Научная статья на тему 'Перспективы развития информационных технологий в библиотеках'

Перспективы развития информационных технологий в библиотеках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Дмитрий Александрович

Автор рассматривает историю, современные и будущие возможности развития информационных технологий в библиотеках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития информационных технологий в библиотеках»

106 "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (48), 2013

вового опыта, порождаемого в обществе; на уровне мировоззрения - накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего; на уровне трансляции социально значимого опыта - получение общеобязательных социально значимых знаний; возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности» [3].

Подобная точка зрения прослеживается и в ряде научных проектов, в том числе международных (например, «Исследование качества чтения и понимания текста» - мониторинг с целью сравнение уровня читательских навыков у школьников различных стран).

Перед российской системой образования стоит достаточно сложная задача модернизации. Требуется поднять качество обучения в соответствии с меняющимися запросами общества и социально-экономическими условиями. Будучи участником общеевропейского образовательного пространства, Россия восприняла и такие цели высшего профессионального образования, как повышение качества образования на основе компетентностного подхода. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной приказом Министерства образования РФ (№ 393 от 11.02.2002) были определены ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, а также компетенции личностного самосовершенствования [4]. Организаторам проектов и руководителям профессорско-преподавательских коллективов высшей школы рекомендовано систематизировать информацию о результатах образования с указанием уровня освоения дисциплин и требуемых компетенций, а также разработать матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебного предмета [5].

Важным шагом в пропаганде чтения стала «Национальная программа поддержки и развития чтения», целью которой является повышение культурной ком-

петентности членов общества. Его обеспечивает рост читательской компетентности - совокупности знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, систематизировать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Немаловажен и фактор читательской активности субъектов чтения - предпосылка успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.

Способность понимать и использовать письменные тексты позволяет человеку расширять свои знания, активно участвовать в социальной жизни, определяет развитие более сложных ключевых компетенций. С данной точки зрения необходимо переосмыслить пути формирования и возможности стимулирования читательской деятельности на разных ступенях образования.

Литература

1. Браславски С. Развитие ключевых компетенций в образовании: некоторые уроки из международного опыта. URL: http://www.ibe.unesco.org/ cops/russian/IBE Competences.pdf

2. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.

3. Национальная программа поддержки и развития чтения. URL: http://www.eksmo.ru/ publishers/social/npprch/

4. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393. URL: http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html

5. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. рекомендации для руководителей и актива учеб.-метод. объединений вузов. М., 2009.

N. v. MYTKO. READING As A FACTOR OF FuTuRE EXPERT'S KEY COMPETENCES FORMATION

The author considers reading and its role in the formation of key competences from the point of view of activity approach. The article reveals the definition of the concept «competence»; special attention is paid to the system of key competences.

Key words: reading, competence, system of key competences, competency.

Д. А. МОРОЗОВ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАцИОННЫх

технологий в библиотеках

Автор рассматривает историю, современные и будущие возможности развития информационных технологий в библиотеках.

Ключевые слова: библиотеки, информационные технологии.

Такие изобретения, как CD-ROM, ЛВС (локальная вычислительная сеть), Интернет, клиент-серверная технология, коренным образом изменили библиотечную жизнь.

По М. В. Гончарову, этапы развития телекоммуникационных сетей в библиотеках складывались следующим образом.

На первом этапе (1984-1991 гг.) телекоммуникационные технологии в экспериментальных режимах использовались лишь несколькими библиотеками федерального статуса, входящими в ГАСНТИ.

Второй этап (1991-1995 гг.) положил начало внедрению автоматизированных библиотечных информационных систем (АБИС) в библиотеках всех

№ 1 (48), 2013 "Культурная жизнь Юга России" ^

типов, формированию электронного каталога (ЭК), построению первых прообразов типовых решений для телекоммуникационных библиотечных систем. Велись экспериментальные работы по использованию Интернета в обслуживании читателей.

На третьем этапе (1995-1999 гг.) осуществлялись поиск типовых решений интернет-комплексов библиотек, формирование современной библиотечно-информационной сетевой инфраструктуры, отработка межбиблиотечного взаимодействия на базе интернет-технологий.

Четвертый этап (2000-2005 гг.) характеризовали унификация имеющихся технических и технологических типовых решений ВЭБ-серверов, полный отход от попыток самостоятельной разработки АБИС и интернет-комплексов, совершенствование и развитие межбиблиотечных корпоративных систем. Уделялось особое внимание качеству информационного наполнения и развитию новых элементов контента [1].

