педагогические науки
Грохотова Екатерина Вячеславовна СЛОЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ...
УДК 37:004:316.37-053.88 DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0018
СЛОЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
© 2019
Грохотова Екатерина Вячеславовна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Сибирский государственный университет путей сообщения (630049, Россия, Новосибирск, улица Дуси Ковальчук, 191, e-mail: nev@ro.ru) Аннотация. На протяжении долгих лет информационное неравенство по отношению к представителям третьего возраста усугублялось, все больше изолируя представителей данной группы от социального участия в общественной жизни. Современное сочетание информационной инфраструктуры с общепринятым преобразованием знаний, созданных в отношении образования пожилых людей, как совершенно новой области активности, становится доступным независимо от возраста. Последние десять лет по всем регионам нашей необъятной родины, активно ведутся мероприятия по киберсоциализации людей третьего возраста, в рамках которых проводится обучение компьютерной грамотности пожилых людей. В соответствии с социальной осведомленностью, количество желающих пройти обучение стремительно растет, образование в этом контексте, имеет максимальное расширение потенциала группы получателей данного вида образования, что означает, с одной стороны, реальные социальные ожидания в отношении так называемых образовательных услуг, с другой стороны, создает проблему доступности образования. К сожалению, система постоянного образования не была создана в России изначально, не хватает практических решений, позволяющих получить доступ к образованию в любом возрасте, в этом мы схожи с Польшей, где сложилась аналогичная ситуация. Сегодня как никогда становится актуален модульный подход к получению образовательной услуги данной категорией граждан предоставляющий им не только компетенции, но и признанные сертификаты, подтверждающие их знания. Именно поэтому в настоящее время создание Университета третьего возраста является единственным решением, чтобы изменить нынешнюю ситуацию в вопросе о переосмыслении образования для пожилых людей и современном его восприятии общественностью.
Ключевые слова: грамотность компьютерная, дискриминация по возрасту, интернет среда, информационные технологии, киберсоциализация, культура, образование пожилых, пенсионер, пожилые люди, старость, третий возраст, университеты третьего возраста, эйджизм, электронная среда.
THE COMPLEXITY OF THE EDUCATION OF THIRD AGE PEOPLE IN RUSSIA AND ABROAD
© 2019
Grokhotova Ekaterina Viacheslavovna, competitor of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences Siberian State University of Railway Engineering (630049, Russia, Novosibirsk, Dusi Kovalchuk street, 191, e-mail: nev@ro.ru) Abstract. Over the years, information inequality in relation to the third age has deepened, increasingly isolating members of this group from social participation in public life. The current combination of information infrastructure with the generally accepted transformation of knowledge created with regard to education for older persons as a completely new area of activity becomes available regardless of age. The last ten years in all regions of our vast country, actively carried out the activities of cybersocialization of the people of the third age, in which training of computer literacy of older people. In accordance with social awareness, the number of those wishing to study is growing rapidly, education in this context has the maximum expansion of the potential of the group of recipients of this type of education, which means, on the one hand, real social expectations in relation to the so-called educational services, on the other hand, creates the problem of access to education. Unfortunately, the system of permanent education was not created in Russia initially, there are not enough practical solutions to gain access to education at any age, in this we are similar to Poland, where there is a similar situation. Today more than ever becomes relevant modular approach to obtaining educational services for this category of citizens providing them not only competence, but also recognized certificates confirming their knowledge. That is why the establishment of the University of the Third Age is now the only solution to change the current situation in the question of rethinking education for the elderly and its modern perception by the public.
Keywords: computer literacy, age discrimination, Internet environment, information technology, cyber socialization, culture, education of the elderly, pensioner, elderly, old age, third age, universities of the third age, ageism, electronic environment.
