Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна, Даценко Андрей Алимжанович, Дасько Михаил Антонович, Сокарева Галина Валентиновна, Васильев Дмитрий Анатольевич

В статье представлена значимость критического мышления для формирования профессиональных компетенций, рассмотрены качества критически мыслящего специалиста, обосновывается эффективность развития критического мышления у студентов вуза методами спортивной тренировки. Приведены результаты диагностики критического мышления у студентов, имеющих разную направленность учебно-тренировочных занятий. Практическая значимость исследования заключается в том, что определена технология развития критического мышления, установлены адекватные методы, приемы тренировки, формы организации и оценки на практике, что повышает эффективность профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна, Даценко Андрей Алимжанович, Дасько Михаил Антонович, Сокарева Галина Валентиновна, Васильев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' CRITICAL THINKING IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS

The article presents the importance of critical thinking for the formation of professional competencies; it examines the qualities of the critically thinking specialist and substantiates the effectiveness of the development of critical thinking among university students by methods of sports training. The results of the diagnosis of critical thinking among students with different orientation of training sessions are presented. The practical significance of the research lies in the fact that the technology of developing critical thinking has been determined, adequate methods, training techniques, forms of organization and evaluation in practice have been established, which increases the effectiveness of vocational education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ»

гут вызвать столкновение с землей. Потеря пилотом пространственной ориентировки является причиной 35% аварий в авиации. С повышением надежности авиатехники умение пилота ориентироваться в воздушном пространстве приобретает все большее значение. При особых ситуациях полета поленезависимый пилот способен эффективнее контролировать ситуацию, что особенно важно при возросшей динамичности современного лайнера, новых подходах к маневрированию самолета.

Сегодня стратегия подготовки специалиста гражданской авиации с учетом модернизации управления воздушным движением - интенсификация профессиональной физической подготовки, при этом к числу основных приоритетов относится идеология управления безопасностью полетов [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Л.М. Стратегия формирования статокинетической устойчивости будущих диспетчеров и пилотов авиакомпаний / Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 1 (54). - С. 362-367.

2. Даценко А.А. Качества и навыки студента авиационного вуза для профессионального пилотирования авиалайнера / А.А. Даценко, Л.М. Волкова Л.В. Митенкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 68-71.

3. Ляшедько С.П. Психофизиологическое обоснование режима тренировки пространственной ориентировки лётчиков: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ляшедько Семен Петрович. -Санкт-Петербург, 2019. - 24 с.

REFERENCES

1. Volkova, L.M. (2021), "Strategy of formation of statokinetic stability of future dispatchers and airline pilots", Business. Education. Right, No. 1(54), pp.362-367.

2. Datsenko, A.A., Volkova, L.M., and Mitenkova, L.V. (2020), "Qualities and skills of an aviation university student for professional piloting of an airliner", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 68-71.

3. Lyashedko. S.P. (2019), Psychophysiological justification of the training regime of spatial orientation of pilots, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 796.012.62

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Алимжанович Даценко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Антонович Дасько, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Валентиновна Сокарева, старший преподаватель, Дмитрий Анатольевич Васильев, ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург; Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье представлена значимость критического мышления для формирования профессиональных компетенций, рассмотрены качества критически мыслящего специалиста, обосновывается эффективность развития критического мышления у студентов вуза методами спортивной тренировки. Приведены результаты диагностики критического мышления у студентов, имеющих разную направленность учебно--тренировочных занятий. Практическая значимость исследования заключа-

ется в том, что определена технология развития критического мышления, установлены адекватные методы, приемы тренировки, формы организации и оценки на практике, что повышает эффективность профессионального образования.

Ключевые слова: физическая культура, критическое мышление, учебно--тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p85-89

DEVELOPMENT OF STUDENTS' CRITICAL THINKING IN THE EDUCATIONAL

AND TRAINING PROCESS

Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Andrey Al-

imzhanovich Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Mikhail Antonovich Dasko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Galina Valentinovna Sokareva, the senior teacher, Dmitry Anatolyevich Vasiliev, the assistant, St. Petersburg State University of Civil Aviation, Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The article presents the importance of critical thinking for the formation of professional competencies; it examines the qualities of the critically thinking specialist and substantiates the effectiveness of the development of critical thinking among university students by methods of sports training. The results of the diagnosis of critical thinking among students with different orientation of training sessions are presented. The practical significance of the research lies in the fact that the technology of developing critical thinking has been determined, adequate methods, training techniques, forms of organization and evaluation in practice have been established, which increases the effectiveness of vocational education.

Keywords: physical culture, critical thinking, educational and training process.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время реформы общества существенным образом влияют на образовательный процесс высшей школы, предъявляя новые требования к качеству профессиональной подготовки студентов [1, 3]. Сейчас идет резкое увеличение объёма новой информации, необходимой для полноценной деятельности, доказывается, что больше 25% тех видов деятельности, которые будут востребованы в XXI веке, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся. Людям нужны новые знания и навыки, направленные на формирование таких форм мышления, которые помогут ориентироваться в мире информации, т.е. критически мыслить. Только при высоком уровне критического мышления у студентов открываются перспективы профессионального роста, превращения выпускника в самостоятельного, критически мыслящего субъекта деятельности.

