ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
05.25.00 - Документальная информация
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ В ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ
Наталья Викторовна ЛОПАТИНА,
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: [email protected]
В статье библиотекарь представлен как информационный специалист. Изучаются направления развития библиотечной профессии в информационном обществе в России и за рубежом. Рассматриваются модели будущего библиотечной профессии. Раскрываются проблемы понимания сущности и развития библиотечной профессии в современном обществе. Проводится сравнительный анализ взглядов на библиотечную профессию представителей библиотечной науки и практики России, Федеративной Республики Германия и Соединённых Штатов Америки.
Ключевые слова: библиотечное дело, информационная деятельность, библиотекарь, информационный специалист, профессиональная структура информационного общества, информационное общество, библиотековедение, социология информатизации.
LIBRARY PROFESSION IN THE XXI CENTURY: COMPARATIVE ANALYSIS RUSSIAN FOREIGN AND TRENDS
N. V. Lopatina, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Library Science and Bibliology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture e-mail: [email protected]
The article is presented as a librarian information specialist. We study the direction of development of the library profession in the information society in Russia and abroad. The models of the future of the library profession. Reveals the problems of understand-
ing the nature and development of the library profession in modern society. A comparative analysis of the views of the representatives of the library profession of library science and practice of Russia, Federal Republic of Germany and the United States.
Key words: librarianship, information activities, librarian, information specialist, professional structure of the information society, information society, library science, sociology of information.
Летом 2013 года общественный резонанс вызвала публикация в «Аргументах и фактах» статьи Е. Трегубовой «Смерть почтальона. Какие профессии исчезнут к 2020 году» [9]. Автор представила список бесперспективных профессий, составленный Агентством стратегических инициатив. Возглавила этот список профессия библиотекаря, которая, по мнению исследователей, как и профессии «докумен-товед и архивариус, уже в скором времени перестанут существовать из-за стремительного развития интернет-вещания, за счёт которого пользователи практически из любой точки мира имеют круглосуточный доступ к любой информации» [9]. Заявляя это, эксперты успокаивают: «Вымирание профессий - это нормальное явление, из-за которого не стоит паниковать - на место исчезающих должностей приходят новые, более интересные и менее трудные» [9].
С одной стороны, современные реалии жизни профессионального сообщества библиотечных специалистов заставляют «эффективных менеджеров», ориентированных на оптимизацию социальных ресурсов, задуматься о том, что библиотечные практики уходят из повседневной жизни нашего современника, уступая место новому габитусу, который экстраполируется на культурно-досуговую деятельность, на межличностное общение и другие виды деятельности. Невозможно скрыть непопулярность библиотечной профессии у молодёжи: несмотря на активную деятельность Российской библиотечной ассоциации по мотивированию молодых библиотекарей, одним из основных и наиболее объективных показателей снижения популярности является набор абитуриентов на информационно-библиотечную специальность.
С другой стороны, почему, не будучи читателем «АИФ», многие обратили внимание на эту публикацию? Исключительно благодаря поисковой оптимизации сайтов и непосильному интеллектуальному труду тех деятелей Интернет, которые заложили параметры, позволившие этой статье появиться на «титульной» странице Рамблера, там, где её увидел каждый пользователь этой поисковой системы. Чем, по сути, отличается задача «оптимизатора» (в том числе и того специалиста, который формирует задание для «робота») и библиотекаря, делающего выставку книг, или библиографа, составляющего пособие? Только технологией, инструментами и - немного - интеллектом и душой, вложенными в этот процесс.
Совершенствование профессионального разнообразия информационной деятельности становится одним из важнейших направлений информатизации. Появляются новые профессии, обеспечивающие устойчивое развитие информационной среды; устоявшиеся профессиональные направления трансформируются в соответствии с господствующими в настоящий момент времени информационными и социально-информационными технологиями. В связи с этим и для теории, и для практики важно определить критерии устойчивости для постоянно изменяющегося профессионального разнообразия информационной деятельности,
ибо это значимо для идентификации, классификации и социального позиционирования представителей как новых информационных профессий, так и таких «классических» профессий, как библиотекарь. Все они выполняют одну и ту же социальную функцию - удовлетворяют информационные потребности, делают информационную среду комфортной (понятие, введённое Ю. А. Шрейдером [10]), «обозримой» для потребителя, фрагментируя и экстрагируя те фрагменты, которые могут быть интересны здесь и сейчас определённой категории потребителей, целевой для библиотеки, издания или поисковой системы.
