Научная статья на тему 'Паттерны поведения библиотекарей во взаимодействии с читателями'

Паттерны поведения библиотекарей во взаимодействии с читателями Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
222
21
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ТИПЫ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бруй Елена Владиславовна

Коммуникативное поведение сотрудников библиотеки способно повлиять на результаты библиотечно-информационного обслуживания и поэтому заслуживает должного внимания со стороны исследователей. В статье приводится типология библиотекарей, основанием для которой служат поведенческие признаки позиция во взаимодействии с пользователями (доминирование уступчивость) и направленность на общение (аффилиация отстраненность). Даются дефиниции понятий «доминирование», «подчинение», «общительность», «некоммуникабельность», «ассертивность». Описываются паттерны поведения каждого из выделенных типов («наставник», «контролер», «партнер», «оператор» и др.). Приводятся результаты опроса читателей, позволяющие увидеть, какие модели поведения, по мнению пользователей, наиболее распространены среди работников библиотек и сделать выводы об актуальности проблемы совершенствования коммуникативной подготовки библиотечных специалистов в системах профессионального образования и повышения квалификация.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бруй Елена Владиславовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Паттерны поведения библиотекарей во взаимодействии с читателями»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (60), 2016

8. Cheltybashev A.A. Science popularization as means of increase of interest of youth in research activity / Cheltybashev A.A., Kurlyandskaya I.P.// Fundamental'nye issledovanija. 2014. №5.

9. Lagutina O. V. Mass, «yellow», gutter press: to a question of differentiation of concepts// News of Southwest state university. Series «Linguistics and pedagogics». 2013. №2.

10. Murchikova E. In black holes and between stars...// Troickij variant. Nauka. 2014. №23

(167).

11. Sekareva I. V. Advertizing and television myths as form of manipulation with consciousness/ / Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. №4.

12. Kurganova E.B. Consciousness puerilnost of the consumer as a factor ofactivization of game technologies application // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Filologija. Zhurnalistika». 2014. №1.

13. Scherbakova N.A. Reading motives of modern youth// Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2009. №5.

УДК 023 Е.В. БРУЙ

ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Бруй Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, докторант кафедры библиотековедения и книговедения социал-гуманитарного факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» (141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7), elena_bruy@bk.ru

Аннотация. Коммуникативное поведение сотрудников библиотеки способно повлиять на результаты библиотечно-информационного обслуживания и поэтому заслуживает должного внимания со стороны исследователей. В статье приводится типология библиотекарей, основанием для которой служат поведенческие признаки - позиция во взаимодействии с пользователями (доминирование - уступчивость) и направленность на общение (аффилиация - отстраненность). Даются дефиниции понятий «доминирование», «подчинение», «общительность», «некоммуникабельность», «ассертивность». Описываются паттерны поведения каждого из выделенных типов («наставник», «контролер», «партнер», «оператор» и др.). Приводятся результаты опроса читателей, позволяющие увидеть, какие модели поведения, по мнению пользователей, наиболее распространены среди работников библиотек и сделать выводы об актуальности проблемы совершенствования коммуникативной подготовки библиотечных специалистов в системах профессионального образования и повышения квалификации.

Ключевые слова: типология, типы библиотекарей, библиотечное общение, коммуникативное поведение.

UDC 023 E.V. BRUJ

PATTERNS OF BEHAVIOR OF LIBRARIANS IN THE INTERACTION WITH READERS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Brui Elena Vladislavovna, PhD (psycholog.), doctoral candidate of the Department of library science and bibliology Department, Moscow state Institute of culture (141406, Moscow region, Khimki, St. Library, 7), elena_bruy@bk.ru

Abstract. Communicative behavior of library staff is able to influence the outcome of library and information services and, therefore, deserves due attention from researchers. The article presents a typology of librarians, the basis for which are behavioral signs - position in interaction with users (domination - compliance) and focus on communication (affiliation - detachment). We give the definition of the concepts of "dominance", "submission", "communicative", "communicate", "creativity". It describes the behavior patterns of each of the selected type ( "mentor", "Controller", "Partner", "operator", etc.). The results of a survey of readers, allows you to see which behavior patterns, according to users, most common among librarians and to make

№ 1 (60), 2016 "Библиотековедение и документальная информация"

— 109

conclusions about the relevance of problem of perfection of communicative training librarians in systems of vocational education and enhancing qualifications.

Keywords. typology, types of librarians, library communication, communicative behavior.

