РОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕКАРЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
УДК 351.85:378 Г. А. Алтухова
Московский государственный институт культуры
В статье показаны особенности и специфика библиотечной профессии в условиях глобализации и информатизации общества, отмечаются основные направления разработки библиотекой собственных ориентиров информационной, образовательной и культурно-просветительной работы. Автор рассматривает современное направление библиотечно-информа-ционной деятельности с позиций компетентностного подхода, который представлен двумя полярными направлениями: компетентность как универсальный признак личности библиотечного специалиста и компетенции как индивидуальные качества, проявляющиеся в выполнении им профессиональных обязанностей.
Ключевые слова: библиотечная профессиология, глобализация и информатизация общества, компетентностный подход в библиотечно-информационной деятельности.
G. A. Altukhova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE LIBRARIAN
IN THE ERA OF GLOBALIZATION AND INFORMATION SOCIETIES
The article shows the features and specifics of the library profession in the context of globalization and Informatization of society, pointing out the main directions of development of a library of its own benchmarks informational, educational and cultural - educational work. The author considers the current direction of the library-informacionnoy activities from the standpoint of the competence approach, which is represented by two polar directions: competent as a universal personality trait library specialist and competence as an individual quality, which is manifested in the discharge of his professional duties.
АЛТУХОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры ALTUKHOVA GALINA ALEKSEEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Library Science and Bibliology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Алтухова Г. А., 2017
Keywords: library professionale, globalization and informatizatsiya companies, competence-based approach in library and information activities.
Для цитирования: Алтухова Г. А. Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 164-171.
Информатизация изменила все сферы человеческой деятельности, в том числе и содержание работы библиотек. Библиотека сегодня — один из социальных и культурных институтов, востребованных обществом, её отличает от других, близких по направлению социальных институтов, то, что в современной библиотеке соблюдается принцип равенства всех сло-ёв населения, независимо от социального статуса, возраста, национальности, места жительства, пола и т.д. Равноправное сотрудничество библиотечного специалиста и пользователя способствует снижению социальной напряжённости в обществе и утверждению социальной справедливости.
Библиотека разрабатывает собственные ориентиры информационной, образовательной и культурно-просветительной работы с населением. Не отказываясь от зарекомендовавших себя на протяжении веков традиционных форм и методов непрерывного образования и обучения населения, библиотекарь решает сложные задачи своевременного и качественного доступа к информации, использует рациональные способы управления изменениями, позволяющими прогнозировать развитие библиотеки, повышать престиж профессии, формировать её имидж.
Библиотечная профессиология - это сформировавшееся в рамках библиотековедения научное направление, изучает специфику трудовой деятельности библиотекарей как социальной группы.
В предмет этого изучения входит исследование профессиональных требований кбиблиотечным специалистам, изучение содержания и форм их труда, определение престижа профессии. Проблематика профессиологии также охватывает широкий круг вопросов, в том числе проблемы общения, язык, этикет, имидж, а также образование и профессиональное самообразование, нравственные ценности и нормы.
Особенностью библиотечной профессии является её двойственность: с одной стороны, неизменной ценностью труда библиотекаря является деятельность, направленная на раскрытие фонда, продвижение знаний и информации, выполнение образовательной, информационной, культурно-просветительной функций, а с другой - библиотекарь является хранителем накопленных мировой цивилизацией знаний, культурных ценностей и информации. Обе эти функции реализуются во взаимодействии, и каждая из них имеет большое значение для формирования профессиональных знаний, умений и навыков и библиотекаря, и пользователя.
Профессия библиотекаря носит как индивидуальный, так и коллективный характер. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми и документами, библиотекарь не только управляет библиотечной деятельностью, но и сотрудничает с пользователями, коллегами, общественными организа-
циями. Библиотекари защищают корпоративные интересы и объединяются в профессиональные союзы. Эта деятельность строится на обратной связи с субъектами воздействия, с учётом множества объективных обстоятельств и окружающих факторов. Библиотекарь согласовывает свои действия с действиями коллектива, учится у коллектива, обогащает свою профессиональную деятельность опытом коллег и взаимосвязями с пользователями.
Организуя доступ к документам, библиотекарь обеспечивает устойчивое развитие общества, его гуманистический характер. В условиях технизации и компьютеризации общества гуманитарная парадигма деятельности библиотеки приобретает особую актуальность и трансформируется в новые направления.
Библиотекарь, игнорирующий гуманистические ценности библиотечного труда, равнодушный к общественным проблемам, не уважающий читателей и коллег, является большим социальным и профессиональным злом, за которое дорого платит общество.
