cJ УМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА:
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ
УДК 021.2 Е. В. Бруй
Московский государственный институт культуры
На современном этапе развития библиотечного дела актуализировалась проблема выбора парадигмы библиотечного дела, отвечающей потребностям российского общества. В статье рассматривается один из возможных альтернативных вариантов — гуманизация библиотечно-информационной деятельности. Приводятся методологические принципы гуманистической парадигмы: природосообразности, культуросообразности, индивидуального подхода, ценностной ориентированности, субъектности. Взгляд на исторические изменения смысловых модусов гуманистической теории позволяет признать константным признаком концепта гуманизма постижение человеческой сущности. Гуманистический характер библиотечной деятельности наиболее явно проявляется в её коммуникативной составляющей и коммуникативном поведении участников библиотечного общения. Коммуникативная культура библиотекаря — это прежде всего гуманистическая установка на осуществление функций библиотечной деятельности.
Ключевые слова: парадигма библиотечного дела, гуманистическая парадигма, библиотечный гуманизм, коммуникативная культура.
E. V. Bruy
Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE HUMANISTIC PARADIGM OF LIBRARIANSHIP: COMMUNICATIVE ASPECT
At the present stage of development of library science the problem of the choice of the paradigm of library science meeting requirements of the Russian society was staticized. In article one of possible alternative options - a humanization of library information activities is considered. The methodological principles of a humanistic paradigm are given: nature conformity, kulturosoobraznost, individual approach, valuable orientation, subjectivity. The view of historical changes of semantic modes of the humanistic theory allows to recognize as a constant sign of a concept of humanity comprehension of human essence. The humanistic nature of library activity is most obviously shown in her communicative component and communicative behavior of participants of library communication. The communicative culture of the librarian is first of all humanistic installation on implementation of functions of library activity.
Keywords: paradigm of library science, humanistic paradigm, library humanism, communicative culture.
БРУЙ ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА — кандидат психологических наук, докторант кафедры библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
BRUY ELENA VLADISLAVOVNA — Ph.D. (Psychology), doctoral candidate of Department of library science and bibliology, Faculty of humanities and social sciences, Moscow State Institute (University) of Culture
e-mail: [email protected] © Бруй Е. В., 2016
= Библиотечно-информационная деятельность
Анализ библиотековедческой литературы даёт основания для утверждения, что сегодня в библиотечной науке и практике возникла конкуренция между парадигмами, в первую очередь — между информационно-технологической и гуманистической. Информатизация общественной жизни — это в традиционном понимании процесс тотальной компьютеризации всех областей человеческой деятельности, в том числе и библиотечного дела. Вследствие этого возникает опасность отчуждения людей от духовности, замены непосредственного общения виртуальным. Поэтому сегодня очевидна актуальность гуманизации библиотечно-информационной деятельности.
Библиотечная деятельность — разновидность информационной, и приоритет её информационного характера неоспорим. Однако ориентироваться лишь на информационную составляющую библиотечного труда — значит оставить в её тени такие важные задачи библиотеки, как помощь населению в социализации, инкультурации, духовно-нравственном развитии. Гуманизация информационной деятельности — путь к достижению высокой эффективности работы библиотек. В современной ситуации имеют право на существование суждения о полипарадиг-мальности библиотечного дела.
В общеметодологическом плане парадигма — это комплекс ценностей, теоретических и методологических норм, стандартов, методов, критериев, признанных научным сообществом в рамках сложившейся научной традиции.
В библиотечном деле — это принятый в профессиональном сообществе образец, стандарт в постановке и решении библиотечных проблем — информационных, педагогических, коммуникативных, методических и исследовательских.
Парадигмы, на основе представлений
которых воспринимается библиотечная реальность, дают возможность выявить и установить связи между феноменами и событиями, понять существующие тенденции, увидеть закономерности в происходящем, дальнейшие перспективы.
Выбор парадигмы обусловливается позицией библиотечных специалистов, учёных, разделяющих идеи и ценности, которые положены в основу той или иной парадигмы. Методология библиотечного дела обозначает систему принципов, которые конкретизируются в библиотечные парадигмы.