Однако анализ практической деятельности выпускников вуза показывает, что в начале профессиональной карьеры большинство из них не имеют опыта реализации подобных компетенций [4]. Поэтому важной задачей вузовского образования становится поиск технологий целенаправленного формирования критического мышления студентов на этапе профессиональной подготовки. Мы предполагаем, что одним из эффективных направлений развития критического мышления у студентов является его формирование методами физической культуры и спорта, развитие так называемого спортивного мышления, помогающего найти суть проблемы, альтернативные пути решения, при необходимости отказаться от тренировочной модели и определить свой способ действия.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обобщение педагогического опыта, опрос, экспертная оценка, моделирование, педагогический эксперимент, математическая статистика. Исследование проводилось в

Санкт-Петербургском госуниверситете гражданской авиации, участвовали студенты 1 -2-х курсов факультета летной эксплуатации, занимающиеся по курсу дисциплины «Физическая культура» по общепринятой программе 2 р/нед. по 1,5 часа - контрольная группа (КГ) и студенты сборной команды вуза по спортивному плаванию (ЭГ) - тренировки 3-4 р/нед.

Для оценки критического мышления использовали методику Lauren Starkey [5], адаптированную для студентов, а также наблюдение и экспертную оценку для корректной обработки результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследований, посвященных развитию критического мышления в учебно -тренировочном процессе студентов вуза, использующих методы спортивного плавания, обнаружено не было. Однако необходимость формирования критического мышления обусловлена современными задачами образовательного процесса вуза.

В основу разработки технологии развития критического мышления было положено индивидуально-групповое планирование педагогического процесса на базе текущего физического, технико-тактического, психологического состояния и личностных особенностей с последующей корректировкой в зависимости от изменения данных показателей. Особое внимание обращалось на развитие способности студентов-спортсменов мыслить продуктивно, чтобы происходило не просто усвоение техники выполнения плавательных упражнений и механическое выполнение тренировочной нагрузки, а развитие мышления студентов, способности аналитически рассматривать теорию, методику и средства физической культуры. Студенты в ходе тренировочного процесса не только повышали уровень своей подготовленности, но и осваивали способы работы с информацией по технике плавания, интенсификации нагрузки, способах восстановления и т.п., учились развивать собственное мнение, строить умозаключения доказательств, выражать свои мысли четко и понятно.

При развитии критического мышления обращали внимание на совершенствование важных качеств: готовность к планированию, гибкость (готовность менять точку зрения, мыслить по-новому, исправлять свои ошибки), настойчивость, поиск компромиссных решений и др.

Основными принципами развития критического мышления были:

- поиск возможных путей решения вопроса (приемы: мозговой штурм, интеллектуальная разминка, корзина идей, «взаимоопрос» и др.);

- умение правильно спрашивать (приемы: метод Кирлинга, воронкообразные вопросы, метод контрольных вопросов и др.);

- работа с оригинальными идеями, поиск креативных решений в нестандартных ситуациях (приемы: «круги по воде», «Кластер» и др.).

Преподаватель-тренер выступал в роли координатора работы: направлял усилия студентов в определенное русло, сталкивал различные суждения, создавал условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, при этом учитывал специфику вида спорта, специфику знаний, методы их усвоения и практическое применение.

В работе проведено диагностирование критического мышления студентов разного уровня двигательной активности по методу Lauren Starkey (таблица).

