непрерывное образование помогает ему в этом. Акцент на развитии компетенций должен быть сделан еще в начальной школе посредством определения такой важной черты сотрудника. На семинарах родители также могут рано определить конкретные модели поведения. Вместо непрерывного повторения «учись и далеко пойдешь» вы можете говорить «учись всю жизнь, формируй себя, свою позицию, навыки и отношение к другим, и ты добьешься успеха». В этом небольшое различие, но оно, несомненно, способствует пониманию компетенций как важнейшей составляющей обучения и нашей жизни.
Список литературы
1. Dybata A., Rynek pracy-teoria i realia. Wyniki badawcze projektu „Kielecki rynek pracy pod lupq”, Kielce 2010.
2. K^dzierska B., Kompetencje informacyjne w ksztatceniu ustawicznym, Warszawa 2007.
3. Krawczyk- Blicharska M., Kompetencje spoteczne jako wartosc na rynku pracy [w:] Innowacja w procesie edukacji jako forma skutecznej resocjalizacji, tom II Innowacyjne modele pracy z mtodziezq zagrozonq wykluczeniem spotecznym, red. M. Krawczyk-Blicharska, J. Szkurtat, Kielce 2013.
4. Kukla D., Edukacja ustawiczna i jej rola w pracy wspotczesnego pedagoga, „Edukacja Ustawiczna Dorostych ” 2012, nr 2.
5. Kukla D., Duda W., Kompetencje przysztosci jako wyznacznik sukcesu zawodowego, „Edukacja Ustawiczna Dorostych”, 2012, nr 4.
6. Okon W., Nowy stownik pedagogiczny, Warszawa 2004.
7. Zawadowska J., Parlament Europy i Rada Europy przypominajq
o kompetencjach kluczowych, „Dyrektor Szkoty” 2007, nr 9.
8. Perspektywa uczenia si§ przez cate zycie, Warszawa 2013. Zatqcznik do Uchwaty nr
160/2013 Rady Ministrow z 10 wrzesnia 2013 r., passim.
http://www.bjk.uw.edu.pl/files/pdf/Perspektywa.pdf
9. Umiej$tnosci Polakow - wyniki mi^dzynarodowego Badania Kompetencji Osob Dorostych (PIAAC), Warszawa 2013.
http://men.gov.pl/wp-content/uploads/2013/10/piaac_11_10_13.pdf
10. Zalecenie Parlamentu Europejskiego i Rady z 18 grudnia 2006 w sprawie kompetencji
kluczowych w procesie uczenia si§ przez cate zycie (2006/962/WE) http://eur-
lex.europa.eu/legal-content/pl/TXT/PDF/?uri=CELEX:32006H0962&from=pl
436