Научная статья на тему 'Концепция развития коммуникативной культуры библиотечно-информационного специалиста'

Концепция развития коммуникативной культуры библиотечно-информационного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРИНЦИПЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бруй Елена Владиславовна

Развитие коммуникативной культуры одна из важнейших проблем профессионального становления библиотечного специалиста. В статье раскрывается концепция развития, базирующаяся на положениях гуманистической теории личности и акмеологии как науки, исследующей пути и способы достижения вершин профессионального мастерства. Названы предпосылки, закономерности и принципы развития коммуникативной культуры, предложена технология ее практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития коммуникативной культуры библиотечно-информационного специалиста»

УДК 023 Е.В. БРУЙ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Бруй Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, докторант кафедры библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета МГИК (Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7), elena_bruy@bk.ru

Аннотация. Развитие коммуникативной культуры - одна из важнейших проблем профессионального становления библиотечного специалиста. В статье раскрывается концепция развития, базирующаяся на положениях гуманистической теории личности и акмеологии как науки, исследующей пути и способы достижения вершин профессионального мастерства. Названы предпосылки, закономерности и принципы развития коммуникативной культуры, предложена технология ее практической реализации.

Ключевые слова: развитие, коммуникативная культура, предпосылки, принципы, закономерности развития; технология обучения.

UDC 023 E.V. BRUI

CONCEPT OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF THE LIBRARY EXPERT

Brui Elena Vladislavovna, PhD (psycholog.), doctoral candidate of the department of library science and bibliology department, Moscow state institute of culture (Moscow region, Khimki, Library st., 7), elena_bruy@bk.ru

Abstract. The development of the communicative culture is one of the most important problems of professional formation of a specialist library. The article reveals the concept of development, based on the concepts of humanistic theory of personality and acmeology as a science, exploring the ways and means of reaching the heights of professional excellence. Prerequisites, regularities and the principles of development of communicative culture are called, the technology of her practical realization is offered. Keywords: development, communicative culture, background, principles, patterns of development, learning technology.

Понятие «развитие» полисемично. В Большом толковом словаре Д.Н. Ушакова данный термин трактуется как «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное», а также как «состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности» [1, с. 847]. Нас будет интересовать процесс перехода на более высокую ступень компетентности и продукт этого процесса - изменения, достигнутые в результате обучения коммуникативному мастерству. С точки зрения психологов, развитие - это «изменения, происходящие в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды» [2, с. 16]. Грэйс Крайг отмечает, что развитие происходит в трех областях -физической, когнитивной и психосоциальной. Обучение коммуникативным умениям и навыкам, приобретение коммуникативных знаний приводит к переменам в компетентности и поведении субъектов учебного процесса (то есть изменения реализуются в когнитивной и психосоциальной сферах).

Построение концепции развития коммуникативной культуры библиотечно-информаци-онного специалиста требует выделения фундаментальных оснований, на которых она базируется, теоретического базиса, включающего закономерности и принципы, а также инструментальных форм и содержания ее практического воплощения.

В основе нашей концепции развития коммуникативной культуры лежит положение гуманистической теории личности К. Роджерса о тенденции к самоактуализации как фун-

даментальном аспекте человеческой природы. Самоактуализация - это постоянный процесс развития своих потенциальностей (Маслоу А.) [3, с. 382]. Это использование своих возможностей и способностей, в том числе и коммуникативных.

К. Гольдштейн считал, что способности определяют потребности. Согласимся с этим утверждением: обладание коммуникативными способностями предполагает стремление и желание человека общаться [3, с. 383]. Общение - это насущная потребность личности ввиду ее социального характера. М. Галликер и Д. Ваймер заметили, что говорить о человеке в полном смысле этого слова нельзя, если не мыслить его как «сосуществующее существо» [4, с.14].

Ориентиром при построении концепции развития коммуникативной культуры библиотекарей стали для нас также положения акмеологического подхода к профессиональному становлению, согласно которому специалист способен достичь акме - вершину в своем развитии. Акмеологическая наука и практика разрабатывают пути и способы достижения социальной и профессиональной зрелости.

Развитие коммуникативной культуры библиотечно-информационного специалиста имеет предпосылки различного характера, основными из которых, на наш взгляд, являются социокультурные и профессиональные.

Социокультурные предпосылки определяются беспрецедентным значением коммуникации в обществе и повышением ее активности - повсеместной информатизацией и компьютеризацией, движением к обществу знаний, следованием новой культурной парадигме, нарастанием международной напряженности, углублением межнациональных разногласий, активизацией экстремистской идеологии и кризисом в сфере духовной культуры и т.д.

Профессиональные предпосылки связаны с модернизацией библиотечного дела: происходящие в обществе преобразования не могут не оказать влияния на состояние библиотечной сферы в целом и отдельных библиотек в частности. Библиотеки ищут пути наиболее оптимального использования своего потенциала в современном мире, расширяют границы библиотечного пространства, дополняя ряд традиционных функций новыми, соответствующими запросам сегодняшнего дня. Современные тенденции развития библиотечного дела определяют взаимоотношение библиотек с обществом и другими его институтами. Модификация приоритетов в библиотечной деятельности ведет к пересмотру профессиональных ценностей, перемен в профессиональном сознании. Усиливаются тенденции гуманизации библиотечного дела, повышения потребности в специалистах, обладающих высоким уровнем общей, профессиональной и коммуникативной культуры.

