Научная статья на тему 'Роль последипломного образования в реализации непрерывного образования в Польше'

Роль последипломного образования в реализации непрерывного образования в Польше Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль последипломного образования в реализации непрерывного образования в Польше»

РОЛЬ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ

Е. Куля М. Пэнковска

Идея образования в течение всей жизни (Lifelong Learning), перманентного образования, непрерывного образования становится ключевым вопросом в формирования информационного общества. Текущее совершенствование компетенций, а также их актуализация являются необходимым условием для того, чтобы успевать за темпом постоянно происходящих изменений, понять окружающий мир и не потеряться в изменяющейся действительности.

Юзеф Пултужицкий, пытаясь определить основную задачу непрерывного образования, констатировал, что «сущность непрерывного образования наиболее полно выражает в наше время точка зрения, гласящая, что оно охватывает всю жизнь человека и служит его развитию. Это является также основным принципом, определяющим направление современных реформ образования, касающихся общей, профессиональной и высшей школы, а также повышения квалификации работающих и образования взрослых, параллельного образования и воспитания в семье и в обществе. Главной задачей непрерывного образования является при таком подходе воспитание человека нового типа, характеризующегося творческим и динамичным отношением к жизни и культуре; человека, способного к самосовершенствованию, изменению условий жизни и улучшения их для блага общества»1. Следовательно, человек, если он не хочет допустить дезактуализацию приобретенных знаний, должен непрерывно в течение всей жизни учиться. Изменения, вызванные формированием общества знания, касаются не только образования, но и всех других сфер функционирования личности, в том числе и труда. Одной из форм обучения, предлагаемых вузами, являются последипломные программы, представляющие собой очередную ступень образования после окончания программы высшего образования. К ним проявляется большой интерес как к такой форме образования, которая быстро реагирует на изменяющиеся потребности рынка труда. Тем самым важным элементом идеи непрерывного образования оказывается обучение на академическом уровне.

Однако вузы часто не в состоянии полностью подготовить своих выпускников к профессиональной деятельности по выбранным специальностям или в рамках лиценциатских (бакалаврских) и магистерских программ. Чаще всего причиной является невостребованность в этих специалистах на рынке труда. Этот пробел зачастую восполняют последипломные программы, позволяющие расширить и восполнить академическое образование или приобрести совершенно новую квалификацию. Существует также потребность в дальнейшем расширении имеющихся знаний и умений, связанных с профессиональной или научной специализацией, которые предполагают обладание более тщательной и более специализированной подготовкой. Все чаще люди оказываются перед необходимостью изменения профессии как по личным

1 Potturzycki J. Zrodta i tendencje rozwojowe edukacji ustawicznej. // e-mentor, 2004, nr 5 (7),

s. 1.

32

причинам, так и в силу причин, обусловленных ситуацией на рынке труда. Так что последипломное образование в образовательном процессе может играть роль программ специализации, актуализирующих знания1. Вузы, в свою очередь, через последипломные программы реализуют следующие функции непрерывного образования: (1) компенсационную - восполнение образования (она имеет место, когда уровень знаний, имеющихся у студента, недостаточен для правильного выполнения профессиональных задач); (2) реновационную - обновление квалификации (она связана с актуализацией умений и знаний в связи с технологическим и техническим прогрессом или с изменением оснащения рабочего места); (3) реконструкционную - пробуждение творческой активности студентов таким образом, чтобы результатом было, например, усовершенствование собственного рабочего места и организации труда2.

Участие в последипломных программах может мотивироваться также личными интересами, необязательно связанными с профессиональной деятельностью, поскольку перед участниками программ переобучения стоят более широкие цели и задачи: (а) целью последипломных программ является не только передача некоторой суммы знаний, но также развитие способности к творческой работе, применение научных методов в профессиональной деятельности; (б) эти программы призваны служить передаче знаний и одновременно быть формой поддержки для самообразования; (в) они должны помогать обучающимся понять специалистов в других областях знаний, чтобы упрощать диалог и устанавливать сотрудничество; (г) целью последипломных программ может быть пробуждение духа новаторства, готовности идти на риск, связанный с инновациями и поисками новых решений проблем, но также и передача апробированных техник и умений; (д) негуманитарные последипломные программы должны также расширять «социальные» знания и знания о человеке3.

