Научная статья на тему 'Романовы как основа воинского воспитания в гарнизонах Западной Сибири (1865-1906 гг. )'

Романовы как основа воинского воспитания в гарнизонах Западной Сибири (1865-1906 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ / ВЕРА / ДУХОВНОСТЬ / ПРЕДАННОСТЬ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубинин В.О.

В статье рассматривается роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества. Определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности воина важнейшая задача воинского воспитания. Акцентируется внимание на том, что во времена глубоких потрясений и тяжелых испытаний (войн, кризисов) главной силой спасения и возрождения нации всегда выступал ее духовный потенциал и глубокая вера в высшую идею. Состояние духа народа, его армии, нравственное здоровье, образованность, патриотизм и сплоченность являлись и являются важнейшим стратегическим фактором мощи страны, показателями развития военной организации государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROMANOVS AS THE BASIS OF MILITARY EDUCATION IN MILITARY COMMUNITIES OF THE WESTERN SIBERIA (1865-1906)

The role of the spiritual factor as a basic and stabilizing beginning in the life of a society is discussed in the article. The major task of a military education is to determine true spiritual orientations and make them the center of world outlook of the soldier’s personality. The attention is focused on a fact that during the days of deep shocks and difficult trials (wars, crises …) the main force of rescue and revival of the nation was its spiritual potential and deep belief in the high ideas. The conditions of the people’s spirit, its army, moral health, education, patriotism and unity were and are the major strategic factor of power of the country and criteria of the military organization development of the state.

Текст научной работы на тему «Романовы как основа воинского воспитания в гарнизонах Западной Сибири (1865-1906 гг. )»

6. XaypaTOBi4 I. Энцыклапедыя псторьм Беларусi. У 6 т. Т. 4. Кадэты - Ляшчэня. / рэдкал.: Г. П. Пашкоу (галоуны рэд.) i iнш. Минск: БелЭН, 1997. 432 с.

7. Гресь С. М. Аграрные реформы польских властей на территории Западной Беларуси в межвоенное время (парцелляция и хуторизация) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1. URL: http://www.human.snauka. ru/2014/01/5579 (дата обращения: 20.02.2014). С. 29-35.

8. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. № 1, poz. 1. Warszawa: Kancelaria Prezesa Rady Ministrow, 1926. 1532 s.

9. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. № 2, poz. 14. Warszawa: Kancelaria Prezesa Rady Ministrow, 1926. 1532 s.

10. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. № 3, poz. 14. Warszawa: Kancelaria Prezesa Rady Ministrow, 1927. 1714 s.

11. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. № 6, poz. 35-36. Warszawa: Kancelaria Prezesa Rady Ministrow, 1927. 1714 s.

12. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. № 3, poz. 21-23. Warszawa: Kancelaria Prezesa Rady Ministrow, 1936. 1552 s.

13. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. № 8, poz. 46-48. Warszawa: Kancelaria Prezesa Rady Ministrow, 1938. 1592 s

14. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. № 8, poz. 49. Warszawa: Kancelaria Prezesa Rady Ministrow, 1938. 1592 s.

© Гресь С. М., 2014

УДК 355.11

РОМАНОВЫ КАК ОСНОВА ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГАРНИЗОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1865-1906 гг.)

В статье рассматривается роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества. Определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности воина - важнейшая задача воинского воспитания. Акцентируется внимание на том, что во времена глубоких потрясений и тяжелых испытаний (войн, кризисов) главной силой спасения и возрождения нации всегда выступал ее духовный потенциал и глубокая вера в высшую идею. Состояние духа народа, его армии, нравственное здоровье, образованность, патриотизм и сплоченность являлись и являются важнейшим стратегическим фактором мощи страны, показателями развития военной организации государства.

Ключевые слова: воинское воспитание, воинские ритуалы, вера, духовность, преданность, традиции.

