ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ
И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 340.01 № 2 (17) / 2018, с. 66—69
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ H ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Усманова Е. Ф.
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева E-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемы формирования правовой культуры современного общества, подчеркивается, развитие правовой культуры приобретает общегосударственные масштабы, поскольку ее результаты выступают гарантом утверждения в сознании граждан принципов и ценностей правового государства и гражданского общества.
Ключевые слова: правовая культура, гражданское общество, правовое государство, право, закон, правовое воспитание.
IMPROVEMENT AND DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE WITHIN THE FRAMEWORK OF CIVIL SOCIETY DEVELOPMENT
Usmanova E. F.
The article analyzes the problems of the formation of the legal culture of modern society, emphasizes that the development of legal culture acquires a nationwide scale, since its results are the guarantor of the establishment in the minds of citizens of the principles and values of the rule of law and civil society.
Key words: legal culture, civil society, rule of law, law, legal education.
В современный период развития государства и общества бесспорно, что успешное решение экономических, политических, социальных проблем невыполнимо без повышения правовой культуры общества, воспитания у граждан осознанного и полного исполнения законов, формирования навыков активного участия в претворении правовых предписаний в повседневную жизнь. В данном контексте правовую культуру можно рассматривать как одно из важнейшихусло-вий формирования правового государства, реализации правовой реформы.
Развитие общественной правовой культуры определяетустановление гуманистических ценностей, призванных содействовать
созданию полноценного демократического общества, утверждению принципов справедливости, равенства и свободы. Под правовой культурой понимается часть культуры всего общества или качественное состояние всего социума, которое отражает уровень правосознания и законности, совершенство права и юридической техники.
Термин «правовая культура» обозначает несколько различных подходов, которые не всегда достаточно разделены. Правовой культурой часто описывают просто расширенное понимание права и, таким образом, правовая культура является синонимом терминов «живое права» (Eugen Ehrlich) или «закон в действии» (Roscoe Pound). Социо-
логическая юриспруденция понимает правовую культуру как правовые ценности и идеи, которыми обладает общество (Lawrence M. Friedman, James W. Whitman) [1].
Иногда правовая культура рассматривается как гуманистическая ценность и противоположность теории тоталитаризма (Peter Heberle); здесь правовая культура является синонимом верховенства закона. Другие ученые понимают правовую культуру как определенный способ мышления и говорят о менталитете народа, нации, юридических знаниях (Annelise Riles, Pierre Legrand) [2]. Кроме того, антропологически существует понимание правовой культуры как практической реализации права (Clifford Geertz, David Nelken) [3].
Марк Ван Хекке и Марк Уоррингтон, включают в понятие правовой культуры шесть элементов: юридическая терминология, правовые источники, правовые методы, теория аргументации, верховенство закона и правовая идеология [4].
Правовая культура, в ее самом общем смысле, является одним из способов описания относительно стабильных моделей социального поведения и играет значительную роль в прогнозировании влияния законодательства на общество, показывает уровень реализации и исполнения принятых законов и успешное проведение правовой реформы. Постоянный учет интересов гражданского общества увеличивает степень эффективности применяемых институтов демократии, делая гражданское общество одним из ключевых факторов политики и обусловливая его место в процессе государственного управления.
К основным проблемам развития правовой культуры в современном российском обществе относятся:
1. Несоответствие правовой культуры лиц, наделенных юридическими полномочиями, должному уровню, и, как следствие, некорректное осуществление правотворческих и правоприменительных процессов.
2. Распространение правового нигилизма среди объектов и субъектов права, непризнание права как социального института, способного успешно регулировать общественные отношения, недоверие к государ-ственно-правовой системе в целом.
3. Низкий уровень правовой и финансовой грамотности населения.
4. Затрудненный доступ к информации об изменениях в нормативно-правовых актах.
5. Отсутствие массового ориентирования на правомерное поведение; безразличное отношение к правонарушениям.