К этому надо добавить этап, начавшийся с 2005 года и продолжающийся по настоящее время. Его специфику составляют:

- развитие интернет-сервисов библиотек, ориентированных на удаленный доступ конечных пользователей к полнотекстовым базам данных (в том числе - и при помощи мобильных платформ);

- организация новых интернет-сервисов, направленных на взаимодействие между читателями, по аналогии с социальными сетями;

- развитие АБИС (автоматизированных библиотечных информационных систем) как элемента корпоративного взаимодействия и интернет-инструментария библиотек.

Одним из перспективных сегодняшних направлений развития ИТ является внедрение облачных технологий. Уже сейчас многие международные корпорации - T-mobile, General Electric, Philips и др. - перешли на их использование. Работают с ними и в правительствах. Здесь в авангарде США и Великобритания. Под «облаком» находятся муниципалитет Лос-Анджелеса и Европейское агентство по охране окружающей среды. К 2015 году, по словам директора департамента новых технологий ЗАО «НЭК Инфокоммуникации» Анатолия Харламова, завершится переход на правительственное «облако» в Японии. С заявкой на создание такого «облака» уже обратилось к одной из компаний правительство Китая.

Аналитики Гартнер групп (Gartner Group) прогнозируют перемещение большей части информационных технологий в «облака» в течение 5-7 лет. По их оценкам, к 2015 году объем рынка облачных вычислений достигнет 200 млрд. долл.

Пионерами и, соответственно, главными игроками на этом рынке выступили крупнейшие поставщики - Microsoft, IBM, NEC, а также Google, Intel, HP и другие мировые ИТ-лидеры.

Перспективность быстро развивающегося ИТ-направления оценила Комиссия по модернизации и технологическому развитию России. В качестве пилотного для инновационного центра в Сколкове

ею отобран проект по созданию бизнес-инкубаторов в сфере облачного программирования, предложенный фондом Almaz Capital.

С 2008 года в нашей стране действует программа «Университетский кластер», учрежденная Институтом системного прогнозирования РАН, Межведомственным суперкомпьютерным центром, компаниями Синтерра и HP. В рамках этой программы отрабатываются и облачные технологии, способствующие формированию сообщества профессионалов. Таким образом, развитие облачных вычислений нашло свою поддержку среди крупнейших мировых компаний и российского правительства [2].

Коротко коснемся принципа работы облачных вычислений. Облако — это большой пул легко используемых и доступных виртуализированных ресурсов (таких, как оборудование, платформы разработки и/или сервисы). Эти ресурсы могут быть динамически конфигурированы для обслуживания меняющейся нагрузки (масштабируемость), что также позволяет оптимизировать их использование. Такой пул, как правило, эксплуатируется на основании модели «плати за то, чем пользуешься» [3].

По мнению заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Ильи Массуха, облачные сервисы - это способ получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, используя только подключение к Интернету и веб-браузер. Обработка данных при этом происходит в специальных вычислительных центрах, что значительно упрощает организацию безопасности с помощью контроля скачивания. Среди преимуществ облачных решений Илья Массух назвал, в первую очередь, создание общего информационного пространства и защищенной информационной среды для федеральных органов власти, а также повышение доступности современных программных продуктов и технологий за счет сокращения лицензионных отчислений [4].

Проводя параллель с предыдущими этапами развития библиотечных информационных технологий, можно сказать, что облачные вычисления будут использоваться и в библиотечной области - после внедрения этой технологии в другие деятельностные сферы, такие, как бизнес и государственный сектор.

Литература

1. Гончаров М. В. Практическая реализация библиотечного интернет-комплекса: науч.-практ. пособие. М., 2005.

2. Горбатова А. Облачные технологии накроют мир. 2010. URL: http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=223&d_no=31856

3. Склатер Н. Электронное образование в облаке // Международный журнал по проблемам систем управления виртуальным и индивидуальным обучением. 2010. № 1. С. 10-19.

4. Тезисы доклада заместителя министра Ильи Массуха на заседании Совета по региональной информатизации. 2011. URL: http://minsvyaz.ru/ru/ speak/index.php?id_4=42181(30.10.2011)

D. a. MOROZOv. pROspECTs OF DEvELOpMENT OF INFORMATION TEcHNOLOGIEs IN LIBRARIEs

The author considers the history, modern andfuture possibilities of development of information technologies in libraries. Key words: libraries, information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.