Научная статья на тему 'Понятие «Правовая культура» в контексте осмысления профессиональных задач библиотечных специалистов'

Понятие «Правовая культура» в контексте осмысления профессиональных задач библиотечных специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1663
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / БИБЛИОТЕКА / LEGAL CULTURE / EDUCATION IN THE LAW / LEGAL CULTURE OF AN INDIVIDUAL / LEGAL CULTURE OF A SOCIETY / LEGAL CULTURE OF A PROFESSIONAL / LIBRARY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабалина Дарья Викторовна

Подчеркивается значимость развития гражданского общества в современном правовом российском государстве. Обозначается роль библиотечно-информационных учреждений в формировании правовой культуры населения и тем самым в становлении и развитии российского гражданского общества. Среди приоритетных направлений развития современных библиотек отмечается правовое просвещение, которое реализуется посредством различных мероприятий, проводимых их сотрудниками (например, в рамках правовой тематики, работа сотрудников в центрах правовой информации при библиотеках и т. д.). В связи с этим подчеркивается важность изучения формирования правовой культуры у специалистов библиотек. Основываясь на изучении точек зрения исследователей (С. С. Алексеев, А. С. Бондарев, Н. Н. Лебедева, Е. А. Певцова, Т. Н. Радько и пр.), занимающихся вопросами определения правовой культуры и выявлением ее составляющих, дается характеристика обозначенного термина в узком и широком его понимании, а также рассматриваются производные дефиниции «правовая культура личности», «правовая культура общества», «правовая культура специалиста». Приводятся концепции, раскрывающие правовую культуру общества, личности и специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ‟LEGAL CULTURE” IN THE CONTEXT OF UNDERSTANDING PROFESSIONAL TASKS OF LIBRARIANS

The article emphasizes the importance of the civil society development in modern legal Russian State. It also denotes the role of library and information institutions in shaping the legal culture of the population and thereby in the formation and development of Russian civil society. Among the priority directions of the development of modern libraries, the article marks the education in the law that is implemented through the various activities conducted by librarians (activities in the framework of legal topics, the work of employees in the legal information centers at libraries etc.). In this regard, the article emphasizes the importance of studying the formation of legal culture among librarians. Basing on the study of the points of view of the professionals (S. Alekseev, A. Bondarev, N. Lebedeva, E. Pevtsova, T. Radko, etc.) dealing with the definition of “legal culture” and finding its components, the author of the article gives the characteristic of the identified term in its narrow and broad sense and also considers the derivative definitions like ‟legal culture of an individual”, ‟legal culture of a society”, ‟legal culture of a professional”. The article presents the concepts that define the legal culture of a society, an individual and a professional.

Текст научной работы на тему «Понятие «Правовая культура» в контексте осмысления профессиональных задач библиотечных специалистов»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 02

Д. В. Шабалина

соискатель ученой степени канд. пед. наук, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА» В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Подчеркивается значимость развития гражданского общества в современном правовом российском государстве. Обозначается роль библиотечно-информационных учреждений в формировании правовой культуры населения и тем самым в становлении и развитии российского гражданского общества.

Среди приоритетных направлений развития современных библиотек отмечается правовое просвещение, которое реализуется посредством различных мероприятий, проводимых их сотрудниками (например, в рамках правовой тематики, работа сотрудников в центрах правовой информации при библиотеках и т. д.). В связи с этим подчеркивается важность изучения формирования правовой культуры у специалистов библиотек.

Основываясь на изучении точек зрения исследователей (С. С. Алексеев, А. С. Бондарев, Н. Н. Лебедева, Е. А. Певцова, Т. Н. Радько и пр.), занимающихся вопросами определения правовой культуры и выявлением ее составляющих, дается характеристика обозначенного термина в узком и широком его понимании, а также рассматриваются производные дефиниции «правовая культура личности», «правовая культура общества», «правовая культура специалиста». Приводятся концепции, раскрывающие правовую культуру общества, личности и специалиста.

Ключевые слова: правовая культура, правовое просвещение, правовая культура личности, правовая культура общества, правовая культура специалиста, библиотека

Для цитирования: Шабалина, Д. В. Понятие «правовая культура» в контексте осмысления профессиональных задач библиотечных специалистов/Д. В. Шабалина //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 26-32.

