Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обучения взрослых в польской системе школьного образования'

Актуальные проблемы обучения взрослых в польской системе школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADULT EDUCATION. LIFELONG LEARNING / FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куля Ева, Пенковска Мажена

The article presents traditions and current goals of lifelong adults’ education in Poland. The attention was focused on the difficulties faced by adults seeking to complete their education. Studies show that adults identified kinds of barriers limiting participation in formal, informal and non-formal education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обучения взрослых в польской системе школьного образования»

Ева Куля

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории воспитания и организации образования,

Мажена Пенковска кандидат педагогических наук, адъюнкт Университет Яна Кохановского

в г. Кельце (г. Кельце, Польша)

УДК 37 (094)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CURRENT ISSUES OF ADULTS' EDUCATION IN THE EDUCATIONAL

SYSTEM OF POLAND

The article presents traditions and current goals of lifelong adults' education in Poland. The attention was focused on the difficulties faced by adults seeking to complete their education. Studies show that adults identified kinds of barriers limiting participation in formal, informal and non-formal education.

Key words: adult education. lifelong learning, formal education, informal education

Традиции обучения взрослых в Польше

Сегодняшние реалии заставляют всех людей задуматься, достаточны ли знания и квалификации, которые они получили. Лиссабонская стратегия вместе с сопутствующей ей программой Образование и обучающие курсы 2010, была началом реформ, которые привели к тому, что создание потенциала знаний и приобретение новых умение стало одним из приоритетов развития стран Евросоюза. Таким образом, значение непрерывного образования в обществах начало расти, а сама идея - эволюционировать. Непрерывное образование стало своеобразным указателем современного мира, заняв важное место в социально-экономических стратегиях ЕС, в частности, стратегии Европа 2020, а также в программе Образование и обучающие курсы 2020. Непрерывное образование (называемое также непрерывным обучением, обучением в течение всей жизни, постоянным обучением, образованием на протяжении всей жизни, обучением «всю жизнь» и т.д.) - это процесс постоянного совершенствования общих и профессиональных квалификаций человека, продолжающийся всю его жизнь [5, с. 65].

Одной из первых и несомненно самых важных проблем или требований современного образования взрослых в глобальном масштабе есть то, что оно представляет собой элемент образования в течение всей жизни. Образование в течение всей жизни продолжается с рождения до смерти. Частью понимаемого таким образом образования, продолжающегося всю жизнь, является обучение взрослых, начинающееся с момента окончания человеком

116

школы и до его глубокой старости. Если учесть, что в высокоразвитых странах все больше людей доживают до 100 лет, то легко определить, что на просвещение молодежи приходится не более 25 лет. Следующие 75 лет - это период образования взрослых. Есть теория, по которой концепция образования в течение всей жизни означает сегодня отказ от традиционного деления человеческой жизни на период учебы в молодости и период работы в жизни взрослых людей. Азиаты неоднократно называют такое образование более прямолинейно, говоря об учебе с момента зачатия и до кремации. В настоящее время обучение не только растянулось во времени, как мы знаем, на всю жизнь, но и его интенсивность в период жизни взрослого человека постоянно повышается. Причиной этого является быстро и все быстрее меняющаяся жизнь. Эти изменения являются следствием технического, технологического и организационного прогресса, а также сопутствующих им конкуренции производителей и растущей конкуренции во всех других областях жизни, например, в промышленности, торговле, вооружении, потреблении. Образование взрослых становится, таким образом, стимулятором развития и растущей конкуренции [1, с. 11].

В Польше целью образования взрослых является создание взрослым людям шансов на расширение и углубление знаний, приобретение квалификаций и умений для профессиональных и личных целей, приспособление к меняющимся технологиям или изменению места работы. Обучение проводится в школьных и внешкольных формах в школах для взрослых, учреждениях непрерывного и практического образования, в центрах дополнительного образования и совершенствования профессиональной компетенции, а также в форме последипломного обучения. Одновременно в рамках системы обучения безработных и ищущих работу лиц организуются профессиональные курсы, например, в бюро по трудоустройству [8].