Творчество библиотекаря разнообразно, оно проявляется в эффективном применении имеющегося опыта, в умении видеть варианты решения одной и той же проблемы и нестандартные подходы к разработке новых форм, средств, приёмов и методов передачи информации. Чтобы успеть за стремительным темпом развития новых информационных технологий, библиотекарь изучает передовой опыт, постоянно учится, повышает свою профессиональную квалификацию. Внедрение новшеств в процесс библиотечного обслуживания сводится: к обучению библиотекаря творческому отношению к
труду; к рационализации библиотечных процессов; к поиску проблем, ждущих своего совершенствования; к овладению методикой аналитической и научно-критической деятельности специалиста.
Побудительными мотивами в деятельности библиотекаря выступают цели его труда, в достижении которых он опирается на современные научные исследования, передовую библиотечную практику, согласует свои действия с потребностями общества. Некоторые общие характерные черты российской модели современной библиотеки находят своё отражение в целом ряде законодательных актов, а также документов, принятых профессиональным сообществом. Среди них - Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994), «Об обязательном экземпляре документов» (1994), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006); Модельный стандарт деятельности публичных библиотек (2008) и другие. В них отражаются главные цели и задачи библиотечного развития, определены социальные функции библиотеки.
Целями профессиональной деятельности современного библиотекаря являются: осуществление государственной политики в сфере культуры, науки и образования, содействие развитию и модернизации общества, повышение престижа библиотечной профессии и гуманизация библиотечного обслуживания.
К основным задачам профессиональной деятельности библиотекаря относятся:
• обеспечение свободного и равного беспрепятственного доступа к накопленным мировой культурой знаниям, их сохранение для общественного пользова-
ния, совершенствование и расширение номенклатуры предоставляемых населению услуг; доступность (близкое расположение) библиотеки, удобный для пользователей режим работы, рациональная организация справочно-поискового аппарата, понятные читателю правила пользования ресурсами библиотеки, комфортные условия работы в библиотеке и соблюдение принципа бесплатности;
• создание в библиотеке комфортной информационно-образовательной среды, компьютеризация библиотечно-инфор-мационных процессов; внедрение новых информационных технологий, укрепляющих позиции библиотеки в информационном обществе;
• превращение библиотек в центры решения гуманитарных проблем, досуга, культуры и общения, совершенствование традиционных и внедрение в практику работы новых библиотечных технологий;
• развитие социальной роли библиотек, воспитание гражданского самосознания, патриотизма, возрождение духовности, нравственности и экологической культуры населения;
• совершенствование профессионального мастерства библиотекаря, повышение квалификации, развитие методической, консультационной помощи пользователям, внедрение в процесс обслуживания передового опыта и лучших достижений науки и практики.
В оценке профессиональных качеств библиотекаря широко используется ком-петентностный подход, который представлен двумя полярными направлениями: компетентность как универсальный признак личности специалиста и компетенции как индивидуальные качества, проявляющиеся в выполнении профес-
сиональных обязанностей. Компетентность — это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо. Под компетенцией библиотекаря понимаются требования к личностным качествам сотрудников библиотеки (или к какой-то отдельной группе сотрудников). В данном понимании понятие «компетенции» используется при оценке знаний и опыта, необходимых для эффективной профессиональной деятельности сотрудников библиотеки. К основным компетенциям современного библиотекаря можно отнести гностические (знаниевые) компетенции.
Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества. Библиотекарь анализирует возникающие в повседневной практике ситуации, формулирует профессиональные задачи, изучает читателей (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения с коллегами), извлекает новые знания из профессиональной литературы. С помощью научных знаний библиотекарь улучшает процесс своей деятельности и одновременно развивает свою зрелость как специалист и личность в целом. Профессиональные знания (методологические, теоретические, методические и технологические) формируют у специалиста развитое профессиональное мышление, способность анализировать и синтезировать приобретённые знания, применять их на практике.