Правовая культура влияет на достаточно большой спектр отношений путем обучения субъектов модели справедливого правомерного разрешения конфликтных ситуаций. Мерилом справедливости часто служит поведение, соответствующее требованиям права. Поскольку общественные отношения регулируются не только нормами права, но и нормами морали и религии, а также этикой и традициями, сложившимися в обществе, то переплетение социальных норм во главе с правовыми, является основой для создания гармоничных взаимоотношений между людьми и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, правовая культура — это не только нормативный ориентир общества, ее основная цель заключается в активном воздействии на формирование правовых установок, развитие у членов общества понимания необходимости определённого типа правового поведения, и при этом правовая культура позволяет объединять индивидов и коллективы в единую социальную систему.
Очевиден тот факт, что правовая культура, которую в самом общем плане можно определить как некое представление (реже — убеждение) и отношение лица к праву, его институтам и нормам, к роли и значению права, к опыту реализации его норм, как в личной, так и в общественной жизни, формируется не только и не столько проведением всевозможных теоретических дискуссий и методических семинаров.
Конкретные виды и формы деятельности индивида,урегулированные правовыми нормами, многочисленные и разноплановые по своему содержанию правоотношения, включающие положительный или отрицательный нравственно-психологический заряд воздействия, — все это, в конечном счете, и составляет современную правовую реальность, которая в данном случае будет рассмотрена в качестве одного из определяющих факторов воздействия на формирование правовой культуры.
Правда, не стоит забывать, что, в свою очередь, влияние правовой культуры на правовую реальность также весьма существенно и не может ни в коей мере умаляться.
Уровень правовой культуры свидетельствует об эффективности осуществления принципов правового государства, прогрессивном развитии гражданского общества, так как пока не обеспечены все составляющие правовой культуры, гражданское общество обездвижено. Если правовая культура общества не повысится до необходимого
уровня, идеи прав и свобод человека не будут нравственной потребностью, национальной идеей и не будут реально осуществляться права и свободы человека, то будет замедлен процесс построения гражданского общества [5].
Таким образом, суть правовой культуры общества можно выразить следующей формулой: знать — уважать — соблюдать законы. В данном случае, речь идет о рекомендациях частного характера, реализация которых в контексте развития правового государства будет способствовать более эффективному развитию правовой культуры. Необходим последовательный контроль функционирования всех составляющих правовой культуры,таких, как нормы права, правотворчество, правоотношения, законность, правовое просвещение и правовое воспитание и т. д., с последующим повышением эффективности каждого компонента.
В условиях постоянной динамики социально-экономических отношений и вызванного этим «законодательного бума» чрезвычайно велика роль и значение юридической техники в процессе повышения уровня правовой культуры общества. Юридическая техника обеспечивает постоянство и неизменность правовой системы, надлежащее качество нормативных правовых актов и является важным направлением на пути построения иерархически сбалансированной и последовательной системы правового регулирования в государстве. В современном мире юридическая техника помогает достичь ясности, простоты и унификации правовых документов и рационализации юридической деятельности. Эти цели составляют прикладное значение юридической техники. Принципиальное значение имеет установление и поддержание верховенства права и правопорядка, осуществляемое посредством обеспечения стабильности, нерушимости права и его адаптации к меняющимся потребностям общества. Если законы несовершенны и допускают некоторую двусмысленность, невозможно требовать их правильного и неукоснительного соблюдения. Граждане, подчиняющиеся таким законам, вряд ли будут обладать высоким уровнем культуры и правосознания. Все это является социальной целью юридической техники, посредством которой устанавливается неразрывная связь законодательной стратегии с реализацией правотворческой деятельности государства. Только при соблюдении этих условий может быть обеспечена эффективность законодательства, развитие институтов гражданского
общества и повышение уровня правовой культуры [6, с. 192].
Очевидно, что основным, формирующим элементом гражданского общества является суверенная личность. Индивид функционирует автономно, без вмешательства государства, социальных структур и других индивидов, но вместе с тем в непрерывном взаимодействии с перечисленными субъектами. Но необходимо понимать, что нормальный процесс реализации собственного суверенитета и автономии, собственных прав и свобод предполагает осознание и строгое соблюдение гражданских обязанностей.
