Научная статья на тему 'Структура и полномочия польских таможенных органов на западноукраинских землях (1919-1939 гг. )'

Структура и полномочия польских таможенных органов на западноукраинских землях (1919-1939 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
669
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ПОЛЬШИ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОШЛИН / ДИРЕКЦИЯ ПОШЛИН / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / CUSTOM AUTHORITIES / POLISH-LITHUANIAN COMMONWEALTH / DEPARTMENT OF DUTIES / FINANCIAL AUHORITIES / CUSTOM REGISTRATION / CUSTOM TARIFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русенко Святослав Ярославович

Статья посвящена исследованию структуры польских таможенных органов в период с 1919 по 1939 г. Рассматривается формирование и усовершенствование таможенного дела соответствующими органами всех уровней в тогдашней Речи Посполитой. Охарактеризованы полномочия таможенных органов первого и второго классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Structure and Authorities of Polish Customs in Western Ukraine (1919-1939 years)

The article investigates the structure of the Polish customs in the period from 1919 to 1939 and the formation and development of customs at all levels in the Polish-Lithuanian Commonwealth. The author also offers the analysis of authorities of customs of the first and second grades.

Текст научной работы на тему «Структура и полномочия польских таможенных органов на западноукраинских землях (1919-1939 гг. )»

УДК 339.543(438)(091)(477.8)»19»

С. Я. Русенко

структура и полномочия польских таможенных органов на западноукраинских землях (1919-1939 гг.)

Статья посвящена исследованию структуры польских таможенных органов в период с 1919 по 1939 г. Рассматривается формирование и усовершенствование таможенного дела соответствующими органами всех уровней в тогдашней Речи Посполитой. Охарактеризованы полномочия таможенных органов первого и второго классов.

Ключевые слова: таможенная система, Речь Посполитая, таможенные органы Польши, Департамент пошлин, дирекция пошлин, финансовые органы, таможенное оформление, таможенный тариф.

The Structure and Authorities of Polish Customs in Western Ukraine (1919-1939 years). SVYATOSLAV Ya. RUSENKO (Chief inspector of the Ternopil customs, Ternopil, Ukraine).

The article investigates the structure of the Polish customs in the period from 1919 to 1939 and the formation and development of customs at all levels in the Polish-Lithuanian Commonwealth. The author also offers the analysis of authorities of customs of the first and second grades.

Key words: custom authorities, Polish-Lithuanian Commonwealth, Department of duties, financial auhorities, custom registration, custom tariff.

После завершения Первой мировой войны на политической карте Европы появилась возрожденная Польша, которую в литературе часто еще называют Вторая Речь Посполитая. В июне 1919 г. в результате подписания Версальского договора она вернула собственные этнические земли, так называемую Польшу А, и добилась от стран Антанты передачи ей под временное управление Восточной Галичины [1, с. 453]. Такие территориальные изменения в пределах Речи Посполитой привели к необходимости образования структуры польских государственных органов власти на местах. Таможенные органы были одними из таких государственных новообразований.

Целью данной статьи является изучение структуры и основных направлений деятельности таможенных органов Речи Посполитой в 1919-1939 гг. Исследование предпринято в рамках изучения исторического опыта таможенного дела и осуществления внешнеэкономических отношений на западных землях Украины.

В период между двумя мировыми войнами (1919-1939 гг.) границы Польши с УССР и Румынией частично проходили по современным административно-территориальным пределам Тернопольской области Украины (с юга - Румыния, с востока - УССР). В то же время по западным землям Украины проходила граница Польши

с Чехословакией вдоль линии административнотерриториального рубежа Закарпатской области с Львовской и Ивано-Франковской областями. Вновь созданные границы стимулировали немедленное создание здесь системы таможенных органов. В 1919 г. в рамках реорганизации в польском Министерстве финансов было образовано 8 отделов, в том числе отдел по делам таможенной организации, таможенного дела и таможенного тарифа [5]. Финансовое управление в отдельных отраслях государственной деятельности осуществляли финансовые палаты, финансовые органы налогов и государственных оплат, акциза, государственных монополий, а также финансовые кассы и отдельные таможни, порядок организации и деятельности которых регулировался отдельными положениями. Финансовые органы налогов и государственных платежей, финансовые кассы создавались в каждой административной единице, другие финансовые органы (акцизы, монополии и таможни) - в случае необходимости [14]. Осуществление таможенного дела на территории Западной Украины входило в компетенцию финансовых органов во Львове и Кракове [11].

