Научная статья на тему 'Развитие библиотечной профессиологии как научной и учебной дисциплины'

Развитие библиотечной профессиологии как научной и учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИОЛОГИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елфимова Людмила Васильевна

В статье рассматривается современный этап развития библиотечной профессиологии, ее становление как образовательного предмета и объекта практического и теоретического осмысления в научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие библиотечной профессиологии как научной и учебной дисциплины»

создает условия для познавательной деятельности, организуя материальную и языковую среду. Немаловажную роль играют домашнее чтение вслух и обсуждение книги (необходимо выяснить, что и как понял малыш).

В процессе занятий, обогащающих тезаурус детей, важно учитывать особенности их темперамента и интеллекта, которые выступают как «интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса» [3]. Для овладения словарным запасом [4] ребенку необходимо тренировать психику - память, внимание, восприятие. Постепенно дошкольник выделяет речь как особую область объективных отношений: формируется лингвистическое отношение к слову, происходит осмысление языковой деятельности.

Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с познанием окружающей действительности, с воспитанием правильного взаимодействия с окружающими, в первую очередь взрослыми - хранителями знаний и умений, накопленных человечеством. Речевому общению предшествует эмоциональное: на первом году жизни ребенок отвечает улыбкой на улыбку, реагирует на особенности голоса, интонацию. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой стороной, сопровождая действия взрослого. Особое значение приобретает произнесение звуков при инициативном обращении: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека. Столь же важно копирование звуков, звукосочетаний - это способствует формированию речевого слуха, подражанию целым словам, которые ребенок позже будет заимствовать из речи взрослых. Так закладываются основы коммуникации с помощью осмысленно произносимых и понимаемых лексических единиц [5].

Слова обозначают вполне определенное действие (тэдж - встань, т1ыс - сядь), конкретный предмет (тхылъ - книга, унэ - дом, жыг - дере-

во), определенное действие с предметом ('возьми мячик - топыр къащтэ, дай куклу - къызэт гуащэ), природное явление (уэс къос - снег идет, уэшх къошх дождь идет) и т. д. Без такого точного обозначения предметов, действий, их свойств взрослый не может руководить поведением ребенка, поощряя или запрещая что-либо.

С целью определения словарного запаса детей-кабардинцев старшего дошкольного возраста, мы провели экспериментальное исследование в дошкольных образовательных учреждениях республики. Результаты показали либо средний уровень (41% детей употребляют слова в соответствии со значением), либо высокий (59% имеют богатый словарный запас, чистую, грамматически правильную речь). Низкий уровень (словарный запас очень беден, речь недостаточно выразительна) не зафиксирован.

Итоговая проверка показала, что дети достаточно хорошо владеют языковыми навыками, проявляют инициативу в общении, замечают ошибки сверстников. Эти показатели очень важны: всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста в условиях двуязычия поможет им успешно учиться в школе, усваивать опыт поколений, человеческую культуру, познавать окружающий мир.

Литература

1. Загаштоков А. Х., Кулимова Р. Х. Концепция обучения учащихся в режиме активного билингвизма. Нальчик, 2010. С. 5.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.

3. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. С. 184.

4. Фразеологический словарь русского языка. М., 1967; С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1973.

5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001. С. 78.

r. kh. sabanova. enrichment of children's vocabulary under conditions of kabardian-russian bilingualism

The article deals with the methods to enrich the vocabulary and develop oral speech of senior pre-school children in bilingual educational institutions.

Key words: bilingualism, bilingual education, vocabulary.

Л. В. ЕЛФИМОВА

РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В статье рассматривается современный этап развития библиотечной профессиологии, ее становление как образовательного предмета и объекта практического и теоретического осмысления в научной литературе. Ключевые слова: библиотечная профессиология, высшая школа, библиотековедение.

Начало 90-х годов XX века стало переломным периодом для отечественного библиотековедения и библиографоведения: существовавшая на тот момент теория и практика библиотечной работы

подверглась коренному пересмотру. Для библиотечной профессиологии начался новый этап развития в качестве научно-прикладной и учебной дисциплины. Если первое направление берет на-

№ 2 (45), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

^99

чало с 20-х годов XX века, то второе, его логичное продолжение, есть сумма выработанных отечественными библиотековедами представлений о месте и роли библиотечной профессиологии в ряду библиотековедческих дисциплин.