Парадигма библиотечного дела долгое время была ориентирована преимущественно на ценность информации. Согласно информационной парадигме, пользователь — это потребитель информации, библиотека представляет ему востребованные документы, обеспечивает необходимыми знаниями. В основе гуманистической парадигмы — направленность на личность читателя, который рассматривается не только как субъект информационного запроса, но и как личность, как уникальная целостная система, способная к развитию, совершенствованию всех своих компонентов. И модель взаимодействия в данной концепции основывается на понимании неповторимости каждой человеческой личности, её ценности.
Методологические принципы гуманистической парадигмы [2] — природосоо-бразность, культуросообразность, индивидуальный подход, ценностная ориентированность, субъектность и другие — безусловно, актуальны для библиотечной деятельности.
Принцип природосообразности предполагает в ходе библиотечного обслуживания учёт особенностей и закономерностей развития его субъектов, возраста, гендер-ной специфики, физического и психиче-
ского состояния. Важна обоюдная толерантность, способность принимать партнёра по взаимодействию таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
Принцип культуросообразности и принцип ценностной ориентированности требуют рассматривать библиотечную деятельность в контексте культуры, понимаемой как мир ценностей — духовных и материальных.
Принцип индивидуального подхода предусматривает признание исключительности, неповторимости каждого читателя, создание благоприятных условий для самоактуализации, развития культурного и интеллектуально-когнитивного потенциала с учётом личностных особенностей и возможностей.
Принцип субъектности требует отношения к человеку как к главной ценности в библиотечной деятельности, признания его права на собственный выбор, саморазвитие, в целом — признания приоритетности субъект-субъектных отношений в библиотечном взаимодействии.
Автор статьи стоит на позиции гуманизации библиотечной деятельности и придерживается убеждения А. В. Соколова относительно того, что библиотеки станут жизненно необходимы грядущему информационному обществу, если приоритет будет отдан не информационной функции, а гуманистической миссии.
Гуманистическая парадигма, основанная на гуманистическом учении, определяется общностью идейных установок, положений о феномене человека, сочетанием трансцендентального и эмпирического в человеческой жизни, принимается и поддерживается научным сообществом.
Термин «гуманизм» происходит от studia humanitatis — названия наук, объектом которых был человек (в отличие от studia divina — наук, обращённых к боже-
ственному — теологии). Первоначально ему был свойственен образовательный смысл. Но впоследствии его смысловые модусы претерпели изменения.
История гуманистической мысли — её важные моменты и этапы развития — получили освещение в трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Л. Н. Гумилёва, В. В. Зеньковского, В. О. Ключевского, Д. С. Лихачёва, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лот-мана, М. К. Мамардашвили, В. С. Соловьёва и других.
Т. А. Сутырина сделала вывод о совпадении наиболее значительных моментов в истории гуманизма с поворотными периодами в социальной жизни — её экономической, политической, культурной и научной ипостасях. Гуманизму всегда была присуща идеологическая направленность, протест против существующей действительности, ведь таким образом он выражал прогрессивные и передовые воззрения (Н. А. Бердяев). Кризис античного рабовладения способствовал возникновению философских концепций человека. Следствием кризиса феодального общества явилась эпоха Ренессанса, когда тезис «человек есть мера всех вещей» был возведён в принцип. Крах целей и идеалов гуманизма Возрождения привёл к углублению классовых противоречий, в результате феодализм уступил место капитализму, а проблема роли и места человека в обществе вновь актуализировалась. Просвещение XVIII века, идеи народности и демократии XIX столетия, осознание потребности в изменении общественного устройства — важные вехи в становлении гуманистического мировоззрения [7].
Новому этапу в развитии гуманизма способствовало возникновение марксизма. Впервые К. Маркс наметил реальные перспективы реализации идеалов гуманизма, который он связал с научной
= Библиотечно-информационная деятельность
теорией общественного развития, с революционным потенциалом пролетариата, с возможностью построения коммунизма. Девизом социалистического гуманизма был провозглашён принцип: «Всё во имя человека, для блага человека!»
Гуманизм постмодернистского пространства декларирует новые признаки идеального человека: социальную активность, оптимизм, прагматизм, ситуатив-ность, светскость [3].
