ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №5, 38-45
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬШЕ EDUCATION SYSTEM IN MODERN POLAND
Тереза Мареш
Адъюнкт кафедры дидактики истории и европейского образования
Института истории и международных отношений Университета Казимира Великого,
г. Быдгощ, Польша
E-mail: teresamaresz@neostrada.pl
Teresa Maresz
Adjunct of the chair of history didactics and European education of the Institute of history and international relations.
Kazimir the Great University. City of Bygdosh, Poland
Аннотация. В статье представлена структура системы образования в современной Польше. Обсуждаются основания реформы системы образования, начатой в 1999 году и продолженной в 2009 году. Охарактеризованы отдельные этапы обучения: этапы I и II - в пределах начальной школы, этап III - в гимназии и этап IV - во внегимназической школе (лицей и техникум). Подчеркивается, что в ходе реформы приведены к единому концептуальному основанию экзамены после II (экзамен компетенции), III (гимназический экзамен) и IV (так называемый «Новый Выпускной экзамен») этапов обучения.
Annotation. The article presents the structure of education in contemporary Poland. It the foundation of reform of educational system was has talked over was begun in 1999 year and revised in 2009 year. The article characterized the various period of education: two stages (I and II) in frames of basic school, III at high school as well as IV at school over secondary-school (high school and the technical school). It moreover it was brought closer was in general outline of foundation three examinations finishing after II the pupils’ education (the examination of competence), III (the secondary-school examination) and IV (matriculation examination, the so-called «New Secondary-school final exam») period education.
Ключевые слова: система образования, этапы обучения, дошкольное образование, начальная школа, гимназия, внегимназическая школа, проверка компетентности, экзамен на аттестат зрелости, программа «Новая Матура».
Keywords: system of education, stages of education, pre-school education, the basic school, high school, over secondary-school, checking the competence, examination of maturity, «New Secondary-school final exam».
С 1 сентября 1999 года в Польше принята новая система народного образования, именуемая новой школьной системой. Одной из причин реформы системы образования была перспектива интеграции Польши с Евросоюзом. В данной связи была совершена попытка приспособления польской системы образования к европейским нормам.
К концу учебного 1998/1999 года обязательной была следующая структура системы образования1:
- детский сад,
- 8-летняя начальная школа (обязательная),
- так называемые «посленачальные» школы:
- 3-летняя базовая профессиональная школа,
1 Ustawa z dnia 15 lipca 1961 r. o rozwoju systemu oswiaty i wychowania (Dz. U. 1961, nr 32, poz. 160).
- 4-летний общеобразовательный лицей (средняя общеобразовательная школа),
- средние профессиональные школы:
- 4-летние технические и профессиональные лицеи,
- 5-летний профессиональный техникум, лицей и равносильные школы,
- 2-2, 5-летние так называемые «послелицейские» и «послематуральные» школы.
Проведение реформы, которая началась в 1999 г., было рассчитано на несколько лет. Изменения
произошли как в структуре польской системы образования, программах обучения, так и в доведении учебных заведений до европейских стандартов. Следствием совершенных изменений должно было стать увеличение числа молодых людей со средним и высшим образованием. Подразумевалось, что выпускники польских школ получат широкопрофильною подготовку, в которой особое внимание будет обращено на информатику, иностранный язык, подготовку к самообразованию, самоустройству на работу, умению вести себя на рынке труда.
Перед реформой были поставлены следующие цели2:
- подъём уровня образования общества путём распространения среднего и высшего образования: среднее образование, удостоверенное выпускным экзаменом (матурой), в ближайшие годы должны получить около 80% молодых поляков, остальные же 20% молодёжи должны окончить базовые профессиональные школы;
- выравнивание шансов на получение образования;
- улучшение качества образования, понимаемого как «интегральный процесс образования и воспитания».