Таблица 1. Учреждения, проводящие обучение и курсы для взрослых в

Польше

Учреждения, проводящие обучение и курсы для взрослых

Формальное образование

Субъкты, проводящие обучение, имеющее подтвержденные результаты учебы школы

Учреждения непрерывного и практического образования Центры дополнительного образования и совершенствования профессиональной компетенции

Внеформальное образование

Субъкты, проводящие обучение, не имеющее подтвержденных результатов учебы школы

Учреждения непрерывного и практического образования Центры дополнительного образования и совершенствования профессиональной компетенции

Вузы Вузы

Другие, проводящие Другие, проводящие ообразовательную

образовательную деятельность организации,

деятельность организации работодатели, работополучатели,

гражданские организации Кроме перечисленных выше форм обучения, взрослые обучаются также путем неформального образования. Оно характеризуется самостоятельным обучением с целью получения знаний или совершенствования умений. В отличие от формального и внеформального обучения оно должно проходить без участия учителя. Обучение такого рода проходит вне организованных форм школьного и внешкольного обучения (не следует принимать во внимание курсов и лекций с инструктором). Сюда же относятся лекции, проводимые членами семьи, домашними, соседями, друзьями, которые не получают за это вознаграждения в денежной форме. Неформальное обучение организовано в меньшей степени и может включать, например, события, связанные с обучением (действия), которые имеют место в семье, на работе и в каждодневной жизни человека, в контексте обучения, руководимого семьей и обществом [3, с. 11].

В ноябре 2012 г. были опубликованы заключения Совета под названием Образование и обучение, и стратегия Европа 2020 - роль образования и разных форм обучения в улучшении экономики, экономическом росте, а также в росте занятости, в которых записано, что требования экономики и рынка труда подвергаются изменениям, к которым компетенции и умения как молодых, так и взрослых граждан должны постоянно адаптироваться. Продвижение способности индивида к устройству на работу должно проходить как посредством системы образования и разных форм обучения, так и на работе. Это общая обязанность общественного и частного сектора, которая вписана в контекст непрерывного образования. Было принято, что до 2020 года средняя величина показателя, определяющего участие лиц в возрасте от 25 до 64 лет в непрерывном образовании, достигнет по крайней мере 15-процентного уровня, что повлияет на увеличение участия взрослых людей, особенно имеющих низкие квалификации, в процессе обучения в течение всей жизни. Достижение предусмотренного уровня находится под серьезной угрозой. В настоящее время участие взрослых в образовании и разных формах обучения, согласно данным Исследований экономической активности населения, составляет 10,7 процентов. Кроме того, только шесть стран-членов ЕС могут похвалиться показателем, превышающим установленный средний уровень. Особенно эта проблема касается лиц с низким уровнем образования, а также пожилых людей [5, с. 68].

Доступные статистики показывают, что в Евросоюзе один из десяти взрослых в возрасте 25-64 лет - то есть ок. 70 миллионов человек - не закончили формального образования на уровне средней школы II ступени (послегимназическом). Это число охватывает также 20 миллионов человек, которые закончили свое образование на самом низшем уровне (основная

118

школа). Низкий уровень образования отмечается в наибольшей степени в Южной Европе. Имеется также огромная разница между поколениями: молодые взрослые гораздо лучше образованы, чем группы людей старшего возраста [2, с. 2].

В Польше показатель занятости недавних выпускников средних школ II ступени в 2015 г. составил 68,5 % по сравнению со средним показателем ЕС, составляющим 70,8 %. Он значительно возрос с 2012 г., когда он составлял 62,7 %. Показатель участия взрослых в учебе в течение всей жизни в Польше уменьшился до 3,5 % в 2015 г. и находится значительно ниже средней по ЕС составляющей, как уже упоминалось, 10,7 %. Самым низким является участие лиц, которые более всего нуждаются в повышении умений, то есть лиц с основным (6-летним) образованием, лиц в возрасте старше 50 лет и лиц, профессионально неактивных [4, с. 7].

Таблица 2. Лица в возрасте 25-64 лет согласно их участию в формальном, неформальном и внеформальном образовании, а также возрасту и месту жительства, 2011 г.

Перечисление Всего в тыс. Среди них лица, участвующие а) Лица, не участву ющие ни в какой форме обуче ния

в какой-либо форме обучения в форма льном обуче нии во внеформ альном обуче нии в нефор маль ном обуче нии

в %

Всего 22299 40,0 5,4 21,0 29,0 60,0

Мужчины 11054 39,5 4,5 20,6 28,3 60,5

Женщины 11244 40,4 6,2 21,4 29,7 59,6

Город 13931 45,8 6,6 25,2 33,4 54,2

Деревня 8367 30,4 3,3 14,0 21,8 69,6

а) Данные не суммируются, так как один человек мог участвовать

одновременно в нескольких формах обучения. Источнк: ^21а1сете dorostych 2011. G16wny Statystyczny, Warszawa 2013, с. 16.