Таблица - Характеристика критического мышления участников эксперимента

Шкалы теста ЭГ, Х±а КГ, Х±а

Умение фокусировать наблюдение 1,02±0,11 1,01±0,09

Индуктивное мышление 1,75±0,32 1,65±0,31

Идентификация техник убеждения 0,61±0,55 0,65±0,57

Идентификация злоупотребления индукцией 1,18±0,36 1,24±0,46

Способность к мозговому штурму 0,68±0,45 0,53±0,35

Проверка своих эмоций на принятие решений 0,86±0,47 0,80±0,41

Шкалы теста ЭГ, Х±а КГ, Х±а

Умение находить информационные ресурсы 1,63±0,49 1,36±0,49

Идентификация техник отвлечения внимания 0,70±0,37 0,68±0,34

Формирование проблемных суждений 0,67±0,51 0,68±0,53

Умение отличать объяснения от аргументов 1,68±0,68 1,36±0,64

Постановка целей 1,52±0,41 1,49±0,39

Идентификация злоупотребления дедукцией 1,19±0,59 1,03±0,49

Умение распознавать истинную проблему 1,03±0,54 0,98±0,47

Оценивание фактов 1,61±0,65 1,51±0,55

Понимание текстов 0,72±0,65 0,68±0,57

Определение актуальной проблемы 0,59±0,72 0,53±0,46

Общий уровень критического мышления 17,44 15,18

Общий уровень критического мышления респондентов опытных групп соответствует среднему уровню развития. Высокие результаты в ЭГ и КГ получены по шкалам: «постановка целей», «умение отличать объяснения от аргументов», «индуктивное мышление», «умение находить информационные ресурсы», «оценивание фактов». Низкие результаты зафиксированы: «определение актуальной проблемы», «формирование проблемных суждений», «способность к мозговому штурму», «идентификация техник убеждения». Отмечено достоверное улучшение структурной организации критического мышления студентов ЭК по сравнению с КГ как в целом (17,44 против 15,18 при Р<0,05), так и по отдельным критериям: «лояльность», «мотивация», «профессионализм».

Тестирование позволило сформировать группы участников эксперимента с различным уровнем развития критического мышления в опытных группах. У студентов-пловцов в ЭГ отмечен уровень развития критического мышления: высокий (6,5%), средний (69,5%), низкий (24,0%), т. е. в целом их учебно-тренировочная деятельность достаточно осмыслена, они обладают способностью делать логические умозаключения, однако не всегда умеют размышлять и анализировать, благодаря чему часто не могут найти причины своих ошибок и отыскать способы их устранения. У студентов КГ уровень критического мышления соответственно равен 2%-55,4%-42,6%. Полученные данные проверены статистическим методом, критерий 1=3,54 при Р<0,05, что свидетельствует о достоверности изменений направленного развития критического мышления студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Критическое мышление оказывается достаточно трудно приживающимся направлением образования, однако без его принятия как обязательной цели образования Россия не станет сильным государством с крепким и здоровым обществом [2]. Поэтому современное образование нуждается в формах обучения, позволяющих мыслить продуктивно, самостоятельно удовлетворять потребность в новых знаниях. Наше исследование доказывает, что технологии развития критического мышления позволяют работать с информацией в любой области знания, в том числе и по дисциплине «Физическая культура и спорт».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

2. Волков Е.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор/ Е.Н. Волков // Психологическая диагностика. -2015. - № 3. - С. 5-23.

3. Профессиональное образование в университетах через индивидуальные образовательные траектории / Л.М. Волкова, А.В. Алехина, О.Н. Устинова, Д.Г. Ганин, С.С. Плотникова, Л.В. Митенкова // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3 (205). - С. 41-45.

4. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография / Н.Ф. Плотникова. - Казань : Изд-во Казанского университета, 2015. - 84 с.

5. Lauren Starkey. Critical thinking skills success in 20 minutes a day / Starkey Lauren. - New York : LearningExpress, 2004. - 182 p.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.

2. Volkov, E.N. (2015), "Tests of critical thinking: an introductory review", Psychological diagnostics, No. 3, pp. 5-23.

3. Volkova, L.M., Alekhina, A.V., Ustinova, O.N., Ganin, D.G., Plotnikova, S.S. and Mitenkova, L.V. (2022), "Vocational education at universities through individual educational trajectories", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp. 41-45.

4. Plotnikova, N.F. (2015), Formation of critical thinking of university students in the conditions of a command form of training organization: monograph, Publishing House Kazan university, Kazan.

5. Lauren Starkey (2004), Critical thinking skills success in 20 minutes a day, Learning Express, New York.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.433

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич

Баряев, доктор педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Зайко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В теории спорта одной из задач является оценка успешности соревновательной деятельности. Для решения данной задачи в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) с ее многообразием спортивных дисциплин при выборе методов оценки необходимо учитывать нозологический фактор за счет индивидуально-нозологического подхода. При этом при оценке успешности соревновательной деятельности в главных, подводящих и отборочных соревнованиях методы могут быть различны. В статье рассматривается возможность, эффективность и уместность на различных по значимости соревнованиях в различных спортивных дисциплинах спорта лиц с поражением ОДА использование выявления и анализа биомеханических характеристик, тактико-технических характеристик, сделанных на основе видеозаписи; возможность выявления функциональных показателей с помощью физиологического и биохимического тестирования. Также, по нашему мнению, для возможности оценки соревновательной деятельности в спорте лиц с поражением ОДА целесообразно сравнивать результаты соревнований с прогностической оценкой, сделанной на основе использования педагогического тестирования, способного оценить уровень определенных сторон подготовленности спортсмена. Комплексный подход к выбору методов оценки соревновательной деятельности в спорте лиц с поражением ОДА позволяет повысить информативность полученных данных.

Ключевые слова: спортсмены с поражением ОДА, соревновательная деятельность, методы оценки соревновательной деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p89-93

METHODS OF ASSESSMENT OF COMPETITIVE ACTIVITY OF THE ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS

Igor Nikolaevich Voroshin, the doctor of pedagogical sciences, docent, Alexey Alekseevich

Baryaev, the doctor of pedagogical sciences, docent, Dmitry Sergeevich Zayko, the candidate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.