Научная статья на тему 'Проблемы формирования правовой культуры современного общества'

Проблемы формирования правовой культуры современного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3292
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ЦЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / LAW / CULTURE / SOCIETY / LEGAL CULTURE / DEMOCRATIC STATE AND ITS VALUES / CIVIL SOCIETY / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL EDUCATION / ABSOLUTE HUMAN VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметов Арман Серикович

Статья посвящена анализу правовой культуры современного общества. Целью статьи является выделение ценностных ориентиров правовой культуры Республики Казахстан в процессе развития демократического государства. Рассмотрены сущность и некоторые подходы к правовой культуре и ее особенностям. Особое внимание уделяется изучению ценностных аспектов правовой культуры в процессе развития демократического государства и формирования гражданского общества. Статья подготовлена на основе научных исследований казахстанских и зарубежных авторов по вопросам природы права, правовой культуры, ее ценностных ориентиров в процессе формирования гражданского общества и правового государства. Автор считает, что правовая культура представляет собой явление достаточно сложное и многогранное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, способам их применения, однако предполагает их в качестве обязательных элементов правовой системы общества. Правовая культура включает правосознание и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности. Формулируются выводы, что правовая культура представляет собой некие устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе неоднократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования различных структурных элементов правовой системы права, морали, традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF THE MODERN SOCIETY

This article analyzes the legal culture of the modern society. The aim of the paper is to select the values of the legal culture of the Republic of Kazakhstan during its development as a democratic state. Special attention is paid to the study of axiological aspects of the legal culture in the process of development of democratic state and formation of civil society. The scientific work was based on a scientific research of Kazakh and foreign authors on nature of law, legal culture, its values in the process of formation of civil society and a state governed by the rule of law. The author believes that legal culture is a phenomenon quite complex and diverse in its internal structure and variety of social relations. The legal culture is not only knowledge of the laws, norms of law and methods of their use, however, and involves them as mandatory elements of the legal system. Legal culture includes awareness and the level of law-enforcement activities in the interests of ensuring and strengthening the rule of law. There are a few conclusions at the end of the article. The author believes that the legal culture is a certain steady state of social consciousness and social practice whish are based on repeated certain activities, the systematic functioning of the various structural elements of the legal system the law, morality and traditions.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования правовой культуры современного общества»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

АХМЕТОВ Арман Серикович, доцент кафедры экономики, права и философии Павлодарского государственного педагогического института, Ph.D., ассоциированный профессор (доцент)

140000, Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, 60

E-mail: arman.ahmetov@mail.ru

Статья посвящена анализу правовой культуры современного общества. Целью статьи является выделение ценностных ориентиров правовой культуры Республики Казахстан в процессе развития демократического государства. Рассмотрены сущность и некоторые подходы к правовой культуре и ее особенностям. Особое внимание уделяется изучению ценностных аспектов правовой культуры в процессе развития демократического государства и формирования гражданского общества. Статья подготовлена на основе научных исследований казахстанских и зарубежных авторов по вопросам природы права, правовой культуры, ее ценностных ориентиров в процессе формирования гражданского общества и правового государства. Автор считает, что правовая культура представляет собой явление достаточно сложное и многогранное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, способам их применения, однако предполагает их в качестве обязательных элементов правовой системы общества. Правовая культура включает правосознание и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности.

Формулируются выводы, что правовая культура представляет собой некие устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе неоднократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования различных структурных элементов правовой системы — права, морали, традиций.

Ключевые слова: право, культура, общество, правовая культура, демократическое государство и его ценности, гражданское общество, правовое сознание, правовое воспитание, правовое образование, абсолютные ценности человеческой личности.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF THE MODERN SOCIETY

A. S. AKHMETOV, assistant professor at the Department of economics, law and philosophy of the Pavlodar State Pedagogical Institute, Ph.D., associate professor

60, Mira st., Pavlodar, Kazakhstan, 140000

E-mail: arman.ahmetov@mail.ru

This article analyzes the legal culture of the modern society. The aim of the paper is to select the values of the legal culture of the Republic of Kazakhstan during its development as a democratic state. Special attention is paid to the study of axiological aspects of the legal culture in the process of development of democratic state and formation of civil society. The scientific work was based on a scientific research of Kazakh and foreign authors on nature of law, legal culture, its values in the process of formation of civil society and a state governed by the rule of law. The author believes that legal culture is a phenomenon quite complex and diverse in its internal structure and variety of social relations. The legal culture is not only knowledge of the laws, norms of law and methods of their use, however, and involves them as mandatory elements of the legal system. Legal culture includes awareness and the level of law-enforcement activities in the interests of ensuring and strengthening the rule of law. There are a few conclusions at the end of the article. The author believes that the legal culture is a certain steady state of social consciousness and social practice whish are based on repeated certain activities, the systematic functioning of the various structural elements of the legal system — the law, morality and traditions.

