БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УДК 023 Е.В. БРУЙ
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ В СИСТЕМЕ ЕГО КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Бруй Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, докторант кафедры библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры (Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7), [email protected]
Аннотация. Эффективность библиотечного общения во многом зависит от коммуникативного потенциала его субъектов. Личностные качества библиотечного специалиста, обусловливающие успех коммуникативной деятельности, требуют к себе пристального внимания исследователей. В статье приведены результаты анкетирования сотрудников ряда библиотек г. Москвы. Даются краткие характеристики коммуникативных свойств, которые были отмечены библиотечными специалистами как присущие им и способствующие успешности их профессиональной деятельности. Ключевые слова: личностные свойства, вежливость, общительность, достоинство, ассертивность, толерантность.
UDC 023 E.V. BRUI
PROPERTIES OF THE IDENTITY OF THE LIBRARIAN IN SYSTEM OF HIS COMMUNICATIVE CULTURE
Brui Elena Vladislavovna, PhD (psycholog.), doctoral candidate of the department of library science and bibliology department, Moscow state institute of culture (Moscow region, Khimki, Library str., 7), [email protected]
Abstract. The effectiveness of the library of communication depends on the communicative potential of its subjects. The personal qualities of the library specialist causing success of communicative activities require to themselves close attention of researchers. Results of questioning of employees of a number of libraries of Moscow are given in article. Short characteristics of communicative properties which have been noted by library specialists as inherent in them and promoting success of their professional activity are provided.
Keywords: personal properties, politeness, sociability, advantage, assertiveness, tolerance.
Библиотекарь всегда был приоритетным объектом библиотековедения. К различным аспектам этого феномена обращались такие видные библиотековеды, как Г.А. Алтухова, М.Я. Дворкина, А.И. Каптерев, Н.В. Лопатина, Ю.П. Мелентьева, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, Э Р. Сукиасян, А.С. Чачко и др.
Сегодня понимание роли библиотекаря, как и самой библиотеки в контексте общественных преобразований - по-прежнему среди проблемных ситуаций библиотечной науки.
Н.В. Лопатина определяет сущность профессии библиотекаря как информационную. «Но место библиотекаря в профессиональной структуре общества зависит от того, какой вектор институциональной матрицы культура (культурное просвещение) - образование -идеология (политика, религия) является в конкретный момент времени приоритетным для государства, что позволяет называть библиотечную профессию социально-информационной и рассматривать ее позиции в профессиональной структуре общества в группе информационных специалистов» [1, c. 120].
Современный библиотекарь - это профессионал, владеющий необходимыми знаниями и умениями для осуществления эффективного поиска, хранения и предоставления информации, ее трансформации, работы с разнообразными носителями информации (печатными изданиями, видео- и аудиоматериалами, компьютерными программами и др.), использования современных информационных технологий.
Владение информационно-коммуникационными технологиями определяет профессиональную компетентность современного сотрудника библиотеки вне зависимости от содержания его функциональных обязанностей - комплектования фонда, его организации и эксплуатации, каталогизации, систематизации, библиотечно-информационного обслуживания, справочно- и информационно-библиографической деятельности, библиографирования и т.д. Перед современными библиотечно-информационными специалистами стоит задача качественного и оперативного предоставления информации ее потребителям. Ориентированность на коммуникацию с удаленными пользователями, проявление компетентности в работе с ними обусловливают привлечение читателей в библиотеку.
Библиотечное обслуживание в библиотеке и вне ее стен предполагает эффективное взаимодействие между библиотечными специалистами и пользователями, поэтому стоит говорить не только об информационной составляющей профессиональной компетентности специалистов библиотечно-информационной сферы, но и о тех требованиях, которые предъявляет современное общество к качеству их взаимоотношений с потребителями информации.
Перспективы развития библиотеки не только как центра информации, но и как социокультурного института, института социализации, гуманистическая парадигма библиотечной деятельности обусловливают ориентацию на читателя, субъект-субъектное взаимодействие, сотрудничество с пользователями библиотечных услуг, а значит - высокий уровень коммуникативной культуры библиотечных специалистов.
Это определяет необходимость наличия у библиотекарей коммуникативных качеств, которые в свете антропоцентрической направленности библиотечного дела приобретают особую значимость в работе с пользователями.
Определенные свойства личности оказывают значительное влияние на продуктивность коммуникативного процесса. Некоторые содействуют его успешности, другие же - наоборот, препятствуют установлению контакта между общающимися.
Профессиограмма библиотекаря среди требуемых для профессиональной деятельности личностных качеств включает и качества, обеспечивающие эффективность библиотечного общения, а именно: коммуникабельность, уверенность, лояльность по отношению к пользователям и пр.