За последние 20 лет в результате современных процессов модернизации и цифровизации переопределены все элементы социального пространства. В результате этих преобразований и технологических возможностей создается новая социальная реальность. Эти переходы связаны с одной стороны с медленным исчезновением линейного мышления, при котором письменность имела огромное значение. С другой стороны, этот процесс связан с традиционными способами сбора и хранения знаний. Интерактивность современного мира (как онлайн, так и в автономном режиме) вынуждает появляться новые поколения системы массовой коммуникации. Вместе с развитием информационной инфраструктуры, появляются новые направления, ориентированные на создание более качественной модели образования ориентированной на широкий круг лиц.
Как никогда становятся актуальными мероприятия по киберсоциализации людей третьего возраста. Термин киберсоциализация или виртуальная компьютерная со-
циализация был введен в обиход В.А. Плешаковым в 2005 году, с тех пор данный термин не раз претерпевал изменения и на сегодняшний день под ним подразумевается многоаспектный процесс, связанный с компьютерными технологиями и всемирной глобальной сетью Интернет [1]. В свою очередь социализация личности в киберпространстве - это процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности [2].
Новые технологии преобразовывают не только нашу окружающую среду, но и помогают переоценить нашу нынешнюю профессиональную квалификацию. Компетенции, приобретаемые в период обучения с течением времени ослабевают и мало помогают не только в профессиональной карьере, но и в повседневной жизни. Все чаще и чаще, люди независимо от их возраста и положения испытывают потребность в новых знаниях и
Grokhotova Ekaterina Viacheslavovna
THE COMPLEXITY OF THE EDUCATION ..
pedagogical sciences
умениях, с дальнейшей целью реализоваться в жизни и в частности быть востребованными на рынке труда.
Россия, как и большинство развитых стран, столкнулась с проблемой старения населения, число пенсионеров ежегодно увеличивается, соответственно, если не предпринимать никаких мер, то проблема будет только нарастать. В связи с этим перед государством и обществом возникла необходимость пересмотра политики в отношении данной категории граждан, которая по настоящее время рассматривалась чаще, как финансовая нагрузка на общество и государство. Современные пенсионеры и люди предпенсионного возраста значительно отличаются по своим культурным и мировоззренческим характеристикам от своих предшественников недавнего прошлого. Достигнув определенного возраста, многие из этих людей не одобряют стереотипный образ пожилого гражданина (больного, слабого, неэффективного) и, следовательно, пытаются предпринять некоторые действия по изменению своего имиджа в социальном сознании, они иначе воспринимают свой возраст, не желая снижать степень своего участия в социальной и культурной жизни общества. Современные пенсионеры не готовы мириться с отведенной им ролью пассивных созерцателей и желают продолжать активное освоение возможностей нового мира [3].
В настоящее время, в Госдуме РФ рассматривается вопрос, о постепенном повышении возрастного ценза будущих пенсионеров обоих полов до 65 лет, но данное увеличение влечет проблему, нехватки рабочих мест. В свою очередь современные информационно-коммуникационные технологии позволяют превратить пенсионеров в продуктивный слой населения, а также объединить их в важный информационный ресурс общества. На сегодняшний день, во всех городах нашей необъятной Родины, набирают популярность курсы компьютерной грамотности для людей третьего возраста. Осуществляются несколько десятков региональных проектов по всей стране, реализуемые органами исполнительной власти субъектов РФ, в ходе которых проводятся мероприятия по созданию условий для организации и проведения компьютерных курсов для пенсионеров. Умение пользоваться компьютером, знание его простейших функций, а также освоение виртуального пространства - это те необходимые навыки, упрощающие способность ориентироваться в информационном потоке, который присутствует сегодня в нашей жизни, значительно повышая ее качество [4].
Следует отметить, что теория образования взрослых делает лишь первые шаги. Разрабатывается терминология, формулируются основные принципы, обобщается практический опыт, преодолевается поверхностный взгляд на проблему в целом. Появление новых терминов в терминологической сетке, задают терминологические рамки старости, например эйджизм, медленно меняет свое повествование. Р.Н. Батлер, который представил этот термин, указывает на существование множества мнений, прогнозов или стереотипов, определяющих образ пожилого человека в зависимости от его календарного возраста [5].
