Научная статья на тему 'Традиции и трудности непрерывного образования в Польше'

Традиции и трудности непрерывного образования в Польше Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и трудности непрерывного образования в Польше»

ТРАДИЦИИ И ТРУДНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ

Е. Падешович

Непрерывное образование - это процесс постоянного повышения квалификации в области общего и профессионального образования. Таков принцип современной системы образования, гласящий, что образование продолжается всю жизнь человека и заключается в обновлении, расширении и углублении его общей и профессиональной квалификации. Продвигаемая ЮНЕСКО концепция непрерывного образования перечёркивает господствующий ранее принцип деления человеческой жизни на период подготовки к жизни с помощью образования, период работы и период взрослого участия в обществе. В то же время она объединяет задачи школьного образования с задачами внешкольного (послешкольного) образования. По этим причинам концепция непрерывного образования влияет на современную школьную систему, особенно на цели, содержание, методы и организацию школьной работы. Лично я впервые столкнулся с концепцией непрерывного образования во время учёбы. Я не знал, как это называется с научной точки зрения. Судя по моим наблюдениям, непрерывное образование может проводиться в разных формах, а диапазон предложений по нему очень широк. Помимо учреждений, организующих непрерывное образование, возможно и самообразование, которое я считаю самой важной частью этого процесса. Самообразование - это процесс получения образования, содержание и условия которого определяются человеком самостоятельно. Самообразование достигает оптимального уровня, когда становится постоянной жизненной потребностью человека.

Непрерывное образование появилось в 60-х гг. XX в. и стало определяющим направлением в образовании и его развитии. Одной из наших жизненно важных потребностей является тяга к самоусовершенствованию, а непрерывное образование даёт нам такую возможность.

Говоря о традициях непрерывного образования, нельзя не вспомнить об эпохе Возрождения, когда велась дискуссия о необходимости и возможности послешкольного образования. Говорилось о необходимости в непрерывном усовершенствовании и развитии человека даже после окончания школы и академии. В своей книге «О школах, сиречь академиях» педагог Симон Ма-рициус сказал, что: „стыдиться того, что вы чего-то не знаете, не следует ни в каком возрасте, потому что страсть к науке и тяга к ней школьными днями не ограничивается, а продолжается всю жизнь; учиться лучше поздно, чем никогда». Это утверждение идеально вписывается в концепцию непрерывного образования. В педагогической литературе можно найти много публикаций об образовании для взрослых. Но по мере развития педагогики очень многие понятия меняют свой смысл. В начале XXI в. произошла переоценка существующих концепций и им было придано более широкое значение. Перед непрерывным образованием стоят несколько целей, наиболее важными из которых являются: (а) содействие пониманию современных проблем, в которых нам часто помогают средства массовых информаций, особенно Интернет

296

и телевидение; (б) воспитание сознательного уважения к окружающей среде; (в) развитие уважительного отношения к культурному и нравственному многообразию; (г) развитие умения организовывать своё свободное время;

(д) развитие способности пользоваться различными источниками знания;

(е) развитие умений и навыков самообразования. Такие навыки следует приобретать как можно раньше, ещё на этапе начального образования.

Непрерывное образование можно также считать одним из способов предотвращения безработицы, потому что благодаря постоянному приобретению знаний, умений и навыков мы имеем возможность найти применение своим потенциальным способностям на рынке труда. Развивая непрерывное образование, очень важно предусмотреть формы учёбы для людей «третьего возраста». Университеты для «третьего возраста» дают пожилым людям возможность осуществлять свои планы и развивать интересы. Приятно осознавать, что страна не выбрасывает пожилых людей на обочину жизни, а создаёт им возможности для дальнейшего развития. В Японии в школах для взрослых есть классы физкультуры и рисования. В Польше ничего подобного нет, а жаль, потому что введение таких занятий придало бы системе непрерывного образования более комплексный и многосторонний характер. Для непрерывного образования требуется большое самообладание и самодисциплина. Всем нам пора понять, что непрерывное образование - это будущее образования, и наше польское общество постепенно становится обучающимся обществом.

Нет такого возраста, в котором образование было бы невозможным или бесполезным. Оно полезно всегда, и каждое знание влечёт нас к новым открытиям и достижениям. Я бы сравнил его со ступеньками лестницы: каждая новая идея - это следующая ступень. Мы поднимаемся по этой лестнице всю свою жизнь.

Список литературы

1. Aftanski A. Wspotczesna edukacja dorostych- przemiany, wyzwania i oczekiwania, Nowa

Edukacja Zawodowa. - 2005. - № 3.

2. C^celek G. Ksztatcenie i doskonalenie dorostych w zmieniaj^cej si§ rzeczywistosci

edukacyjnej // Edukacja Dorostych. - 2005. - № 4.

3. Okon W. Stownik pedagogiczny, Warszawa, 1981.

4. Potturzycki J. Tendencje rozwojowe ksztatcenia ustawicznego, Warszawa, 1981.

5. Potturzycki J. Dydaktyka dorostych, Warszawa, 1991.

6. Potturzycki J. Tradycje, osiqgni^cia i kierunki rozwoju szkolnictwa dla dorostych //

Terazniejszosc i przysztosc edukacji dorostych (red. T. Aleksander), Torun, 1997.

Работа написана под руководством доктора философии Евы Кула

297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.