Именно такие критерии устойчивости должны лечь в основу государственной классификации занятости информационной деятельностью, отражающей один из ключевых моментов информационного развития и профессионализации этой сферы.
Двадцатилетний опыт подготовки информационных специалистов в МГИК показывает, что овладение студентом информационной технологией (например, технологиями поисковой оптимизации сайта) происходит намного легче, нежели овладение интеллектуальной - социально-психологической, аналитической, социально-маркетинговой - составляющей информационной деятельности. Основой мотивации в первом случае служит мода как сложный социальный феномен и приверженность моде как условие интеграции в желательные социально-профессиональные группы. Совершенствование же процесса овладения интеллектуальными компетенциями информационной деятельности невозможно без мотивации будущих специалистов, основанной на понимании приоритета устойчивости «фундаментальных» знаний в области информационной деятельности перед сиюминутностью технологического решения социальной задачи и неподдающейся оценке изменчивостью ИТ-арсенала профессиональной и непрофессиональной информационной деятельности.
Формирование этой мотивации и такого понимания базировалось на идее Н. Б. Зиновьевой о целесообразности изучения «информационной истории» общества как одного из важнейших содержательных компонентов развития информационной культуры. Эта идея лежит в основе её учебного пособия «Информационная культура личности: Введение в курс» [3]. Вместе с тем подобная педагогическая позиция остаётся авторской разработкой и не находит отражения в федеральных образовательных стандартах. Это приводит к тому, что осознание преемственности инструментов удовлетворения информационных потребностей личности и общества не рассматривается в качестве значимой компетенции информационных специалистов, в том числе и библиотекарей.
Современное профессиональное пространство информационной деятельности характеризуется высокой степенью атомизации труда, в силу чего социальные связи, формирующие, объединяющие данную социально-профессиональную группу, чрезвычайно слабы. Уровень информационной культуры общества и сложившаяся система социального управления кадровым потенциалом информатизации не способствуют укреплению понимания широкими кругами информационных специалистов профессионального разнообразия, характерного для деятельности, которой они заняты.
Носит эта проблема глобальный или локальный характер? Выяснение этого потребовало анализа публикаций российских и зарубежных библиотечных специ-
алистов в профессиональной печати и современных социальных сетях, касающихся сущности библиотечной профессии.
Анализ оценок библиотечными работниками своих позиций в современных социальных практиках позволяет не только подтвердить, но и определить глобальный характер выделенных ранее [5] тенденций развития кадрового потенциала инфосферы: динамику социальной миссии библиотечных специалистов, рост профессионального разнообразия в силу появления новых точек соприкосновения с социальными практиками, рост профессионального разнообразия в силу конвергенции информационно-коммуникационных и социально-информационных технологий, изменение соотношения информационный специалист / массовый актор информатизации.
Вместе с тем локальный характер и региональную окраску [6] носит отношение к происходящим изменениям.
В российских условиях особую остроту приобретает вопрос о будущем информационных профессий, сформировавшихся в доинформационную эпоху. Анализ современных публикаций, посвящённых судьбе классических информационных профессий, демонстрирует две основные модели их жизненного цикла. Первая модель - модель «надвигающейся профессиональной смертности» [11] - предполагает исчезновение информационной профессии, её вытеснение за пределы профессионального пространства информационной деятельности. Вторая модель демонстрирует переход классической информационной профессии на новый виток спирали развития информационной деятельности, приобретение инновационных элементов, в ряде случаев максимально изменяющих её, при сохранении базовых функций [4].
Ряд дискуссий о библиотечной профессии в социальных сетях позволяет выявить обусловленность высказываний не столько определённой объективной ценностью, сколько потребностью в профессиональной самоидентификации членов этой социально-профессиональной группы. Нередко в период информатизации отдельные сферы информационной деятельности демонстрировали эффект своего рода социального аутокинеза, иллюзии развития сфер, находящихся в стагнации, под влиянием ряда социальных факторов восприятия, искусственного формирования иллюзии развития. Применительно к библиотечному делу необходимо говорить об искусственном сдерживании конкретно-организационными рамками функционирования библиотеки как социального института в условиях изменяющейся реальности не только из-за недостаточной гибкости структуры государственного управления отраслью, но и в результате того, что профессиональная элита занята реализацией своей, частной, модели реального мира. Следствием этой ситуации выступают серьёзные социальные проблемы профессиональной сферы: структурная безработица, нисходящая мобильность, резистентное поведение, с одной стороны, и дисфункция социального института - с другой.
