Научная статья на тему 'Концепция непрерывного образования как фактор повышения качества жизни в третьем возрасте (на примере организации образования в Польше)'

Концепция непрерывного образования как фактор повышения качества жизни в третьем возрасте (на примере организации образования в Польше) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ / EDUCATION OF THE ELDERLY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ / INTELLECTUAL ACTIVITY OF THE ELDERLY / ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / THIRD AGE / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Злата Викторовна, Беловол Елена Владимировна, Грэнвальд Мария, Сегень Войцех

Статья посвящена проблеме образования в третьем возрасте. Рассматривается концепция непрерывного образования и ее реализация в странах Западной Европы. На примере Польши анализируется ситуация создания и развития университетов третьего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of Lifelong Education as a Factor of Life Quality Improving for Third Age People (by the example of Education in Poland)

The problem of the third age people’s education is considered in the article. The conception of lifelong education as well as its realization in Western European countries is analyzed. The situation of creating and developing universities for the third age people is examined by the example of Poland.

Текст научной работы на тему «Концепция непрерывного образования как фактор повышения качества жизни в третьем возрасте (на примере организации образования в Польше)»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ (на примере организации образования в Польше)*

З.В. Бойко1, Е.В. Беловол2, Мария Грэнвальд3, Войцек Сегень3

кафедра управления сестринской деятельностью

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198

2Кафедра психологии развития Московский педагогический государственный университет ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991

3Кафедра исследования детства и школы Институт Педагогики Гданьский Университет ул. Бажинскего 4, Гданьск, Польша 80-952

Статья посвящена проблеме образования в третьем возрасте. Рассматривается концепция непрерывного образования и ее реализация в странах Западной Европы. На примере Польши анализируется ситуация создания и развития университетов третьего возраста.

Ключевые слова: образование пожилых, интеллектуальная активность в пожилом возрасте, третий возраст, качество жизни.

Концепция непрерывного образования предполагает повышение квалификации в течение всей жизни, включая пожилой возраст. В рамках данной концепции в последние десять лет в России стали появляться учебные заведения и общественные организации, предлагающие свои образовательные программы для пожилых людей.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-06-00974.

В настоящее время Россия переживает демографический кризис. При низком уровне рождаемости средняя продолжительность жизни в последние годы увеличилась, в связи с чем доля пожилых людей в возрастной структуре населения выросла. Как правило, после выхода на пенсию в России у пожилых людей меняется ритм и образ жизни, появляется больше свободного времени. Вовлечение пожилых или людей третьего возраста в активную творческую деятельность способствует повышению качества их жизни. Реализация познавательных способностей в вербальной и невербальной сферах способствует более длительной сохранности интеллекта, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние и на психологическое здоровье пожилых людей [1].

Вовлечение пожилых в творческую деятельность, привлечение их к участию в образовательных программах часто связано с необходимостью изменения существующих представлений в обществе о процессе старения и старости. В России исторически этот период жизни человека воспринимался как период дожития, связанный с физической и интеллектуальной немощью и болезнями [3]. Изменившаяся социально-экономическая и демографическая ситуация неизбежно должна привести к трансформации представлений о пожилом возрасте и старости.

В Европе с проблемой старения населения столкнулись раньше, чем в России. Начиная со второй половины ХХ в., проблема старения населения стала одной из наиболее актуальных проблем западноевропейского общества. В разных странах стали создаваться учебные заведения для пожилых людей. В связи с этим изучение европейского опыта в сфере образования в третьем возрасте с последующей возможностью его использования представляет интерес для российских исследователей.

Идея создания университетов третьего возраста тесно связана с цивилизаци-онными изменениями, которые произошли в Европе во второй половине ХХ в. Речь идет об изменениях в функционировании обществ Западной Европы не только на экономическом, социальном, но также политическом поле. Университеты третьего возраста появились в связи с довольно интенсивной трансформацией капиталистической экономики эпохи поздней индустриализации в постиндустриальную модель. Новая экономическая и технологическая модели стали доминировать в 1980-е гг., а в 1990-х привели к изменениям на уровне организации общества. Появились новые способы управления риском, новые методы исследования роли человека в мире, новые современные информационные технологии [4].