Реализации этих целей должно служить:
- продление совместного образования до 16 лет и смещение на год момента принятия учеником решения о выборе дальнейшего пути образования;
- реструктуризация школьной системы, в которой отдельные этапы обучения будут охватывать группы детей или молодёжи на той же самой стадии психического и физического развития, что даст возможность приспособить работу школы к специфике потребностей данной возрастной группы;
- перестройка профессионального образования, его опора на широкопрофильном, интегрально соединенном с общим образованием, обучением в профильном лицее, техникуме, а также в двухгодичных базовых технических школах, дающих квалификации по специальностям широкого профиля. В будущем это должно позволить относительно быстрое присвоение специальных профессиональных квалификаций, а также облегчить процесс переобучения в соответствии с потребностями рынка труда;
- установление двухгодичного дополнительного лицея для выпускников базовых технических школ, создающего возможность дальнейшего обучения тем ученикам, которые по окончании гимназии выбрали профессиональное обучение;
- введение системы проверок и экзаменов, которые создадут возможность увеличения пропускной способности школьной системы, эквивалентность школьных свидетельств, а также придание экзаменам диагностической функции и функции профориентации. Экзамены должны подводить итоги каждого цикла обучения и, тем самим, оказывать влияние на улучшение качества обучения.
Реформа системы образования внесла изменения практически во все сферы её функционирования - начиная с основ финансирования публичного образования, через создание новых типов школ и новой организации занятий, вплоть до принципов приёма на работу и оплаты труда учителей (см. Схема 1).
Реформа была проведена параллельно в следующих направлениях3:
1. Структурная реформа - изменение школьной системы.
2. Реформа программ, связанная со сменой форм и методов работы учителя с учеником.
2 Reforma systemu edukacji. Koncepcja wstgpna. MEN, Warszawa, styczen 1998.
3 Raport cz^stkowy w ramach projektu «Drugi rok monitorowania reformy systemu oswiaty» przygotowany na zlecenie Minister-stwa Edukacji Narodowej i Sportu, Warszawa, grudzien 2001.
Схема 1
3. Реформа системы оценки.
4. Реформа в сфере управления и надзора системы образования, вытекающая из административной реформы.
5. Реформа системы продвижения по службе и заработной платы учителей, а также изменение роли учителя в процессе обучения.
6. Реформа в сфере финансирования образования.
Реформа образования изменила школьную систему. Процесс реформирования школьной системы был разделен на несколько этапов. С 1 сентября 1999 года - в соответствии с законом от 8 января 1999 года4, содержащим правила введения реформы системы образования, - началось внедрение реформированной системы обязательного образования, в состав которого входят следующие школы:
- 6-летняя начальная школа,
- 3-летняя гимназия.
1 сентября 2002 г. - в соответствии с законом от 21 ноября 2001 г. об изменении закона «Карта Учителя»5, закона о системе образования, а также закона «Правила, устанавливающие реформу школьной системы» - были основаны следующие типы так называемых «послегимназийных»6 (таких, в которые могут поступить выпускники гимназии) школ:
- 2-3-летние базовые профессиональные школы,
- 3-летние общеобразовательные лицеи,
4 Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 15 lutego 1999 r. w sprawie podstawy programowej ksztalcenia ogolnego (Dz. U. 1999, nr 14, poz. 129).
5 Ustawa z dnia 21 listopada 2001 r. o zmianie ustawy - Karta Nauczyciela, ustawy o systemie oswiaty oraz ustawy - Przepisy wprowadzaj^ce reform^ ustroju szkolnego. (Dz. U. 2001, nr 144, poz. 1615)
6 Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej i Sportu z dnia 26 lutego 2002 r. w sprawie podstawy programowej wychowania przedszkolnego oraz ksztalcenia ogolnego w poszczegolnych typach szkol (Dz. U. 2002, nr 51, poz. 458 z pozn. zm.).
- 3-летние профильные лицеи,
- 4-летние техникумы.
В соответствии с действующим законом о системе образования все начальные школы, гимназии и «послегимназийные» школы могут быть как публичными, так и непубличными7. Непубличные школы создаются юридическими или частными лицами, и этими школами управляют юридические или частные лица; публичные школы - единицы государственной администрации и территориального самоуправления. В соответствии с определением, содержащимся в законе, публичная школа -это такое учреждение, которое обеспечивает:
- бесплатное обучение в пределах рамочных планов обучения;
- проводит набор учеников в соответствии с принципом всеобщей доступности;
- принимает на работу учителей, обладающих квалификациями, которые определены в отдельных распоряжениях;
реализует:
- программы обучения, учитывающие программную основу общего образования, а в случае профессиональных училищ учитывает также стандарты профессионального образования по данной профессии или профессиональному профилю,
- рамочный план обучения;
- реализует установленные министром национального образования критерии оценки, классификации и продвижения учеников, а также проведения контрольных работ и экзаменов;
- предоставляет возможность получения государственных свидетельств или дипломов.