В то же время библиотеки Германии в условиях информатизации развиваются в мейнстриме - с ориентацией на интеграцию в библиотечное обслуживание электронных библиотечных услуг, на разработку мер по долгосрочному архивированию с целью сохранения культурного наследия (KOPAL), на создание виртуальных специальных библиотек, на модернизацию межрегионального сотрудничества посредством внедрения в общегерманской системе межбиблиотечного абонемента электронной доставки документов и т.д. [2].
Сравнительный анализ тематики публикаций теоретиков и практиков библиотечного дела Германии, России и ряда других стран показывает идентичность возникающих в ходе информатизации проблем и путей их решения. В этом ряду -и проблемы соответствия компетентности современных информационно-библиотечных специалистов актуальным задачам и направлениям информатизации библиотечного дела, и проблемы участия библиотеки как социально-информационного института в информатизации общества. На Международном конгрессе по библиотечному делу и информации, прошедшем в августе 2003 года в Берлине, данная проблема подробно была затронута в докладе Г. Реша, посвящён-ном сравнительному анализу библиотечного дела Германии и США. По мнению Г. Реша, отставание немецкого библиотечного дела в части внедрения новых электронных услуг обусловлено недостаточно высоким уровнем готовности информационно-библиотечных специалистов к работе с ними, а также снижением общекультурной компетентности. К такому же выводу пришли и специалисты из других стран, в частности российские специалисты в области информационно-библиотечных кадров и образования [7].
Точки зрения на миссию и задачи библиотекаря в современном обществе, прослеживаемые в работах российских и немецких авторов, не противоречат друг другу в силу единства понимания роли информации и информационных технологий в современном мире и необходимости соответствия библиотеки и библиотекаря требованиям информационной инфраструктуры информационного общества. В частности, Г. Рэш говорит о том, что «библиотекари - это специалисты по сохранению и передаче информации любого рода и по правильному обращению с таким важным сырьевым ресурсом, как знание, независимо, работают ли они в университетской, школьной или специальной библиотеке экономического предприятия. Поле их задач по комплектованию и передаче книг и других средств информации в пользование делает из них профессиональных партнёров в области средств коммуникации и информации. Уже сегодня они являются навигаторами по информационным сетям, разрабатывают и обеспечивают качество и актуальность электронной информации, а в будущем их значение наверняка возрастёт» [7]. Как основные квалификационные требования к современному библиотекарю он призывает рассматривать знание источников, ресурсов; методологические знания; коммуникативность и социальную активность; знание языков; знание практического использования компьютеров; знания в области менеджмента; широкую общую эрудицию.
Немецкие исследователи констатируют, что профессии в сфере информации, литературы и современных информационных средств приобрели в последние десятилетия особое значение. В частности, Ю. Зефельдт и Л. Сире отмечают, что, наряду с библиотекарями, в Германии появились специалисты по работе с документацией, специалисты по информации, архивисты, специалисты по информационным услугам и средствам информации, а также так называемые информационные брокеры - «профессии сферы информации, поля деятельности которых всё больше сближаются, хотя и сохраняют различия» [2, с. 49].
Аналогичные выводы были сделаны и российскими исследователями [4], а также раскрыты механизмы профессионализации информационной деятельности в современных условиях, проанализированы процессы формирования новой ин-
формационной профессии. И немецкие, и российские авторы ставят задачу постоянной актуализации профессиональной компетентности библиотекаря в русле соответствия потребностям современного читателя с целью предотвращения социально-профессиональной маргинализации [7].
Информатизация как глобальная тенденция общественного развития трансформирует информационную инфраструктуру разных государств, в том числе и Германии. Изменение привычек пользователей библиотек, стиля их жизни обусловлено глобальными причинами, активной диффузией информационно-технологических новаций в повседневность. В данной ситуации библиотеки Германии, подобно библиотекам всех стран, не избежали проблем снижения социальной потребности в библиотечных услугах, оттока читателей вследствие популяризации интернет-ресурсов и технологий.
