Научная статья на тему 'Организация обучения православной религии в Польше в конце XX - начале XXI вв'

Организация обучения православной религии в Польше в конце XX - начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИИ В ШКОЛЕ / ОПК / THE POLISH ORTHODOX CHURCH / SCHOOL RELIGIOUS EDUCATION / ORTHODOX CULTURE BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврешук Марк

Настоящая статья ставит перед собой задачу показать организацию обучения православной вере, которая в Польской Православной Автокефальной Церкви с 1990 г. преподается в детских садах, начальных и средних школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE ORTHODOX RELIGION TEACHING IN POLAND IN THE LATE 20TH - EARLY 21ST CENTURIES

This article aims to show the organization of the Orthodox religion teaching in the Polish Autocephalous Orthodox Church since 1990. This teaching takes place in the kindergartens, the primary and secondary schools.

Текст научной работы на тему «Организация обучения православной религии в Польше в конце XX - начале XXI вв»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(7). 2014, 182-190

•ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА

Протоиерей Марк Лаврешук

организация обучения православной религии в польше в конце xx — начале xxi вв.

Настоящая статья ставит перед собой задачу показать организацию обучения православной вере, которая в Польской Православной Автокефальной Церкви с 1990 г. преподается в детских садах, начальных и средних школах.

Ключевые слова: Польская Православная Церковь, преподавание религии в школе, ОПК.

Основная миссия Православной Церкви — распространение истины о Господе Иисусе Христе, Его жизни, истинах веры и указание нравственных образцов. Эту миссию Церковь выполняла всегда и в любых условиях. Прежде всего, определимся с терминологией. В русском языке ка-техезические занятия определяются как «Закон Божий», в современной российской ситуации в государственной системе образования распространено наименование «Основы православной культуры», а в польской практике вошло в обиход слово «Религия». Официальное наименование преподаваемых в польских школах предметов — «Религия православная» и «Религия католическая»1. Кажется, что это определение шире,

1 Art. 12.1. Ustawa o systemie oswiaty z dnia 7 wrzesnia 1991 // Dziennik Ustaw. 2004. № 256 z pozn. zm.

182

© священник Марк Лаврешук, 2014

чем его русский эквивалент. Достойно внимания то, что государственная власть приняла предлагаемое наименование, которое однозначно подчеркивает его конфессиональный характер.

Несмотря на неблагоприятные, а иногда даже враждебные обстоятельства, обучение это происходило непрерывно. Закону Божию обучали в период между Первой и Второй мировыми войнами, в 1918-1939 гг., когда польские власти разрушали православные церкви и закрывали приходы2. Подобная ситуация была и во время Второй мировой войны. Послевоенные годы отодвинули религию на второй план. Духовенство было лишено связи со школой, а отношение государства к религии привело к тому, что среди верующих многие из страха скрывали свою веру. несмотря на эти неблагоприятные условия, обучение религии еженедельно происходило в православных приходах. Занятия проводились по субботам и воскресеньям. Для полноценной деятельности таких воскресных школ были подготовлены программы и основные учебные пособия.

Ситуация коренным образом изменилась в 1990 г. Перед началом учебного 1990/1991 года министр образования специальной инструк-цей ввел 3 августа 1990 г. обучение римо-католической религии во всех школах за исключением высших заведений, а специальной инструкцией от 24 августа 1990 г. определил правила обучения религии и для других конфессий, в том числе и Польской Православной Церкви.

Во вступлении к этой инструкции читаем: «.руководствуясь принципом, что обучение Закону Божию — это неотъемлемая часть воспитания, государство гарантирует родителям право на обучение Закону Божию для их детей в государственных школах и катехизаторских пунктах, согласно с их вероисповеданием и личными убежденями. Реализацию этого закона министерство образования гарантирует в государственных просветительных представительствах и катехизаторских пунктах, организуемых Церквами и конфессиональными союзами с уважением принципов равенства».

Абзац 1 ст. 48 Конституции Республики Польша говорит: «Родители имеют право воспитывать детей согласно с их личными убеждениями», а абзац 4 ст. 53 устанавливает, что «.религия Церкви или другого конфессионального союза с урегулированными правовыми отношени-

2 См.: Свитыч А. К. Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии. 1917-1950 гг. М., 1997. (Материалы по истории Церкви. Кн. 14).

ями может быть предметом обучения в школе, но при этом не может нарушать свободы совести и религии других лиц»3.

Проблема обучения Закону Божию в школах определена в Законе от 4 июля 1991 г. «Об отношении Польского государства к Польской Автокефальной Православной Церкви» неоднозначно.