В. О. Дубинин V. O. Dybinin

THE ROMANOVS AS THE BASIS OF MILITARY EDUCATION IN MILITARY COMMUNITIES OF THE WESTERN SIBERIA (1865-1906)

The role of the spiritual factor as a basic and stabilizing beginning in the life of a society is discussed in the article. The major task of a military education is to determine true spiritual orientations and make them the center of world outlook of the soldier's personality. The attention is focused on a fact that during the days of deep shocks and difficult trials (wars, crises ...) the main force of rescue and revival of the nation was its spiritual potential and deep belief in the high ideas. The conditions of the people's spirit, its army, moral health, education, patriotism and unity were and are the major strategic factor of power of the country and criteria of the military organization development of the state.

Key words: military education, military rituals, belief, spirituality, fidelity, traditions.

Основное место в триединой формуле воспитательной работы в российской армии занимала религия, вера, и, соответственно, работа военного духовенства. Военный священник Н. Невзоров подчеркивал: «Главная задача всякого образования состоит в том, чтобы развить в воспитаннике внутренние качества и согреть их религиозными чувствами. Чем тверже и правильнее ход такого воспитания, тем прочнее привьётся к нему и военный элемент, который не может укрепиться с помощью одних каких-либо искусственных средств» [1, с. 69]. И далее развивал свою мысль: «воспитание каждого гражданина должно направляться к тому, чтобы образовать из него прежде всего человека, который умеет исполнять свои обязанности, всегда готов жертвовать собою престолу и отечеству, способен подчиняться условиям и требованиям своей службы» [1, с. 70]. В 1888 г.

журнал «Военный сборник» обращает внимание на необходимость решения следующей проблемы: «...чтобы звание полкового священника было привлекательно для лучших и более образованных лиц из духовного звания, необходимо прежде всего возвысить его служебные права настолько, чтоб они были, по крайне мере не ниже других офицерских чинов» [2, с. 26-27]. С этой целью по жалованию настоятели военных соборов и протоиереи благочинные были сравнены с полковниками, нештатные протоиереи и священники в звании благочинных - с подполковниками, священники - с капитанами. Военный священник в Сибирском военном округе на начало XX в. имел годовое жалование до 1080 рублей, а псаломщик при церкви до 600 рублей. Кроме того, в Сибирском казачьем войске в пользу церквей отмежевывали участки земли до 300 десятин с целью по-

лучения дополнительного дохода [3, с. 877]. Кроме материального стимулирования священников высшее руководство государства старалось подчеркивать и внешнее уважение к духовенству. «Тобольские Епархиальные ведомости» 13 июня 1892 г. сообщали, что при посещении Сибирской земли, «сойдя на берег, Государь Цесаревич прежде всего подошел к духовенству - сняв фуражку, приложился к святому кресту и принял окропление святой водой», и только затем подошел к почетному караулу и поздоровался с нижними чинами [4].

Кроме того, воспитание военнослужащих в армии всегда проходило под знаком преданности престолу и царю, что во многом определяло социально-политический характер военно-политической организации страны. Все подчинялось единой цели - укреплению существующего строя. Для формирования у военнослужащих верноподданнических чувств использовался богатый арсенал форм и методов работы. Один из них - обожествление личности царя: «Если родина - мать, то царь - отец» - учила солдатская памятка. «Царь - помазанник Божий. Господь невидимо руководит им, с царем всегда Божья благодать» [5, с. 72]. Воспитанию высоких чувств преданности престолу, идеалам защиты Отечества и веры способствовали и существовавшие в армии воинские ритуалы. К началу XX века сложилась целая система воинских ритуалов: военные парады, смотры, церемонии награждения, разводы караулов, почетные караулы, отдание воинской чести, производство в офицеры, захоронения с воинскими почестями и пр. Кроме того, участие войск в религиозных обрядах также носило ритуальный характер. Обряды, как и ритуалы любой армии, несли на себе печать господствующей в обществе идеологии. Являясь наглядным, строго предписанным проявлением существующих в армии традиций, они способствовали активному политическому воспитанию воинов в духе преданности российскому престолу. Одними из наиболее значимых торжеств были для военных так называемые «царские дни» - тезоименитства императора и членов императорской фамилии, коронации, рождение наследников. Здесь мы наблюдаем продолжение функционирования уже упоминавшейся модели идеологического воспитания: За Бога, Царя и Отечество. В эти дни в храмах Омска, в военных частях служились молебствия о здравии и благоденствии царствующего дома. Вызывает интерес то, что стремление Государственной думы сократить число табельных дней, посвященных чествованию царской семьи, получило стойкий отпор со стороны руководящего состава армии, мотивировавших это большой важностью «царских дней» для армии [6]. С этими торжествами связывались даже поощрения и награды военнослужащим округа. Так, по поводу бракосочетания Николая II командирам частей округа было предложено «немедленно сделать представления на дополнительные награды сверх наград по обыкновенным нормам» [6].