Такая структура польских финансовых органов, вызванная необходимостью осуществления финансовой деятельности в только что созданном государстве, была далеко не идеальной и нуждалась в

РУСЕНКО Святослав Ярославович, соискатель Академии таможенной службы Украины, главный инспектор (Тернопольская таможня, Тернополь, Украина). E-mail: [email protected] © Русенко С.Я., 2012

усовершенствовании. Уже в феврале 1920 г. отдел по делам таможенной организации, таможенного дела и таможенного тарифа Министерства финансов был переименован в Таможенный департамент (Departament Cel), что стало первым шагом к выведению таможенных органов из общей системы финансовых органов Речи Посполитой. Во главе департамента стояли директор и вице-директор, которым подчинялось 7 отделов (законодательный, организационно-персональный, счетный, хозяйственный, тарифный, уголовный и пограничной охраны) [5].

11 октября 1922 г. распоряжением Совета Министров были созданы дирекции пошлин (Dyrekcja Cel) как территориальная власть второй инстанции на бывших русской и австрийской границах. Такие же дирекции были созданы в Варшаве, Вильнюсе и Львове [11], а позже - в Мысловицах [5]. Западная Украина входила в зону деятельности варшавской и львовской дирекций пошлин. Дирекции пошлин в Варшаве подчинялись воеводства Варшавское, Келецкое, Лодзинское, Люблинское, Волынское, Полесское и частично Белостоцкое, а Дирекции пошлин во Львове - Краковское, Львовское, Ста-ниславское и Тернопольское воеводства [11]. Дирекция пошлин осуществляла управление таможнями, органами таможенной стражи и непосредственно подчинялась Министерству финансов.

В компетенцию дирекции пошлин входило осуществление таможенного дела и охрана границ в пределах, предусмотренных предписаниями о полномочиях таможенных органов второй инстанции: надзор над подчиненными таможенными органами и органами таможенной стражи; пополнение государственного бюджета; ведение личных дел таможенных служащих, а также административных дел в пределах, установленных для административного финансового органа второй инстанции.

По делам, относящимся к деятельности подчиненных ей таможен и таможенной стражи, дирекция пошлин принимала решения в качестве второй и последней инстанции, а по делам, не относящимся к сфере деятельности таможен или таможенной стражи, - в качестве первой инстанции. 24 марта 1923 г. распоряжением министра финансов были определены организационная структура и сфера деятельности Дирекции пошлин в пределах бывших русской и австрийской границ.

Во главе дирекции пошлин стоял директор, который назначался министром финансов [11]. Заместителя директора назначало Министерство финансов по представлению директора [8]. В соответствии с характером дел дирекция пошлин состояла из 4 отделов: административного, таможенных

процедур, счетного и отдела профессионального контроля [8].

Административный отдел занимался ведением личных дел госчиновников и других сотрудников дирекции пошлин, таможен и органов таможенной стражи; начислением пенсий и социальных выплат; хозяйственными делами; охраной границ; профессиональной учебой должностных лиц; надзором за деятельностью таможенной стражи и ведением архива и библиотеки дирекции пошлин. В обязанности отдела таможенных процедур входило осуществление таможенных процедур, за исключением решений по вопросам таможенно-тарифного регулирования, которое оставалось исключительно в компетенции министерства финансов, а также контроль за деятельностью таможен в сфере выполнения отдельных предписаний. Счетный отдел, кроме составления сметы и ведения учета доходов и расходов дирекции пошлин и подчиненных ей учреждений, наделялся полномочиями по контролю системы учета подчиненных таможенных органов, открытия ими кредитов; в его функции входило осуществление внезапных ревизий (не реже четырех раз в год) и другой служебной деятельности, которая отвечала счетно-кассовой инструкции и относилась к компетенции органов второй инстанции. Отдел профессионального контроля занимался исключительно учетом, а также общим контролем таможенных документов, дополнительной проверкой и взиманием таможенных пошлин [8]. В 1930 г. состоялось окончательное разделение зон деятельности между четырьмя дирекциями пошлин в Варшаве, Львове, Познани и Мысловицах [5].