В главе 2 «Катехизация и система образования» в ст. 15 говорится:

1. «Церковь имеет право катехизировать и обучать Закону Божию.

2. Катехизация и обучение Закону Божию организуется в принципах и порядке, предусмотренных отдельными правилами».

окончательно обучение Закону Божию регулируется законом об образовательной системе от 7 сентября 1991 г. Во вступительной части к закону читаем: «Обучение и воспитание, соблюдая христианскую систему ценностей, принимает во внимание универсальные принципы этики», и дальше:

«1. Признавая права родителей на религиозное воспитание детей, начальные общественные школы организуют обучение Закону Божию по желанию родителей, а средние государственные школы — по желанию родителей или самих учеников, когда они достигнут совершеннолетия.

2. Министр образования в согласии с Римо-Католической Церковью и Польской Автокефальной Православной Церковью, а также другими конфессиональными союзами определяет условия и способ решения задач».

Сегодня обучение религии ведется согласно редакции вышеуказанного закона от 14 апреля 1992 г. (в поправках говорится об условиях и способах организации обучения Закону Божию в государственных школах)4 и редакции от 30 июня 1999 г. (в поправках вводится обучение Закону Божию в детских садах, а также адаптируется обучение религии к проходившей в то время реформе образования)5.

В соответствии с решением министерства образования, занятия по религии на всех этапах обучения в школе составляют 2 урока ежене-

3 Konstytucja Rzeczpospolitej Polski // Dziennik Ustaw. 1997. № 78. Poz. 483.

4 Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej w sprawie warunków i sposobu organizowa-nia nauki religii w publicznych przedszkolach i szkolach // Dziennik Ustaw. № 67. Poz. 753 z pózn. zm.

5 Dziennik Ustaw. № 95. Poz. 425; Dziennik Ustaw. 1992. № 36. Poz. 155; Dziennik Ustaw. 1993. № 34. Poz. 390. Кроме того, 30 июня 1999 г. вышло распоряжение министра народного образования, которым внесены изменения в распоряжение от 14 апреля 1992 г., касающиеся организации обучения в государственных детских садах.

дельно. После переговоров, которые длились в течение нескольких лет, было принято решение, что оценка по религии будет ставиться и она будет приниматься при расчете средней итоговой отметки.

После введения обучения Закону Божию в школах перед Православной Церковью Польши возникла проблема: как приготовить в столь короткое время такое количество законоучителей? Ведь, согласно государственным актам, Церковь должна была участвовать в назначении преподавателей Закона Божия. У учителей, которые преподавали в воскресных школах и катехизаторских пунктах, не было педагогической подготовки. Законоучители, начинающие работу в учебном 1990/1991 году, должны были соответствовать тем же требованиям, как и учителя других предметов. Таким образом, необходимо было повысить их квалификацию до общего уровня требований к школьным педагогам.

наибольшее число законоучителей-преподавателей новой школьной дисциплины находилось в Белостоцком воеводстве, и нужно было организовать разные формы их образования. Часть учителей имела богословскую подготовку, но не имела педагогической, и наоборот: учителя с педагогической подготовкой не имели достаточной богословской базы.

Чтобы оказаться на высоте требований светского государства к преподавателю религии тогдашний архиепископ Белостоцкий и Гдань-ский Савва решил восстановить Катехизаторско-педагогические курсы с целью подготовки законоучителей к обучению Закону Божию в школе. Учеба на этих курсах продолжалась в течение одного года, форма обучения вечерняя (очно-заочная). На курсы принимали тех, у кого было среднее или высшее образование. Закончившие курсы получали государственный диплом, удостоверяющий квалификацию на обучение религии в государственных школах. 1 сентября 1991 г. архиепископ Савва назначил директором этих курсов доктора наук Яна Зенюка6.

Программа курса содержала 13 предметов — 6 богословских и 7 пе-дагогическо-психологических. Общее количество учебных часов — 310. Занятия велись два раза в неделю. Все преподаватели и директор вели занятия бесплатно. В течение четырех лет курсы окончило 137 человек, которые затем повышали свою квалификацию и в вузах.

6 Zieniuk ]. К^акеше, ^к^акаше 1 ^зкопакше паисгускК геНдц рга^юзЬ^тпе] w 1а-1асЬ 1990-2000 // Сегкоупу Уе8Ш1к. 2002. № 1.