Благоговению перед монархом, постоянно находившимся в столицах, на большом отдалении от местных войск и военных учреждений, способствовали периодические поездки по стране членов царствующего дома и посещение ими частей и подразделений округа. Так, с 8 по 22 июня 1868 г. войсковые части Омска и Тобольска по-

сетил Великий князь Владимир Александрович [7], в июле 1873 г. Тобольск посетил великий князь Алексей Александрович [8], с 14 по 16 июля 1891 г. «при его возвращении из путешествия по Востоку» в Омске побывал наследник престола цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II [9]. Зачастую эти посещения сопровождались общением с нижними чинами и раздачей им наград. Так, «уезжая из Омска, Николай Александрович пожаловал... нижним чинам деньги, фотографии и по чарке водки» [10, с. 74].

Важной традицией было отправление командующим войсками округа от имени сибирских частей поздравительных телеграмм царю и членам Дома Романовых с выражением преданности и верноподданнических чувств [11]. Так, в 1875 г. «по случаю высокоторжественного дня рождения Его Императорского Величества» командующий войсками округа генерал от кавалерии барон М. А. Таубе от лица войск округа поздравил монарха. Подобные телеграммы не оставались без ответа, и тогда «о таком милостивом внимании Его Императорского Величества» объявлялось перед строем во всех частях и учреждениях «при собрании гг. офицеров и нижних чинов», что подчеркивало внимание верховного вождя армии к далеким сибирским гарнизонам [11]. Поздравляли также и членов императорской семьи, подчеркивая «родственность, семейность» отношений вождя и армии. В августе 1875 г. личный состав войск округа поздравил с тезоименитством Императрицу. Последовал ответ на имя командующего округом за подписью «Мария»: «Искренне благодарю Вас и прошу передать благодарность войскам, Сибирским казакам и жителям Западной Сибири» [11]. Великий князь Владимир просил командующего «искренне благодарить сословия Западной Сибири» за поздравления по случаю рождения у него сына Александра. Взаимные поздравления были также с праздниками Нового года [2], Воскресения Христова и др. [6]. Нередко выражение и воспитание религиозных и монархическо-патриотиче-ских чувств происходило единовременно, комплексно. Так, 26 февраля 1882 г. по случаю торжественного празднования дня рождения государя императора в Соборо-Воскре-сенской церкви Омска после божественной литургии отслужено благодарственное соборное молебствие, на котором, кроме множества народа, присутствовали генерал-губернатор и различные чины управлений округа [10]. В день рождения наследника Николая 6 мая 1890 г. в войсковой церкви было совершено молебствие, после которого состоялся церковный парад омского резервного пехотного батальона и взвода местной артиллерийской команды, при окружном музыкальном хоре. Парад принимал начальник гарнизона генерал-лейтенант П. С. Юнеев [12], а 23 октября 1894 г. в Воскресенском соборе был зачитан высочайший манифест о восшествии на престол Николая Александровича, после чего был совершен благодарственный Богу молебен [1].

Но не только в радости, но и в печали, как принято у близких людей, не ослабевала связь монарха и главной силы и опоры государства - армии. Командующий Омским военным округом генерал М. А. Таубе предписал «о последних днях жизни императора Александра II» прочесть во всех ротах, батареях и сотнях [13], особо отметив при этом, что «на всех приказах до 19 октября включительно обозна-

72

Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)

чено место пребывания: «в Ливадии», а на полях «Читал». Пусть эта непрестанная забота об армии в Бозе почившего Великого Государя будет известна каждому солдату и да будет в сердце каждого из них благословенна и неизгладима память в Бозе почившем державном Вожде русской армии» [8]. С целью сохранения светлого образа императора в сердцах нижних чинов, напоминания о его славных деяниях в приказе по округу № 12 от 12 января 1895 г. было рекомендовано выписать в чайные, ротные, сотенные им-батальонные библиотеки брошюру Березовского «Царь-Миротворец Александр III - Император Всероссийский. Чтение для солдат и народа с портретами и картинами» [14].