Вместе с тем необходимо отметить, что работы библиотечных специалистов Германии отличает позитивное отношение к информатизации как процессу, открывающему новые возможности развития библиотечного дела, а также перспективы для укрепления социального статуса библиотеки в информационном обществе. Наблюдается определённый диссонанс в оценке влияния информатизации на современные библиотечные практики в работах немецких авторов и их российских коллег. Немецкое библиотековедение и библиотечное дело не акцентируют своё внимание на проблемах идентификации суверенности библиотеки в информационном обществе и не ставят проблему недопустимости трансформаций содержания библиотечной деятельности в контексте разрушения духовной культуры. Вместе с тем на практике наблюдается рост разнообразия услуг, предоставляемых библиотеками Германии, изменение подходов к информационно-библиотечному обслуживанию, ориентация на повышение качества библиотечной деятельности в русле как клиентоориентированного, так и социально ориентированного подходов, которые, к глубокому сожалению, не дифференцируются в российском библиотечном деле.
В данном случае библиотечное дело Германии предусматривает два направления модернизации содержания работы библиотек. С одной стороны, речь идёт о расширенной трактовке библиотеки как «третьего места», то есть места для проведения свободного времени (первые два - дом и работа). Этот подход предполагает усиление приоритета социально-досуговых функций библиотеки и акцентирование внимания на использовании её помещений и других материальных ресурсов для организации клубов по интересам, реализации образовательных программ и т.п. [12].
С другой стороны, ряд специалистов ориентирован на усиление информационной составляющей традиционных библиотечных технологий и ориентации, в первую очередь на усиление роли информационных услуг библиотеки и электронных информационных услуг, в частности виртуальных (цифровых) справок, как их новый образ [7]. Этот вариант предполагает качественно иное представление о взаимодействии библиотеки и её читателя (пользователя): клиенты могут обращаться сюда, физически не находясь в помещении библиотеки, не будучи связанными временем их работы. Благодаря этому библиотеки получают возможность привлечь новых клиентов из числа тех, кто ранее и не думал пользоваться их услугами.
Вместе с тем подобные новаторские идеи не всегда находят быструю реализацию в библиотечном деле Германии. Например, внедрение цифровой справки и связанное с ней развитие технологий в Германии происходило с сомнениями и задержкой, хотя использование Интернета в практике немецких библиотек имеет значительный опыт. Только бурный рост Интернета и политическое давление (через изменения в организационной структуре и финансировании), а также необходимость адаптации к новым общественным требованиям изменили оценку немецкими библиотеками новых справочно-информационных технологий. Именно распространённость этих прикладных решений позволила исследователям выявить и сформулировать важнейшую особенность развития библиотечного дела Германии в условиях информационного общества - переход от приоритета накапливания фондов к приоритету обслуживания, однако полноценная реализация этого перехода требует определённого времени и предполагает готовность библиотеки и общества к таким переменам.
Принципиальным теоретическим достижением немецких библиотековедов является понимание и анализ причин изменений отношений между обществом и библиотекой в современном мире, которые не связаны со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий. Библиотечные практики Германии наблюдают изменение характера информационных потребностей и запросов пользователей библиотек в последние 20-30 лет [2] и связывают это с идеями гражданского общества, новых форм демократии и участия в общественной жизни, с идеей «мира 2.0», которые популярны сегодня не только в Германии, но и в других странах. Данное явление определяет необходимость перестройки отдельных компонентов информационно-библиотечной деятельности, в частности изменение содержания библиотечного обслуживания, которое приводит к появлению новых форм участия читателя (пользователя) в работе библиотеки.
