УДК 02
Г. М. Кормишина
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
Проанализированы различные подходы к определению понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность». Обоснована возросшая роль коммуникативной компетенции в содержании образования специалистов библиотечно-информационной сферы.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность
The author has analyzed various approaches to defining the notions "competence", "competency", "communicative competency". The article has justified the increased role of communicative competence in content of education of library-informative sphere specialists. Keywords: competence, competency, communicative competency
Активные инновационные изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах общества, обусловливают необходимость концептуального пересмотра многих традиционных положений и взглядов, в том числе и в системе профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы.
Актуальная задача современных библиотековедческих исследований - изучение и реализация компе-тентностного подхода в образовании. Во-первых, потому, что рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества. Во-вторых, присоединение России к Болонскому процессу определяет необходимость перехода на общую терминологию, единый подход к организации образовательного процесса.
Исследователи по-разному оценивают роль и значение компетентностного подхода в образовании. Так, одни считают, что у нас преобладал зуновский подход (знания, умения, навыки). Признаками компетентности традиционно являлись диплом о высшем образовании или занимаемая должность, которые давали преимущества их носителю, но не всегда отражали реальный уровень компетентности, конечные результаты его деятельности [6, с. 23]. Другие же утверждают, что компетентностный подход не противопоставляется зуновскому, а дополняется, кроме действенности и практической ориентации, личностными, ценностными, мотивационными аспектами. «Он как бы расширяет значение целей профессионального образования, вбирает и обучающие, и развивающие, и воспитательные цели» [2, с. 163].
Нам представляется уместным говорить о двух подходах к организации образования, во многом отличающихся по содержанию, педагогической оснащенности (кадры, образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение). К данному выводу пришло большинство исследователей, поднимавших вопрос о сущности и специфике компетенций личности, на основе которых формируется ком-
петентностный подход как педагогическое явление. Так, О. А. Калегина считает, что на смену знаниевой парадигме приходит компетентностная парадигма, в которой ценности Истины «растворяются» в ценностях Практики, ориентированной на приоритетное развитие прикладных навыков [3, с. 50].
Сегодня в научной литературе можно найти десятки определений понятий компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, которые могут быть разведены по разным основаниям или, наоборот, употребляться как синонимы.
Г. Б. Паршукова считает, что в общем приближении компетентность можно рассматривать как способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения значимых, имеющих определенную ценность результатов. По мнению автора, компетенция включает следующие составляющие:
- когнитивную - знания, опыт;
- функциональную - умения, владения;
- личностную - предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
- этическую - предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей [6, с. 23].
Нам близка позиция тех авторов, которые рассматривают компетентность и компетенции как взаи-моподчиненные компоненты активности субъекта. При этом компетенция расценивается как потенциальная активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность - интегральное качество личности, это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности могут быть представлены следующим образом:
- когнитивный компонент (знания);
- мотивационный компонент;
- аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);
- конативный компонент (умения, навыки, опыт деятельности);
15
- способности;
- эмоционально-волевой компонент (саморегуляция).
В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определенной сфере деятельности, должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции [2, с. 164].
Анализ, проведенный О. А. Калегиной, позволил ей сделать аналогичный вывод: «...считаем возможным понимать под компетенцией такую совокупность качеств личности, которая необходима или нормативна для выполнения какой-либо конкретной работы. Применительно к образованию - это тот уровень подготовки, который требуется, заданная норма, стандарт. Компетентность - это личностные качества человека, позволяющие выполнять работу в определенной сфере деятельности на высоком уровне.
Таким образом, компетенция потенциальна, а компетентность представляется как наличествующее качество, характеристика личности, означающие ее опытность и практические умения в данной сфере» [3, с. 61].
Несмотря на то, что в научной литературе не выработано единой трактовки сущности компетентности, подходов к построению образовательных систем на компетентностной основе, разработан ГОС ВПО третьего поколения на основе компетентност-ного подхода и системы зачетных единиц.
Сегодня, когда остро стоит задача внедрения нового подхода к подготовке кадров, чаще думают о методах обучения, чем об определении набора компетенций для специалистов различного профиля. Как справедливо заметила А. Стоуф, изучавшая педагогические аспекты развития компетенций: «Возникает тревожная тенденция, которая проявляется в стремлении преподавателей сосредоточиться прежде всего на методе, т. е. на вопросе, “как преподавать компетентность”, вместо “какую компетентность мы хотим развить у наших студентов”» [Цит по: 3, с. 59].
В Федеральных ГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечноинформационная деятельность» в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» представлен перечень формируемых у выпускников компетенций:
а) общекультурные;
б) профессиональные.
На наш взгляд, в данном ФГОС ВПО незаслуженно обошли вниманием коммуникативную компетентность, которая сегодня расценивается как профессионально важное качество любого специалиста.
Решение вопроса о месте и роли специалиста в современной структуре социальных отношений, необходимость превращения его в главного субъекта общественного производства настоятельно требует
обращения к проблемам повышения качества воспроизводства социокультурного и коммуникационного потенциала человека.
