Научная статья на тему 'ИЗБРАННЫЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ 1989 г.'

ИЗБРАННЫЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ 1989 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗБРАННЫЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ 1989 г.»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ,

ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

ИЗБРАННЫЕ АСПЕКТЫ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ 1989 г.

Д. Апанель Т. Малишевски

«Образование - это ценность, надежда и задание, а также важный инструмент развития общества и каждого человека.

Мы находимся в Польше и в Европе на пути к "обществу, которое учится".

Это наше право, обязанность и шанс.

Шанс также для человека, для которого судьба не была так добра, как для других»1.

Взрослые с ограниченными возможностями занимают в укоренившемся общественном сознании особое место, поскольку критерии взрослости связаны в основном со способностью самостоятельно функционировать в обществе. Способность создания семьи, профессиональная работа, самостоятельная жизнь и заработок, реализация других разнообразных потребностей, связанных с достигнутым возрастом - это задачи, с которыми, к сожалению, многие взрослые с ограниченными возможностями не могут справиться.

Как известно, в течение прошлого столетия наступила институционализация опеки над людьми с ограниченными возможностями, а интерес к ограничениям перестал быть связанным только с образованием детей школьного возраста и со временем начал проявляться также по отношению к взрослым с ограниченными возможностями. Такое изменение наблюдается во многих странах. Однако до девяностых годов XX в. в практике господствовали традиционные реабилитационные решения, основанные на системе социальной помощи. В Польше их главной институциональной формой стали дома социальной опеки (англ.: social assistance house), т. е. учреждения, которые согласно польским правовым положениям, предназначены для «оказания бытовых, опекунских, содействующих и образовательных услуг ... для лиц, нуж-

1 Ochonczenko H., Mitkowska G. Osoba niepetnosprawna w spotecznosci akademickiej. Krakow 2005. С. 9.

114

дающихся в круглосуточной опеке по возрасту, болезни или ограничениям, которые не могут самостоятельно функционировать в ежедневной жизни»1.

Существенные изменения в подходе поляков к проблематике взрослых с ограниченными возможностями начали происходить в период трансформации политической системы, начатой в 1989 г., когда стали реализовываться нормализационные и интеграционные концепции. Западноевропейский опыт, которым в то время стали интенсивно пользоваться, отчетливо показывал специфику взрослых людей с дисфункциями, особенно их неблагоприятную ситуацию в обществе и трудности в функционировании. В связи в этим в Польше появилось много работ, в которых дифференцировались общественная ситуация ребенка с ограниченными возможностями и взрослого человека с дисфункциями2 3. Начали разрабатываться отдельные, учитывающие специфику взрослых людей, пути их реабилитации, которые дифференцировались: в зависимости от вида, объема и последствий ограничений, имеющихся у конкретного взрослого человека. Эти пути, являясь в настоящее время индивидуализированными реабилитационными основами таких людей, включают не только разнообразные формы общего образования и профессиональной подготовки, но также элементы, выходящие далеко за пределы этой проблематики.

Демократизация общественной жизни, научно-технический прогресс, глобализационные изменения в последнюю четверть века привели в Польше ко многим изменениям в функционировании людей с ограниченными возможностями. Важную роль в этом сыграли также два других процесса, проходящие в польском обществе: социализация просвещения и продолжающееся внедрение в практику идеи образования в течение всей жизни. Многочисленные законодательные документы (например, Конституция Республики Польша, Закон о высшем образовании, а также принятая Польшей Всеобщая декларация прав человека) юридически гарантировали всем взрослым с ограниченными возможностями равные права на образование, какие имеются у обычных людей. Одной из самых важных предпосылок развития разных форм интегрированного и включенного образования взрослых с ограниченными возможностями было также участие Польши в мировой программе «Образование для всех», инициированной в 1990 г. ЮНЕСКО, главной целью которой является нивелирование и абсолютная ликвидация всех форм неравенства в

3

доступе к просвещению .

Одной из форм образования, влияющей на уровень нормализации жизни людей с ограниченными возможностями в Польше, становится все в большей мере высшее образование. Его получение регулирует «Закон о

1 Согласно данным Главного статистического учреждения Польши (GUS). Электронный ресурс: http://www.stat.gov.pl/gus/definicje_PLKJ-ITML.htm?id=POJ-5067.htm, дата доступа: 17-022014].

2 См.: Krause A. Integracyjne ztudzenia ponowoczesnosci. Krakow, 2000; Он же. Cztowiek nie-petnosprawny wobec przeobrazen spotecznych. Krakow, 2004; Pilecka W., Rutkowski M. Dziecko ze specjalnymi potrzebami w drodze ku dorostosc. Krakow, 2009.

3 Польский комитет по делам ЮНЕСКО. Электронный ресурс: http://www.unesco.pl/edukacja/edukacja-dla-wszystkich/ [Дата доступа: 17-02-2014].