В современном российском правовом государстве актуализируются вопросы гражданского общества, развития правовой культуры и правосознания населения. Большую значимость приобретает правовая информация, нужная людям для принятия оптимального, не противоречащего закону решения в конкретной жизненной ситуации или защиты своих прав в случае необходимости. С начала 1990-х гг. все чаще поднимается вопрос о формировании правовой культуры российского общества и особое внимание обращается на развитие правовой политики, направленной на утверждение ценностей правового поведения с учетом правосознания и менталитета граждан России.

В этой деятельности особенная роль отводится библиотечно-информационным учреждениям, традиционные требования к которым по наличию и предоставлению пользователям

современной, точной, надежной и проверенной информации в настоящее время во многом связаны с задачей правового просвещения и формирования правовой культуры населения. Специалисты библиотечного дела отмечают значительную роль современных библиотек в становлении гражданского общества: «Многими своими общественными акциями (гражданские форумы, экологические сходы) библиотеки способствуют повышению социальной активности населения, формируют у него сознание социальной общности, помогают создавать особый общественный микроклимат» [9, с. 77].

На протяжении последних лет библиотеки считают правовое просвещение населения одним из главных, приоритетных направлений своей деятельности. За данный период пройден путь от проведения разовых мероприятий с правовой тематикой до организа-

26

ции информационно-правовой работы и создания программ открытия центров правовой информации на базе библиотек. В связи с этим особо актуальным становится вопрос формирования и повышения правовой культуры сотрудников библиотек, в профессиональные обязанности которых в том числе входит консультирование и обслуживание пользователей по правовым вопросам.

В рамках правового направления специалисты библиотек могут способствовать развитию у граждан законопослушного поведения, наиболее полно удовлетворяющего правовым потребностям современного общества, а также созданию единого информационно-правового пространства в России.

В вопросах становления и развития правовой культуры сотрудники библиотек особое внимание уделяют правовым отношениям между гражданами РФ, физическими и юридическими лицами (отдельными учреждениями и государственными структурами). При этом важной частью правоотношений является знание отдельным его представителем основных конституционных прав и обязанностей, нормативно-правовых актов, что составляет основу правового статуса личности и позволяет определить уровень его правовой культуры.

В последнее время данную позицию в научных публикациях все чаще подчеркивают специалисты разных отраслей деятельности: юристы, социологи, культурологи, философы и др. А. А. Демидов [7; 8] неоднократно отмечает, что одной из сложных проблем проводимой в России правовой реформы является повышение правовой культуры населения как вида духовной культуры, охватывающей все ценности, созданные деятельностью людей в области права. М. Б. Смоленский высказывает точку зрения, согласно которой «...до тех пор... пока правовая культура российских граждан не вырастет до необходимого уровня... невозможно в России построение "гражданского общества", а, главное, не будет сформирована единая нация, монолитно объединяющая страну для достижения заявленных в Конституции целей» [17, с. 16].

В нормативных документах федерального значения также подчеркивается важность формирования высокого уровня правовой культуры, правового воспитания и правосознания граждан: Президентом РФ в 2011 г. утверждены «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [12].

В связи с этим мы рассмотрим термин правовая культура, производными которого являются такие понятия, как правовая культура общества, правовая культура личности и правовая культура специалиста.

Определением сущности понятия правовая культура занимаются представители целого ряда областей знания, но особое внимание данной проблеме уделяют правоведы (юристы), что вполне закономерно в связи с их профессиональной деятельностью.

С юридической точки зрения определение правовой культуры рассматривают А. С. Бондарев, Е. А. Певцова, М. И. Абдулаев, С. А. Комаров, Р. Т. Мухаев, А. А. Демидов, М. Б. Смоленский и мн. др.; правовая культура обозначается ими как набор существенных компонентов (развитие права, поведение общества или индивидов в определенных правовых условиях, анализ формирующихся правоотношений и даже правонарушений).