Однако компетентная модель старости включает в себя два основных элемента: ответственность пожилых людей за себя и умение справляться с трудностями. Важной частью этой модели является самообразование, сокращая расстояние до повседневных реалий и составляя определенную основу для создания условий и возможностей непрерывного образования на протяжении всей жизни, включая обучение в старости [6]. Старость - естественный этап завершения взрослой жизни, который в отличие от детства и юности является более длительным временным периодом. Поэтому так важно переживание старости в процессе активного старения, которое не только улучшает качество жизни, но и учит сознательному контролю.
Концепция активного старения появилась в 1960-х
годах, под ней понималось «поддержание физической формы и профессиональной трудоспособности как можно дольше» [6].
В более широком понимании, концепция активного старения, представляет собой своего рода рабочую стратегию, где пожилые граждане принимают активное участие в социально-культурной и экономической жизни локально. Среди многих условий, определяющих качество жизни пожилых граждан, можно выделить не только их права, включая право на непрерывное образование, но также и обязанности - воспользоваться предоставленными шансами на образование [7]. Таким образом, концепция активного старения интегрируется с образовательной активностью пожилых людей, что позволяет пожилым гражданам обогатить их знание мира, расширить интересы и открыть новые возможности, а также переосмыслить полученный жизненный опыт.
«Учимся быть», так звучало название доклада Эдгара Фора сделанного им в 1972 году, где им было представлено четыре основных направления для дальнейшего развития образования будущего. Остальные компоненты - «научиться делать», «научиться знать» и «учимся жить дальше», в совокупности эти четыре компонента определяют направление изменений в отношении обучения в течение всей жизни [8]. Ссылки на эти четыре компонента из доклада Эдгара Фора, спустя много лет свидетельствуют о том, что они не потеряли всей важности по отношению к образованию пожилых людей. В качестве теории автор доклада предполагал всеобщий доступ к образованию независимо от возраста, ведь проводимая с пожилыми людьми просветительская деятельность не только противодействовала социальной изоляции, но и крепило их независимость и автономию, что представляет собой особое средство для счастья. Поскольку «участие в образовательных программах и предприятиях имеет терапевтическое значение для пожилых людей, позволяя им сохранить интеллектуальные способности, которые в свою очередь влияют на биофизические процессы старения» [9]. В этой связи образование, ориентированное на пожилых людей должно занять свое место, в концепции непрерывного образования (к людям, которые больше не подвергаются традиционным учебным процессам). Компонент «учиться жить» в контексте непрерывного обучения не означает навязывание каких-либо жестких функциональных форм воспитания пожилых людей, в том числе его институционализацию, наоборот, он способствует дальнейшей интеграции пожилых людей в общество.
«Сегодня, не только молодежь против традиционного способа накопления знаний, все указывает на необходимость изменений в этой области, что, в конечном счете, позволит создать современные рабочие места, а также вписать в образовательный процесс людей, которые находятся в стадии, так называемой «поздней зрелости». В то же время, эти социальные ожидания создадут довольно специфические воспитательные поведения, которые послужат отражением общепринятой глобализации потребления и культуры» [10]. В данном контексте под информационным обществом понимаются получатели образовательных услуг, которые в свою очередь ожидают новую модель образования, способную бросить вызовы дальнейшей жизни вне зависимости от их возраста. Однако должна измениться, не только роль образования, но и его восприятие. Вследствие этого, образование в XXI веке должно выходить за рамки модели образования сформированного в конце прошлого века, начиная с цифровых технологий, которые «вторгаются не только в нашу жизнь, но и в нас самих» [11].
Многомерность образования отражается в дальнейших попытках переосмысления понятия и становление специфической структуры моделирования, позволяющей произвести перестановку ранее созданной теоретической конструкции в определенные практические решения. Пожилые люди, в данном случае выступают
педагогические науки
Грохотова Екатерина Вячеславовна СЛОЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ...