Таблица 3. Лица в возрасте 18-69 лет согласно участию в формальном, неформальном и внеформальном обучении, а также возрасту, 2011 г.

Перечисление Всего в тыс. Среди них лица, участвующиеа) Лица, не участву ющие ни в какой форме обуче ния

в какой-либо форме обучения в формаль ном обуче нии во внефор маль ном обуче нии в нефор маль ном обуче нии

в %

Всего 27483 44,0 13,6 20,9 30,0 56,0

18 - 24 3713 79,2 68,1 27,5 41,5 20,8

25 - 29 3231 56,0 18,2 28,9 38,3 44,0

30 - 34 3137 49,3 7,0 27,3 35,5 50,7

35 - 39 2861 45,3 5,6 25,1 32,6 54,7

40 - 44 2407 43,8 4,6 26,4 30,8 56,2

45 - 49 2408 38,3 2,6 21,3 27,0 61,7

50 - 54 2849 32,6 1,4 17,9 24,5 67,4

55 - 59 2922 28,4 0,4 13,0 21,9 71,6

60 - 64 2483 21,3 0,1 5,2 18,8 78,7

65 - 69 1472 16,6 - 2,8 15,6 83,4

а) Данные не суммируются, так как один человек мог участвовать в нескольких формах обучения.

Источник: Ksztalcenie dorosfych 2011. G16wny Statystyczny, Warszawa 2013, с. 19.

Таблица 4. Лица в возрасте 18-69 лет согласно участию в формальном, неформальном и внеформальном обучении, а также уровню образования, 2011 г.

Перечисление Всего Среди них лица, участвующиеа) Лица, не

в тыс. в какой- в во в участвую

либо формаль внефор нефор щие ни в

форме ном маль маль какой

обучения обуче ном ном форме

нии обучения

обуче обуче

нии нии

w %

Всего 27483 44,0 13,6 20,9 30,0 56,0

высший 6146 72,4 18,8 43,0 53,1 27,6

после 959 50,4 12,2 23,5 34,5 49,6

лицейский

средний профессионал 5894 41,6 7,8 18,6 28,3 58,4

ьный

средний общеобразова 3046 57,8 34,9 20,1 36,0 42,2

тельный

основной 7665 24,1 2,6 9,9 16,5 75,9

профессиона

льный

гимназичес 3773 29,4 19,4 10,8 16,4 70,6

кий,

основной, без

формального образования

^ Данные не суммируются, так как один человек мог участвовать в нескольких формах обучения.

Источник ^21а1сете dorostych 2011. G16wny Statystyczny, Warszawa 2013, с. 21.

Таблица 5. Лица в возрасте 18-69 лет согласно участию в формальном, неформальном и внеформальном обучении, а также главного статуса на трудовом рынке, 2011 г.

Перечисление Всего в тыс. Среди них лица, участвующиеa ^ Лица, не участву ющие ни в какой форме обуче ния

в какой-либо форме обучения в формаль ном обуче нии во внефор маль ном обуче нии в нефор маль ном обуче нии

w %

Всего 27483 44,0 13,6 20,9 30,0 56,0

работающие 15800 50,1 9,5 29,2 34,4 49,9

безработные 2808 33,9 10,4 10,9 23,0 66,1

Профессиона льно пассивные 8851 36,4 21,7 9,2 24,4 63,6

а) Данные не суммируются, так как один человек мог участвовать в

нескольких формах обучения.

Источник: Ksztalcenie dorostych 2011. О^б^^у иге^ё 81а1ув1ус7пу, Warszawa 2013, с. 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ результатов, помещенных в таблицах 2 - 5 иллюстрирует, что в 2011 г. Показатели участия в формальном, внеформальном и неформальном обучении были несколько выше у женщин, чем у мужчин, возросло участие почти во всех исследуемых возрастных группах (сократилось участие в формальном обучении для возрастных групп 30-34 и 35-39), чаще обучаются люди работающие, чем безработные и профессионально пассивные. В каждой форме обучения чаще всего принимали участие люди с высшим образованием. Трудоности в обучении взрослых в Польше

Участие в образовании взрослых зависит от многих факторов, в зависимости от уровня образования, статуса на рынке труда, профессии, возраста и умений. Взрослые с низкими квалификациями или вообще без них, работающие по профессиям, не требующих сложных умений, безработные и экономически неактивные, люди старшего возраста и с низким уровнем умений реже участвуют в разных формах обучения в течение всей жизни. Можно сказать, что те взрослые, которые больше всего нуждаются в образовании и разных формах обучения, имеют наименьший доступ к возможностям, предлагаемым концепцией учебы в течении всей жизни [2, с. 2].