Все гуманистические теории объединяет взгляд на человека как на высшую ценность. А константным признаком концепта гуманизма является постижение человеческой сущности.
Гуманистическая парадигма используется в дискурсе многих наук — философии, педагогики, психологии, методологии науки и прочих. В библиотековедении проблему гуманизма применительно к библиотечной деятельности рассматривают А. В. Соколов [6], С. А. Басов [1], В. П. Леонов, И. И. Тихомирова [8] и другие.
А. В. Соколов предложил формулу библиотечного гуманизма, понимая его как «мировоззренческий комплекс, включающий нормативы библиотечной деятельности: формирование библиотечного ресурса, содержащего гуманистически ценные источники; обеспечение свободного доступа всех граждан к гуманистическому ресурсу; целевая установка на благо читателей и социальная ответственность за результаты деятельности; диалоговая (субъект-субъектная) форма общения с читателями и коллегами, исключающая манипуляцию ...; культуроцентризм — утверждение библиотеки как центра книжной культуры, культуры межличностного общения, информационной культуры» [6].
Гуманистическая парадигма библиотечного дела ориентирует на восхождение человека — библиотекаря и читателя —
к высоким духовно-нравственным ценностям. В этом контексте субъекты библиотечной деятельности рассматриваются как уникальные личности, нуждающиеся в самоактуализации, самосовершенствовании. Библиотека, в силу своего социального статуса и предназначения, способна выполнить гуманистическую миссию по приобщению людей к ценностям культуры и гуманизма, которые позволят учитывать нравственный и духовный контекст личностных феноменов.
Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания как пользователя, его развитие, социализацию, инкультура-цию, так и библиотекаря, предусматривая их сотрудничество на принципе паритета, совместного диалога. Библиотекарь, выстраивая тактику библиотечного обслуживания на основе гуманистической парадигмы, исходит из потребностей, склонностей, интересов читателя, придерживается индивидуального подхода к каждому пользователю. Такому библиотечному специалисту присуща адекватная самооценка, чувство собственного достоинства, ассертивность поведения.
В библиотечном общении, с нашей точки зрения, целесообразны требования к реализации гуманистической парадигмы, предложенные Карлом Роджерсом [4], среди которых создание в библиотеке доброжелательной обстановки, атмосферы доверия, реализация партнёрских отношений, когда все участники библиотечной коммуникации испытывают чувство собственной значимости и ценности, стремление к интеллектуальному и духовному самосовершенствованию.
Также важна роль библиотекаря как фасилитатора процесса самообразования. Использование постулатов общения с клиентами, названных Карлом Роджерсом, среди которых подлинность, искренность, конгруэнтность, позитив-
ное отношение, недирективность, рефлек- Коммуникативная культура библио-
сивность, эмпатичность, позволит биб- текаря - это прежде всего гуманистиче-
лиотечному специалисту достичь высо- ская установка на осуществление функ-
ких результатов в коммуникативной дея- ций библиотечной деятельности.
тельности [5]. Все составляющие коммуникативной
От коммуникативной культуры библио- культуры имеют гуманистический харак-
текарей в большой степени зависит дости- тер, проявляющийся в ориентирах библи-
жение успеха в библиотечной профессии отечной работы, аксиологической окраске
в целом. Общение, строящееся на основе мышления, рефлексии, ответственности
гуманистических принципов, акмеоло- и т.д. Гуманизм признан «мировоззренче-
гической интенции, аксиологического ской основой библиотечной профессии»,
потенциала, нацеленное на достижение поэтому логика исследования коммуника-
взаимопонимания между партнёрами по тивной культуры библиотечных специали-
библиотечному взаимодействию, способ- стов требует его реализации в контексте
ствует выполнению библиотекой её важ- гуманистической парадигмы. нейших целей и задач.
Примечания
1. Басов С. А. Гуманизм: в поисках безупречной системы ценностей // Библиотечное дело. 2011. № 17 (155). С. 16—19.
2. Жаркова А. А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 106—112.
3. Кукуев А. И. Андрагогический подход в образовании // Кукуев А. И., Шевченко В. А. Современные подходы в образовании : учебно-методическое пособие / Южный федеральный университет, Педагогический институт. Ростов-на-Дону, 2010.