Характерный пример отношения к настоящему и будущему библиотечной профессии представляет американский библиотекарь Нэд Поттер (Ned Potter), разместивший в своём блоге интересный взгляд на содержание библиотечной профессии - через дружеские советы: «10 вещей, которые необходимы, если хочешь работать в библиотеке» [13]. Рекомендуя выбор библиотечной профессии, автор призывает соискателя библиотечной вакансии увидеть то, что в библиотеке книга - не главное и, как бы ты не любил книги, не они, а человек - главный ориентир («Там всё - о людях»). В связи с этим библиотекарю нужны в первую очередь коммуникативные навыки и готовность к «беспокойной работе». На второе место в рейтинге значимых вещей Н. Поттера поставлена технология: если вы боитесь технологий, вы не можете работать в библиотеке. По мнению автора, «библиотеки находятся на острие доставки контента», поэтому библиотекари, будучи информационными специалистами, должны возглавлять процессы информатизации, стать инициаторами изменений и первыми пользователями новых платформ. Н. Поттер предупреждает о необходимости повышения профессионального уровня и его сертификации, о жёсткости конкуренции среди высококомпетентных информационных специалистов, приходящих на смену библиотекарям, уходящим на пенсию, о перспективности и важности для профессионального общения социальных медиа.
Особое внимание автор уделяет готовности к борьбе со «старыми библиотечными стереотипами». «Если люди не уважают нас, они не получат максимальную
отдачу от наших услуг»,- считает Н. Поттер, развивая тему библиотечной адвока-ции и необходимости не упускать все имеющиеся для неё возможности. В русле этой рекомендации автор видит в будущем библиотекаре готовность, способность и открытость постоянным изменениям, ибо за последние два десятилетия библиотеки изменились больше, чем за всю историю своего существования. Аналогичная компетенция представлена и в монографии «Информационные специалисты» [4] как базовая компетенция для представителей информационных профессий.
В ряду наиболее аттрактивных моментов библиотечной профессии Н. Поттер видит возможность «давать волю» таким «страстям», как любовь к литературному и т.п. творчеству, к истории, общение в социальных сетях в рамках своей работы. В числе специфических характеристик профессии автор представляет разнообразие профессиональных ролей, которые выполняет библиотекарь, и ставит вопрос о готовности к выполнению работ, связанных со сферой услуг, маркетингом, созданием цифрового контента, издательским делом, защитой авторских прав, архивным делом, консервацией и хранением информации, связями с общественностью и СМИ, обучением, информационной культурой, консультированием в командном и проектном режиме; к профессиональной деятельности в библиотеках музыкального, правового, медицинского профиля, в библиотеках специальных, академических, публичных, школьных, детских и «мобильных»; о готовности осуществлять комплектование, каталогизацию, бухгалтерский учёт, администрирование и менеджмент, управление персоналом, фондами, недвижимостью, осуществлять дизайнерское проектирование и организацию пространства для коллекций, реставрацию книг, формировать органы общественного самоуправления; работать с электронными ресурсами, метаданными, специальными коллекциями, информационными технологиями и информационными системами, музейными и гале-рейными коллекциями, создавать виртуальную образовательную среду и стратегии интернет-деятельности.
В процессе анализа взглядов зарубежных коллег на содержание библиотечной профессии, на компетентностный комплекс открывается ярко выраженное функциональное разнообразие, направленное на развитие информационной инфраструктуры общества, реализующей доступность разнообразия информационной феноменологии потребителю как сущностной характеристики информационного общества. Приведённые примеры, а также другие публикации и обзоры на тему будущего библиотечной профессии, отражающие взгляды зарубежных коллег [1], позволяют выявить понимание закономерного характера информатизации как социального процесса.
Настороженное отношение к информатизации и отечественных, и зарубежных специалистов определяется опасением разрушения системы документных коммуникаций и тревогами о будущем профессиональной деятельности в этих условиях. В данном случае целесообразно говорить о существовании фундаментального закона развития информационной среды и информационных коммуникаций - закона сохранения всех форм и средств информационной деятельности, методов и приёмов оперирования информацией, когда-либо изобретённых человеком. Древнейшие виды информационных коммуникаций (миметика, пластика, идеографическое и иероглифическое письмо) и более поздние (устное общение, рукописное и т.п.) не только не исчезли из человеческого обихода, вытесненные
актуальными и доминантными способами информационного обмена, но и нашли свои ниши в современной информационной среде, причём они сохраняются «не только и не столько в информационной среде социума, сколько в индивидуальном сознании, мыслях и действиях человека» [8].