Ключевые положения и идеи концепции развития коммуникативной культуры представлены в следующих принципах и закономерностях.

Принцип системности заключается в требовании рассмотрения процесса развития как системы в его целостности и комплексности, направленности на решение поставленных целей и задач.

Принцип соотнесенности процесса развития с реальной профессиональной деятельностью предполагает культивирование анализа коммуникативной составляющей библиотечного труда, позволяющего перенести имеющийся опыт библиотечного общения в образовательную сферу и, наоборот, полученные в результате обучения знания - в профессиональную.

Принцип рефлексии коммуникативной культуры, корригирования рутинного мировоззрения, консервативного подхода, препятствующего овладению новыми знаниями и умениями, обеспечит возможность создания благоприятных условий для реализации потенциала библиотекаря, его самосовершенствования, расширения коммуникативных возможностей, развития способностей.

Принцип динамичности предполагает оперативное включение в содержание обучающей программы актуальных знаний, соответствующих требованиям времени. Нужна такая структура массива учебной информации, которая бы предусматривала возможность ее дополнения и развития без ущерба для целостности и содержания.

Принцип комплементарности (взаимодополнения) потребностей и возможностей участников программы развития коммуникативной культуры обусловливает формирование у них способности кумулировать не только собственный коммуникативный опыт, но и обретение новых идей и смыслов всей группой, создания продукта совместной мыслительной деятельности, получения опыта эффективного взаимодействия.

Принцип антиципации требует осознания обучающимися перспективы их познавательной и практической деятельности. Участники обучающей программы должны быть ознакомлены с ее целью, должны понять и принять ее как значимое для каждого из них достижение.

Принцип диалогичности и паритетности в обучении заключается в обеспечении взаимодействия субъектов дидактического процесса на основе равноправия. Эффективность образовательного процесса возможна при условии максимальной активности обучающихся при индивидуальном подходе к каждому из них со стороны преподавателя, оказывающего им консультативную помощь и координирующего весь процесс обучения.

Закономерности раскрывают объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся при определенных условиях связи развития коммуникативной культуры библиотечно-информационного специалиста с факторами, оказывающими на этот процесс существенное влияние.

Закономерности должны соответствовать следующим условиям [5, с. 183]:

- быть идентичными (однотипные сущности объединены устойчивой связью);

- формулировки закономерности должны быть адекватны сущностному содержанию концепции развития коммуникативной культуры библиотечного специалиста;

- определение закономерности должно характеризоваться конструктивностью;

- выявление закономерностей должно быть целесообразным;

- взаимосвязи между выявленными закономерностями и их интеграцией - непротиворечивыми и пр.

Развитие коммуникативной культуры основывается на следующих закономерностях:

- гуманистическая парадигма библиотечного дела обусловливает целесообразность развития коммуникативной культуры библиотечных специалистов, повышения качества их коммуникативной подготовки, что предполагает интенсивное использование потенциала профессионального образования, в том числе и дополнительного, обеспечение преемственности обучения в ссузе, вузе, в системе повышения квалификации, в условиях библиотеки как самообучающейся организации;

- уровень развития коммуникативной культуры библиотекарей зависит от мотиваци-онно-ценностного отношения библиотечного специалиста к проблеме библиотечного общения, от ориентированности на взаимодействие с пользователями;

- потребность библиотекарей в совершенствовании своей коммуникативной практики согласуется с общей заинтересованностью профессиональной деятельностью;

- повышение мотивации библиотечных сотрудников к установлению и поддержанию контактов с пользователями библиотеки зависит от их желания создать положительный имидж библиотеки и расширить контингент пользователей, увеличить число посещений;

- система ценностей и идеалов библиотекарей определяет направленность коммуникативных контактов, выбор стилей и паттернов общения;

- эффективность системы развития коммуникативной культуры библиотекарей детерминирована не только общностью учебной и обучающей деятельности, но и степенью их интеграции со всеми компонентами библиотечного труда в современной библиотеке;

- интенсификация интеграции целевой коммуникативной подготовки с другими составляющими профессионализации библиотечного специалиста предопределяет положительный характер перехода его когнитивных интересов в мотивацию библиотечной деятельности в целом и библиотечного общения в частности;

- успешность коммуникативной деятельности библиотекарей детерминируется уровнем, согласованностью и сообразностью их методологической и специальной подготовленности.

Внедрение теоретических идей, положений о развитии коммуникативной культуры в практическую плоскость обеспечивает развивающе-обучающая технология, которая представлена следующими аспектами:

1. Концептуальным - обучение библиотекарей осуществляется в рамках гуманистической парадигмы, базируясь на идеях и положениях акмеологии и андрагогики.

2. Мотивационно-целевым - технология разрабатывается с ориентацией на педагогический замысел, который учитывает потребности обучаемых, определяет цели и задачи процесса обучения.