В Польше вопросы, касающиеся образования на курсах последипломного образования, регулирует Закон «Право о высшем образовании», который определяет его как форму образования, на которую принимаются кандидаты, имеющие квалификацию как минимум первого уровня, полученную в вузе, научном институте Польской академии наук, научноисследовательском институте или Медицинском центре последипломного образования, заканчивающуюся получением последипломной квалификации. Вуз может реализовывать программы последипломного образования, если оно связано хотя бы с одним направлением образования, которое в нем реализуется. В то же время в случае, если программа последипломного образования выходит за рамки, охарактеризованные выше, для реализации такой программы требуется согласие министра. Последипломные программы, согласно упомянутому закону, имеют продолжительность не менее двух семестров. Образовательная программа должна давать возможность слушателю получить не менее 60 баллов ECTS, причем вуз обязан определить результа-

1 Potturzycki J. Akademicka edukacja dorostych. Warszawa, 1994. S. 143-144.

2 Zdaniewicz M. Studia podyplomowe jako element ksztatcenia ustawicznego // Szkolnictwo wyzsze w systemie ksztatcenia ustawicznego / Pod red. Z. Wotk. - Zielona Gora, 2009. S. 100-101.

3 Potturzycki J. Akademicka.... S. 145.

33

ты обучения и способы их верификации и документирования*. Окончание программы подтверждается соответствующим дипломом, сертификатом или свидетельством.

В связи с вышеизложенным последипломные программы представляются очень привлекательной формой образования. Учеба такого типа представляется интересной, поскольку дает возможность овладение знаниями за относительно короткое время, если сравнивать с программами высшего образования I и II ступени. Дополнительно к этому они отвечают на потребности рынка труда в части повышения квалификации, усовершенствования и даже переквалификации, поскольку окончание последипломных программ сопровождается получением новой профессиональной квалификации. Этот тип образования отвечает также потребности в мобильности, поскольку польские последипломные программы в большинстве своем соответствуют европейским рамкам квалификации, а следовательно, признаются в других странах. Стоит добавить, что европейские рамки квалификации являются инструментом, призванным служить распространению идеи «образование через всю жизнь» на всех уровнях образования, в сфере всего спектра квалификаций -от начальной школы до уровня академического вуза. Они должны вносить свой вклад в модернизацию систем образования и профессиональной подготовки, в привязку образования и профессиональной подготовки с трудоустройством, а также в выстраивание мостов между обучением формальным, внеформальным и неформальным и тем самым вести к валидации результатов обучения через практический опыт1 2.

Таблица 1

Слушатели последипломных программ, организованных вузами, научно-исследовательскими институтами и другими образовательными структурами в 2008/2009 гг.

Название учреждения Слушатели Выданные свидетельства

Всего В том числе женщины, % Всего В том числе женщины, %

Вузы 144 093 67,6 106108 70,5

Учреждения Польской академии наук (ПАН) 949 77,1 530 75,5

Научно-исследовательские институты (кроме институтов ПАН) 128 31,3 484 86,2

Национальная школа публичной администрации 157 33,8 54 42,6

Медицинский центр последипломного образования 23 111 59,4 17 735 57,8

Всего 168 438 66,5 124 911 68,8

Источник: Organizacja systemu edukacji w Polsce 2009/2010, Komisja Europejska, Dyrekcja Generalna ds. Edukacji i Kultury, Eurydice. S. 195. URL: http://biblioteka-krk.ibe.edu. pl/opac_css/doc_num.php?explnum_id=168 [12.03.2014]

1 Ustawa z 18 marca 2011 r. o zmianie ustawy - Prawo o szkolnictwie wyzszym, ustawy o stopniach naukowych i tytule naukowym oraz o stopniach i tytule w zakresie sztuki oraz o zmianie niektorych innych ustaw // Dziennik Ustaw, Nr 84, poz. 455 z pozn. zm..