Keywords: law, culture, society, legal culture, democratic state and its values, civil society, legal consciousness, legal education, absolute human values.

DOI: 10.12737/article_593fc3439943f8.88868960

Предпосылкой изучения правовой культуры является осознание потребности социума в качественной разработке теоретических и практических вопросов становления системы прав и обязанностей человека в условиях постоянно меняющихся экономических, социально-политических условий жизни общества и государства. На сегодняшний день мы наблюдаем необходимость создания моделей и концепций в области повыше-

ния уровня правовой культуры, развития правового сознания, правового образования и, как следствие, повышения активности населения в реализации проводимой правовой политики государства. Если рассматривать правовую культуру с сущностной стороны, то видно, что она аккумулирует в себе те правовые явления и процессы, которые соответствуют правовой действительности и правовой зрелости общества.

Процесс формирования правовой культуры проис -ходит поступательно и системно. Во-первых, должна закладываться основа (фундамент), на которой формируются представления о простых и необходимых правилах (нормах) поведения людей. Это оказывает содействие в овладении ими правовыми знаниями и умениями, что уже является основой развитого правового сознания, включающего конкретные правовые нормы в разных отраслях права (уголовного, гражданского и т. д.). Во-вторых, важна информиро -ванность населения в правовом отношении, включающая в себя освоение каждым индивидом наиболее важных правовых понятий.

Стоит отметить, что просто обладать некоторым уровнем правовых знаний недостаточно, при взаимодействии с правовыми явлениями это будет лишь поверхностно отражать способность человека выражать свою правовую волю. Здесь также важно иметь определенный уровень нравственного воспитания, чувства совести, морали и долга в глубокой взаимосвязи с правовой действительностью.

Что же представляет собой правовая культура? Существует множество подходов к изучению данного феномена. Стоит остановиться на некоторых из них.

Интересна позиция А. С. Автономова, который считает, что «правовая культура проявляется в образцах (моделях) поведения и ценностях. В правовой культуре переплетаются "рациональное" и "иррациональное". Правовая культура формируется и развивается в конкретных исторических условиях и, с одной сто -роны, опирается на право, выступая в качестве одного из правовых явлений (следовательно, существование права является обязательной предпосылкой существования правовой культуры), а с другой — явля -ется фактором обеспечения права, поскольку любые нормы, не соответствующие господствующим в обществе ценностям и преобладающим образцам (моделям) поведения, окажутся недействующими: либо они будут игнорироваться и не выполняться, либо их постараются приспособить к ценностям и моделям поведения путем толкования, правоприменительной практики и т. д. (но содержательно в результате этого нормы уже будут другими), либо нормы будут изменены или отменены»1.

Правовая культура есть социально-психологическое явление, представляющее ценность только в социально неоднородном противоречивом обществе, в котором правовая культура сможет выступать в каче -стве правовых регуляторов жизнеобеспечения этого социума. Правовая культура имеет специфическое со -держание, которое отличает ее от таких социальных явлений, как право, правоотношения и др. По сути,

1 Автономов А. С. Структурный анализ правовой культуры // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 2. С. 5—9.

она отражает уровень развитости правовых ценностей как общества в целом, так и отдельных индивидов, уровень их способности качественно создавать и эффективно применять правовые средства для достижения своих целей2.

Правовая культура — это сторона правовой действительности как особой предметной целенаправленной деятельности общества, его социальных групп, институтов и отдельных личностей, которая состоит в формировании, накоплении и усвоении правовых ценностей, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и человечества3.

Например, Т. В. Геворкян считает, что существуют две позиции правовой культуры. Согласно первой позиции — личной — акценты смещаются на свойства и качества личности. Вторая позиция — общественная, в которой внимание обращается на функционирование социального организма как целого. Составными частями логической структуры правовой культуры личности являются деонтические модальности или нормативные суждения, которые включают такие модальные операторы, как «обязательства», «разрешено», «запрещено». На основе правовых знаний и оценок и возникают нормативные суждения, которые способствуют саморегулированию правового поведения индивида4.

Любая культура делится на различные взаимодействующие культурные области. Правовая культура является одной из таких областей (вместе с нравственной, эстетической и др.). Но правовая культура по своей природе неоднородна. В ее структуру входят такие элементы, как право (система норм, созданная и охраняемая государством); правоотношения — совокупность отношений, регулируемых данными нормами; правосознание — система правовых эмоций, оценок, взглядов; законность и правопорядок — система требований точного и неукоснительного соблюдения норм; правовая активность — социально-правовое явление, охватывающее всю совокупность общих и специально-юридических признаков, которые присущи практически любому виду активности личности; уровень развития всей системы правовых актов — система оценки существующей правовой системы, отражающая эффективность применения правовых актов и способов их реализации; ментальная компонента — сложное многоуровневое нравственно-психологическое и интеллектуальное образова-

2 См.: Галстян И. Ш., Лаута О. Н. К вопросу о правовой культуре молодежи // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1. С. 257—264.