Таким образом, обращение к военнослужащим, в том числе и отдаленных гарнизонов, представителей высшего руководства государства всегда было и остается в настоящее время мощным стимулирующим и воспитательным фактором в повседневной деятельности войск.

1. Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. 101 с.

2. Военный сборник. 1988 г. № 3.

3. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск: Тип. «Иртыш», 1914.

4. Тобольские епархиальные ведомости. 1892. № 1, 2. С. 32.

5. Арзамаскин Ю. Н, Шеин И. А. Российские самодержцы и армия // Военно-исторический журнал. 1994. № 9. С. 67-78.

УДК 377.8

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ И ИНОРОДЧЕСКИХ ШКОЛ

В статье рассматривается проблема подготовки учительских кадров для начальных и инородческих школ Западно-Сибирского учебного округа. Основной целью статьи является анализ ситуации с подготовкой учителей, их профессиональных качеств, готовности к преподавательской работе.

Ключевые слова: подготовка учителей, Западно-Сибирский учебный округ, начальные и инородческие школы.

6. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 868. Оп. 1. Д. 797. Л. 185.

7. Путиводитель по Великой Сибирской железной дороге. СПб, 1902. С. 218.

8. ГИАОО. Ф. 67. Оп. 2. Д. 1790. Л. 252; Приказ по войскам Омского военного округа № 187 от 5 ноября 1894 г. ГАОО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 10685. Л. 1-39. «О проезде Великого князя Алексея Александровича через Сибирь».

9. Лосунов С. М. Посещение Сибирского казачьего войска цесаревичем Николаем Александровичем (Николаем II) в 1891 г. // Казачество на государевой службе: материалы науч. конф. Екатеринбург, 1993. С. 75-78.

10. Фукин Н. М. История 10-го пехотного сибирского резервного Омского полка 1865-1907 гг. Омск: Тип. К. И. Демидовой, 1907. 124 с.

11. ГИАОО. Ф. 67. Оп. 2. Д. 1790. Л. 35; Приказ по войскам Западного Сибирского военного округа № 70 от 19 апреля 1875 г.

12. Акмолинские областные ведомости. 1890. Май.

13. ГИАОО. Ф. 67. Оп. 2. Д. 1790. Л. 252; Приказ по войскам Омского военного округа № 172 от 21 октября 1894 г.

14. Гефнер О. В. История в образовании и воспитании российских военных в конце XIX - начале XX вв. // История на пути к открытому обществу: материалы всерос. науч. конф. Омск: ОмГУ, 2002. С. 20-26.

© Дубинин В. О., 2014

M. A. Ko6btnewuu M. A. Kobyletsky

TEACHER TRAINING FOR PRIMARY AND NON-RUSSIAN SCHOOLS

IN THE WEST SIBERIAN SCHOOL DISTRICT

The article considers the issue of teacher training for primary and non-Russian schools in the West Siberian school district. The main purpose of the article is to analyze the preparation of teachers, their professional skills and readiness to teach.

Key words: teacher training, West Siberian school district, elementary and non-Russian school.

Сибирский регион на протяжении всей истории имперского периода являлся колонизируемым краем, наряду с военно-стратегическими и экономическими задачами перед центральной и местной властью стояла задача культурного освоения территории. Эта задача решалась различными методами, однако важное место занимало складывание системы так называемого инородческого образования, то есть целой системы школ и училищ для обучения инородческого населения Сибири. Необходимо

заметить, что данный процесс был длительным и многоступенчатым, поскольку в период с XVIII и до начала XX в. менялись не только правительственные стратегии и взгляды на систему обучения инородцев, но и сами цели данного обучения.

Поэтому в 1860-х гг. началось интенсивное развитие учительских семинарий. «Открывались они преимущественно в тех местах, которые нуждались в хорошо подготовленных русских учителях начальной школы. Вместе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.