В соответствии с распоряжением министра финансов таможенные учреждения Польши делились на таможни 1-го и 2-го классов [7]. Полномочия таможен 2-го класса существенно ограничивались по сравнению с учреждениями 1-го класса. Через таможни 1-го класса могли пропускаться любые товары, невзирая на их количество или величину начисленной пошлины. Таможни 2-го класса, расположенные на прилегающих путях, могли осуществлять таможенное оформление экспорта только некоторых видов товаров и в установленных пределах, согласно табелю, а при ввозе - только беспошлинных товаров [7].

Упомянутый табель включал пять групп товаров. Оформление товаров каждой группы могло осуществляться таможнями 2-го класса при соблюдении указанных в табеле ограничений для данной группы.

Например, товары группы А, такие как зерно, рис, мясо, масло, рыба, продовольственные товары и корм для животных, скот, лошади, домашние

и другие животные, некоторые виды древесины, сено, солома, кирпич и т.п., оформлялись таможнями 2-го класса в любом количестве.

Товары группы В (навоз, необработанные и обработанные кости, селитра, натрий, калий и их соли, кислоты и сульфид угля) оформлялись тоже в любом количестве, но при условии, что их тарификацию проверила ближайшая таможня 1-го класса на основании полученных ею образцов товаров.

Для групп С, D и Е вводились ограничения по стоимости товаров.

Товары группы С могли оформляться в таможнях 2-го класса в случае, если общая их стоимость не превышала 50 марок в злотых. Сюда входили: соль, хлорка, купорос калия, медный купорос, сера, минералы, содержащие бор, борную кислоту и буру, винный камень, некоторые соединения кальция, купорос стронция; продукты переработки из соли аммония; мышьяк, галун и купорос алюминия, окиси, соли магния и кальция, окись кальция, натрия и олова, известковая хлорка; соли и препараты с содержанием золота, серебра и платины; химические и фармацевтические продукты переработки; готовые лекарства, фосфор, опиум (опиум ввозился с разрешения министерства финансов после согласования с министерством здравоохранения); растительные масла и неочищенный глицерин, ароматическая вода без алкоголя; косметика и ароматы; лаки, сургуч и смола; спички; дубильные вещества; краски и покрасочные материалы; таблетки для освежения дыхания; ультрамарин, синька к белью, отбеливатели; шелковая пряжа, нити, разные виды тканей, платки, ленты, тюль, бархат и марля; войлок, ковры, шелковые и полушелковые вязаные (чулочные) изделия, шнуры, вышивки, белье, одеяла, головные уборы, зонты, декоративные перья и искусственные цветы.

Товары группы D оформлялись по наивысшим ставкам пошлин и при условии, что общая их стоимость не превышала 100 марок в злотых. Сюда были отнесены такие товары, как транспортные средства (кроме железнодорожных и водных видов транспорта); хлопковая пряжа; пряжа из волокнистых материалов; шерсть; ткани из хлопка, льна, конопли, шерсти, полушерсти и других материалов; пуговицы, стеклянные изделия и украшения (стеклянные, деревянные, целлулоидные, фарфоровые, металлические, кокосовые и т.п. из обычных материалов); искусственный жемчуг; имитации кораллов из разных обычных материалов; галантерейные и туалетные изделия; детские игрушки.

Все остальные товары позиций таможенного тарифа относились к группе Е. Их стоимость, под-

лежащая оплате пошлины, также не должна была превышать 100 марок в злотых.

Этот табель базировался на таможенном тарифе от 4 ноября 1919 г. - первом из трех таможенных тарифов междувоенной Польши.

Таможенный тариф 1919 г. состоял из 10 разделов и 217 позиций с пунктами. Каждой товарной позиции соответствовала определенная ставка импортной пошлины. Больше всего позиций содержали первый и седьмой разделы - 40 и 37 позиций, соответственно. Ставки пошлин устанавливались в польских марках и были специфическими пошлинами, т.е. начислялись исходя из веса, объема, меры, количества товара. Отдельные товары освобождались от уплаты пошлины [6].

Позднее, распоряжением президента Речи По-сполитой от 26 июня 1924 г., был введен в действие второй таможенный тариф Польши, который сохранил структуру предыдущего - в нем были те же 10 разделов и 217 позиций. Однако количество таможенных ставок было увеличено до 1600; ряд ставок таможенных пошлин был повышен по сравнению с предыдущим тарифом. Чтобы не допустить роста социального напряжения в обществе, были оставлены низкие ставки ввозных пошлин на товары первой необходимости для населения [2, с. 88; 10].