Этапам развития библиотечной профессиологии посвящена диссертация А. С. Чачко «Библиотекари как социально-профессиональная группа» (1991) - одна из первых попыток дать целостное представление о научной системе, объекте и предмете этой дисциплины. В плане методики библиотечной профессиологии и социального портрети-рования библиотекарей следует отметить работу В. И. Грачева [1]. Немаловажную роль сыграли и результаты проводившегося под руководством Ленинградского государственного института культуры в 1986-1990 годах комплексного социологического исследования «Библиотекари как социально-профессиональная группа общества». В нем принимали участие учебные заведения культуры и библиотеки Советского Союза, основные теоретические результаты были обобщены в сборнике научных статей «Библиотечная профес-сиология: проблемы становления и развития». Это вышедшее в 1992 году издание открывала статья А. С. Чачко, систематизировавшая основные представления о библиотечной профессиоло-гии.

В докторской диссертации А. И. Каптерева [2] описаны принципы, системообразующие факторы и аспекты профессионализации библиотечных специалистов, подходы к формированию профессионально-квалификационной структуры библиотечных кадров, обозначен предмет библиотечной профессиологии как учебной дисциплины - фактически выстроена теория (концепция) профессионализации библиотечных специалистов.

Важным показателем признания библиотечной профессиологии следует назвать появление постоянной подрубрики «Профессиология» в научно-практическом журнале «Библиотековедение». Попытка закрепить понятие библиотечная профессиология и статус библиотековедческой дисциплины была предпринята в терминологическом словаре по библиотечному делу [3], подготовленном Библиотекой по естественным наукам РАН. Там помещены также словарные статьи библиотечная профессиография, профессиограмма библиотекаря, профессиограмма библиографа. В последующем ни в один из терминологических словарей понятие библиотечная профессиология не отражены, сохранились лишь такие понятия, как профессиограмма библиотекаря и професси-ограмма библиографа.

Свою трактовку объекта и предмета библиотечной профессиологии и попытку обозначить ее содержательные границы предложил А. В. Соколов [4]. Интересны результаты исследования, проведенного в 2001-2002 годах под его руководством студентами Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: по документальным источникам были проанализированы отличительные особенности профессионального самосознания трех поколений

библиотечной интеллигенции. Революционное поколение, советское «очарованное» поколение, советское «разочарованное» поколение охарактеризованы по параметрам: профессиональная миссия, профессиональная этика; самопознание и самоорганизация; профессиография и нормирование труда; преемственность поколений; отношения с властью и другими социальными институтами; библиотечная футурология; библиотечные идеалы и мифы.

Компонентам библиотечной профессиологии посвящены диссертационные исследования отечественных библиотековедов: к методике профес-сиографирования библиотечных специалистов обращается В. П. Чудинова [5]; В. А. Турчин [6] характеризует отдельные аспекты профессионализации библиотечных специалистов; Т. Д. Жукова - особенности самосознания школьных библиотекарей [7].

Становление данной дисциплины как учебного предмета началось на базе Высших библиотечных курсов РГБ, когда в составе дисциплины «Библиотековедение» был выделен раздел «Библиотечная профессиология», включающий в себя методические рекомендации и список литературы [8]. С развитием представлений о библиотечной профессиологии изменялось и содержание учебной дисциплины: в учебные планы вузов культуры данный предмет вначале входил в виде небольших спецкурсов, читаемых по инициативе преподавателей, чьи диссертационные исследования относились к данному направлению; в последующем объем и содержание предмета значительно расширились.

А. И. Каптеревым в Московском государственном институте культуры был предложен спецкурс «Библиотечная профессиология: проблемы и перспективы», в тематическом плане которого присутствовали два раздела: «Исторические изменения содержания и форм библиотечной профессии» и «Профессионализация библиотечной деятельности» (данные материалы впоследствии защищены в докторской диссертации исследователя) [9]. Позже в Челябинском институте культуры Т. Д. Рубанова подготовила спецкурс «Библиотечная профессиология» для студентов 4-го курса дневного отделения [10]. В Киевском институте культуры краткий спецкурс «Основы библиотечной профессиологии», предложенный С. В. Шалимовой, ввели в 1993 году; с 1994-го преподавался авторский курс А. С. Чачко «Библиотечная профессиология: профессиология библи-отечно-информационной деятельности». Он лег в основу учебного пособия <^блютечна професю-логия» (1996), рекомендованного Министерством просвещения Украины, и научно-методического пособия в помощь самостоятельной работе студентов (1997) [11].