115

высшем образовании» от 27 июля 2005 г.1 Высшие учебные заведения стремятся в настоящее время к выравниванию шансов доступа к образованию у студентов с ограниченными возможностями с одновременным сохранением такого же уровня предметной насыщенности занятий, как у обычных студентов. Поэтому с каждым годом растет количество студентов с ограниченными возможностями в вузах. Рапорт Главного статистического учреждения Польши (GUS) показал, что в 2011/2012 учебном году в польских вузах учились в общем 30249 студентов с ограниченными возможностями (среди них 16394 -на очных отделениях, 13855 - на заочных формах обучения)2 3.

Кроме возможности получить высшее образование, для людей с ограниченными возможностями организуются многочисленные программы, подготавливающие их к активности на рынке труда. Они проводятся разными подразделениями (например, региональной и местными службами занятости населения), а финансируются из средств Государственного фонда реабилитации людей с ограниченными возможностями. Чаще всего они имеют форму профессионального консультирования и разных форм обучающих курсов. В 2010-2012 гг. профессиональным консультированием воспользовалось около 50 тыс. взрослых с ограниченными возможностями3. Профессиональное консультирование и информирование касаются обычно выбора профессии, форм и возможностей профессионального совершенствования, определения места работы и участия в деятельности клубов труда, которых все еще очень мало. Они проводят курсы, разные формы практического обучения и индивидуальные занятия, задача которых - прежде всего подготовка к активному поиску работы. В занятиях клубов участвуют люди с ограниченными возможностями в возрасте 18-24 лет и «более» образованные, т. е. имеющие послелицейское или среднее профессиональное образование. Основным образовательным инструментом, повышающим шансы найти работу для лиц с ограниченными возможностями на открытом рынке труда, а тем самым улучшающим их социальную и жизненную ситуацию, уже много лет являются учебные курсы. Однако эти формы образования труднее в организации и дороже по сравнению с другими формами подготовки к профессии. Несмотря на то что их результаты, связанные с устройством на работу, гораздо хуже, однако этот способ обучения продолжает пользоваться в Польше большим спросом4.

Польская модель социальной и профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями предусматривает, кроме этого, четыре последовательных этапа на пути, ведущем к нормализации жизни этих людей: 1) практические занятия по трудотерапии; 2) предприятия профессиональной активности; 3) предприятия охраняемого труда; 4) открытый рынок труда.

1 Dziennik Ustaw RP (Дневник Законов РП) 2005, Nr 164, poz. 1365, с изменениями, см.: Ustawa z dnia 18 marca 2011 r. o zmianie ustawy - Prawo o szkolnictwie wyzszym, Dziennik Ustaw RP 2011, nr 84, poz. 455.

2 GUS. Szkoty wyzsze i ich finanse w 2011 r. Warszawa, 2012.

3 Golinowska S. Integracja spoteczna osob niepetnosprawnych. Ocena dziatan instytucji Warszawa, 2004. С. 58.

4 Там же. С. 60-62.

116

Два первых этапа были созданы как переходные формы занятости для тех людей с ограниченными возможностями, выход которых на «нормальный» рынок труда требует определенной подготовки в области знаний и умений, а также моделирования позиций, но уже не в школьной среде, а на рабочем месте. Два следующих этапа в то время, когда начинали создавать рыночную экономику, оказались в польской модели общественного и профессионального функционирования людей с ограниченными возможностями, сложившейся в 90-е гг. XX в., решениями, исчерпывающими проблему подготовки рабочих мест для этой группы лиц. Однако, к сожалению, на обоих этих этапах со временем сформировались решения, имеющие скорее коммерческий, чем социальный характер. Поэтому нам кажется, что форму этих решений следует в ближайшее время еще раз пересмотреть и переопределить.

Активную деятельность в области инклюзивного образования взрослых с ограниченными возможностями ведут также неправительственные организации. Они организуют школы, центры дополнительного обучения, а также многочисленные курсы. Однако, как нам кажется, таких общественных субъектов, специализирующихся на работе также взрослых поляков с ограниченными возможностями еще очень мало по сравнению с постоянно растущими потребностями1. Не следует также забывать, что в настоящее время в Польше образование взрослых с ограниченными возможностями проходит вне институциональной формы обучения и принимает формы ситуационного обучения2.

1 См.: Mokrzyszewski A., Post B., Sikorska J., Instytucje i organizacje wspierajqce osoby nie-petnosprawne w Polsce. Diagnoza i propozycje zmian. Warszawa, 2002.

2 Malec M. Spoteczne konstruowanie (nie)petnosprawnosci; Maliszewski T., Zerko J. Edukacja dorostych wobec spotecznego wykluczenia: przesztosc i terazniejszosc. Warszawa-Gdansk, 2012. С. 264.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.