Исследования, проведенные в Польше в 2011 году показывают, что из десяти взрослых шестеро не участвовали ни в какой форму обучения, даже в форме самообучения, которая не требует финансовых расходов. Большинство исследуемых в возрасте 18-69 лет - это жители городов (56,3 %), остальные (43,7 %) - это жители деревень. Около 63 % исследуемых, которые не участвовали ни в какой форме обучения сказали, что не видят такой потребности. На слишком высокие цены обучающих курсов обратило внимание 42 % исследуемых [3, с. 95]. Исследуемые, которые не участвовали ни в какой форме обучения, могли выбрать следующие ответы:

- я не отвечал(а) предварительным требованиям;

- учеба/курсы была(были) слишком дорогими, я не мог(ла) потратить столько денег на них;

- у меня не было поддержки /стимула со стороны работодателя;

- учеба/курсы не соответствовала(ли) графику моей работы/проходило в неудобное время;

- в случае дистанционного обучения - у меня не было доступа к компьютеру или Интернету;

- у меня не было времени из-за семейных обязанностей;

- по причине здоровья или возраста;

- другие личные причины;

- отсутствие соответствующей школы/форм обучения;

- отсутствие потребности (дальнейшего) обучения/курсов;

- ни одна из указанных причин [3, с. 94].

Анализ ответов позволил констатировать, что взрослые люди сталкиваются со многими барьерами в процессе учебы. Главные из них:

- ответственность за семью, профессиональную карьеру, социальное положение,

- нехватка времени и недостаток денег,

- проблемы с возможностью добраться до вуза,

- недостаточная уверенность в себе в группе учащихся,

- необходимость учиться в связи с распоряжением начальника или необходимость поддержания своей профессиональной позиции. Существенным фактором является возраст исследуемых. Чем старше

люди, тем меньше они участвуют в разных формах дополнительного образования или повышения квалификации. Отдельные пространства, области и контексты учебы взаимопроникаются, дополняются и создают взаимозависимости, а их изучение позволяет, по мнению М. Олеяж, попытаться ответить на многие вопросы, связанные с протеканием процесса учебы взрослых людей без начертания искусственных границ между формальным, внеформальным и неформальным обучением [6, с. 12].

Изучение образования взрослых показывает, что барьеры, не позволяющие взрослым учиться, часто связаны с ограниченным временем, возникающим по семейным или профессиональным обстоятельствам, они также вытекают из невозможности выполнения предварительных требований (напр. квалификаций, необходимых для участия в программе обучения) или же финансовых трудностей. На основании анализа барьеров, которые называют взрослые с низкими квалификациями (взрослые с уровнем образования ниже средней школы второй ступени) можно сказать, что 21,8% респондентов указывает семейные обязанности как главную помеху в участии в учебе и курсах, 13,6% сигнализирует о проблемах с несоответствием обязанностей слушателя с их часами работы, 13,3% называет финансовые причины, а 7,1% - квалификации, не отвечающие предварительным требованиям [7, с. 56-57]. Больший нажим на гибкость программ обучения (например, дистанционное обучение, оферта обучения, разделенная на модули, альтернативные пути доступа к образованию взрослых, а также подтверждение результатов обучения внеформального и неформального), решение проблемы финансовой доступности обучения - это круг вопросов, требующих большей заинтересованности у создателей образовательной политики [2, с. 3].

Ряд барьеров, препятствующих взрослым в обучении в течение всей жизни, заслуживает внимания. О степени политического признания просвещения взрослых в отдельных странах свидетельствует организационный уровень политики по отношению к нему, который, в частности, выражается в создании контролирующих его политических учреждений, задачей которых является опека над этим просвещением и ведение законодательной деятельности, благоприятной для этих учреждений. Проявлением заботы политических и административных учреждений данной страны об образовании взрослых является уровень правовых регулирований, касающихся его. Эти правовые регулирования - это соответствующие документы, начиная с конституции, различных правительственных решений и законодательных актов и заканчивая среднесрочными планами развития образования. Высокие показатели правовых регулировок в сфере образования взрослых можно считать выражением уровня профессионализации и формализации (институционализации) образования взрослых. Кроме того, значение имеет также совершенствование обучения и обучающих профессиональных курсов, а также забота об их качестве.