Публикации по вопросам формирования, развития, повышения правовой культуры условно можно разделить на несколько групп, позволяющих:

- охарактеризовать термин правовая культура безотносительно конкретных категорий, рассматривая различные, существующие в теории концепции формирования правовой культуры, гипотезы ее возникновения и развития;

- проанализировать правовую культуру личности и правовую культуру общества;

- рассмотреть понятие правовая культура специалиста (под специалистом в данном случае мы понимаем сотрудников, имеющих знания, навыки, опыт работы в конкретной сфере, в нашем случае в библиотечно-информа-ционной) относительно отдельной отрасли деятельности или «профессиональный уровень

27

правовой культуры» [13, с. 48], который выделяет Е. А. Певцова по отношению к юридической деятельности.

Среди ранних изданий (1966 г. и 1972 г.) можно выделить монографии С. С. Алексеева. Автор характеризует правовую культуру как использование права и положительное отношение к нему: «это совокупность знаний, навыков применения, соблюдения и использования законов, а также их глубокое уважение» [2]. В более позднем его определении правовая культура обозначается как практическая составляющая права, зависящая от его состояния и особенностей применения в различных ситуациях [3].

П. П. Баранов представляет термин с общих позиций, а именно: «правовая культура - это совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность» [4, с. 72].

Среди современных авторов, дающих дефиницию «правовой культуры», выделяется А. С. Бондарев, рассматривающий ее как «явление социальное», которое «. представляет необходимую часть общечеловеческой культуры...» [6, с. 27].

В литературе имеется несколько позиций, определяющих правовую культуру узко и широко. В частности, М. И. Абдулаев и С. А. Комаров обозначают ее (в широком смысле слова) как «совокупность компонентов юридической настройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц» [1, с. 435]. Вместе с тем в узком смысле в их формулировке «правовая культура - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании» [Там же, с. 436].

Фактически позиции авторов в широком трактовании правовой культуры сходятся в том, что она рассматривается как восприятие норм права обществом, их исполнение и особенность его реализации государственными

структурами. В этом понимании данного феномена исследователи солидаризируются с другими специалистами - В. М. Чхиквадзе, В. И. Каминской и др. Правовая культура трактуется ими как система знаний, навыков в сфере законодательства, а также нравственных и духовных ценностей, присущих определенному обществу, которые формируются и применяются как в конкретных социальных группах, так и отдельными гражданами страны [13, с. 42].

Во второй группе, условно выделенной нами, обозначим позиции авторов, рассматривающих правовую культуру относительно личности и общества в целом. Существует понимание того, что правовая культура отдельного индивида напрямую зависит от развития правовой культуры общества. Данная точка зрения получила распространение в период 60-70-х гг. ХХ в. Именно в обозначенное время предпринимаются попытки изучения правовой культуры как одной из характеристик качественного состояния правовой жизни общества и влияния ее на отдельную единицу социума.

Интересно уточнение Ю. Мазуровой о том, что одним из важнейших условий развития общества является воспитание гражданина в духе уважения законов своей страны и свободы личности, обладающего высокой нравственностью. «Воспитание правовой культуры становится необходимым моментом для развития современной личности» [11, с. 12].

Общественно-личностная трактовка правовой культуры постепенно перерастает в истинно личностное ее понимание. Данный подход сформировался в 1990-е гг. Позиция авторов сводилась к тому, что названное понятие рассматривалось преимущественно в личностном контексте: «уровень знания личностью своих прав и обязанностей, а также умение и желание ими воспользоваться» [15, с. 474]. Аналогичной точки зрения придерживался Н. Я. Соколов, обозначая термин как «совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения.» [13, с. 43; 16, с. 242].

28

Е. А. Певцова, выступая в рамках означенного подхода, подчеркивает необходимость формирования правовой культуры посредством «пробуждения» правовой активности отдельной личности, ибо «правовая культура общества определяется уровнем правосознания, правовой активности индивидов, сосуществующих в рамках определенного коллектива и т. д.» [13, с. 33]. Свою позицию она подтверждает ссылкой на работу В. В. Лазарева, понимающего правовую культуру общества как «качественное состояние его правовой жизни, выражающееся в... правосознании и правовом развитии личности, а также в степени ее поведения и взаимной ответственности государства и личности.» [Там же, с. 42].