Современные требования к личности библиотекаря мы рассматриваем в контексте гуманистической парадигмы библиотечного дела. На наш взгляд, только ориентируясь на потребности человека в обществе, библиотечные специалисты способны решать ключевые проблемы предоставления оперативной информации, социализации и инкультурации населения. Однако мотивированность специалистов на взаимодействие с пользователями различна, поливариантны и их взгляды на проблему межличностных отношений, коммуникативного поведения библиотечных специалистов.

В контексте данной парадигмы актуально понимание об уникальности каждой личности, каждого специалиста. Однако у различных людей встречаются сходные черты, это позволяет объединять их в типологические группы. Выделение типов осуществляется на основании определенных признаков. Удобство метода типизации обусловлено тем, что в случае воспроизведения процедуры определения типа на разных категориях специалистов, занятых в одной сфере деятельности, классификация их по обозначенным признакам и отнесению к каким-либо классам упрощается. А впоследствии, ориентируясь на известные признаки, можно прогнозировать поведение специалистов, принадлежавших к выделенным типам профессионалов.

Существует множество типологий личности, их авторами были психологи, психиатры П.Б. Ганнушкин, А.Ф. Лазурский, К. Леонгард, А.Е. Личко, К. Юнг и др. Типологии специалистов, например педагогов, предложили Р. Атаханов и М.Г. Бобкова, В.А. Кан-Калик, Б.П. Ковалев, А.П. Панфилова, Д. Райис, М. Тален, Л. Фестингер и др. [1]. В библиотековедении также предпринимались попытки создать классификации библиотечных специалистов по различным основаниям. Заслуживают внимания типологии библиотекарей, предложенные А.В. Соколовым [4, с. 26-36; 5, с. 51-60], С.А. Езовой [2, с. 25-27], М.В. Кустовой [3] и др. Профессиональному поведению библиотекарей присуще множество особенностей, которые могут быть типообразующими признаками. Такими признаками для нас стали позиция, занимаемая библиотекарем во взаимодействии с читателями (доминирование - паритет - уступчивость) и направленность сотрудников библиотек на общение с читателями (аф-филиация - отстраненность).

Аффилиация - это стремление человека к общению. Общительность в профессиональной деятельности библиотекаря имеет непреходящее значение. Под общительностью библиотечного специалиста мы понимаем относительно константное базовое свойство его личности, обусловленное индивидно-типическими, темпераментальными особенностями, проявляющееся в его коммуникативном поведении и коммуникативной библиотечной деятельности, обеспечивающее ее успешность. Индикаторами общительности являются потребность в общении, проявление инициативы вступления в коммуникацию, свобода и легкость в установлении контактов, их устойчивость, открытость к взаимодействию, большой круг общения и пр.

Отстраненность - признак некоммуникабельности - качества личности, затрудняющего эффективность межличностного взаимодействия, характеризующегося нерасположенностью к общению, к созданию эмоциональных связей с окружающими.

Причинами некоммуникабельности могут быть:

• интроверсия (интегральное свойство личности, проявляющееся в избегании социальных контактов, стремлении к уединению, ориентации на свой внутренний мир);

• индивидуализм, мизантропия (негативное отношение к людям),

• застенчивость, боязнь отвержения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дефицит коммуникативных умений и навыков и т.д.

Стратегия поведения библиотечного специалиста в процессе общения связана со степенью его доминантности. Исследователи сходятся в понимании доминирования-подчинения как способа достижения изменений в поведении или принятии решений партнеров. Эти от-

"Культурная жизнь Юга России" 110 ;

№ 1 (60), 2016

ношения расцениваются как асимметричные. Отношения «власть - подчинение» противопоставляются отношениям эгалитарности.

Доминирование - это реализация превалирующего положения над другими людьми, применение власти по отношению к ним, проявляется в поведении через коммуникативные инструменты доминирования. Такие коммуникативные средства могут иметь позитивный и негативный характер. Позитивным способам присуще стремление эксплицировать конструктивность в коммуникативном взаимодействии, тогда как негативным свойственно пресекать инициативу партнера по общению - и, по сути, их можно рассматривать как конфликтогены.

Наиболее общим определением термина «подчинение» можно считать осознанное или неосознанное преобразование человеком собственного поведения и/или мнения, установок сообразно с влиянием внешних факторов. В процессе общения от подчиняющегося ожидается комплементарный дискурс: он должен поддерживать утверждения доминирующего коммуниканта, заданный им характер беседы, сообщать такое количество информации, какое тот требует. Подчиняющийся «подстраивается» под дискурсивную личность доминирующего.

Результатом комбинации названных параметров стало выделение следующих типов библиотекарей.