Согласно А. Гидденсу, в конце ХХ в. в Европе появилась новая форма организации общества, которая называется рефлексивным обществом [8]. Одним из главных отличий этой формы организации общества стал новый, свойственный этой эпохе статус науки и знания. Для рефлексивного общества характерно развитие нового типа знания — экспертного знания [5]. В этом обществе отсутствует единый источник неопровержимого знания и авторитета, провозглашающего истину ex cathedra. Появились системы экспертного знания, которые находятся в состоянии постоянной дискуссии между собой или даже конфликта.

Именно поэтому в новом контексте особенно значимым стал процесс образования, называемый обучением в течение всей жизни (lifelong education). С этим понятием связаны новые требования, которые поставлены перед гражданами стран, перешедших на сторону постмодерна. Сами граждане этих стран вынуждены подстраиваться под все новые, меняющиеся условия работы, принимать новые решения и делать выбор, а также адаптироваться к новым и неустойчивым стандартам знания [7].

Может быть, самым главным фактором, влияющим на формирование потребностей в получении новых знаний, у граждан развитых стран является фактор непрерывного экономического и социального соревнования. Оказалось, что самой правильной стратегией функционирования в условиях глобализации экономики является создание новой модели образования [2].

Процесс образования перестал восприниматься как ограниченный этап жизни, заканчивающийся в раннем взрослом возрасте.

Новое понимание процесса образования предполагает представление о том, что образование — это постоянный процесс, не ограниченный рамками определенного жизненного периода. Такой подход определяет его как процесс, который в жизни человека не заканчивается однажды раз и навсегда. Сегодня становится понятно, что изменение подхода к образованию повлияло прежде всего на изменение подхода к высшему образованию. Вместе с распространением позднего модерна как модели организации общества оказалось, что возможна такая образовательная ситуация, в которой педагог не является старше учащихся в группе.

Параллельно с тем, как в Европе сформировался подход к обучению как к не прекращающемуся в течение всей жизни процессу, появилось понятие «третий возраст». Это понятие было предложено Питером Леслеттом, одним из учредителей Открытого университета и Университета третьего возраста. Он выделил период в жизни человека между средним возрастом и смертью [12]. В жизни человека есть время, которое определяется не линейными временными рамками, а стремлением к самостоятельности и индивидуальной активности после завершения профессиональной деятельности и выхода на пенсию. Для этого периода характерно отсутствие обязательств перед собственными детьми и обществом [10].

После выхода на пенсию человек освобождается от обязанности зарабатывать деньги. Освободившееся время он может посвятить себе. Другими словами, если первый возраст — это возраст детства и первичной социализации, средний возраст — это возраст ответственности и труда, то третий возраст — это возраст активности, независимости и самореализации в позднем возрасте. Основными видами активности людей в третьем возрасте оказались научная и исследовательская деятельность, а также образование. В современной геронтопсихологии выделяют еще и «четвертый возраст» как период зависимости от других и постепенного ухода [13].

Для удовлетворения интересов людей третьего возраста возникли университеты третьего возраста (УТВ). Первым учреждением такого типа стал Университет

третьего возраста в Тулузе, который был создан при факультете социальных наук в 1973 г. профессором Пьером Велласом. Уже через несколько лет похожие учреждения стали возникать в других странах западной Европы, например в Великобритании, а также за пределами Европы, в Австралии и Новой Зеландии. К этим странам очень быстро присоединились страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Польша, где первый университет третьего века был создан уже в 1975 г.

В данной статье мы рассматриваем современное состояние университетов третьего возраста в Польше, для анализа которого используется схема, предложенная С. Зиемски [14. С. 8]. Для осуществления полного анализа по этой схеме необходимо пройти ряд этапов и ответить на следующие вопросы: (А) этап идентификации (каково состояние дел на текущий момент)?); (Б) этап генетического анализа (что привело к настоящему положению?); (В) уточнение значения (какое значение это имеет для людей, вовлеченных в события?); (Г) определение фазы (в какой фазе находится интересующее явление?); (Д) прогноз развития (как вероятно могут развиваться события в будущем?).