3 См.: Петров А. В. О единстве содержания правовой куль -туры // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 3. С. 200—206.

4 См.: Геворкян Т. В. История формирования и развития пра-

вовой культуры населения // Известия Оренбургского госу-

дарственного аграрного университета. 2014. № 3. С. 236—239.

ние, которое отражает самые глубокие черты человеческого сознания.

Правовую культуру можно представить как сово -купность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию со -циоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но она шире, так как включает помимо знания и оценки права юридически значимое поведение людей (положительный тип отношений к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений). Поэтому можно сказать, что правовая культура — это правосознание, реализованное в повседневной жизни (в правовых отношениях, деятельности правовых институтов, поведении людей и т. д.)5.

Вызывает интерес мнение А. С. Бондарева, который утверждает, что «правовая культура не представляет собой ту или иную сумму правовых ценностей или их характеристику. Правовая культура есть правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность»6.

С позиций вышеназванных подходов правовую культуру можно определить как культуру, обусловленную политическим, экономическим, социальным и духовным уровнем развития общества, как разновидность общей культуры, которая представляет собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей и традиций, передаваемых от поколения к поколению в порядке преемственности. Приведенное нами достаточно широкое определение можно конкретизировать указанием на уровень правового сознания общества, социальных групп и личности, а также на способ деятельности, предполагающий социально активное поведение, реальное состояние правовой жизни и уровень правового воспитания посредством качественного профессионального юридического образования.

Правовая культура представляет собой явление достаточно сложное и многогранное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей.

5 См.: Скобелев А. Е. Понятие, структура и общая характе -ристика правовой культуры // Известия Саратовского университета. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 1. С. 110—114.

6 Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4. С. 10—20.

Она не сводится к знанию законов, норм права, способам их применения, однако предполагает их в качестве обязательных элементов правовой системы общества. Правовая культура включает в себя правосознание и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности.

Любое государство при реализации политики в об -ласти повышения уровня правовой культуры должно уделять внимание правовому воспитанию личности, уважению всех членов общества к существующим законам. Данные положения характеризуют степень развития правовой культуры государства. Важным вопросом остается борьба с коррупционными проявлениями во всех сферах жизни общества. Здесь важно сказать о роли правовой культуры в искоренении и предупреждении этого негативного явления.

Правовая культура как основа профилактики кор -рупции выражается в умении:

1) использовать те или иные положения закона и определять сферу их действия;

2) применять правовые знания против коррупции;

3) найти выход из запутанной правовой ситуации, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов7.

Как отмечает известный российский ученый Т. Я. Хабриева, «последовательно осуществляя меры по противодействию коррупции, не следует переоценивать возможности права. Правовая регламентация, правоприменительная деятельность государственных органов еще не гарантируют окончательного решения задачи противодействия коррупции. Сегодня противодействие коррупции — это проблема идеологическая, даже мировоззренческая. Необходима систематическая деятельность по формированию антикоррупционного правосознания и правовой культуры личности и общества. В решении подобного рода задач важная роль отводится образованию, правовому воспитанию и просвещению, а также антикоррупционной пропаганде»8.

По мнению В. Ю. Голубовского и Т. Н. Синюковой «правовое воспитание есть планомерный, управляе -мый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью право -воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких

7 См.: ПустоваловаИ. Н. Формирование правосознания — основное условие деинституализации коррупционных отношений // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 140—145.

8 Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С. 5—12.

и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения, нетерпимости к коррупционным явлениям»9.

Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

формирование правосознания и правовой культуры в семье;

обучение основам права и воспитание правовой культуры в школе;

профессиональную правовую подготовку в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля; самовоспитание;

распространение правовых знаний средствами мас -совой информации;

выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Повышение уровня правовой культуры во многом зависит даже не столько от объема полученных правовых знаний, сколько от умения их правильно использовать в повседневной жизни. Значение правового воспитания возрастает в зависимости от его практической (прикладной) составляющей — от осознания того, насколько приобретенные знания и навыки могут быть полезны и востребованы при решении задач каждого дня. Право должно быть реализовано, поставлено на защиту. Только право, основанное на высоких духовно-нравственных принципах, позволит гармонизировать сознание человека и окружающее его пространство. Правовое воспитание позволит прочно связать жизнь подростка с правом, продемонстрирует великую честь и ответственность стоять на защите справедливости, гуманности, уважения и стремления к совершенствованию всего вокруг себя, используя для этого нормы права, морали и нравственности10.