В контексте данного подхода особое внимание обращает на себя мнение А. В. Занина. Исследователь подчеркнул две важные характеристики правовой культуры личности: ее постоянное развитие и детерминированность социально-исторической средой. В его трактовке правовая культура есть «правовое поведение личности, правотворчество, психологическое восприятие правовой реальности в сменяющих друг друга поколениях людей» [15, с. 202]. Вместе с тем очевидно, что данные характеристики свойственны правовой культуре вне зависимости от ее общесоциального (общегосударственного) либо личностного толкования.

Подводя предварительный итог, полагаем, что оба названных подхода к определению понятия правовая культура (как с точки зрения общества в целом, так и развития отдельной личности) имеют право на существование. Более того, они дополняют друг друга и, в конечном счете, позволяют составить целостное развернутое представление. В данном контексте мы считаем наиболее объективным и полноценным определение, представленное в «Большой юридической энциклопедии», согласно которой правовая культура есть «социальное явление, характеризующее качественное правовое состояние личности и общества и выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в уровне правового развития

субъекта, степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» [5, с. 455].

Единый общественно-личностный контекст определения сущности правовой культуры обусловлен прежде всего тем, что правовая культура личности отражает уровень правового состояния общества и государства, транслирующих нормы права, в том числе посредством издания нормативно-правовой документации на разных ступенях власти, гарантирующих права отдельных граждан. Вместе с тем состояние и развитие правовой культуры общества во многом обусловлено знанием гражданами своих прав, умением применять их в личных и общественных целях, что позволяет судить об уровне правового развития субъекта права.

Как отмечалось ранее, существуют производные понятия от правовой культуры, позволяющие более полно раскрыть данный термин. Выявив и проанализировав определения правовая культура личности и правовая культура общества, следует заметить, что изучение их терминологических основ, начатое в 1960-1970-е гг., в настоящее время получило дальнейшее отражение, а именно - в отношении правовой культуры к конкретной специфической деятельности, а значит, и к специалистам. В связи с этим следует говорить о том, что в теоретических исследованиях имеет место быть определение правовой культуры специалиста.

Данная точка зрения получила освещение в работах Е. А. Певцовой, утверждающей, что в обозначенный период особое внимание уделялось развитию «нового юридического мышления». При этом она отмечает, что большинство определений понятия правовая культура носили «чисто прикладной, узкий характер» [13, с. 42]. Обобщая результаты исследования специалистов по вопросам правовой культуры и правового воспитания, Е. А. Певцова приходит к мнению, что «правовая культура характеризуется особенностями и уровнем творческой деятельности людей, в процессе которой развиваются правовые знания, умения и навыки» [Там же, с. 47]. Характеризуя правовую

29

культуру специалиста на примере юридической деятельности, автор подчеркивает: «постоянная юридическая деятельность вырабатывает профессиональный уровень правовой культуры» [Там же, с. 48].

На основе анализа нескольких мнений авторов о «правовой культуре специалиста» Е. А. Певцова определяет ее с двух позиций: в узком смысле как включающую в себя не только результат, но и способ деятельности людей, проявляющую себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения; в широком - как степень развитости и роли в данном обществе права, правосудия, законности, отношения к праву государственных органов и общественного сознания [13]. Тем самым исследователь практически не отделяет правовую культуру специалиста от правовой культуры личности и общества в целом, фактически рассматривая их как взаимно дополняемые объекты.

У Н. Н. Лебедевой понятие правовая культура общества представлено с позиции аксиологического и деятельностного подходов. Согласно первому правовая культура - «это развивающаяся система правовых ценностей (правосознания, правовой науки, законодательства, правопорядка, правовой деятельности), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества» [10, с. 18]. Применяя второй подход, ученый обращает внимание на исследование правовой культуры не только как постоянно развивающейся системы общества в целом, но и системы, которая формируется и преобразуется с помощью деятельности (например, творческой) [Там же, с. 19].

Положительным, с нашей точки зрения, является то, что Н. Н. Лебедева признает термин правовая культура в разных видах деятельности и дает понять, что он имеет место быть не только в юридической сфере.

Развитие этого вывода позволяет нам утверждать, что правовая культура специалистов различных отраслей специфична в части отражения особенностей конкретной области деятельности.

Нет оснований предполагать, что библиотечная отрасль в этом отношении исключительна, соответственно, объективно говорить об обладании библиотечными специалистами специфичной правовой культурой.