В представленном анализе источником информации о польских УТВ являются материалы публикаций в различных изданиях. Среди них издания, посвященные обучению в течение всей жизни, геронтологической профилактике или касающиеся повышения качества жизни пожилых людей. Это означает, что будут использоваться данные, включающие в себя как описания событий от первого лица (высказывания пожилых людей как источник информации о качестве их жизни), так и вторичные записи, т.е. те данные, которые опираются на описания случаев и результаты исследований [11]. Ниже представлен анализ рассматриваемой проблемы в соответствии с предложенной схемой анализа.

Состояние дел на текущий момент. Польские университеты третьего возраста создавались на основе французской модели, поэтому они прежде всего сосредоточены на образовательной деятельности. Но не менее важными являются занятия по культурологии и занятия с целью развития коммуникативных навыков, которые позволяют пожилым людям поддерживать социальные контакты. В настоящее время действуют три вида УТВ:

1) функционирующие в рамках и как часть структуры высших школ; ими чаще всего управляет представитель ректора (они составляют 13% всех учреждений);

2) основанные объединениями или фондами, ведущими образовательную и научную деятельность (65%);

3) работающие при домах культуры, библиотеках, центрах социальной помощи (15%).

На образовательных занятиях, прежде всего на лекциях и презентациях обсуждаются интересные для слушателей темы, такие как правовые вопросы, здравоохранение, история искусства, туризм, география, культура, психология.

Популярностью пользуются также практические занятия: компьютерные и языковые курсы, спортивные и художественные занятия, туристические секции. Также в программы курсов включены занятия, которые построены в виде интег-

рационных встреч в праздничные дни, краеведческих экскурсий, совместного посещения театров, кино, художественных выставок, народных ярмарок и концертов. Кроме того, общественная активность поддерживается волонтерами-слушателями УТВ, которые часто посещают больных в хосписах. Некоторые университеты проводят летние экскурсии, организуют отдых и рекреационные занятия для пожилых людей.

Предыстория вопроса. Университеты третьего возраста были образованы в Польше в 1970-х гг. в ответ на потребности пожилых людей. Первый УТВ был учрежден в Варшаве в 1975 г. как результат сотрудничества и научных контактов профессора Халины Шварц и профессора Пьера Велласа [9]. Благодаря УТВ пожилые люди были выведены из приютов и начали учиться тому, как адаптироваться к процессу старения. Сегодня слушатели УТВ открывают для себя новые возможности в жизни в третьем возрасте и убеждаются, что он может быть пространством культурной и социальной эмансипации [6].

Осознание новых перспектив очень важно для пожилых людей. В настоящее время в Польше они составляют 14% населения (это люди старше 65 лет, из которых всего лишь 3,5% работают). Остальные после выхода на пенсию «запираются» дома, и 90% из них не участвуют ни в каких культурных мероприятиях (не ходят ни в театр, ни в кино, ни на концерты). В результате они оказываются в социальной изоляции. Проблема изоляции более чувствительна в случае одиноких, больных, бедных (это касается 12% пожилых и стариков), не справляющихся с обычными житейскими проблемами. Именно они и являются целевой аудиторией УТВ. Благодаря занятиям на УТВ они могут развивать свои хобби, на которые раньше не хватало времени. Поэтому и не удивляет огромный и все растущий интерес пожилых поляков к образовательному предложению университетов третьего возраста.

Значение УТВ для пожилых людей. Стоит подчеркнуть, что благодаря активности УТВ пожилые люди преодолевают социальные стереотипы и представления о них как о людях с ограниченным физическим или интеллектуальным развитием, которые являются «тяжелым грузом» для общества. Благодаря участию в учебных программах их самооценка растет, они приобретают новые знания и умения. Не менее важным аспектом занятий является возможность встретиться, завязать новые знакомства, оказать помощь друг другу. В результате они чувствуют себя психологически более комфортно, качество их жизни возрастает. Необходимо также отметить, что УТВ стараются согласовать содержание и тематику занятий с потребностями слушателей, большинство которых являются женщинами. Например, в 2011/2012 академическом году в занятиях и лекциях УТВ принимали участие 74 тыс. женщин, что составило 84% участников. Сложившуюся ситуацию с преобладанием женщин можно объяснить следующими факторами: большей продолжительностью жизни женщин и лучшим состоянием здоровья, более короткой профессиональной активностью по сравнению с мужчинами и более развитой потребностью в общении и коммуникации.