Третий и последний таможенный тариф в меж-военной Польше был принят распоряжением президента Речи Посполитой от 23 августа 1932 г. Он содержал новую товарную номенклатуру. Тариф разделялся на 20 разделов, 90 групп и 1275 позиций. Кроме того, в нем устанавливались две колонки ставок - высшие ставки для стран, торговля с которыми не регулировалась торговыми договорами, и низшие - для стран, заключивших с Польшей торговые договоры [2, с. 88; 9].

Товары, экспорт которых разрешался на основе устной декларации, вывозились через любые таможенные учреждения. Товары, экспорт которых осуществлялся на основе письменной декларации, вывозились исключительно через таможни 1-го класса. Оформление товаров в таможнях 2-го класса производилось в зимний период (с 1 октября по 1 марта) с 8 до 17 ч с часовым перерывом; а в летний период с 7 до 19 ч с двухчасовым перерывом. Для облегчения перехода границы туристами и жителями пограничной зоны помимо таможен 1-го и 2-го классов были созданы таможенные посты. Они подчинялись соответствующим таможням [7].

В соответствии с картой автомобильных дорог Польши по состоянию на 1939 г. (Мара samohodowa РокИ 1939 гаки) наибольшее количество международных транзитных путей Польши проходило через западноукраинские территории [4]. Таможен-

ная граница между Польшей и УССР, как известно, в соответствии с Рижским договором (1921 г.) устанавливалась по линии: вдоль железной дороги Олевск - Сарны - с. Мишаковка - устье р. Коряга - с. Милятин - г. Острог - р. Вилия - с. Ходоки - г. Билозорка - р. Збруч до р. Днестр [13]. Вдоль этой границы на международных автодорогах в населенных пунктах Острог, Подволочиск, Гусятин, Скала, Окоп Святой Троицы располагались таможенные пункты пропуска. Присоединение Румынией Буковины повлекло расширение двусторонних отношений Польши с этим государством и, соответственно, создание таможенных пунктов пропуска на общей границе между ними в Устях, Залещиках, Снятыне, Кутах. С Чехословакией, в состав которой в этот период входила современная Закарпатская область Украины, Польша имела таможенные пункты пропуска через границу в Слан-ках и Барвинке около Дукли.

В 1930 г. в Польше функционировала 61 таможня 1-го класса, 123 таможни 2-го класса и 20 таможенных постов [3]. К первому классу, к примеру, относились таможни в Перемышле, Черном Дунай-це, Лупкове, Сянках, Звардоне, Тарнове, Мушыне, Станиславове, Снятине-Залучье, Лавочном, Львове, Вороненках; ко второму - таможни в Чыжне, Барвинке около Дукли, Козацовце, Лысой Поляне, Недзице, Залещиках, Корбелове, Кутах, Юрдове.

Право на предоставление таможенных льгот имел министр финансов по согласованию с министром промышленности и торговли, а также министром земледелия и государственных земель. Льготы вводились соответствующими распоряжениями и осуществлялись в интересах общегосударственной промышленности и земледелия, полуфабрикатов, сырья.

В ноябре 1934 г. в последний раз до начала Второй мировой войны была утверждена организационная структура дирекции пошлин. Согласно распоряжению Совета Министров от 13 ноября 1934 г. «Об организации и сфере деятельности территориальных таможенных органов второй инстанции» и распоряжению министра финансов от 30 ноября 1934 г. «О полномочиях дирекций пошлин», дирекция пошлин разделялась на три отдела: общий, таможенный и счетно-кассовый.

Общий отдел включал в себя три подотдела -личный, хозяйственный и уголовный. В его функции входило решение личных, организационных и хозяйственных дел дирекции пошлин и подчиненных ей учреждений; рассмотрение проектов соглашений с предпринимателями относительно выполнения работ и доставок; ведение учета инвентаря; проверка хозяйственных счетов; соотнесение бюд-

жетных смет, которые относились к личным и вещественным расходам; улаживание финансовоуголовных дел, предусмотренных криминальным финансовым законом; руководство защитой финансовых интересов по финансово-уголовным делам в судах; надзор над производством уголовных дел в таможнях; представление выводов об ассигновании средств на награды за содействие разоблачению финансовых преступлений, а также контроль за надлежащим списыванием штрафов.