элементом, инициирующим эти изменения.
Жаком Делором была обозначена необходимость перечитывания концепции образования и институциональное измерение науки путем устранения определенных временных и пространственных рамок [12]. По словам Ж. Делора, образование является основным фактором, независимо от возраста, в этом контексте образование пожилых граждан приобретает новый смысл, где стереотип, что образование, является заключительным этапом, означающим получение сертификата (диплома) уже в прошлом. Однако будущее образование, прежде всего, сталкивается с реальными социальными потребностями от постоянно меняющихся условий, в которых общество должно найти себя (общество, которое воспринимает знания как источник инноваций и информации, даже нематериальной). Образование должно стать открытым к изменениям и гибким при создании определенных образовательных моделей, учитывая потребности индивида в желании найти себя в процессе собственной идентичности.
За последние 10 лет в России наметился прорыв в данном вопросе, наблюдается заинтересованность государства в повышении компьютерной грамотности пенсионеров, обращающихся в учреждения дополнительного образования для повышения своей информационной компетентности. Россия, перенимая опыт зарубежных коллег, стала больше уделять внимания мобильности отдельных групп населения и их досугу, в том числе людям «третьего возраста», которых традиционно называют пенсионерами. В течение нескольких последних лет образовательные учреждения и общественные организации принимают участие в реализации мероприятий по обучению этой категории граждан. Высшие учебные заведения также организовывают на своей базе курсы компьютерной грамотности ориентированные на пожилых людей, перенимая опыт других стран в вопросе создания Университетов третьего возраста. Стоит отметить, что существует международная Ассоциация университетов третьего возраста, в нее входят более 60 стран мира, каждые два года проводится Международный конгресс, на котором поддерживаются проекты развития и сотрудничества образования в третьем возрасте. Также с 1997 года существует Организация WorldU3A, которая занимается поддержкой развития данного образования. «Университеты третьего возраста могут создаваться и управляться университетами и активировать пожилых граждан, но также могут работать под патронаж ассоциаций и фондов, различных заведений культурного характера, например библиотеки или местные центры культуры, также учреждения по уходу, включая детские сады, центры социальной помощи и им подобные» [13]. Стоит отметить, что Университет третьего возраста оказал важную роль в образовательном пути, отведенном пожилым людям во многих странах, например во Франции, в Бельгии, в Испании, Канаде и других странах мира.
Существуют две модели обучения пожилых людей: французская и английская. Французская модель фокусируется на образовании пожилых людей в университетах, в то время как английская модель сосредоточена на использовании общественных и частных пространств. Согласно первой модели, обучаемые посещают лекции в университетах совместно с местными образовательными группами по принципу политики открытых дверей. Первый университет третьего возраста, в основу которого легла французская модель, был основан в Тулузе по инициативе Пьера Велласа [14]. Идея концепции Университета третьего возраста была тесно связана с неформальным образованием на академическом уровне. Ссылка на университет в названии повысила значимость проводимой образовательной инициативы в глазах общественности. Вскоре во Франции появились подобные центры. Например, при Университете в Ницце и университете в Кане. Со временем это образовательное реше-
ние, получателями которого были пожилые люди, были переведены в Бельгию и Швейцарию. Так в 1975 году ради образования пожилых людей было основано динамично развивающееся движение, которое в последствии стало Международной ассоциацией университетов третьего возраста [15].
В том же 1975 году был основан первый университет третьего возраста в Польше, благодаря инициативе Галины Шварц в рамках Аспирантского центра медицинского образования в Варшаве [16]. Однако по настоящее время в Польше сохранен некоторый стереотипный способ восприятия образования в отношении пожилых людей, в основе которого лежит британская модель, базирующаяся на использовании общественных и частных пространств. Британская модель, также названная Кэмбриджской моделью, относится к так называемой самопомощи, в которой образование имеет больше практический характер, где используется жизненный опыт людей с похожими проблемами, а не бросающий интеллектуальный вызов на расширение горизонтов ов-ладеваемых знаний. Несмотря на то, что эта модель более демократична, не всем пожилым людям она близка
[17].