Занятия в УТВ могут быть платными или бесплатными. 36% УТВ пользуются финансовыми средствами, которые выделяются государством или Евросоюзом в рамках образовательных программ, 60% УТВ финансируются за счет городских и региональных бюджетов, часть использует средства из личных взносов и 1% налога, который в Польше можно перечислять общественным организациям. Кроме того, УТВ получают гранты из государственных фондов, ЕС, Польско-Американского фонда свободы, ищут спонсоров в бизнесе.

Текущее положение дел. Сейчас новые центры УТВ в Польше создаются очень динамично. В 1975 г. были учреждены первых пять университетов, в 1980-х и 1990-х гг. они развивались очень медленно. Только после 2002 г. стал наблюдаться резкий рост количества УТВ. В настоящее время в Польше действуют 400 УТВ, которые посещают выше 100 тыс. человек. Такой огромный интерес людей третьего возраста к своему развитию и самореализации является феноменом на фоне остальной Европы. Ни в одной из европейских стран на сегодняшний день нет такого количества университетов и реально действующих программ. Несомненно значимую роль играет растущее количество пенсионеров, которых в 2000 г. было 4,5 млн, в 2005 г. — 5,4 млн, а в 2010 г. уже 6,4 млн человек.

К сожалению, УТВ создаются чаще всего в городах, а в деревнях и поселках функционируют лишь 11% таких учреждений. Наблюдается также неравномерное распределение УТВ на территории Польши. Самое большое количество УТВ находится в следующих воеводствах: Мазовецком, Сьлонском, Дольносьлонском и Велькопольском, меньше всего УТВ в Сьвентокжиском, Подляшском и Подкар-патском воеводствах. С целью популяризовать идею УТВ принимаются разные меры. Например, Общепольская федерация объединений университетов третьего возраста вместе с Фондом развития горных территорий реализовала проект «Профессиональные университеты третьего возраста в Польше» (01.05.2012— 31.12.2013). Значимым событием стал также первый Конгресс университетов третьего возраста, который был организован под девизом: «Инновационные университеты третьего возраста для гражданского общества и экономики» (19— 20.03.2012). Кроме этого, 2012 г. был объявлен Сенатом Речи Посполитой польским годом университетов третьего возраста.

Перспективы дальнейшего развития. В Польше растет количество пожилых людей, которые не согласны вести изолированную от общества жизнь. Их стремление к сохранению физической и интеллектуальной активности необходимо учитывать при создании образовательных учреждений для пожилых людей, в том числе центров УТВ. Реализация этого проекта затруднена из-за возникающих проблем, связанных с получением помещений, нехваткой средств обеспечивающих деятельность образовательных центров, нехваткой нужного количества сотрудников и волонтеров, а также с проблемой поиска партнеров для реализации совместных проектов. Вопрос помещения часто решается благодаря сотрудничеству с частными вузами, районными клубами, домами культуры, библиотеками, музеями и школами, которые предоставляют свои помещения на деятельность УТВ. Финансовую сторону обеспечивают международные гранты, программы поддержки культуры и сотрудничество с местными общественными организациями.

Благодаря быстро растущей включенности поляков третьего возраста не только в область образования, но также культуры, спорта, туризма и рекреации в прошлое уходит так называемая субкультура старости, которая воспринималась отрицательно. Оказывается, что пожилые люди, участвуя в общественной жизни, учась и развиваясь, повышают качество своей жизни и жизни окружающих их людей. Благодаря собственной активности они придают своей старости смысл и испытывают удовлетворение.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Беловол Е.В., Бойко З.В., Шурупова Е.Ю. Особенности протекания познавательных процессов у лиц «третьего возраста» // Качество жизни, психология здоровья и образование: междисциплинарный подход: Материалы Международной научно-практической конференции. — М.: РУДН, 2014. — С. 44—46. [Belovol E.V., Bojko Z.V., Shurupova E.Ju. Osobennosti protekanija poznavatelnyh processov u lic "tretego vozrasta" // Kachestvo zhizni, psihologija zdorovya i obrazovanie: mezhdisciplinarnyj podhod: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — M.: RUDN, 2014. — S. 44—46.]