Непубличная школа может получить вышеназванные права публичной школы, если:
- реализует программы обучения, учитывающие вышеназванные программные основы;
- применяет вышеназванные критерии оценки, классификации и продвижения учеников, а также проведения контрольных работ и экзаменов, за исключением вступительных экзаменов;
- ведёт документацию процесса обучения, установленную для публичных школ;
- в профессиональной школе ведётся обучение профессиям, которые определены в списке профессий для профессионального образования, либо иным специальностям при согласии министра национального образования;
- принимает на работу учителей обязательных предметов, квалификации которых отвечают требованиям, определённым для учителей школ публичных.
В результате проведения реформы системы образования произошли значительные изменения.
1. В позиции педагога: в существующей до сих пор школе учитель был только исполнителем, реализующим детально разработанную программу, которая была для него обязательной и не подлежала его оценке.
2. В отношениях между учителем и учеником: субъектом дидактического процесса был учитель, а предметом его действий ученик. При таком понимании школа была местом, где ребёнок считался «tabula rasa» и подчинялся дидактической «обработке» со стороны педагогов.
Школа стремилась к тому, чтобы получить выпускника, как можно больше приближённого к образцу, не обращая внимания на индивидуальность молодого человека. Принципом старой системы образования было усвоение учениками общих знаний о мире и культуре.
Однако цивилизационный прогресс вызвал огромное расширение объёма знаний, а очередные попытки актуализации программ обучения привели к тому, что они стали изложением основных достижений науки и культуры. Это привело к ситуации, в которой ученики не были в состоянии абсорбировать всё большие порции энциклопедических знаний, а сам процесс обучения становился всё более мелким.
Изменения программ в соответствии с новой системой образования были направлены на отход от устарелой дидактики, в частности на:
7Ustawie z dnia 7 wrzesnia 1991 r. o systemie oswiaty (Dz. U. 2004, nr 256, poz. 2572, z pozn. zm.); Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 9 lutego 2007 r. zmieniaj^ce rozporz^dzenie w sprawie ramowych statutow publicznego przedszkola oraz pub-licznych szkol (Dz. U. 2007, nr 35, poz. 222).
- уменьшение роли методов присвоения знаний учащимися в пользу методов, активизирующих ученика в процессе обучения и воспитания,
- ограничение коллективных форм в пользу форм дифференцированного индивидуального обучения,
- использование интересных дидактических средств, предоставляющих возможность непосредственного познания и преодоление вербализма в обучении.
В новых типах школ организация занятий заметно отличается от организации занятий, применяемой до сих пор. Основой реформы является отход от перегруженных программ обучения, где отдельные предметы соответствуют академическим дисциплинам, в пользу таких занятий, благодаря которым можно будет заметить индивидуальность ребёнка, усилить акцент на развитие его личности, способностей и возможностей.
Наиболее сложным и важным элементом реформы было создание новых типов школ. Структурная реформа предусматривает более чёткое разделение на этапы обучения. Новая школьная система охватывает этапы обучения с детского сада по докторантуру. Шестилетняя начальная школа объединяет учеников I и II этапа обучения и подготавливает их к всеобщей трёхлетней гимназии (III этап). Обучение на среднем уровне (IV этап) должен продолжать сознательный, хорошо подготовленный и правильно направленный выпускник гимназии. Таким образом, обеспечивается непрерывность системы обучения, (выпускник каждого этапа образования может продолжать обучение на высших уровнях).
Однако реформа пока обошла стороной проблему дошкольного образования. Не предпринято никаких попыток формального нормирования положения шестилетних детей. Обучение в детских садах является необязательным. Необязательный детский сад предназначен для детей в возрасте 3-6 лет, но почти все дети в возрасте 6 лет посещают детский сад или специальные отделения, организованные в начальных школах. Необязательно также участие в занятиях так называемого «нулевого класса» - специального подготовительного класса для детей 6-летнего возраста.