Был проведен опрос библиотекарей ряда московских библиотек с целью выявления условий и факторов, влияющих на успешность коммуникативной деятельности библиотеч-но-информационных специалистов. Первые места рейтинга наиболее часто встречающихся присущих библиотекарям личностных качеств заняли вежливость (81,4%), коммуникабельность (78,8%) и достоинство (61,9%), уверенность (58,4%), толерантность (54%).
Успешность общения в большой степени детерминирована уровнем развития коммуникативной культуры его участников, аспектом которой является вежливость. Некоторые авторы [2] указывают на ситуативную обусловленность вежливости, не признавая ее как постоянное качество личности. Действительно, вежливый или невежливый поступок следует оценивать в контексте происходящих событий. Согласимся с тем, что оценка поведения человека с точки зрения вежливости присуща ситуациям, поведение в которых регламентировано моральными и этикетными нормами и правилами. Но если человек проявляет вежливость в любых ситуациях общения, то она по своей сути является его личностной характеристикой [3].
Вежливое поведение демонстрирует заинтересованность в коммуникации, уважение к партнеру, обеспечивает контакт между коммуникантами в соответствии с принципами библиотечной этики и правилами этикета.
Вежливость, по мнению П. Браун и С. Левинсона, является самым надежным и действенным способом снижения психического дискомфорта. Следование стратегии вежливости имеет превентивное значение, позволяет предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, а в случае конфликта является мощным инструментом его регулирования, ведь она направлена, в первую очередь, на минимизацию противоречий и расхождений в межличностных контактах [3].
Именно вежливость библиотекаря позволяет достигнуть кооперации участников библиотечного общения, действовать в обстановке доброжелательности и доверия. Библиотечные специалисты (81,4%) уверены, что вежливость - это личностное качество, свойственное им и их коллегам. Это подтверждают и 62,5% экспертов-читателей. Однако 22,7% респондентов замечали вежливые и тактичные манеры библиотечных специалистов лишь в отдельных случаях, 12,5% пользователей отметили, что работники библиотек очень редко показывают образцы вежливого и учтивого поведения. 2,3% отрицают наличие данного качества у библиотекарей.
Общительность (коммуникабельность) в профессиональной деятельности библиотекаря имеет непреходящее значение. Под общительностью библиотечного специалиста мы понимаем относительно константное базовое свойство его личности, обусловленное инди-видно-типическими, темпераментальными особенностями, проявляющееся в его коммуникативном поведении и коммуникативной библиотечной деятельности, обеспечивающее ее успешность.
Содержательный аспект общительности характеризуется такими показателями, как дружелюбие, добросердечность, внимательность, честность, обязательность. Динамическими признаками общительности называют коммуникативную потребность, стремление к совместной деятельности, пребыванию среди людей, способность устанавливать связи с другими людьми (социабельность), экспрессивность и инициативность в коммуникативных контактах, их широкий диапазон.
Общительный человек проявляет себя лидером, ему не свойственны ни робость, ни застенчивость, у него нет потребности в обособлении и уединении.
Библиотекари, принявшие участие в опросе, признали это свойство одним из наиболее выраженных в их коммуникативно-личностном потенциале. Так, 74,3% респондентов сообщили, что общительность присуща им самим, а 78,8% экспертов - их коллегам.
Неотъемлемой составляющей нравственного потенциала библиотекаря как человека и профессионала является профессиональное достоинство. Профессиональное достоинство библиотекаря - это нравственно-психологический феномен, детерминируемый признанием человеком собственной ценности в связи с принадлежностью к библиотечной профессии. Достоинство предполагает наличие у профессионала системы ценностей и представлений о достойном поведении специалиста в ситуациях профессиональной деятельности, эмоционального отношения к факторам и условиям, способствующим утверждению достоинства или угрожающим ему и конативной практики его поддержания.
56,6% библиотечных сотрудников, принявших участие в исследовании, сказали, что обладают достоинством, 61,9% респондентов отметили его наличие у коллег.
Основой осознания своей значимости как специалиста являются собственные достижения в профессиональной деятельности, авторитет в глазах сослуживцев, руководителей и читателей. Профессиональное достоинство включает в себя оценку своей профессиональной компетентности, уровня квалификации, наличие требуемых профессиональных качеств, гордость за свою профессию, отношение к ней и ее представителям как ценности, стремление к совершенствованию профессиональных знаний и умений и т.д. Факторы, фруст-рирующие чувство профессионального достоинства библиотекарей, - низкий статус профессии, не соответствующий квалификации и трудовым затратам уровень оплаты труда, коммуникативные проблемы во взаимоотношениях с коллегами, начальством и читателями, отсутствие перспективы в карьерном росте и др. [4; 5].