3. Прогностическим - технологическая система дидактических действий, операций, приемов реализуется в соответствии с целевыми установками, с разработанным планом, прогнозируемым результатом.

4. Организационно-процессуальным - содержание обучения и дидактические цели определяют выбор формы организации и методов обучения.

5. Оценочно-диагностическим - критерии, показатели развития коммуникативной культуры позволяют диагностировать эффективность процесса обучения.

6. Результативным - важной частью технологии развития и обучения является фиксирование достигнутых уровней развития и успешности применения полученных знаний и умений в практике библиотечного общения.

Выбор оптимальных форм организации обучения и методов - задача чрезвычайна важная. Их дифференцируют по группам: имитационные и неимитационные по признаку направленности на приобретение системы знаний или формирование умений и навыков. К неимитационным причисляют лекции, дискуссии, конференции и т.д. К имитационным -деловые игры, модерацию и пр.

В целях совершенствования коммуникативной культуры библиотекарей, с нашей точки зрения, целесообразно применять активные методы обучения: блиц-игры, интерактивные, деловые, имитационные игры, моделирующие ситуации профессионального общения, видеопрактикумы, видеотренинги и др. Однако не следует отказываться от традиционных, проверенных временем форм и методов обучения.

Лекционные, семинарские и практические занятия, социально-психологический тренинг, реализация планов развития, кураторство наставников рассматриваются нами интегратив-но как комплексная психолого-педагогическо-акмеологическая технология развития коммуникативной культуры сотрудников библиотек, ориентированная на процессы самопознания, саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, развитие коммуникативной культуры библиотечно-информационного специалиста представляет собой целенаправленный процесс актуализации его личностно-коммуникативного потенциала и достижения коммуникативной компетентности как субъекта библиотечной деятельности. Данный процесс - это, прежде всего, целенаправленная деятельность самого библиотекаря, но также - усилия преподавательского состава образовательных учреждений, наставников в библиотеке. Их общая цель - повышение уровня фундаментальной теоретической подготовки, овладение коммуникативными умениями и навыками, успешное применение их в библиотечной практике.

Литература

1. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2005.

2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001.

3. Психология личности: хрестоматия / сост. Д.Я. Райгородский. Т. 1. Самара, 2002.

4. Галликер М., Ваймер Д. Психология взаимопонимания. Взаимность и диалог. Харьков, 2013.

5. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителя: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.

Reverences

1. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo jazyka [Big explanatory dictionary of modern Russian]. Moskow, 2005.

2. Krajg G. Psihologija razvitija [Development psychology]. Saint Petersburg, 2001.

3. Psihologija lichnosti: hrestomatija [Personality psychology: a reader]. T. 1. Samara, 2002.

4. Galliker M., Vajmer D. Psihologija vzaimoponimanija. Vzaimnost' i dialog [Mutual understanding psychology. Reciprocity and dialogue]. Har'kov, 2013.

5. Agapov VS. Formation of the Ya-concept in a management activity of the head: synopsis of the thesis ... Full PhD (psychol.). Moskow, 1999.

УДК 02 Н.В. МЫТЬКО

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ВЫСШЕМ БИБЛИОТЕЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Мытько Наталия Витальевна, старший преподаватель кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), natali.vitalia@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятий «компетенция», «компетентность», проанализированы данные определения с точек зрения разных исследователей. Выявлены отличия и сходства в определении этих понятий. Сделан общий вывод о смысловом содержании компетенции и компетентности.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, высшее образование, знание, умение, навык.

UDK 02 N.V. MYTKO

RELATIONS BETWEEN THE CONCEPTS "COMPETENCE" AND "COMPETENCE" IN HIGHER EDUCATION LIBRARY

Mytko Natalia Vital'evna, senior lecturer in library-bibliographic activity of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), natali.vitalia@mail.ru

Abstract. The article reveals the essence of the concepts of "competence", "competence", analyzed data from the determination of the points of view of different researchers. Revealed similarities and differences in the definition of these concepts. A general conclusion about the semantic content of the competence and expertise.

Keywords, competence approach, competence, higher education, knowledge, skill.

В зарубежной и отечественной науке накоплен большой опыт анализа компетентно-стного подхода, его сущности, роли, цели, значения, необходимых его атрибутов, а также значительное число источников, обобщающих данный научный опыт. Компетентностный подход расценивается в качестве педагогической методологии компетентностно-ориенти-рованного обучения, предусматривающего профессиональное и личностное становление студента через формирование компетенций. В российских исследованиях компетентност-ный подход к подготовке специалистов стал рассматриваться, по разным источникам, в 80-90-х гг., что связано с поиском решений по вопросам модернизации высшего отечественного образования.

Рассмотрим взгляды на определение понятий «компетентность» и «компетенция» (как ключевых терминов компетентностного подхода) отечественными теоретиками и практиками в области библиотечного дела.

Отталкиваясь от интерпретации компетенции в научном сообществе как желаемого результата обучения и его непосредственной цели, О.А. Калегина считает компетенцию совокупностью качеств личности, необходимых или нормативных для выполнения какой-либо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.