Очередная реформа просветительной системы вводит изменения в сфере начала школьного воз-раста8. С 1 сентября 2011 года ребята в возрасте 5 лет обязаны завершить дошкольную подготовку (в 2009-2011 гг. вопрос о более раннем вступлении ребёнка в школу решали родители и директор школы). Снижение школьного возроста предусматривает, что 6-летние ребята обязательно пойдут в школу 1 сентября 2012 года и начнут учебу в первом классе начальной школы.
Обязательное обучение семилетки начинают в первом классе новой шестилетней начальной школы. Начальная школа предназначена для детей в возрасте 7-13 лет. Она концентрируется на передаче ребёнку основных умений и на его воспитании в тесном сотрудничестве с родителями. Ввиду своих задач, начальная школа должна находиться как можно ближе от места жительства ребёнка.
На первом этапе обучения (ЫП классы) произведён отказ от традиционного деления на уроки, перемены и предметы, оставляя организацию занятий учителю. Во время первых трёх лет обучения в начальной школе ученики посещают «общие занятия», продолжительностью 15 часов в неделю в первом классе, а также 16 и 17 часов во втором и третьем классах. Целью этих занятий, кроме усвоения основных умений чтения, писания и счёта, является развитие умения пользоваться разными несложными инструментами, выработка навыков общественного поведения и основ нравственности.
Форма организации занятий зависит от учителя. Не существует деления на уроки - учитель самостоятельно решает вопрос о продолжительности отдельных фрагментов занятий и перемен, приспособляя их продолжительность к активности и возможностям детей. Также учитель определяет способ сочетания умственной и физической активности во время урока (известной раньше под названием «физкультурные минутки между уроками») в размере трёх часов еженедельно.
8 Ustawa г ёша 19 тагса 2009 г. о гтіапіе ustawy о systemie oswiaty огаг гтіапіе піекІогусЬ іппусИ ustaw (Бг. и. 2009, пг 56, рог. 458).
Реализуя программу обучения, учитель приспосабливает продолжительность занятий, содержание программ, а также способ проведения занятий к возможностям и интересам учеников. Существенным изменением, касающимся не только учеников и учителей, но также родителей, является ликвидация балльной (цифровой) системы оценки и её замена описательной оценкой, которую выставляют ученику в середине и в конце учебного года. Учитель первого класса не ставит никаких цифровых оценок, а ведёт наблюдение продвижения и развития ребёнка. Нет дидактических неудач или явления второгодничества в соответствии с установкой, что каждый ребёнок развивается по мере своих возможностей и в соответствующем для себя темпе. Не употребляется определений: ученик очень хороший, плохой, удовлетворительный, и т. д. На данном этапе обучения это не критические замечания, а указания по работе; соответствующая мотивация и доброжелательное отношение учителя являются гарантией успеха.
На втором этапе обучения в начальной школе (Ш^ классы) совершен отказ от деления на традиционные предметы, введен так называемый «блочный способ обучения». Ученики Г^1 классов знакомятся с отдельными предметами во время занятий, имеющих характер предметных блоков, которые охватывают от двух до четырёх традиционных академических дисциплин.
Предметы объединены в четыре предметных блока: культура и польский язык, математика, природа, история и общество - еженедельно по шесть часов, а также искусство и техника - по два часа, иностранный язык и физкультура - по три часа. Способ изучения религии или этики похож на изучение этих предметов в ЫН классах (добровольный выбор учащихся в посещении уроков религии или этики - еженедельно два часа).
В систему «блочного обучения» вплетены так называемые воспитательные программы (патриотическое и гражданское воспитание, информационная культура). В старших классах начальной школы ученики совершенствуют умения, приобретённые на предыдущем этапе обучения, а также развивают свои познавательные интересы. Новой целью является достижение самостоятельности, чёткости и эффективности в решении проблем, а также усвоение социально позитивного поведения и умения сознательного принятия решений.