2 Zalecenie Parlamentu Europejskiego i Rady z dnia 23 kwietnia 2008 r. w sprawie ustanowienia europejskich ram kwalifikacji dla uczenia si§ przez cate zycie. //Dziennik Urz^dowy Unii Europejskiej, 2008, C 111/01,6.05.2008.

34

Таблица 2

Слушатели последипломных программ, организованных вузами, научно-исследовательскими институтами и другими образовательными структурами в 2012/2013 гг.

Название учреждения Слушатели Выданные свидетельства

Всего В том числе женщины Всего В том числе женщины

Вузы 144 041 105198 119 587 85 165

Учреждения Польской академии наук (ПАН) 755 503 582 376

Научно-исследовательские институты (кроме институтов ПАН) 328 139 196 83

Национальная школа публичной администрации 33 13 69 20

Медицинский центр последипломного образования 27 432 15 888 25 707 13 581

Всего 172 589 121 741 146 141 99 225

Источник: Szkoly wyzsze i ich finanse w 2012 roku. / Gtowny Urzqd Statystyczny. Warszawa, 2013. S. 156.

Из представленных выше данных следует, что систематически возрастает число лиц, участвующих в последипломных программах. Это связано, в частности, с изменением образовательной структуры населения Польши в течение последних двух десятилетий. О динамике этого явления свидетельствует тот факт, что за период между 1995 и 2009 гг. доля лиц с высшим образованием в возрастной группе 25-64 года возросла с 9,7 % до 21,2 %. Представляется, что приведенные в таблицах цифры свидетельствуют о сравнительно высоком спросе на эту форму образования: на последипломных программах совершенствуют образование около 35 % среднего числа выпускников вузов (в 2011/2012 году вузы окончили в Польше 485 246 человек).

Следует подчеркнуть, что последипломное образование согласуется с идеей образования через всю жизнь. В этой системе возможно поступление на направления образования, даже не связанные с ранее полученным образованием. Таким образом, эта форма соответствует требованиям доступности, гибкости и открытости образования. Возможно также неоднократное обучение на последипломных программах, что свидетельствует о соответствии данной формы требованию непрерывного образования, провозглашающему необходимость всестороннего развития и активности личности. Кроме того, нет возрастного барьера, который делал бы невозможным обучение в такой форме, а следовательно, реализуется принцип образования через всю жизнь независимо от возраста. Единственным ограничением при поступлении на последипломные программы является предварительная подготовка, поскольку требуется наличие высшего образования на уровне хотя бы лицен-циатуры (бакалавриата).

35

Список литературы

1. Potturzycki J. Zrodta i tendencje rozwojowe edukacji ustawicznej // e-mentor, 2004, nr 5 (7). S. 1.

2. Potturzycki J. Akademicka edukacja dorostych. Warszawa, 1994. - S. 143-144.

3. Organizacja systemu edukacji w Polsce 2009/2010, Komisja Europejska, Dyrekcja Generalna ds. Edukacji i Kultury, Eurydice, s. 195. http://biblioteka-krk.ibe.edu.pl/opac_css/doc_num.php?explnum_id=168 [12.03.2014]

4. Szkoty wyzsze i ich finanse w 2012 roku / Gtowny Urz^d Statystyczny. - Warszawa, 2013. -

5. 156.

5. Ustawa z 18 marca 2011 r. o zmianie ustawy - Prawo o szkolnictwie wyzszym, ustawy o stopniach naukowych i tytule naukowym oraz o stopniach i tytule w zakresie sztuki oraz o zmianie niektorych innych ustaw // Dziennik Ustaw, nr 84, poz. 455 z pozn. zm.

6. Zalecenie Parlamentu Europejskiego i Rady z dnia 23 kwietnia 2008 r. w sprawie ustanowienia europejskich ram kwalifikacji dla uczenia si§ przez cate zycie. // Dziennik Ur-z^dowy Unii Europejskiej, 2008, C 111/01,6.05.2008.

7. Zdaniewicz M. Studia podyplomowe jako element ksztatcenia ustawicznego. // Szkolnictwo wyzsze w systemie ksztatcenia ustawicznego / Pod red. Z. Wotk. - Zielona Gora, 2009. S. 100101.

Перевод с польского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.