Важным личностным свойством для библиотекаря, успешного в коммуникации, является ассертивность. Она обеспечивает сохранение собственных интересов при учете
потребностей партнера. Ассертивность предполагает ответственность за свои действия и поступки. В ситуациях давления со стороны других людей - это способность в корректной форме отстаивать собственные права и свой паттерн поведения. Базовым представляется коммуникативный аспект в ассертивности, а ассертивное поведение - как наиболее оптимальный путь к эффективному межличностному взаимодействию, противостоянию агрессии и манипуляции [6].
Ассертивность библиотекаря - это личностное свойство, проявляющееся в инициативном, уверенном и ответственном поведении в ситуациях библиотечного взаимодействия, доброжелательном, уважительном отношении к партнерам по общению, этикетном и тактичном обращении с ними, в соблюдении норм библиотечной этики, в самоуважении, самооценке, защите своих целей, прав и интересов как представителя библиотеки, сотрудником которой является, и всего библиотечного сообщества.
Уверенного в себе специалиста отличает независимость и самодостаточность, это реализуется в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности, но в наибольшей степени - в сфере общения и межличностных отношений. Внешние индикаторы уверенного поведения отчетливо видны в коммуникативных ситуациях. Так, библиотекарь, характеризующийся ассертивным поведением,
- свободно высказывает свои мысли, предложения, проявляет чувства;
- способен открыто, честно, адекватно взаимодействовать как с незнакомыми людьми - читателями, представителями контролирующих отделов департаментов культуры, социальными партнерами, издателями, книготорговцами и т.д., так и с коллегами, руководителями, постоянными читателями;
- придерживается активной жизненной позиции: стремится влиять на обстоятельства и события, достигать желаемого;
- в действиях, в поведении проявляет самоуважение.
42,5% участников исследования считают, что являются достаточно уверенными людьми, 58,4% замечают это качество у своих коллег.
Ассертивность тесно связана с другим актуальным для библиотечного специалиста качеством - толерантностью.
Это понятие характеризуется как «готовность и способность принимать других такими, как они есть, взаимодействовать с ними на основе согласия и разрешать деструктивные конфликтные ситуации через понимание и восприятие «другой» точки зрения» [7, с. 87-88].
Толерантность актуализируется при двух условиях: если мнения, представления, оценки коммуникантов не совпадают, но есть интерес к партнеру, желание его понять и сотрудничать с ним. Тогда человек проявляет терпение, снисходительность к негативно воспринимаемым им манерам, привычкам, поступкам, убеждениям.
Реализация толерантности возможна благодаря способности библиотекаря справляться с негативными эмоциями, купировать их проявления, понимать значимость ситуации профессионального общения, которая не позволяет демонстрировать предвзятое отношение к выказыванию культурных различий у читателей, их конфессиональной принадлежности, об иных, чем у библиотекаря, представлениях, например, о красоте и т. д. Важно умение согласовывать различные взгляды, установки, уважая достоинство человека, избегая не только давления на партнера, но и уничижительных манер.
Высокий уровень коммуникативной толерантности свойственен библиотекарям, обладающим:
- волевыми качествами, сдержанностью;
- высоким интеллектом;
- определенной долей конформизма;
- доброжелательностью, деликатностью;
- объективностью в оценке ситуаций, личностей и пр.;
- индивидуальным подходом к каждому пользователю;
- стремлением к социальной справедливости;
- широкой эрудицией, позволяющей оценить многообразие мира, уникальность каждого его представителя - творца, художника, труженика.
Библиотекарь в силу своей начитанности и познаний в области науки и искусства должен понимать, что «другой» - это часто не признанный пока гений.
Важно, чтобы библиотечным сотрудникам не был свойственен консерватизм, чтобы они были открыты новым веяниям в профессии, в искусстве, в моде. Однако во всем и всегда должна присутствовать мера, в том числе и в толерантности. Существуют вещи, которые не могут быть поняты и приняты - общечеловеческие нравственные ценности и принципы не должны попираться.
Толерантность библиотекаря способствует формированию толерантной личности читателя. Э.Р. Сукиасян призывает библиотечных специалистов работать в этом направлении с читателями, находя подходящие формы, проявляя деликатность, уважение к их национальным, религиозным и другим чувствам и убеждениям [8].
Благодаря таким специалистам, в библиотеке существует благоприятная обстановка для успешного библиотечного обслуживания, общения с пользователями и читателями. Толерантными себя считают 54% респондентов-библиотекарей, своих коллег - 52,2%.