В возрасте тринадцати лет ученики оканчивают начальную школу и сдают первый в жизни серьёзный экзамен - проверку компетентности9. Этот экзамен не имеет селекционного характера, а его главной целью является предоставление информации всем участникам процесса обучения (ученику, его родителям и учителям) о достигнутом выпускником уровне знаний и умений. Результаты не определяют, кто сдал, а кто не сдал экзамен, они представлены в виде количества баллов, которые набрал сдающий. Независимо от результата экзамена все ученики продолжают обучение в гимназии.
Все выпускники начальной школы продолжают обучение в 3-летней гимназии - обязательной средней школе первой степени. Гимназия является обязательной, непрофильной общеобразовательной школой, предназначенной для младшей молодёжи в возрасте 13-16 лет. В гимназии преподают традиционные предметы - польский язык, математику, историю, физику с астрономией и химию. Новацией является введение занятий по информатике (еженедельно два часа). Уроки музыки, изобразительного искусства, техники, а также информатики организованы в группах с разным уровнем знаний. Занятия по отдельным предметам переплетаются с воспитательным содержанием. Расширен объем материала по темам, касающимся экологии, философии и гражданской обороны. На этом уровне обучения эти предметы названы «межпредметными связями».
Реформа ещё хорошо не окрепла, а с 1 сентября 2009 года началась следующая реформа - она касается новой Программной основы общего образования10. В результате - ликвидированы изолированные «образовательные связи» и они присоединены к описаниям базовых предметов, например:
9 Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej i Sportu z dnia 10 kwietnia 2003 r. zmieniaj^ce rozporz^dzenie w sprawie stan-dardow wymagan b^d^cych podstawy przeprowadzania sprawdzianow i egzaminow (Dz. U. 2003, nr 90, poz. 846); Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 28 sierpnia 2007 r. zmieniaj^cym rozporz^dzenie w sprawie standardow wymagan b^d^cych podstawy przeprowadzania sprawdzianow i egzaminow (Dz. U. nr 157, poz. 1102).
10 Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 23 grudnia 2008 r. w sprawie podstawy programowej wychowania przed-szkolnego oraz ksztalcenia ogolnego w poszczegolnych typach szkol (Dz. U. 2009б nr 4, poz. 17).
присоединение «образовательной связи» культурное наследство региона к базовому предмету история, а пропаганды здорового образа жизни к базовому предмету биология.
Обучение в гимназии, заканчивается очередным экзаменом - профориентационной проверкой -его результат обусловливает направление дальнейшего образования выпускника. Целью экзамена является определение уровня знаний и умений учеников, а также их способностей. В данном случае результаты экзамена также представлены в виде количества баллов без определения, сдан экзамен или нет. На этом этапе 16-летний молодой человек, на основании вывода, сделанного на основе прой-дённого экзамена о его способностях, делает первый выбор направления дальнейшего обучения.
По окончании гимназии учащиеся могут продолжать обучение в:
- 3-летних общеобразовательных лицеях,
- 3-летних профильных лицеях11,
- 4-летних профессиональных техникумах,
- 2-3-летних базовых профессиональных школах. Выпускники профессиональных базовых школ могут приступить к экзамену на аттестат зрелости (матура) при условии окончания 2-летнего дополнительного общеобразовательного лицея или 3-летнего дополнительного техникума.
3-летний лицей, оканчивающийся экзаменом на аттестат зрелости, 4-летний техникум, также оканчивающийся экзаменом на аттестат зрелости, или 2-летняя профессиональная широкопрофильная школа являются последним этапом школьного образования.
В трёхлетнем профильном лице ученики посещают три вида занятий. Во-первых, занятия, соответствующие данному профилю, - это уроки, организованные на высоко продвинутом уровне, обязательные для тех, кто выберет данный профиль.
Во-вторых, интегрированные занятия (культура и искусство, человек и окружающая среда, человек и современный мир), дополняющие программы отдельных профилей.
В-третьих, все посещают общеобразовательные занятия - польский язык, математика, иностранный язык, физкультура, гражданская оборона и религия или этика (всего на общеобразовательные занятия отводится еженедельно около 16-18 часов).