Библиотеки стремятся стать центрами знаний, выполнять функции непрерывного образования и просвещения, привлекая к работе с пользователями
специалистов ведущих отраслей знаний: историков, филологов, искусствоведов и других. Методические знания связаны с освоением библиотекой новых информационных технологий, повышением квалификации библиотечных кадров, помогают библиотекарю самостоятельно принимать профессиональные решения, владеть необходимыми навыками разработки и совершенствования системы обслуживания пользователей. Теоретические знания помогают библиотекарю в организации своей деятельности и в решении различных проблем, возникающих в его повседневном труде, способствуют систематизации результатов познавательной деятельности. Информационная компетенция библиотекаря связана с модернизацией общества, с развитием информационных технологий, с помощью которых расширяются границы библиотеки. Библиотеки сегодня являются важнейшими информационными центрами по сбору и распространению информации, а библиотекари - навигаторами в огромном мире информации и знаний, которые способствуют доступу к мировым информационным ресурсам, помогают пользователю ориентироваться в традиционной книжной и электронной среде. Функциональная компетенция - это умения извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности в трудовой сфере, а именно - это умения:
• самостоятельно работать с различными источниками информации;
• анализировать возникающие в процессе трудовой деятельности ситуации;
• формулировать профессиональные задачи, добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения,
• изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.
Вместе с тем библиотекарь продвигает информацию в читательскую аудиторию, поскольку источник информации, книга или электронный документ, остаётся невостребованным, пока библиотечный специалист не начнёт с ним работать.
Коммуникативная компетенция определяет сложные процессы взаимодействия в библиотечной среде, заключающиеся в обмене информацией, восприятии и понимании партнёрами общения. С этой целью библиотека расширяет свои социальные функции, проводя всё большее количество обучающих курсов, лекций, мероприятий, посвящённых встречам с известными в своей области специалистами, обсуждению документов. В комфортных условиях информационно-образовательной среды библиотеки организуются клубы по интересам, курсы иностранных языков, художественные секции и другие мероприятия, приближающие документы к пользователю. Современная библиотека становится центром общественной жизни, предоставляя возможности для проведения публичных собраний, различных «Дней» (города, информации, открытых дверей, библиографии и т.д.), организуя доступ к библиотечному фонду, существующим информационным сетям, к средствам массовой информации, осуществляя связи с населением, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями.
При коммуникативном воздействии библиотекарь имеет намерения:
• установить контакт и деловые отношения в библиотечной среде, соблюдая
при этом определённый статус и роли участников общения;
• дать или получить нужную информацию или обменяться ею;
• избрать оптимальные пути общения в библиотечной среде.
В коммуникативном процессе, которым управляет библиотекарь, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация осуществляется посредством речи. Речь - это слепок характера, индивидуальности, силы мысли, многообразия идей, способности к творческому мышлению. Библиотекарь - не простой передатчик информации, а заинтересованный собеседник, со своим мнением, со своим индивидуальным отношением к решаемой проблеме, со своим пониманием происходящих событий. Навыки речевой культуры библиотекаря говорят о своеобразии его личности, об уровне духовного и интеллектуального потенциала, о внутренней культуре и способности установить эмпатию - эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир и принять его. Невербальная коммуникация повышает эффективность общения, усиливает не только степень понимания слов, но и позволяет оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позы, интонацию, направленность взгляда и т.д. Невербальная коммуникация позволяет участникам общения полнее выразить свои чувства, показывает, насколько они владеют собой, как в действительности люди относятся друг к другу.
В многофункциональной деятельности библиотекаря, более чем в какой-либо другой профессии, общество ценит не только уровень образования, объём
специальных знаний, умений, навыков специалистов, но и моральные качества, под которыми понимаются устойчивые проявления нравственного сознания в принятии решений, поведении и самопрезентации. Здесь моральный облик библиотекаря занимает особое место, а иногда играет и главную роль в решении профессиональных задач. Библиотечная этика формируется на основании характерных обязанностей и задач профессии, с учётом тех ситуаций, в которых могут оказаться библиотечные специалисты. Моральные требования, которые возникают при выполнении библиотекарем профессиональных обязанностей, облегчают выбор правильной линии поведения, ограждают его от этических ошибок.
Труд библиотечного работника не может быть строго формализован. Поэтому от него требуется не только высокая квалификация, но и глубокое осознание своего морального долга перед обществом, коллегами и пользователями. Ведущая категория библиотечной этики - профессиональный долг. В этой категории более чётко сформулированы ценности и нормы-требования к библиотечному специалисту, предъявляемые ему обществом. Особое внимание обращают библиотечные специалисты на такую этическую категорию, как ответственность. Ответственность библиотекаря обусловлена не только моральной, но и общей ценностной ориентацией специалиста: его заботой о благе библиотеки, коллектива, о результатах нравственного действия чтения на пользователей. Категория совести применительно к библиотечной профессии - это нравственная позиция, «нравственный взгляд» библиотечного специалиста на окружающую
действительность, на место профессии в библиотечном мире, эта категория влияет на результат интеллектуальной и эмоциональной духовной деятельности библиотекаря.