[2] Бойко З.В. Отношение к пожилым и качество жизни в разных культурах: теоретический обзор // Качество жизни, психология здоровья и образование: междисциплинарный подход: Материалы Международной научно-практической конференции. — М.: РУДН, 2014. — С. 48—51. [Bojko Z. V. Otnoshenie k pozhilym i kachestvo zhizni v raznyh kulturah: teoreticheskij obzor // Kachestvo zhizni, psihologija zdorovja i obrazovanie: mezhdisciplinarnyj podhod: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — M.: RUDN, 2014. — S. 48—51.]

[3] Бойко З.В., Беловол Е.В., Радыш И.В. Эйджизм как психологическая проблема XXI века // Гумаштарний вкник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагопчний утверси-тет iменi Григорiя Сковороди». — Додаток 4 до Вип. 31, Том I (9): Тематичний випуск "Мгжнародт Челпашвсью психолого-педагогичш читання" — К.: Гнозис, 2014. С. 120— 124. [Bojko Z. V., Belovol E. V., Radysh I. V. Jejdzhizm kak psrnhologicheskaja problema XXI ve-ka Gumanitarnij visnik DVNZ "Perejaslav-Hmelnickij derzhavnij pedagogichnij universitet imeni Grigorija Skovorodi". — Dodatok 4 do Vip. 31, Tom I (9): Tematichnij vipusk "Mizhnarodni Chelpanivski psikhologo-pedagogichni chitannja". — K.: Gnozis, 2014. — P. 120—124.]

[4] Beck U. Spoleczenstwo ryzyka. W drodze do innej nowoczesnosci. — Warszawa, 2004.

[5] Beck U., Giddens E. Modernizacja refleksyjna: polityka, tradycja i estetyka w porz^dku spolecznym nowoczesnosci. — Warszawa, 2009.

[6] Demetrio D. Edukacja doroslych // Pedagogika. — T. 3. — Warszawa, 2006. — P. 231—232.

[7] Field J. Lifelong learning and learning society: the evolution of concept and research in the UK // M. Kuhn. New society models for new millenium. The learning society in Europe and beyond. — New York, 2007.

[8] Giddens A. Modernity and Self-Identity in the Late Modern Age. — Cambridge, 1991.

[9] Konieczna-WozniakR. Uniwersytety Trzeciego Wieku w Polsce. Profilaktyczne aspekty edukacji seniorow. — Poznan, 2001.

[10] Laslett P. A fresh map of life. The emergence of the third age. — London, 1989.

[11] Perakyla A. Analiza rozmow i tekstow. — Warszawa, 2009.

[12] Powell J., Gillbert T. Ageing identity: a dialogue with postmodernism. — Hauppauge, 2009.

[13] Stuart-Hamilton I. The psychology of aging. — London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2012.

[14] Ziemski S. Problemy dobrej diagnozy. — Warszawa, 1973.

CONCEPTION OF LIFELONG EDUCATION AS A FACTOR OF LIFE QUALITY IMPROVING FOR THIRD AGE PEOPLE (by the example of education in Poland)

Z.V. Boyko1, E.V. Belovol2, Maria Groenwald3, Wojciech Siegien3

1Nursing Management Chair Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 8 Moscow, Russia, 117198

Developmental Psychology Chair Moscow State Pedagogical University M. Pirogovskaya str., 1/1, Moscow, Russia, 119991

Studies of Childhood and School Chair Pedagogical Institute, Gdansk University Bazynskiego str., 4, Gdansk, Poland 80-952

The problem of the third age people's education is considered in the article. The conception of lifelong education as well as its realization in Western European countries is analyzed. The situation of creating and developing universities for the third age people is examined by the example of Poland.

Key words: education of the elderly, intellectual activity of the elderly, third age, life quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.