Последние места в иерархии присущих библиотекарям личностных качеств, оказывающих влияние на качество коммуникативной деятельности, заняли свойства, затрудняющие коммуникативное взаимодействие. Так, наличие конфликтности признали у себя 2,7% респондентов, но конфликтность своих коллег отметили 11,5% участников опроса. Агрессивность как черту своего характера определили 3,5% библиотекарей, принявших участие в исследовании, 7,9% оптантов замечали проявления агрессивности у своих коллег. В пятидесятые годы прошлого века было проведено тестирование и изучение профилей библиотекарей, в результате которого были получены данные, позволившие сделать вывод, что испытуемые библиотекари чувствовали себя подчиненными и покорными. Сегодня библиотекари не ощущают себя покорными и подчиненными, наше исследование показало, что только 7,07% опрошенных замечают проявления покорности и уступчивости у своих коллег, 5,3% респондентов признают наличие этих качеств у себя. Что же касается властности, склонности к доминированию, то наличие этого качества у себя признают 6,2%, в то же время 23,9% библиотекарей, принявших участие в анкетировании, считают, что властность - это качество, которое присуще их коллегам. Обидчивыми назвали себя 7,9% опрошенных, склонность обижаться присуща, по мнению 15% респондентов, их коллегам.
Исследование показало, что библиотечные специалисты в основном адекватно оценивают свой коммуникативный потенциал и необходимость актуализации личностных качеств, способствующих успеху в коммуникативной деятельности (аутентичности, артистизма, уверенности и др.).
Продуктивность библиотечного труда во многом зависит от стремления специалистов к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации.
Литература
1. Лопатина Н.В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: теоретико-методологический анализ: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015.
2. Хесед Л.А. Типы вежливого и невежливого поведения и их знаковые характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.
3. Бруй Е.В. Вежливость как элемент коммуникативной культуры библиотечных специалистов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2015. №2. С. 201-206.
4. Любицкая О.А. Структура и содержание профессионального достоинства личности в контексте психологии труда: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.
5. Марьясова Н.В. Профессиональное достоинство личности как главная составляющая психологии труда сотрудников библиотеки // Библиотечное дело. 2012. № 3. С. 2729.
6. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2003.
7. Селезнева Е.В., Бондаренко Н.В. Развитие толерантности государственных служащих: моногр. / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2007.
8. Сукиасян Э.Р. Воспитайте в себе толерантность // Школьная библиотека. 2007. № 2. С. 35-37.
Reverences
1. Lopatina N. V. The librarian in professional structure of society: teoretiko-methodological analysis: thesis ... Dr. of sciences (pedagogics). Moskow, 2015.
2. Hesed L.A. Types of polite and impolite behavior and their sign characteristics: thesis abstract ... PhD (philology). Moskow, 2013.
3. Bruj E.V. Politeness as element of communicative culture of library experts // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstva. 2015. № 2.
4. Ljubickaja O.A. Structure and the maintenance of professional dignity of the personality in the context of work psychology: thesis abstract ... PhD (psychol.). Habarovsk, 2007.
5. Mar 'jasova N. V. Professional dignity of the personality as main component of psychology of work of library workers // Bibliotechnoe delo. 2012. №3.
6. Romek V.G. Trening uverennosti v mezhlichnostnyh otnoshenijah [Training of confidence in the interpersonal relations]. Sankt-Peterburg, 2003.
7. Selezneva E. V., Bondarenko N. V. Razvitie tolerantnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Development of tolerance of public servants]: monograph. Moskow, 2007.
8. Sukiasjan Je.R. Cultivate in yourself tolerance // Shkol'naja biblioteka. 2007. № 2.
УДК 02
Н.В. МЫТЬКО
СЛОЖНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Мытько Наталия Витальевна, старший преподаватель кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены сложности в реализации образовательных стандартов поколения 3+ по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на уровнях бакалавриата и магистратуры. Представлены взгляды исследователей, отметивших различные проблемы по данной теме.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, бакалавриат, магистратура, «Библиотечно-информационная деятельность», образовательный стандарт.
UDK 02 N.V. MYTKO
DIFFICULTIES IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL
STANDARDS OF TRAINING BACHELORS AND MASTERS ON DIRECTION "LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES"
Mytko Natalia Vital'evna, senior lecturer in library-bibliographic activity of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected].
Abstract. The article describes the difficulties in the implementation of educational standards of generation 3+ direction "Library and Information Activities" on the undergraduate and graduate levels. Author resents the views of researchers, noted the various issues on this topic.
Keywords, competence approach, competence, bachelor, master, "Library and Information Activities", educational standard.