Христианская богословская академия в Варшаве очень быстро реагировала на эти перемены. В 1991/92 академическом году ею был создан Экуменический педагогическо-катехизаторский институт, который готовил также законоучителей православного вероисповедания7. В июне 1995 г. первые выпускники получили дипломы магистра богословия по специальности «Религиозная педагогика». Институт очень хорошо приготовил своих выпускников к работе в школе, что было заметно по их практике и участию в религиозной жизни в приходах и в обществе. В 1999 году институт окончил свою деятельность. В течение этих лет его окончило очно 106 человек и 48 заочно. Это был один из лучших способов подготовки законоучителей. Они получили необходимые знания по богословию, психологии, дидактике и методике обучения религии.

Христианская богословская академия в Варшаве — единственное учебное заведение, которое давало обучение и вело подготовку учителей Закона Божия, принимая во внимание их работу с детьми и молодежью в школах.

В связи с тем, что выпускники теологического факультета Христианской богословской академии и Православной духовной семинарии в Варшаве не получали педагогической подготовки, появилась нужда организовать занятия, которые повысят их педагогическую квалификацию.

В связи с этим Христианская богословская академия в октябре 1992 г. создала педагогические курсы для выпускников теологического факультета академии и семинарии. В течение четырех лет педагогическую квалификацию повысило 273 человека. Занятия происходили в разных городах. Полученная квалификация значительно повлияла на повышение уровня организации занятий и дала возможность законоучителям эффективно и более активно участвовать в решении разнообразных школьных проблем.

В 1998 г. Православная семинария получила государственное признание как бакалавриат, и митрополит Варшавский и всея Польши Савва в 1998/99 учебном году дополнил семинарскую программу обучения педагогическими предметами с привлечением к преподаванию высококвалифицированных научно-педагогических кадров8.

7 Dudra S. Nauczanie religii prawoslawnej jako element wielokulturowosci srodkowego Na-dodrza // Rocznik Lubuski. 2004. № XXX. Cz. I. S. 39-41.

8 См.: Cerkovnyj Vestnik. 1998. № 10.

Сегодня в основном подготовкой учителей Закона Божия занимаются два учебных заведения: Христианская богословская академия и Православная духовная семинария. Динамическое развитие науки и общественные перемены естественно вызывают повышение требований по отношению к учителям. Современный учитель должен быть высоко квалифицирован, уметь руководить учеником так, чтобы он больше познал и разбудил в себе интеллектуальные стремления.

Проблема совершенствования более отчетливо переносится на период профессиональной работы. Учитель должен иметь знания, которые дадут ему возможность определить свои положительные и отрицательные черты, организовать свою работу, повышать свою квалификацию. тогда он сможет развиваться, совершенствоваться и искать новые оптимальные решения.

С целью создания православным законоучителям условий, предоставляющих возможность использования знаний и опыта других учителей, участия в разных встречах, широкого доступа к профессиональной литературе, доктор наук Ян Зенюк, директор Центра совершенствования учителей в Белостоке, после консультации с архиепископом Саввой обратился к заведующему окружным отделом образования с предложением назначить методистов-советников по обучению Закону Божию. В феврале 1995 года на этот пост назначили магистра Халину Боровик и магистра Барбару Устинович, которые работают по сегодняшний день.

С целью расширения и координации работы законоучителей в нашей Православной Церкви в Польше Собор епископов Польской Автокефальной Православной Церкви на своем заседании от 9 декабря 1998 года назначил координатора по делам совершенствования православных законоучителей — Яна Зенюка.

Благодаря епископам разных православных епархий, курсы и методические встречи для православных законоучителей проводились во всей Польше. Кроме методистов-советников большую работу в дело обучения религии вносят епархиальные инспекторы.

С целью подготовки новых программ обучения Закону Божию, учитывая реформу образования, Собор епископов Польской Автокефальной Православной Церкви восстановил комиссию под руководством доктора наук протоиерея Георгия Тофилука, ректора Варшавской семинарии.

Переработанные новые программы обучения Закону Божию в начальных школах и гимназиях дали возможность войти в новую структуру шестилетней начальной школы и гимназии. Новая задача обучения была приспособлена к психофизическому развитию ребенка. На основе этой программы были подготовлены учебники, упражнения и разного рода дидактические пособия. Благодаря этому в начало реформы образования (перехода на Болонскую систему) мы вошли хорошо подготовленными.

Совершенствованием и консультациями для законоучителей до января 1999 года занимались только методисты и координатор по делам совершенствования православных законоучителей. Учебные заведения этой задачей не занимались. Ситуация изменилась после восстановления кафедры православной теологии университета в Белостоке. В 1999/2000 академическом году кафедрой были организованны курсы повышения квалификации для духовных лиц и законоучителей. В первом семестре читались лекции по богословию, истории Церкви, Священному Писанию, а во втором — по педагогике, психологии и методике обучения Закону Божию. В курсах принимало участие 154 человека.