В цифровую эпоху традиционная модель университетского обучения, постепенно забывается, те специфические микрокосмы университета, в котором были магистры, и знания в «мир книг» перестали удовлетворять потребности современного общества. Одновременно с этим система образования больше не ассоциируется с традиционной профессиональной подготовкой. «Процесс обучения всегда имеет индивидуальный и биографический характер (...) однако в обществе, где человек получил свободу на то, что он хочет узнать, и как он хочет овладеть этими знаниями, становится ключевым фактором современного образования взрослых»
[18]. Таким образом, пожилые люди имеют абсолютное право к такому образованию, и здесь им на помощь приходит политика открытых университетов. Создание концепции Открытого университета - это самый главный ответ на все требования общества, которому необходимо институциализированное образование, позволяющее учиться на протяжении всей жизни. Открытый университет включает определенные правовые нормы, подтверждающие приобретенные знания и компетенции, позволяя при этом создать более качественные образовательные услуги, направленные на различных слушателей, тем самым оправдать их надежды. Речь идет как об обновлении знаний, так и об их обогащении, а главное о доступности на любом жизненном этапе. Открытый университет идет в тесной связке с асинхронным обучением, которое так популярно за рубежом. Модель обучения в рамках асинхронного образования - это изменившийся контекст функционирования образования, позволяющая получать знания в любом месте и в любое время. Современные информационные технологии в процессе обучения - это всегда шанс для пожилых людей, которые не всегда имеют возможность лично принять участие в лекциях, например, из-за их проблем со здоровьем, получить образование. Асинхронное образование становится образованием будущего, ориентированным на людей третьего возраста, позволяющее принимать участие в интернет-дискуссиях или аудиовизуальных конференциях [19]. Дополнительное преимущество асинхронного обучения это возможность непосредственного доступа к учебным материалам и возможность многократного их использования, именно поэтому для пожилых людей, асинхронное обучение может оказаться чудесным инструментом, позволяющим повторить учебный материал неограниченное количество раз.
Стоит отметить, что асинхронное образование, на данный момент, популярно только среди молодежи. Реальность такова, что большая часть представителей третьего возраста попросту не умеют пользоваться ком-
Grokhotova Ekaterina Viacheslavovna
THE COMPLEXITY OF THE EDUCATION ..
pedagogical sciences
пьютером и весьма далеки от цифровых технологий. В любом случае изменения, в том числе и в сфере образования неизбежны и должны они произойти в довольно короткие сроки. Ведь если этого не произойдет, то мы так и останемся в «эпохе мела, доски и указки». Именно поэтому так важна роль столь социально значимого проекта, как курсы компьютерной грамотности, ведь освоение компьютера - это только первый шаг к асинхронному образованию. Поэтому так важно создать ряд приложений для пожилых граждан, позволяющих максимально быстро овладеть навыкам работы с компьютером, чтобы в дальнейшем дистанционно овладевать всеми необходимыми компетенциями, в которых они нуждаются [20]. Современные пенсионеры хотят развиваться, и наша задача помочь им в этом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Том 16. С. 15-18.
2. Мудрик А. В. Социализация человека. — М.: Академия, 2006 — С.247-248.
3. Грохотова Е. В. Обучение основам компьютерной грамотности людей третьего возраста: проблемы и пути решения //Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования, 2018. №2 (4). С. 42-47.
4. Грохотова Е. В. Особенности обучения компьютерной грамотности людей старшего поколения //Интернаука: науч. журнал. 2018. №9 (43). С. 12-14.