В последние годы во многих странах, в которых успешно развивается образование взрослых, заметную эволюцию проходит разумное и эффективное управление им. В этой области наблюдается децентрализация управления и контроля над этим образованием. Благодаря этой эволюции образование взрослых лучше функционирует в конкретных реалиях (контекстах) - общественных, политических, экономических и культурных. Из этих контекстов оно получает - по крайней мере частично - свою динамичность и тенденцию к демократизации. С децентрализацией связана надежда на содействие в планировании и организации образовательной деятельности со стороны местной общественности, коллективов (самоуправления, социальных сообществ, предприятий, профсоюзов, приходов) и индивидуальных (местные лидеры). Современное стимулирование обучения взрослых - это также противодействие барьерам (институциональным, ситуационным, возможностным) обучения. Оно состоит в ограничении оплат (из кармана, учащегося) за участие в учебе и организации разных форм помощи и содействия, учащимся в период учебы. К этому содействию относится укрепление системы мотивации, учащихся к продолжению учебы. Элементом этой стратегии является создание образовательных программ для специальных групп (безработных, людей с ограниченными возможностями, мигрантов и беженцев, заключенных, этнических меньшинств) адаптированных к их образовательным нуждам, возможностям и условиям обучения. Авторы современных андрагогических работ в странах Евросоюза говорят также о более психологических стратегиях сокращения барьеров и трудностей в доступе к образованию взрослых [1, с. 16-17]. Одной из них является ясное представление учащимся - настоящим и потенциальным - пользы, вытекающей из такого образования в качестве улучшение условий жизни и работы.

Несмотря на представленные в статье разные трудности, с которыми сталкиваются взрослые, квалификации и образование которых нуждаются в повышении, все больше людей принимает участие во внеформальном и неформальном обучении. Неизменным остается только, как показывают исследования, показатель участия в формальном обучении, который в 2006 году составлял 5,5 %, a в 2011 году - 5,4 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Aleksander T., Globalne i europejskie problemy wspólczesnej edukacji doroslych, „Edukacja Ustawiczna Doroslych" 2015, nr 1(88), s. 9-18.

2. Edukacja i szkolenia doroslych w Europie: latwiejszy dostçp do mozliwosci uczenia siç. Raport Eurydice. EACEA 2015.

3. Ksztalcenie doroslych 2011. Glówny Urz^d Statystyczny, Warszawa 2013.

4. Monitor ksztalcenia i szkolenia 2016. Polska, Komisja Europejska 2016.

5. Roszko-Wójtowicz E., Ksztalcenie ustawiczne - istota zagadnienia i pomiar w ujçciu europejskim, „e-mentor" 2015, nr 5(62), s. 65-76, http://dx.doi.org/10.15219/em62.1214.

[28. 03. 2017]

6. Stochmialek J., Studia i badania nad teori^ uczenia siç doroslych, „Edukacja Ustawiczna Doroslych" 2012, nr 4(79), s. 7-15.

7. Striker M., Wojtaszczyk K., Potrzeba uczestnictwa uczelni wyzszej w kreowaniu umiejçtnosci samoksztalcenia, „e-mentor" 2014, nr 3 (55), s. 53-60, DOI: 10.15219/em55.1109. [30. 03. 2017]

8. System edukacji w Polsce w skrócie 2015, Polskie Biuro Euridice, grudzien 2015.

Любанец Ирина Ивановна

старший преподаватель Копытич Ирина Геогриевна

старший преподаватель УВО «Барановичский государственный университет »

(г. Барановичи, Беларусь)

УДК 004.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ

ЯЗЫКАМ

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN

LANGUAGES

В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: учебная лингвистическая самостоятельность, информационно-коммуникационные технологии, электронный учебник, автоматизированное учебное программное обеспечение.

The article deals with the peculiarities of the use of information and communication technologies in the process of teaching foreign languages in the institutions of higher education.

Key words: educational linguistic independence, information and communication technologies, electronic textbook, automated educational software.

В последние годы в области образования все большее значение приобретает подготовка специалистов, способных адаптироваться не только к новым тенденциям в мировом развитии, но и к стремительному росту информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Хорошее владение иностранным языком играет важную роль в этом процессе в связи с тем, что в условиях глобализации и интеграции, язык становится наиболее важным инструментом, обеспечивающим успешную адаптацию молодых специалистов в обществе и спрос на них на рынке труда.

Качество обучения иностранным языкам зависит от множества факторов:

- квалификации преподавателей;

- качества учебно-методических материалов;

- материально-технической базы и т. д.

Иноязычная подготовка обучающихся в учреждениях высшего образования призвана развивать и ускорять технический прогресс в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.