Интересный подход к преподаванию библиотечной профессиологии был предложен на библиотечно-информационном факультете Московского университета культуры и искусств (над созданием комплексного курса работали преподаватели кафедры библиотековедения Ю. П. Ме-

лентьева, М. В. Костюкова, Г. А. Алтухова, И. И. Макарова, О. П. Мезенцева; апробация прошла в 1999-2000 учебном году). В это же время по предложению А. Н. Дулатовой дисциплину «Библиотечная профессиология» ввели в учебный план Краснодарского университета культуры и искусств (она преподается и в настоящее время). Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН по переподготовке библиотечных работников, не имеющих специального образования, также ввел у себя дисциплину «Общее библиотековедение», в составе которой есть раздел «Библиотечная про-фессиология».

Значимым событием был переход высшей библиотечной школы на новую образовательную парадигму (по Болонской декларации) - новые образовательные стандарты, в том числе и по подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности [12]; предмет «Библиотечная профессиоло-гия» вошел в перечень дисциплин, обязательных для изучения; на государственном уровне определен основной минимум его содержания.

Став неотъемлемой частью подготовки библиотечных специалистов, «Библиотечная професси-ология», по нашему мнению, в дальнейшем будет укрепляться в этой роли. Развитие ее как научной библиотековедческой дисциплины не прекращается: уточняются ее трактовка и содержательные границы.

Литература

1. Грачев В. И. Социальное портретирование библиотекарей: теория, методика, эксперимент: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1991.

2. Каптерев А. И. Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных специалистов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.

3. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995.

4. Соколов А. В. Библиотечная профессиология в системе библиотековедческих наук // Библиотековедение. 2003. N° 4. С. 29-33; Он же. Библиотечная профессиология: некоторые итоги XX века // Библиотековедение. 2003. № 5. С. 22-35.

5. Чудинова В. П. Современная професси-ограмма специалиста детской библиотеки как основа совершенствования подготовки кадров по работе с детьми: дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.

6. Турчин В. А. Информационно-сетевая культура в профессионализации современных библиотечных специалистов: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2002.

7. Жукова Т. Д. Библиотечная периодическая печать как средство влияния на профессиональное сознание школьного библиотекаря: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

8. Библиотечная профессиология // Высшие библиотечные курсы: тематич. план и программы. М., 1993. С. 42-44.

9. Каптерев А. И. Библиотечная профессиология: проблемы и перспективы: метод. разработка по спецкурсу. М., 1992.

10. Рубанова Т. Д. Библиотечная профессиология: программа спецкурса и метод. указания для студентов. Челябинск, 1990.

11. Чачко А. С. Библиотечная профессия: проблемы и их отражение в исследованиях // Российское библиотековедение: XX век: направления развития, проблемы и итоги. М., 2003. С. 224-247; Грозовская Е. О., Чачко А. С. Библиотечная профессиология: Новейшие концепции гуманистической психологии: науч.-метод. рекомендации. Киев, 1997.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность». Квалификация (степень) «магистр». URL: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm233-1.pdf

l. v. yelfimova. development of library professiology as a scientific and academic discipline

The main stages of development of library professiology, its formation as an educational subject and object of practical and theoretical understanding in scientific literature are considered in the article. Key words: library professiology, higher school, library science.

Д. А. МОРОЗОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИБЛИОТЕК В ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Автор рассматривает современное состояние и историю развития нормативно-правовой базы и внедрения современных информационных технологий обслуживания пользователей на основе взаимодействия библиотек.

Ключевые слова: библиотека, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов.

Взаимоиспользование библиотечных фондов с целью наиболее эффективного удовлетворения информационных потребностей читателей нашло отражение в таких формах библиотечного взаимодействия, как доставка документов (ДД) и меж-

библиотечный абонемент (МБА).

Система МБА, в начале ХХ века использовавшаяся достаточно редко, получила распространение с утверждением «Положения о единой общегосударственной системе межбиблиотечного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.