Проведя анализ термина правовая культура (общества в целом, отдельной личности и специалиста), мы склоняемся к определению, которое, с нашей точки зрения, характеризует зависимость отдельного индивида от общей правовой культуры (не исключая при этом зависимость от культуры общества): «правовая культура - понятие, показывающее зависимость права от общей культуры общества и степень отражения этой культуры в правовой системе данного общества» [18, с. 14].

В связи с этим можно говорить, что важным условием развития гражданского общества и в особенности формирования правопос-лушного гражданина должно стать знание последним основных конституционных прав и обязанностей, а также нормативно-правовых документов федерального, ведомственно-отраслевого и регионального значения, обеспечивающих и определяющих его жизнедеятельность в правовом государстве.

Таким образом, правовая культура является показателем зрелости правовой системы и цивилизованности человека. Формирование правовой культуры отдельной личности или общества в целом, а также ее последующее совершенствование в рамках профессиональной деятельности возможно в границах правового воспитания, реализуемого различными учреждениями, относящимися к системе права, образования и, конечно, культуры, в частности -библиотеками.

1. Абдулаев, М. И. Проблемы теории государства и права / М. И. Абдулаев, С. А. Комаров. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 576 с.

2. Алексеев, С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев. -Москва: Юридическая литература, 1966. - 187 с.

30

3. Алексеев, С. С. Проблемы теории права / С. С. Алексеев. - Свердловск: Изд-во Свердловского юридического института, 1972. - 396 с.

4. Баранов, П. П. Аксиология юридической деятельности / П. П. Баранов, А. П. Окусов. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2003. - 364 с.

5. Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А. Б. Барихин. - Москва: Книжный мир, 2002. - 720 с.

6. Бондарев, А. С. Правовая культура - фактор жизни и права: моногр. / А. С. Бондарев. - Москва: Юрли-тинформ, 2012. - 246 с.

7. Демидов, А. А. Публичные центры правовой информации / А. А. Демидов, М. Н. Усачев, В. Г. Юдин // Народное образование. - 2006. - № 2. - С. 160-164.

8. Демидов, А. А. Формирование правовой и информационной культуры личности - важный фактор построения гражданского общества в России / А. А. Демидов // Информационные ресурсы России. - 2007. -№ 4. - С. 2-6.

9. Кузнецова, Т. Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурного моделирования / Т. Я. Кузнецова // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 1. - С. 75-78.

10. Лебедева, Н. Н. Правовая культура личности и Интернет (теоретический аспект): дис. ... канд. юр. наук / Н. Н. Лебедева. - Москва, 2004. - 211 с.

11. Мазурова, Ю. Деловой партнер органов местного самоуправления / Ю. Мазурова // Независимый библиотечный адвокат. - 2009. - № 2. - С. 10-13.

12. Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011, № Пр-1168) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761.

13. Певцова, Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ - ХХ1 веков / Е. А. Певцова; Российский фонд правовых реформ. - Москва: Новый учебник, 2003. - 416 с.

14. Политология: учебник / под ред. М. Н. Марченко. - Москва: Олимп, 2000. - 320 с.

15. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Т. Н. Радько. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. - 576 с.

16. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. - Москва: НОРМА-ИНФРА, 1998. - 672 c.

17. Смоленский, М. Б. Правовая культура как катализатор формирования гражданского общества в современной России / М. Б. Смоленский // Право и государство: теория и практика. - 2005. - № 5. - С. 12-16.

18. Тюря, Е. Н. Правовое просвещение молодежи - основа построения демократического общества / Е. Н. Тюря // Новая библиотека. - 2003. - № 7. - С. 12-15.

Получено 04.07.2016 D. Shabalina

competitor of a scientific degree of Candidate of Pedagogic Sciences, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]

THE CONCEPT OF "LEGAL CULTURE" IN THE CONTEXT OF UNDERSTANDING PROFESSIONAL TASKS OF LIBRARIANS

Abstract. The article emphasizes the importance of the civil society development in modern legal Russian

State. It also denotes the role of library and information institutions in shaping the legal culture of the population

and thereby in the formation and development of Russian civil society.