Общеобразовательный лицей производит обучение по предметам в соответствии с академической классификацией. Ученик имеет возможность выбора класса с основным или расширенным уровнем обучения данного предмета. Во всех лицеях обязательно определённое количество часов изучения предметов на расширенном уровне, по которым все непременно держат выпускной экзамен.
Остальная часть программы обучения - это разные предметы в академической классификации. Посещая все эти предметы в момент окончания так называемой «послегимназиальной» школы, выпускник выбирает те предметы, по которым будет сдавать выпускной экзамен. По сравнению с гимназией, расширено число междпредметных связей. Дополнительное содержание обучения касается вопросов, связанных с медиальным, читательским и информационным обучением, а также общетехническим обучением.
В техникуме, так же как до сих пор, ученики, наряду с общеобразовательными предметами, принимают участие в занятиях по профильным предметам, которые дадут им в будущем определённую профессию.
Двухгодичная широкопрофильная базовая профессиональная школа подготавливает к профессии таким образом, чтобы её выпускник смог переквалифицироваться и приспособиться к изменяющимся требованиям рынка труда, путём специального обучения в семестровой форме. На случай появления желания о пополнении среднего образования для выпускников этого типа школ должна быть создана возможность окончания двухгодичного дополнительного лицея, который оканчивается экзаменом на аттестат зрелости.
По окончании обучения в лицее необходимо сдать очередной государственный экзамен - экзамен на аттестат зрелости (матура). Государственный экзамен на аттестат зрелости в соответствии с
11 В 2012 г. профильные лицеи будут ликвидированы.
программой «Новая Матура» (Новый Экзамен на аттестат зрелости) впервые во всей Польше был проведен в апреле-мае 2005 года. Внутренний экзамен (устный) проводится в школе и охватывает: польский язык и современный иностранный язык. Внешний экзамен на основном или расширенном уровне подготавливает и принимает Центральная и Региональные Экзаменационные Комиссии: по польскому языку, иностранному языку, а также по выбранному предмету. С 2009 / 2010 уч. г. также математика.
Новая система оценки - путём системы государственных экзаменов - создает возможность справедливой оценки знаний и умений ученика. Обращение внимания на умения является существенным элементом оценки в ходе экзаменов. Создание единых критериев оценки создаст возможность управлению учебного округа или другим учреждениям осуществления эффективного контроля в сфере контроля над дидактическим процессом, и в случае необходимости введения организационных, программных и методических корректировок. Окончание лицея, техникума или базовой профессиональной школы завершает период обязательной учёбы - так называемого «школьного долга».
Сдача экзамена и получение аттестата зрелости предоставляет возможность продолжения образования в вузах или в трёхлетних колледжах (например, языковых колледжах), или в двухгодичных послелицейских школах, в которых обучение заканчивается профессиональным экзаменом. Экзамен на аттестат зрелости в соответствии с положениями реформы должен одновременно быть вступительным экзаменом для поступления в вуз. Высшие учебные заведения не имеют права организовывать вступительные экзамены, являющиеся повторением экзамена на аттестат зрелости. Они имеют право организовать проверку специальных способностей или умений, например: художественной одарённости, физподготовки и т.п.
Шансы на приобретение высшего образования не теряют также выпускники базовых профессиональных школ. После сдачи профессиональных экзаменов они могут продолжать обучение в двухгодичном дополнительном лицее. Если успешно сдадут выпускной экзамен, могут присоединиться (хотя с годовым сдвигом) к выпускникам лицеев в высших учебных заведениях или послелицейских школах.
Высшее образование имеет двухступенчатую организацию: в случае высшего учебного заведения академического типа осуществляется трёхлетнее высшее обучение первой степени, которое заканчивается получением звания лиценциат (бакалавр) а также дополнительное двухгодичное магистерское обучение (так называемая «магистратура»). По-прежнему осталось единое, пятилетнее магистерское обучение. Похожим образом организовано обучение в профессиональных вузах, оно отличается нехваткой единого, пятилетнего магистерского обучения. Последним этапом образования, которое организуется на отдельных факультетах высших учебных заведений, является аспирантура (в соответствии с польскими стандартами - «докторантура»).
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2011, №5