1. Библиотекарь - «наставник». Для этого типа библиотечных специалистов характерна направленность на общение с читателями, предпочтение позиции доминирования во взаимодействии с ними. Приоритетным направлением деятельности для них является руководство чтением, воспитание и образование пользователей. Таких библиотекарей отличает тенденция к аффилиации. Они способны найти свой подход к каждому читателю, всегда готовы прийти ему на помощь, знают, как и что посоветовать, порекомендовать из имеющихся в фонде книг. В общении предпочтение отдается директивным приемам, возможно использование и манипулятивных тактик.

2. Библиотекарь - «контролер». Коммуникативная деятельность библиотечных сотрудников данного типа определяется недоверием в отношениях к читателям и предпочтением доминирующей позиции при взаимодействии с ними. Аккуратность, педантичность - отличительные проявления их профессионального стиля. Требования безусловного порядка во всем предъявляется и к окружающим. По отношению к пользователям и коллегам проявляют авторитарность и придирчивость. Для этого типа библиотечных сотрудников характерна толерантность к монотонии, работе, требующей точности и внимания к деталям. Каталогизация, систематизация, библиографирование - сфера деятельности, где они не имеют себе равных. При библиотечном обслуживании возникают проблемы, обусловленные их отчужденностью. Контакты с читателями вызывают отрицательные эмоции, но профессия обязывает, а свои обязанности они выполняют с усердием, поэтому принимают на себя функции контроля над читателями, берут их под свою опеку. Такие специалисты очень сложные партнеры по общению, с мелочной тщательностью они принимают запросы у читателя, акцентируя внимание на второстепенных деталях. Очень настойчивы в соблюдении всех формальностей.

3. Библиотекарь - «сострадалец». Главные качества этого типа библиотекарей - альтруизм и бесконфликтность. Они стремятся к добрым, доверительным отношениям с читателями. Во взаимодействии занимают позицию подчинения, поэтому испытывают сложность в ситуациях, требующих отказаться от выполнения просьб: выдать ценную книгу из читального зала, выполнить действия, не входящие в служебные обязанности, затратить личное время и т.д. При этом постоянно испытывают чувство вины: либо за то, что пошли навстречу и нарушили правила библиотеки, либо, наоборот, что не выполнили просьбу, не смогли помочь. Такие библиотекари находятся в зоне риска профессионального выгорания.

4. Библиотекарь - «человек в футляре». Коммуникативные стратегии, предпочитаемые библиотекарями этого типа, - уклонение от общения и избегание. Превратное представление о библиотеке, где можно уединиться и читать книги, спрятаться от кипучей жизни, дезориентировало их при выборе профессии. Такие библиотекари обычно предпочитают отделы, реализующие технологические процессы, ориентированные на создание библиотечной продукции. Если же их профессиональные обязанности связаны с библиотечно-информа-

№ 1 (60), 2016 "Библиотековедение и документальная информация"

- 111

ционным обслуживанием, они испытывают коммуникативные трудности, проявляют уступчивость, стремясь избежать конфликта или затягивания коммуникативного взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, в поведении коммуникантов обычно преобладают либо давление на партнера, либо пассивность во взаимодействии. В первом случае обозначено стремление к доминированию, во втором - готовность к уступчивости, неуверенность в своих возможностях. Но существует третий вариант - ассертивное поведение, при котором соблюдаются паритетные начала. Это честное и открытое поведение, исключающее причинения ущерба или вреда кому-либо. В нем сочетается внутренняя сила и вежливость по отношению к другим людям. Такое поведение свойственно следующему типу библиотечных специалистов:

5. Библиотекарь — «партнер». Для этого типа библиотекарей характерна направленность на сотрудничество с читателями. Они способны принять ответственность за свои действия и поведение. При этом с уважением относятся к выбору и решению пользователя. В процессе коммуникации демонстрируют это уважение и наличие самоуважения у себя. Во взаимодействии с пользователями всегда проявляют такие качества, как искренность, честность, тактичность, толерантность. Способны вне зависимости от своего эмоционального самочувствия наполнить взаимодействие позитивным настроем. Действиями они доказывают высокий уровень своего профессионального мастерства и уверенность в себе как в профессионале и хорошем коммуникаторе. Умеют слушать и понимать партнера. В их поведении нет авторитарности, они отдают предпочтение фасилитативному стилю общения, при этом обладают лидерским потенциалом, способны увлечь, заинтересовать читателя. Готовы к инновациям, изменениям, способны творчески привнести их в свою работу и жизнь.

Однако отсутствие системы доминирования-подчинения в общении не всегда обусловлено ассертивностью коммуникантов. Эгалитарность во взаимодействии может определяться равнодушием к процессу общения и его участникам.