Among the priority directions of the development of modern libraries, the article marks the education in the

law that is implemented through the various activities conducted by librarians (activities in the framework of legal

31

topics, the work of employees in the legal information centers at libraries etc.). In this regard, the article emphasizes the importance of studying the formation of legal culture among librarians.

Basing on the study of the points of view of the professionals (S. Alekseev, A. Bondarev, N. Lebedeva, E. Pevtsova, T. Radko, etc.) dealing with the definition of "legal culture" and finding its components, the author of the article gives the characteristic of the identified term in its narrow and broad sense and also considers the derivative definitions like "legal culture of an individual", "legal culture of a society", "legal culture of a professional". The article presents the concepts that define the legal culture of a society, an individual and a professional.

Keywords: legal culture, education in the law, legal culture of an individual, legal culture of a society, legal culture of a professional, library

For citing: Shabalina D. 2016. The concept of "legal culture" in the context of understanding professional tasks of librarians. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 26-32.

References

1. Abdulaev M., Komarov S. 2003. Problemy teorii gosudarstva i prava [Issues of theory of state and law]. Saint Petersburg: Piter. 576 p. (In Russ.).

2. Alekseev S. 1966. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya v sotsialisticheskom gosudarstve [A mechanism of legal regulation in the socialist state]. Moscow: Yuridicheskaya literatura. 187 p. (In Russ.).

3. Alekseev S. 1972. Problemy teorii prava [Issues of theory of law]. Sverdlovsk: Publishing house of Sverdlovsk Law University. 396 p. (In Russ.).

4. Baranov P., Okusov A. 2003. Aksiologiya yuridicheskoy deyatel'nosti [Axiology of legal activities]. Rostov-on-Don: Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 364 p. (In Russ.).

5. Barikhin A. 2002. Big law encyclopedic dictionary. Moscow: Knizhnyy mir. 720 p. (In Russ.).

6. Bondarev A. 2012. Pravovaya kul'tura - faktor zhizni i prava [Legal culture is a factor of life and law]. Moscow: Yurlitinform. 246 p. (In Russ.).

7. Demidov A., Usachev M., Iudin V. 2006. Public law information centers. Narodnoe obrazovanie [Public education]. No 2: 160-164. (In Russ.).

8. Demidov A. 2007. Formation of legal and information culture of an individual is an important factor for building a civil society in Russia. Information resources of Russia [Informatsionnye resursy Rossii]. No 4: 2-6. (In Russ.).

9. Kuznetsova T. 2011. Library in the information society: ontological foundations of the social and cultural simulation. Scientific and technical libraries. No 1: 75-78. (In Russ.).

10. Lebedeva N. 2004. Pravovaya kul'tura lichnosti i Internet (teoreticheskiy aspekt) [The legal culture of an individual and the Internet (theoretical aspect)]. Moscow. 211 p. (In Russ.).

11. Mazurova IU. 2009. A business partner of local authorities. Nezavisimyy bibliotechnyy advokat [Independent library lawyer]. No 2: 10-13. (In Russ.).

12. The foundations of state policy of the Russian Federation in the sphere of the development of legal literacy and legal awareness of citizens (approved by the President of the Russian Federation on 28.04.2011 No Pr-1168 [Electronic resource]. ConsultantPlus. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Pevtsova E. 2003. Pravovaya kul'tura i pravovoe vospitanie v Rossii na rubezhe XX - XXI vekov [Legal culture and education in the law in Russia at the turn of 20-21st centuries]. Moscow: New textbook. 416 p. (In Russ.).

14. Politologiya [Political science]. 2000. Marchenko M., ed. Moscow: Olimp. 320 p. (In Russ.).

15. Radko T. 2004. Theory of state and law. Moscow: YUNITI-DANA: Zakon i pravo. 576 p. (In Russ.).

16. Russian sociological encyclopedia. 1998. Osipov G., general ed. Moscow: NORMA-INFRA. 672 p. (In Russ.).

17. Smolenskii M. 2005. Legal culture as a catalyst for the formation of civil society in modern Russia. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika [The rule-of-law state: theoryand practice]. No 5: 12-16. (In Russ.).

18. Tiuria E. 2003. Youth education in the law as a basis of building a democratic society. Novaya biblioteka [New Library]. No 7: 12-15. (In Russ.).

Received 04.07.2016

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.