Честь (профессиональная честь) -это осознание достоинства и долга перед обществом, коллективом, читателями. Профессиональная честь библиотечного специалиста проявляется в ответственном отношении к своему долгу и обязанностям, готовности выполнить свой долг при любых условиях и подчас непростых обстоятельствах, в которых сегодня находится библиотека. Для поддержания чести библиотечной профессии важно и её признание как библиотекарем, так и коллективом, и оценка реального вклада библиотечного труда в развитие общества. Профессиональные компетенции библиотекаря формируются на всех уровнях деятельности: методологическом (знание закономерностей развития профессии), теоретическом (законы, принципы и правила библиотековедения, информатики и психологии и пр.), методическом (уровень конструирования про-
цесса обслуживания), технологическом (комплектование фондов, выполнение запросов пользователей и других технологических процессов). Это требует от библиотекаря достаточно развитого профессионального мышления, способности отбирать, анализировать и синтезировать приобретённые знания для достижения целей и задач библиотеки. Всё возрастающее число источников и каналов получения информации, революционных способов её передачи принуждает библиотеку к популяризации своих возможностей.
Как отмечает Е. Ю. Гениева, «сейчас библиотека как, может быть, ни один из социальных институтов, испытывает мощное влияние конкурентной среды и в силу этого находится в активном поиске своего будущего и естественным путём рождает интереснейшие и сугубо практические варианты решений [4]». Поэтому вопросы повышения престижа библиотечной профессии, улучшения её имиджа, соответствия требованиям времени сегодня как никогда актуальны и требуют большой работы по популяризации библиотечной профессии.
Примечания
1. Алтухова Г. А. Основы библиотечного имиджа. Москва : Литера, 2008. 224 с.
2. Алтухова Г. А. Профессиональная идеология как целостный свод идей, ценностей и норм // Библиотечное дело. 2010. № 5. С. 16-20.
3. Алтухова Г. А. Т. Ф. Каратыгина: «Федор Иванович Каратыгин: педагог, ученый, человек, стоявший у истоков МГУКИ» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 4. С. 249-253.
4. Гениева Е. Ю. Библиотека как институт модернизации, или Ноев ковчег цивилизации // Библиотечное дело. 2011. № 21. С. 6.
5. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. Москва : ФАИР, 2009. 256 с.
6. Кодекс этики Российского библиотекаря [Электронный ресурс] : принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 года, город Тюмень // Российская библиотечная ассоциация : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.rba.ru/ content/about/doc/codex.php
^ Bu6nH0TevH0-HH$0pMaw0HHaa nearenbHocn bill! Id i
References
1. Altukhova G. A. Osnovy bibliotechnogo imidzha [Fundamentals of library image]. Moscow, Publishing house "LITERA", 2008. 224 p.
2. Altukhova G. A. Professional'naya ideologiya kak tselostnyy svod idey, tsennostey i norm [Professional ideology as a holistic body of ideas, values and norms]. Bibliotechnoe Delo [Library Science]. 2010, no. 5, p. 16-20.
3. Altukhova G. A. T. F. Karatygina: "Fedor Ivanovich Karatygin: pedagog, uchenyy, chelovek, stoyavshiy u istokov MGUKI" [T. F. Karatygina: "Fedor Ivanovich Karatygin: a teacher, a scientist, a man who stood at the origins of MSUCA"]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2010, no. 4, pp. 249-253.
4. Genieva E. Yu. Biblioteka kak institut modernizatsii, ili Noyev kovcheg tsivilizatsii [Library as an Institute for Modernization, or Noah's Ark of Civilization]. Bibliotechnoe Delo [Library Science]. 2011, no. 21, p. 6.
5. Dvorkina M. Ya. Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost': teoreticheskiye osnovy i osoben-nosti razvitiya v traditsionnoy i elektronnoy srede [Library-information activity: theoretical bases and features of development in the traditional and electronic environment]. Moscow, Publishing house "FAIR", 2009. 256 p.
6. Kodeks etiki Rossiyskogo bibliotekarya: prinyat Konferentsiyey Rossiyskoy bibliotechnoy as-sotsiatsii, XVI Yezhegodnaya sessiya, 26 maya 2011 goda, gorod Tyumen' [Code of Ethics of the Russian Librarian: adopted by the Conference of the Russian Library Association, XVI Annual Session, May 26, 2011, Tyumen]. Available at: http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php