Научная статья на тему 'Правовое образование как основа становления гражданского общества и правового государства'

Правовое образование как основа становления гражданского общества и правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2176
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL CULTURE / ПРАВО / LAW / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL EXPERTISE / ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / LEGAL INFORMATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / RULEOFLAW STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кукушкина Аида Александровна

В статье рассматривается правовое образование как основа становления гражданского общества и правового государства. С точки зрения автора, правовое образование можно также отнести к гражданскому образованию, которое подразумевает определенные меры образовательного и воспитательного воздействия, направленному на формирование в обществе гражданской ответственности и сознательности в воплощении правовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education as a basis for the development of civil society and legal state

The paper deals with legal education as a basis for the development of civil society and the rule-of -law state. From the point of view of the author, legal education can also be attributed to civic education, which implies certain measures of educational influence and education aimed at the formation of social consciousness and civic responsibility in the translation of legal activities.

Текст научной работы на тему «Правовое образование как основа становления гражданского общества и правового государства»

УДК 316.334.4 ББК 60.561.4 К 89

А.А. Кукушкина,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8 (918) 344-99-17, e-mail: aida_ aleksandrovna@mail.ru

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается правовое образование как основа становления гражданского общества и правового государства. С точки зрения автора, правовое образование можно также отнести к гражданскому образованию, которое подразумевает определенные меры образовательного и воспитательного воздействия, направленному на формирование в обществе гражданской ответственности и сознательности в воплощении правовой деятельности.

Ключевые слова: правовое образование, правовое государство, право, правовая компетентность, правовое информирование, правовая культура.

А.А. Kukushkina,

Post-graduate student of the Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University, Maikop, ph.: 8 (918) 344-99-17, e-mail: aida_ aleksandrovna@mail.ru

LEGAL EDUCATION AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY AND LEGAL STATE

Abstract. The paper deals with legal education as a basis for the development of civil society and the rule-of -law state. From the point of view of the author, legal education can also be attributed to civic education, which implies certain measures of educational influence and education aimed at the formation of social consciousness and civic responsibility in the translation of legal activities.

Keywords: legal education, rule- of- law state, law, legal expertise, legal information, legal culture.

Система правового образования формируется в первой половине 90-х гг. XX в. На этом отрезке времени общество не было готово к освоению правовых проблем в новой интерпретации. В целях оказания помощи людям стали появляться разные курсы, которые были направлены на изучение новых концепций законных прав и интересов человека, сопоставление международных стандартов и норм

законодательства, одним из примеров был курс «Права человека». Данный образовательный процесс позволил сформировать умения и навыки людей в области реализации своих прав и защиты их в современной правовой системе.

В начале же XXI века разнообразные курсы правового обучения становились более содержательными и выстраивались в образовательную систему. Такая система способ-

ствовала основательному изучению правовых вопросов, что повлияло на осознание роли права и государства в современных социально-экономических условиях развития общества. К тому же появлялись различные дисциплины, в основе которых было заложено содержание правовых курсов и разнообразных правовых мероприятий. Создание основного документа, регламентирующего содержание правообра-зовательной деятельности, сопровождалось достаточно трудоемкой работой. Изначально появились учебники и различная правовая литература, затем постепенно стали формироваться основы правовых знаний и навыков в юридической сфере. В государственном образовательном стандарте было признано, что право основано на определенных ценностных ориентирах, которые важно учитывать в построении практических правообразователь-ных моделей: верховенство закона, приоритет прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и гражданина, юридическое равенство, справедливость, правосудие и, конечно же, правовая культура.

Современная ситуация в России характеризуется тем, что в общественном сознании право не воспринимается как основная социокультурная ценность. Помимо всего прочего, обновилась законодательная база, накопился соответствующий правоприменительный опыт и более явно обнаруживается разница между обновленным законодательством и степенью правосознания и правопонимания людей.

Также в настоящее время можно столкнуться с тем, что уровень правовой культуры и юридической грамотности людей не высок, либо вовсе отсутствует. И основными факторами являются безразличие, отсутствие веры, либо нежелание признавать право как основную социокультурную ценность. В связи с этим проблема правового об-

разования и правовой культуры является для государства наиболее приоритетной.

Долгое время в России правовое образование было ограничено вниманием, так как большинство граждан считали, что вопросами права должны заниматься юристы. Сейчас в сложившейся социокультурной ситуации произошли изменения, заключающиеся в том, что каждый гражданин должен владеть знаниями и навыками в правовой сфере. Это подтверждается словами премьер-министра России Д. Медведева: «Мы вместе должны сделать так, чтобы уважение к закону стало определяющим принципом жизни нашей страны. Главное в правовом государстве - это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес» [2], [3; 20].