Преобразование условий жизни является определяющим фактором развития культуры, что находит отражение в ее содержании. Решающую роль в развитии правовой культуры играют осознание и реали -зация общественных интересов и потребностей. Интерес в праве носит объективный характер, но при этом необходимо различать реально существующий интерес и его отражение в правосознании и в правовых нормах. Поэтому содержание правовой культу-

9 Голубовский В. Ю., Синюкова Т. Н. Правовая культура как основа профилактики коррупции // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 95—99.

10 См.: Каландаришвили З. Н., Хаванова Т. В. Характерные

особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2. С. 365—368.

ры коренится в диалектической связи общественных и индивидуальных интересов11.

Формирование и развитие правовой культуры населения возможны только при решении следующих задач.

1. В основополагающих началах и принципах пра -вовой системы государства важно обеспечить необходимую правовую ориентацию. Здесь необходимо выделить разделение принципов правовой системы на отраслевые, межотраслевые и конституционные. Знание этих принципов позволит каждому индивиду понимать сущность и содержание права, формировать собственные правовые знания и убеждения, участвовать в правовых реформах, быть инициатором новых идей и концепций.

2. Для расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права необходимо создать «социально-правовую базу». Это необхо -димо для формирования социальной зрелости граждан и правовой грамотности, что будет характеризовать их правовое поведение и осознание правовой ответственности. Это станет предпосылкой для нормального функционирования государства с высоким уровнем правовой культуры, причем не только работников юридической сферы, но и каждого индивида.

3. Важно обеспечить непосредственным носителям прав и обязанностей условия для борьбы за свои законные интересы. Это означает создание условий для исключения правовой пассивности, нетерпимости к правовому нигилизму и коррупционным проявлениям, воспитания чувства законности и справедливости у каждого гражданина.

4. Необходимо на постоянной основе проводить ра -боту по профилактике правонарушений. Здесь важно вести борьбу с правовым нигилизмом, слабой инфор -мированностью населения о существующих законах, постоянную работу по совершенствованию законодательства, организации открытых встреч по разъяснению нового законодательства и т. д.

5. Важно осуществлять правовую активизацию населения. От активности и действенности каждого индивида зависит стабильный правопорядок в обще -стве. Это будет формировать у каждого гражданина чувство гражданского долга.

Процесс повышения уровня правовой культуры предполагает постоянную работу с гражданами, качественный и высокий уровень преподавания в вузах и других учреждениях образования дисциплин правового профиля (разработка новых образовательных программ), высокопрофессиональное кадровое обеспечение законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Важно знать и понимать, что вовлечение сразу больших масс населения в правовую деятельность не принесет желаемого эффекта,

11 См.: Клевцова Н. А. Теоретические подходы к исследованию правовой культуры // Территория науки. 2016. № 1. С. 134—138.

так как это будет нерационально. Для начала необходимо преодолеть барьер правовой безграмотности и такое отрицательное явление, как правовой нигилизм, а также бороться с коррупционными проявлениями во всех сферах общества.

Достижение поставленных целей и решение существующих проблем в области повышения правовой культуры основываются на разработке основных направлений повышения правовой культуры общества. Мы предлагаем развивать следующие направления:

1) дальнейшее исследование и выявление особенностей таких понятий, как «право», «законность», «правосознание»;

2) совершенствование нормативно-правовой базы в области реализации правовой политики на постоянной основе;

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

3) развитие уровня профессиональной правовой деятельности;

4) активизацию и апробацию достижений научных исследований;

5) развитие правового образования в соответствии с международными стандартами системы образования;

6) анализ, систематизацию и контроль полученных результатов.

Таким образом, правовая культура представляет собой некие устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе неоднократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования различных структурных элементов правовой системы — права, морали, традиций и т. д.

Автономов А. С. Структурный анализ правовой культуры // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 2.

Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4.

Галстян И. Ш., Лаута О. Н. К вопросу о правовой культуре молодежи // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1.

Геворкян Т. В. История формирования и развития правовой культуры населения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 3.

Голубовский В. Ю., Синюкова Т. Н. Правовая культура как основа профилактики коррупции // Юридическая техника. 2016. № 10.

Каландаришвили З. Н., Хаванова Т. В. Характерные особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2.

Клевцова Н. А. Теоретические подходы к исследованию правовой культуры // Территория науки. 2016. № 1.

Петров А. В. О единстве содержания правовой культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 3.

Пустовалова И. Н. Формирование правосознания — основное условие деинституализации коррупционных отношений // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1.

Скобелев А. Е. Понятие, структура и общая характеристика правовой культуры // Известия Саратовского университета. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 1.

Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.