Таможенный отдел состоял из трех подотделов -таможенного дела, профессионального контроля, инспекционный - и осуществлял деятельность, связанную с контролем перемещения граждан и товаров через таможенную границу с проведением таможенного досмотра; проверял правильность оформления перемещения через таможенную границу товарных посылок; налогообложения и производства надлежащих таможенных и других платежей; а также выполнял контроль над взысканием обнаруженных недоборов.

Счетно-кассовый отдел проверял общую и финансовую деятельность дирекции пошлин и подчиненных ей учреждений; проводил систематическую финансовую проверку книг и кассовых документов; вел счет уплаты сборов, доходов и расходов, оборотных и депозитных сумм [5, 12].

Итак, Версальские договоренности возродили на политической карте Европы Польское государство, которое, опомнившись от военных событий, спешно создавало государственный аппарат. В 1919 г. осуществление таможенного дела относилось к компетенции Министерства финансов и финансовых органов. Очень простая и, очевидно, не слишком эффективная таможенная система вынуждала польское руководство к ее реорганизации. Именно поэтому начиная с 1920 г. и до начала Второй мировой войны таможенная система польского государства постоянно совершенствовалась. Весомым шагом вперед стало образование не только Таможенного департамента, но и дирекций пошлин с определенными зонами их деятельности. Такие дирекции пошлин стали средним и связующим звеном между Министерством финансов и таможнями, что дало возможность детальнее и оперативнее организовывать, координировать и контролировать подчиненные им таможни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зашкільняк Л.О., Крикун М.Г. Історія Польщі: Від найдавніших часів до наших днів. Львів: Львів. нац. ун-т ім. Івана Франка, 2002. 752 с.

2. Історія торгівлі, податків та мита: тези доповідей П’ятої між нар. наук. школи-семінару, Дніпропетровськ, 27-28 жовт., 2011 р. / Державна митна служба України, Академія

митної служби України [та ін.]. Киів: Ін-т історії України НАН України, 2011. 95 с.

3. Historia // Urz^d Celny (Baza Urz^dow Celnych). URL: http:// urz4dcelny.pl/historia (дата обращения: 05.01.2012).

4. Mapa samohodowa Polski 1939 roku (stan drog na 1939/40). Warszawa: nTR Kartografia, 2005.

5. Polska administracja celna w okresie mi^dzywojennym / M. Wozniczko // Monitor prawa celnego i podatkowego. URL: http://www.monitorc.pl/roczniki/1996/3-CEL.pdf (дата обращения: 09.12.2011).

6. Rozporz^dzenie Ministra Skarbu oraz Ministra Przemyslu i Handlu z dnia 4 listopada 1919 roku o taryfie celnej // Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1919. N 95. Poz. 510.

7. Rozporz^dzenie Ministra Skarbu z dnia 13 grudnia 1920 roku o post^powaniu celnem // Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1921. N 11. Poz. 64.

8. Rozporz^dzenie Ministra Skarbu z dnia 24 marca 1923 roku w przedmiocie organizacji i zakresu dzialania Dyrekcji cel na obszarze b. zaboru rosyjskiego i austrjackiego // Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1923. N 38. Poz. 258.

9. Rozporz^dzenie Prezydenta Rzeczypospolitej z dnia 23 sierpnia 1932 roku o ustanowieniu taryfy celnej przywozowej // Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1932. N 85. Poz. 732.

10. Rozporz^dzenie Prezydenta Rzeczypospolitej z dnia 26 czerwca 1924 r. w sprawie taryfy celnej // Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1924. N 54. Poz. 540.

11. Rozporz^dzenie Rady Ministrow z dnia 11 pazdziernika 1922 roku w przedmiocie ustanowienia Dyrekcji cel, jako okr^gowych wladz II instancji na obszarze b. zaboru rosyjskiego i austrjackiego. §6 // Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1922. N 91. Poz. 846.

12. Rozporz^dzenie Rady Ministrow z dnia 13 listopada 1934 roku o organizacji i zakresie dzalania okr^gowych wladz celnych II instancji. §2-5 // Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1934. N 104. Poz. 926.

13. Traktat pokoju mi^dzy Polsk^ a Rosj^ i Ukraine podpisany w Rydze dnia 18 marca 1921 roku. Art. 2 // Dzennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1921. N 49. Poz. 300.

14. Ustawa z dnia 31 lipca 1919 roku o tymczasowej organizacji wladz i urz^dow skarbowych. Art. 2 // Dzennik Praw Panstwa Polskiego. 1919. N 65. Poz. 391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.