4. Лопатина Н. В. Библиотечные профессии в информационном обществе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 186—191.
5. Мазурицкий А. М. Идеология и библиотеки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 182—186.
6. Матвеева Е. О. Психолого-педагогические компетенции библиотекаря в контексте современных принципов социокультурной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 167—172.
7. Мороз Е. В. Гуманистическая парадигма как объект религиозно-философского анализа // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. Вып. 14. С. 14—19.
8. Роджерс К. Несколько принципиальных открытий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 4—7.
9. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение / [пер. с англ. Т. Рожковой и др.]. Москва : Апрель пресс : ЭКСМО-пресс, 2002. 507 с.
10. Садовская В. С. Основной код культуры коммуникативного взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 163—168.
11. Соколов А. В. Библиотечный гуманизм и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе // Библиотечное дело. 2011. № 17 (155). С. 8—15.
12. Сутырина Т. А. Гуманистические идеи педагогической публицистики : монография / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2006.
13. Тихомирова И. И. Новый вектор развития российских библиотек, или Гуманно мыслить научить // Библиотечное дело. 2011. № 17 (155). С. 20—23.
14. Христидис Т. В. Культура педагогического общения — социальное явление // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 270—274.
^ BH6nHOTewo-HH$opMawoHHaa nearenbHocrb ■Hir i
References
1. Basov S. A. Gumanizm: v poiskakh bezuprechnoi sistemy tsennostei [Humanity: in search of faultless system of values]. Bibliotechnoe Delo [Library Science]. 2011, No. 17 (155), pp. 16—19.
2. Zharkova A. A. The paradigmatic approach to social and cultural activities of youth in the contemporary situation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 3 (65), pp. 106—112. (In Russian)
3. Kukuev A. I. Andragogicheskii podkhod v obrazovanii [Andragogic approach in education]. In: Kukuev A. I., Shevchenko V. A. Sovremennye podkhody v obrazovanii [Modern approaches in education]. Rostov on Don, 2010.
4. Lopatina N. V. Library profession in the information society. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 5 (67), pp. 186—191. (In Russian)
5. Mazuritsky A. M. Ideology and libraries. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 182—186. (In Russian)
6. Matveeva E. O. Psycho-pedagogical competence librarian in the context of modern principles of social and cultural rehabilitation of a child with disabilities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 167—172. (In Russian)
7. Moroz E. V. Humanistic paradigm as an object of religious and philosophical analysis. Bulletin of the Buryat State University. 2013, Issue 14, pp. 14—19. (In Russian)
8. Rodzhers K. [Rogers Carl Ransom] Neskol'ko printsipial'nykh otkrytii [Several basic opening]. Moscow University Psychology Bulletin. 1990, No. 2, pp. 4—7.
9. Rogers C. Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. London: Constable, 1951. (In Rus. ed.: Rodzhers K. [Rogers Carl Ransom] Klient-tsentrirovannaya psikhoterapiya. Teoriya, sovremennaya praktika i primenenie [Client-centered therapy. Theory, modern practice and application]. Moscow, Publishing house "Eksmo Press", 2002. 507 p.)
10. Sadovskaya V. S. Main code of communicative interaction culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 163—168. (In Russian)
11. Sokolov A. V. Bibliotechnyi gumanizm i gumanisticheskaya missiya bibliotek v informatsionnom obshchestve [Library humanity and humanistic mission of libraries in information society]. Bibliotechnoe Delo [Library Science]. 2011, No. 17 (155), pp. 8—15.
12. Sutyrina T. A. Gumanisticheskie idei pedagogicheskoi publitsistiki [Humanistic ideas of pedagogical journalism]. Ekaterinburg, 2006.
13. Tikhomirova I. I. Novyi vektor razvitiya rossiiskikh bibliotek, ili Gumanno myslit' nauchit' [New vector of development of the Russian libraries, or Humanely to think to teach]. Bibliotechnoe Delo [Library Science]. 2011, No. 17 (155), pp. 20—23.
14. Khristidis T. V. Culture of pedagogical communication — a social phenomenon. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 270—274. (In Russian)