6. Библиотекарь - «оператор». Профессиональное поведение библиотекарей этого типа детерминировано индифферентным отношением к читателям и отсутствием потребности в общении с ними, паритетной позицией в момент коммуникативного акта. Обслуживание понимается ими как технологический процесс, обеспечивающий выдачу информации, релевантной запросу, исключающий эмоциональный контакт с пользователями. Такие специалисты не будут задействовать свои знания и усилия, чтобы подобрать книги взамен не нашедшимся в каталогах и на полках, если не будет такого запроса. Запрос-ответ - вот стиль общения с посетителями.

Нами была предпринята попытка узнать мнение пользователей библиотек о распространенности данных типов поведения библиотекарей.

Студентам ряда московских вузов, являющихся читателями библиотек разных типов (национальных, универсальных, специальных), была предложена анкета с целью выяснения их мнения по поводу занимаемой позиции библиотекарей во взаимодействии с пользователями библиотечных услуг. Для этого они должны были, ознакомившись с описанием паттернов коммуникативного поведения библиотекарей, распределить их по параметру наибольшей встречаемости.

В результате был составлен следующий список типов библиотекарей по степени их распространенности:

1. Библиотекарь-оператор.

2. Библиотекарь-контролер.

3. Библиотекарь-партнер.

4. Библиотекарь-наставник.

5. Библиотекарь-сострадалец.

6. Библиотекарь - человек в футляре.

41% опрошенных считает, что в библиотеке работают в основном библиотекари-операторы. 25% ставят на первое место контролеров. 15% читателей, прошедших анкетирование, чаше всего встречали библиотекарей-партнеров и столько же - наставников. Наименьшее количество голосов получили тип библиотекаря-сострадальца и «человека в футляре».

"Культурная жизнь Юга России" 112 ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 1 (60), 2016

Полученные результаты показали, насколько актуальна проблема профессиональной мотивации и коммуникативной компетентности библиотечных специалистов. Читатели видят равнодушие со стороны работников библиотек, недоверие, чрезмерный контроль, директивный стиль общения. При этом сами библиотекари отрицают наличие как доминирующего паттерна в своем поведении, так и подчиняющегося. Среди профессиональных компетенций первое место библиотекари отдают «ориентации на читателя», а среди присущих им коммуникативных качеств - общительности и толерантности. Следовательно, дело в отсутствии коммуникативного мастерства, способности к эффективной самопрезентации, умении показать заинтересованность, внимание к пользователю.

В то же время третье место в данном рейтинге, отданное библиотекарю-партнеру, придает уверенность в том, что существует потенциал и ресурсы для обретения доверия читателей библиотечным специалистам. Однако очевидна и необходимость повышения уровня коммуникативной подготовки будущих библиотекарей в учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург: Питер, 2012.

2. Езова С.А. Междисциплинарный подход в изучении типов поведения библиотекарей и читателей // Библиосфера. 2007. № 2.

3. Кустова М.В. Досуговое чтение библиотекаря: специфика, содержание и перспективы использования в профессиональной деятельности: на материале муниципальных публичных библиотек Челябинской области: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008.

4. Соколов А.В. Жанны, Пенелопы, Клеопатры в библиотеке завтрашнего дня // Библиотековедение. 2002. № 3.

5. Соколов А.В. Библиотечный авангард информационного общества // Науч. и техн. б-ки. 2012. № 2.

Reverences

1. Il'in E.P. Psihologija dlja pedagogov [Psychology for teachers]. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.

2. Ezova S.A. An interdisciplinary approach to the study of behaviors of librarians and readers // Bibliosfera. 2007. № 2.

3. Kustova M.V. Leisure reading librarian: specifics, the contents and prospects of use in professional activity: on material of municipal public libraries of Chelyabinsk region: dis. ... PhD (pedagogy). Cheljabinsk, 2008.

4. Sokolov A. V. Zhanna, Penelope, Cleopatra in library of the future // Bibliotekovedenie. 2002.

№ 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sokolov A.V. Library vanguard of information society // Nauch. i tehn. b-ki. 2012. № 2.

УДК 027.625 Н.Н. НОВАК

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕК, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Новак Наталья Николаевна, аспирант кафедры документоведения, документалистики и архивоведения Краснодарского государственного института культуры (г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), nnnovak@ya.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования информационных ресурсов в библиотеках, обслуживающих детей и подростков. Статья содержит сравнительный анализ подходов к решению задач формирования фонда информационных ресурсов детских и подростковых библиотек в советский период и последние годы.

Ключевые слова: библиотека, информационные ресурсы, библиотеки для детей и подростков, формирование библиотечного фонда, электронная культура, библиографические ресурсы, миссия библиотек, проблемы детского чтения.