Возросшая роль коммуникативной компетенции обусловлена рядом факторов:
- наличием конкуренции; при предоставлении примерно одинаковых услуг или продукта (в эпоху глобализации данная ситуация является довольно типичной для многих отраслей) компании начинают бороться за клиента, развивая коммуникативную компетентность своих сотрудников;
- возрастанием значимости быстроты выполнения работы; поскольку практически любая отрасль современного бизнеса высококонкурентна, быстрота выполнения той или иной задачи очень ценится. Владение коммуникационными навыками позволяет ускорить многие процессы;
- возросшей культурой общения в обществе в целом и в организации в частности, что обычно закреплено в корпоративной политике или этическом комплексе предприятия [5, с. 161].
Несмотря на пристальное внимание к проблеме коммуникативной компетентности специалиста, среди исследователей нет единой позиции в трактовке понятия коммуникативная компетентность, его структуры. Так, А. Т. Каюмов считает, что коммуникационная компетентность современного человека - это системный алгоритм, главным компонентом которого является коммуникативный потенциал, включающий в себя в свою очередь коммуникативную одаренность личности и знания субъекта, необходимые для реализации общения на том или ином уровне информационных взаимодействий. Исходя из этого, коммуникативная компетентность трактуется им как интегральное свойство личности, формируемое в процессе обмена социальной информацией и выражающее способность субъекта информационных взаимодействий к реализации целесообразной коммуникационной деятельности, культурного саморазвития и самосовершенствования. Структура же коммуникативной компетентности в качестве основополагающих включает следующие компоненты:
- знание содержания предмета социокультурной коммуникации;
- компетентность в выборе направления социокультурной коммуникативной деятельности;
- знания, связанные с управлением данной коммуникацией (контроль коммуникационного процесса);
- владение инструментальными средствами коммуникативной деятельности [4, с. 95].
Е. Шишова под коммуникативной компетентностью понимает сформированность следующих структурных компонентов:
- знаний в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, этика, логика, риторика, культура речи и др.);
16
- коммуникативных и организаторских способностей;
- способности к эмпатии;
- культуры вербального и невербального взаимодействия.
По мнению автора, каждый компонент представлен набором различных умений. Например, когда речь идет о коммуникативных и организаторских способностях, то имеется в виду умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, смекалку, активно взаимодействовать в совместной деятельности [7, с. 147].
Е. Ю. Гениева считает, что коммуникативная компетентность складывается из психологических качеств и установок человека (способности ориентироваться в ситуации и прогнозировать ее развитие, способности «видеть» и «адекватно оценивать» себя и партнера; навыков «эмоциональной настройки», способности преодолевать психологические барьеры и т. п.), а также из приобретаемой вместе с жизненным опытом или путем обучения способности использовать специальные системы символов, дискурсивные стратегии или принципы коммуникационного воздействия [1, с. 33].
Г. Б. Паршукова понимает коммуникативные компетенции как владение различными формами социокультурного взаимодействия, умение вырабатывать собственную позицию и отстаивать ее в публичной полемике, соотносить собственные оценки с
оценками других участников полемики, комплексно осмысливать предлагаемые варианты и достигать компромисса, а также постижение коммуникативной культуры [6, с. 24].
Нам представляется, что включение понятия коммуникативная культура в структуру коммуникативной компетенции несколько некорректно. Уместнее в данном случае говорить о смежности данных терминов, т. е. коммуникационная культура специалиста - это и есть отражение его коммуникативной компетентности. Исходя из нашего понимания компетенции, компетентности, коммуникативная компетентность - это степень (уровень) владения знаниями и умениями, необходимыми для построения эффективного общения в контексте профессиональной деятельности.
Следует заметить, что, говоря о коммуникативной компетентности, как правило, уделяют внимание умениям, способностям, личностным, ценностным характеристикам личности, незаслуженно умалчивая о знаниях, необходимых для построения эффективных коммуникаций. Вопрос о том, что должен включать в себя блок знаний в структуре коммуникативной компетентности современного специалиста библиотечноинформационного профиля, остается открытым. Совершенно очевидно, что без знаний о сущности коммуникационного процесса, его этапах, барьерах, видах, средствах, технологиях реализации вряд ли можно говорить о коммуникативной компетентности.
1. Гениева, Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е. Ю. Гениева. - М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2007. - 208 с.
2. Ильязова, М. Д. Проблемы разработки и реализации компетентностного подхода в образовании / М. Д. Ильязова, А. В. Чепракова // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2008. - № 2. - С. 162-166.
3. Калегина, О. А. Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-
методологический аспект: моногр. / О. А. Калегина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - 256 с.
4. Каюмов, А. Т. Коммуникационная компетентность личности как цель социализирующего воздействия образовательного процесса / А. Т. Каюмов // Инновации в образовании. - 2007. - № 5. - С. 93-98.
5. Нотфуллина, И. Ф. Деловая игра как метод формирования коммуникативной компетентности менеджера в конкурентной среде / И. Ф. Нотфуллина // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Нижнекамск, 24 апр. 2008 г. / Каф. ЮНЕСКО «Теория образования в поли-культурном обществе» [и др.]; под ред. Ф. Г. Ялалова. - Нижнекамск, 2008. - С. 161-163.
6. Паршукова, Г. Б. Компетенции современного библиотекаря в контексте европейских квалификационных рамок / Г. Б. Паршукова // Библ. дело. - 2008. - № 20 (86). - С. 22-25.
7. Шишова, Е. Формирование коммуникативной компетентности учителя / Е. Шишова // Высш. образование в России. -2006. - № 6. - С. 147-148.
Сдано 17.01.2012
17