В современной России происходит процесс становления гражданского общества и правового государства, который основывается на таких ценностях, как свобода, демократия и права каждого гражданина. И в данном процессе самым сложным представляется развитие и совершенствование системы российского права, предполагающей модернизацию правовой культуры и правосознания общественности. Данный вопрос затрагивает проблему правовой культуры, но в основном это касается отношения каждого человека, и общества в целом к современной системе права.

Высокий уровень правовой культуры - это основа для формирования правового государства и гражданского общества. Право в настоявшее время представляет собой основной способ правовой социализации человека, и включения его в социум. И это дает предпосылки для изучения сущности, содержания и функций права.

Правовое образование представляет собой систему мер воспитательного и образовательного

воздействия, которое организовано на основе того, что право является основополагающей ценностью, направленной на развитие: уважения к правовой культуре; собственного мировоззрения, основанного на понимании важности права для современного общества; умений и навыков, позволяющих при необходимости защитить законные интересы, права и свободы человека.

Вышеизложенные задачи можно реализовать только лишь посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе способностей к логически верному мышлению и способов решения всевозможных ситуаций в правовой сфере; навыков межличностного общения, а именно - устной правовой речевой деятельности; знаний различных отраслей права; способностей действовать в определенной социально-правовой ситуации.

Итак, основным условием, который способствует углубленному развитию знаний, умений и навыков в области социально-правового функционирования является правовое образование. К тому же правовое образование призвано выполнять две основные функции: передачу знаний, умений и навыков в области правовой деятельности; привитие правового мышления в сознании молодежи.

Правовое образование можно также отнести к гражданскому образованию, которое подразумевает определенные меры образовательного и воспитательного воздействия, направленному на формирование в индивидах гражданской ответственности и сознательности в воплощении правовой деятельности. Из этого можно выделить основные задачи правового образования, включающие: доведение до всех граждан общекультурных ценностных ориентаций и совершенствование правовой культуры общества; усвоение обучаемыми в средних общеобразовательных учреждениях и студентами правовых основ как

важной составляющей современной правовой культуры; привитие молодежи желаний и стремлений жить в правовом демократическом обществе.

Правовое образование также имеет свою специфику, которая включает следующее: 1) основанием правового образование выступает система правовых норм; 2) правовые предписания, которые устанавливает государство, в обязательном порядке доводят до сведения людей; 3) правовое обучение осуществляют лица, которые имеют соответствующее юридическое образование.

Правовое образование необходимо строить в соответствии со следующими основными принципами:

1) принципа единства теоретических и практических основ правового образования и воспитания;

2) принципа научности, доступности и практической направленности;

3) принципа достоверности и правильности знаний о праве [8; 37].

Также современная правовая образовательная система должна быть направлена на овладение основных правовых компетенций в соответствии с принятой правительством «Стратегией модернизации образования». Под компетенцией понимается освоение ряда умений, способностей и личностных установок, реализуемых в различных областях жизни, применительно к нашему исследованию - в правовой сфере деятельности [7].

Правовые компетенции включают в себя комплекс умений и личностных ориентаций, которые определяют соотнесенность возможностей и стремлений личности соответствовать общепринятым правовым нормам поведения, действующим в обществе [5; 203-204].

Правовая компетентность современной молодежи должна включать следующие компетенции:

1. Знания о сущности и содержании, областей и механизмов правового регулирования жизнедеятельности.

2. Умения отделять правовой аспект в возникшей ситуации.

3. Способности анализирования сложившейся правовой ситуации с применением юридических приемов и методов.

4. Умения осознавать правовые последствия принимаемого решения и совершаемого действия.

5. Умения применять для решения проблем правовые средства [6; 278].

Вырабатывание правовой компетентности происходит на основе личного опыта и специально разрабатываемых и внедренных проблемных ситуаций, имеющих место в реальной жизни. В этой связи, правовая компетентность представляет собой основу правового образования.

Правовое образование - это система, в которой выделяются определенные личности, осуществляющие правовое обучение. И в этой системе важное место отводится системе правового информирования общественности, проявляющейся в мерах воздействия элементами права на общество и его правосознание, а также на правомерное поведение.

К организованным информационным структурам относятся:

1. органы государственной власти, владеющие правовой информацией;

2. законные общественные и политические организации;

3. средства массовой информации [4; 209].

Государственные органы посредством СМИ доводят до граждан правовую информацию, способствующую созданию условий правомерного поведения в обществе, удовлетворению потребностей каждого гражданина в знаниях о действующем законодательстве.

Различные организации оказывают содействие людям с помощью адвокатских организаций, юридических фирм и политических партий.

Также существуют неформальные организации, которые также доводят правовую информацию до

граждан. К ним можно отнести ближайшие социальные группы, близких и друзей, одноклассников и других.

Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты: литературу, искусство, образование, церковь, СМИ [9; 127].

Все перечисленные институты правового информирования обеспечивают общество правовыми сведениями и, посредство доведения данной информации до людей, формируют у них определенные чувства и установки. Также важно учитывать тот факт, что высокий уровень правовой информированности возможен только в том случае, если официальная информация будет в открытом доступе для всего общества [1; 54].

Целями правового информирования являются: 1) повышение уровня правовой грамотности; 2) оптимизация типов правового поведения;

3) профилактика правонарушений;

4) включение общества в общую социально-правовую коммуникативную связь [10; 201].

Но при всем этом необходимо понимать, что помимо положительных сторон информирования имеется и негативное влияние на формирование правовой культуры молодежи в связи с изображением сцен криминалогенной жизни в газетах и журналах и др.

На основе этого мы приходим к выводу, что в настоящее время современные литература, кино и искусство не всегда положительно влияю на развитие правовой культуры молодежи. И все это может привести к формированию антиправовой культуры среди современной молодежи.

Итак, информирование населения - это важный компонент правового образования в современных условиях жизнедеятельности, но при всем своем положительном влиянии имеет и негативное воздействие на молодежь.

Таким образом, в настоящее время основной задачей правового образования является реализация государственной политики, способствующей закреплению знаний в общественном сознании основных прав и свобод людей, возмож-

ности принимать участие в государственной жизнедеятельности страны, уважению исторических процессов в России, его многонационального общества, а также формированию толерантного отношения ко всем.

Примечания:

1. Афасижев Т.И. Социология и личность: формирование информационной культуры // Человек в мире искусства: информационные аспекты: между-нар. науч. конф. Краснодар, 1994. С. 54-56.

2. Дмитрий Медведев: Россия будет страной, в которой граждане гордятся ее настоящим. Из выступления на V Красноярском экономическом форуме // Российская газета. 2008. 22 февраля.

3. Зубова Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: дис. ... д-ра социол. наук. Майкоп, 2010. 341 с.

4. Зубова Я.В. Роль СМИ в формировании правовой культуры граждан // Вопросы гуманитарных наук. 2009. № 1. С. 209-213.

5. Ионин Л.Г. Социальная культура: учеб. пособие. М., 2004. С. 51-57.

6. Магомедова Е.В. Толерантность как принцип культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 22 с.

7. Погожева О.В. Модернизация и интеграция правового образования в системе непрерывного обучения // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды Пятой междунар. науч.-практ. Интернет-конф. Сборник 5, часть 2. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007.

8. Правовое воспитание учащихся: (из опыта работы) / сост. Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов. М.: Просвещение, 1979. 159 с.

9. Саакян М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 2. С. 127-129.

10. Тягаенко И.Ю. Правовая культура, общественные институты и социальная практика: проблема корреляции // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. Вып. 4 (108). С. 197-205.

References:

1. Afasizhev T.I. Sociology and personality: the formation of information culture // A man in the art world: information aspects. Intern. Sci. Conference. Krasnodar, 1994. P. 54-56.

2. Dmitry Medvedev: Russia will be the country in which its citizens are proud of her present. From the speech at the V Krasnoyarsk Economic Forum // Rossiiskaya gazeta. 2008. 22 February. No. 39 (4596).

3. Zubova Ya.V. Legal education in the development of the legal culture of the emerging civil society in modern Russia: Dissertations.: Doctor of Sociol. Maikop, 2010. P. 341.

4. Zubova Ya.V.The role of Mass Media in forming legal culture of citizens. Humanitarian sciences matters.M.2009. No. 1. P. 209-213.

5. Ionin L.G. Social culture. Textbook. / Ionin L.G. M., 2004. P. 51-57.

6. Magomedova E.V. Tolerance as a principle of culture, Author's Summary of PhD Diss. Rostov-on-Don., 1999. P. 22.

7. Pogozheva O.V.Modernization and integration of legal education in the system of ongoingtraining// High school teacher in the 21st Century: Proc. 5th Intern. Sci. and Practical Internet Conf. Collection 5. Part 2. Rostov-on- Don State Univerity of Railways, 2007.

8. Legal education of students: (Experience) / Comp. by Davydov G.P., Nikitin B.M.., Obukhov M.: Education, 1979. P. 159.

9. Saakyan M.V. Ways to improve the legal culture of Russian society / M.V. Saakyan // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 1: Area Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies. 2010. Vol. 2. P. 127-129.

10. Tyagaenko I.Y. Legal culture, social institutions and social practices: the problem of correlation / I.Y. Tyagaenko // Bulletin of the Adygeya State University. Ser. 1: Area Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies. 2012. Vol. 4 (108). P. 197-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.