5. Butler, R. N. (1975). Why Survive?: Being Old in America. New York, NY: Harper & Row.
6. Malec, M. (2011). Poszukiwanie recepty na starosc - wyzwaniem dla edukacji doroslych. Refleksja nad uczeniem siç starosci przez cale zycie [Search for recipes for old age — a challenge for adult education: Reflection on the learning age throughout life]. In M. Malec (Ed.), Edukacyjne, kulturowe i spoleczne konteksty.
7. Jurek, L. (2012a). Aktywne starzenie siç jako paradygmat w poli-tyce spolecznej [Active ageing as a paradigm in social policy]. Polityka Spoleczna. (3), 8—12.
8. Faure, E., Herrera, F., Kaddoura, A.-R., Lopes, H., Petrovsky, A. V., Rahnema, M., & Ward, F. C. (1972). Learning to Be: the World of Education Today and Tomorrow. London: UNESCO, Harrap.
9. Richert-Kazmierska, A., & Forkiewicz, M. (2013). Ksztalcenie osob starszych w koncepcji aktywnego starzenia siç [Training of older people in the concept of active ageing]. In A. Rqczaszek & W. Koczur (Eds.), Problemy edukacji wobec rozwoju spolecznogospodarczego [Problems of education towards socio-economic development] (pp. 127—139). Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu Ekonomicznego.
10. Bednarek, J. (2012). Multimedia w ksztalceniu [Multimedia in Education]. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN.
11. Franus, E. (1998). Wstçp [Introduction], Haraway, D., Manifest cyborga [Cyborg manifesto]. Magazyn Sztuki. (17), 1.
12. Delors, J., & et al. (1996). Education: The Treasure within: Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century: Highlights. Paris: UNESCO Publishing.
13. Klimczuk, A. (2012). Kapital spoleczny ludzi starych na przykladzie mieszkancow miasta Bialystok [The social capital of old people on the example of inhabitants of the city of Bialystok]. Lublin: Wydawnictwo Wiedza i Edukacja.
14. Vellas, P. (1974). Université du troisième âge [University of the Third Age]. Toulouse: Échanges internationaux et développement.
15. Steuden, S. (2011). Psychologia starzenia siç i starosci [Psychology of ageing and old age]. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN.
16. Szwarc, H. (Ed.). (1995). Uniwersytet Trzeciego Wieku w Warszawie [University of the Third Age in Warsaw]. Warszawa: Uniwersytet Trzeciego Wieku przy Centrum Medycznym Ksztalcenia Podyplomowego.
17. Rivard-Lacroix, C. (2009). Université de Troisième Age au Quebec et ailleurs [Third Age University in Quebec and elsewhere]. Retrieved from www.aeutaq.ulaval.ca/fileadmin/Documents/UTA_Presentation _ppt/Site_ UTA_PowerPoint_compresse.pdf
18. Solarczyk-Ambrozik, E. (2014). Oswiata doroslych w zmieniajqcej siç rzeczywistosci - miçdzy nowoczesnosciq a postmodernizmem [Education of adults in the changing reality— between modernity and postmodernism]. In W. Ambrozik (Ed.), Edukacja. Uniwersytet. Oswiata doroslych. Studia z pedagogiki ofiarowane Profesorowi Kazimierzowi Przyszczypkowskiemu [Education, university, adult education: Study of the education offered to Professor Kazimierz Przyszczypkowski] (pp. 268— 146 281). Poznan: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza.
19. Juszczyk, S. (2003). Ksztalcenie asynchroniczne [Asynchronous learning]. In T. Pilch (Ed.), Encyklopedia Pedagogiczna XXI 144 wieku [The twenty-first century pedagogical encyclopaedia], t. 2 (pp. 862—866). Warszawa: WydawnictwoAkademickie "Zak".
20. Грохотова Е. В. Особенности обучения компьютерной грамотности людей старшего поколения // Интернаука: научный журнал, 2018. №9 (43). С. 12-13.
Статья поступила в редакцию 26.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019