В 2000/2001 учебном году кафедрой были организованы курсы по богословию для тех, кто уже имеет высшее педагогическое образование. 31 человек получил звание специалиста в области православной теологии9.

Большой вклад в популяризацию богословских знаний внесли научные конференции, организованные кафедрой православной теологии Университета в Белостоке, православной Белостоцко-Гданьской епархией, факультетом истории пограничных культур в Белостоке и Православным братством святых Кирилла и Мефодия.

При сотрудничестве кафедры православной теологии и православной Белостоцко-Гданьской епархии, уже на протяжении шести лет православное Братство святых Кирилла и Мефодия организует Свободный университет православной культуры. Лекции проводятся в здании Центра православной культуры г. Белостока. Докладчики — известные богословы, послушать которых собираются многие верующие.

Чтобы обменяться опытом и обсудить актуальные вопросы просвещения, в Белостоке ежегодно организуются встречи методистов-со-

9 Klimuk N. Туш гагеш о геНди щ згкоЬсЬ // РгащозЬщпу. ЬШу, 2011. № 2 (308).

ветников и епархиальных инспекторов. Кроме текущих проблем тщательно анализируются их задачи в свете новых законов.

Организуются и разного рода конкурсы: олимпиада православных религиозных знаний, турнир чтения церковнославянских текстов и фотографический конкурс.

Разного рода встречи всегда позволяют поделиться ценными замечаниями, а также делают возможным обмен опыта в сфере организации обучения Закону Божию в разных епархиях, обращая внимание на их местные условия. Все участники встреч поддерживают широкое сотрудничество методистов-советников и епархиальных инспекторов.

Систематическое совершенствование и сотрудничество методистов-советников и епархиальных инспекторов сделало возможным улучшение организации совершенствования законоучителей с учетом их нужд и обработать следующие предложения:

— выработать директивы для инспекторов, касающиеся обучения Закону Божию;

— определить сферу работы методистов-советников.

По собственной инициативе координатора по делам совершенствования православных законоучителей архиепископ Иаков 11 октября 1999 г. создал первый в Польше Катехизаторский отдел при православной Белостоцко-Гданьской епархии. Цель отдела — координация и совершенствование законоучителей епархии.

После введения реформы образования учителя разделяются на четыре группы — в зависимости от трудового стажа и достижений10. Чтобы перейти на следующую ступень необходимо сдать экзамен перед специальной комиссией, которая состоит из разного рода экспертов. В нашей Церкви имеется уже 5 таких экспертов.

Благодаря иерархам Православной Церкви во главе с митрополитом Саввой в конце XX — начале XXI в. удалось разработать относительно стройную систему совершенствования педагогических кадров для преподавания Закона Божия. Составлены программы обучения Закону Божию в начальной школе, гимназии и лицее. Издаются и специальные журналы для детей.

Для обучения православной религии изданы учебники для средних школ, методические пособия, дидактические материалы для всех

10 См.: Ustawa КаЛа №исгуае1а г 26 81усгша 1982 г. // Ог1епшк №1аж 2006. № 97. Рог. 676 г ройп. гт.

лет обучения в начальной школе, гимназии и старшей школе. При подготовке учебных пособий Православная Церковь в Польше использовала опыт их создания Православной Церковью в Америке.

С целью повышения квалификации, получения информации о правовых изменениях относительно занятий по религии и с целью обмена опытом был образован интернет-сайт Ьйр://ка1есЬегаог1Ь.р1. На нем можно ознакомиться с методическими рекомендациями, актуальными программами обучения и скачать конспекты занятий.

Учебный год начинается с конференций, на которых оценивается итог реализации задач предыдущего года и определяются следующие задачи. Кроме данных достижений в области совершенствования законоучителей ведется сотрудничество с представителями государственной власти. В других епархиях Польской Церкви интерес к разным формам совершенствования законоучителей повысился.

При обучении Закону Божию в Польше принимается во внимание общественная, культурная и национальная ситуация учащихся: это должен быть процесс религиозного воспитания, входящий в общий процесс школьного воспитания.

В заключение стоит отметить, что совершенствование учителей — это самое важное дело, так как религиозно-воспитанный человек всегда найдет свое место в постоянно меняющейся действительности.

Archpriest Marek Lawreszuk

the organization of the orthodox religion teaching in poland in the late 20th — early 21st

centuries

This article aims to show the organization of the Orthodox religion teaching in the Polish Autocephalous Orthodox Church since 1990. This teaching takes place in the kindergartens, the primary and secondary schools.

Keywords: the Polish orthodox Church, school religious education, orthodox Culture Basis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.