Научно-практическая значимость раскрытия роли правовой культуры в процессе развития гражданского общества обусловлена актуальностью решения глобальной задачи — развитие правового государства. Эта значимость связана с тем, что правовая культура, являясь основой гармоничного развития общества, способствует достижению общесоциального прогресса, формированию и развитию правовых ценностей, обогащающих личность и предоставляя обществу необходимые правовые условия для упорядоченного развития. Правовая культура нуждается в систематическом рациональном развитии, стимулировании, позитивном социальном воспитании. Социокультурный механизм формирования и трансляции правовой культуры представляет собой систему социальных и культурных средств, при помощи которых формируются и транслируются образцы правовой культуры.
Уровень правовой культуры общества должен не только позволять человеку существовать в гражданском обществе и быть его активным участником, но и уметь создавать такое общество. Именно в рамках правовой культуры и правосознания формируются такие правовые ценности, как справедливость, равенство, свобода, честь, достоинство, влияющие на развитие всей правовой системы государства и гражданского общества в частности. От уровня правовой культуры зависит реализация норм права, воплощение нормативныхтребований в обыденной жизни, осмысление и оценка человеком правовой действительности, принятие решений и совершение действий, которые имеют правовые последствия. Значительное влияние на данный процесс оказывает не только уровень правовых знаний граждан и стремление к исполнению норм права, но и вырабатывание внутренней правовой установки, нацеленной на правомерное поведение. Правовая культура может
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЕ
рассматриваться как сдерживающая сила, при помощи которой ограничивается и устраняется противоправное поведение.
Важную роль в решении проблем развития правовой культуры сыграет реформирование правоисполнительной системы государства, развитие правовой культуры граждан, выполняющих публично-правовые функции: должностных лиц государства или представителей юридических профессий.
Процесс развития правовой культуры —многогранное явление, имеющее обширные хронологические рамки. В этом процессе в равной степени важны как осознание государством ответственности за преодоление проблем формирования и развития демократического правосознания,так и ответственный подход личности в создании подлинной правовой культуры, соответствующей требованиям формирующегося правового государства, осознания собственной значимости как элемента гражданского общества.
Развитие правовой культуры — это есть процесс приобщения ее к опыту творческого восприятия и освоения действительности, который накапливается целыми поколениями и воплощается в ценностях материальной и духовной культуры, а также приобщения к правовой сфере. Правовая культура гражданского общества
выражается в объединении правовых знаний и информации, которая объективно отражает правовую реальность и отношение человека к правовым явлениям и процессам правомерного поведения.
Что же касается правовой культуры граждан, то ее формирование и воспроизводство осуществляются благодаря социокультурному механизму трансляции правовой культуры. Необходима систематизация накопленного опыта и стимулирование дальнейшего развития правовой культуры. Необходимо уделять пристальное внимание процессу правового обучения и воспитания граждан и общества в целом.
Таким образом, современное российское общество с его этническими и социально-культурными особенностями, с собственным уровнем правовой культуры, правовым менталитетом способно построить гражданское общество только в случае реализации практических ключевых параметров: таких как «реально работающее» законодательство, развитие института прав человека, реформирование органов власти, профилактика правонарушений, массовое правовое просвещение и воспитание, гуманизация правовой сферы и все это как комплекс можно отнести к позитивным моментам правовых реформ в России.
Список литературы/References
1. Lawrence. М. Friedman. The Legal System; a Social Science Perspective. — New York : Russell Sage Foundatioa 1975. — 338 p.
2. Legrand. Pierre. European Legal Systems are not Converging // The International and Comparative Law Quarterly. — 1996. — Vol. 45. — P. 57—69.
3. Nelkea David. Defining and Using the Concept of Legal Cultures, in Esin Orilcil / David Nelken (eds), Comparative Law. — New York ; A Handbook. 2007. — 109 p.
4. Mark van Hoecke. Mark Warrington. Legal Cultures, Legal Paradigms and Legal Doctrine; Towards a New Model for Comparative Law // The International and Comparative Law Quarterly. — 1998. — Vol. 47. — P. 495—536.
5. Сподынец, Л. В. Правовая культура и гражданское общество в России / Л. В. Сподынец. — URL; http://jurnal.org/articles/2007/uri34.html (дата обращения: 16.06.2018).
6. Усманова Е. Ф. Правовая культура сквозь призму теории коммуникации /Е. Ф. Усманова //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. -№5-2(55). — С. 191—193.