Интерпретация библиотечного дела как одного из старейших видов информационной деятельности основана на рассмотрении в качестве его своеобразной «кварки» удовлетворения информационных потребностей как базовых потребностей для познавательной, культурно-досуговой, социально-культурной деятельности человека и общества в целом на современном этапе. Именно библиотечная профессия позволяет говорить о том, что информационные профессии, как способ социальной реализации и жизнеобеспечения, не являются продуктом информатизации, а существуют с древнейших времён, ибо лежащая в их основе информационная деятельность выступает одним из фундаментальных видов деятельности человека. Специфика формирования профессионального пространства информационной деятельности, профессиональной дифференциации заключается в том, что новый виток информационного развития общества приводил до середины ХХ века не только к возникновению новых профессий, но и к формированию на их основе отдельных отраслей.
Отраслевая раздробленность, искусственно созданная в процессе становления профессионального пространства информационной деятельности в ходе общественного разделения труда и обусловленная неосознанностью со стороны социокультурной среды природы и содержания разнообразия информационной феноменологии, является препятствием для интеграционных процессов в информационных науках и образовательных направлениях. В условиях информатизации наблюдается конвергенция информационных профессий и интеграция профессиональной общности, элементы которой демонстрируют единство социальных функций. Могут трансформироваться организационные контуры библиотечного дела, но социальные потребности, лежащие в его основе, сущность социально-ролевой цепочки «библиотекарь - читатель» утверждают неизменность существования социального института, регулирующего реализацию этой социальной функции.
Литература
1. Багрова И. Ю. Библиотечно-информационная профессия за рубежом: современное состояние, проблемы, перспективы. Аналитический обзор отечественной и зарубежной англоязычной литературы 2006-2008 гг. // Библиотечное дело мира : сборник аналитических и справочных материалов / Российская государственная библиотека, Отдел зарубежного библиотековедения и международных библиотечных связей, Сектор анализа и обобщения информации по зарубежному библиотечному делу и библиографии ; [сост. В. В. Качалина].- Москва : Пашков дом, 2010. - С. 124-154.
2. Зефельдт Ю., Сире Л. Двери в прошлое и будущее - библиотеки в Германии : пер. с нем. - 3-е изд., исп. - Хильдесхайм : Олмс, 2007. - 112 с.
3. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс : учебное пособие для вузов культуры и искусства / под ред. И. И. Горловой ; Краснодарская государственная академия культуры. - Краснодар, 1996. - 136 с.
4. Лопатина Н. В. Информационные специалисты: социология управления : монография. - Москва : Академический проект, 2006. - 203 с. - (Психологические технологии / Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам).
5. Лопатина Н. В. Информационные специалисты XXI века: новые тенденции в профессии и профессиональном образовании // Информационные ресурсы России. - 2010. - № 2 (114). - С. 26-30.
6. Лопатина Н. В., Хакимова Г. А. Библиотека в условиях локальных социокультурных трансформаций: адаптация или участие? (на примере реформы немецкой орфографии 1998 года) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 4 (48). - С. 198-203.
7. Реш Г. Цифровая справочно-информационная служба в Германии: Краткий обзор деятельности и опыта работы по повышению квалификации персонала // Материалы Международного конгресса по библиотечному делу и информации: 69-я генеральная конференция и заседание Совета ИФЛА. 1-9 августа 2003 г., Берлин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.library.ru/ help/theory/germany_lib.php|t - Загл. с экрана.
8. Сляднева Н. А. Человек эпохи информатизации - Homo informaticus // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы / Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - 1999. - № 3. - С. 9-13.
9. Трегубова Е. Смерть почтальона. Какие профессии исчезнут к 2020 году [Электронный ресурс] // Аргументы и факты : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - 2013. Июль, 16. - Режим доступа: http://www.aif.ru/money/article/comments/65141
10. Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техническая информация. Серия 2. Информационные процессы и системы / Всероссийский институт научной и технической информации РАН.-1976. - № 1. - С. 3-6.
11. Burns T., Rashid Sh. The New World of Information Professionalism. Information Outlook. - 1999. - Vol. 3, No. 7. - Pp. 25-30.
12. Schultka H. Bibliothekspädagogik. Der Text. Bibliotheksdienst. - 2005. - Jg. 39, Nr. 11. - S. 1462-1488.
13. http://www.slideshare.net/thewikiman/if-you-want-to-work-in-libraries