Научная статья на тему 'ФОРМЫ КОГНИТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИИ ПИЛОТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ФОРМЫ КОГНИТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИИ ПИЛОТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНЫЙ И ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОРЫ / ПЛАВАНИЕ / ПИЛОТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна

В работе изучаются формы когнитивного стиля реагирования при восприятии и обработке информации пилотом гражданской авиации. Показано значение восприятия зрительной и вестибулярной информации на безопасность полета авиалайнера, особенно в сложных условиях полета. Цель исследования - развитие пространственной ориентировки средствами физической культуры у студентов авиационного вуза. Практическая значимость - разработка упражнений, связанных с изменением положения тела в пространстве, их использование в спортивном плавании учебнотренировочного процесса студентов авиавуза позволит повысить качество обработки информации пилотом, что уменьшит негативные явления в гражданской авиации, связанные с «человеческим фактором».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF COGNITIVE RESPONSE IN THE PROFESSION OF A CIVIL AVIATION PILOT

The article studies the forms of cognitive response style in the perception and processing of information by a civil aviation pilot. The importance of perception of visual and vestibular information on the flight safety of an airliner, especially in difficult flight conditions, is shown. The purpose of the study is the development of spatial orientation by means of physical culture among students of an aviation university. Practical significance - the development of exercises related to changing the position of the body in space, their use in sports swimming of the educational and training process of aviation university students will improve the quality of information processing by the pilot, which will reduce the negative phenomena in civil aviation associated with the "human factor".

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ КОГНИТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИИ ПИЛОТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

зультата выполнения стрелкового упражнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарева, О.П. Проблемы мотивации студентов вуза к обучению / О.П. Лазарева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5-8 (50). - С. 46-48.

2. Герасименко Н.А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект / Н.А. Герасименко // Вестник университета: Социальные технологии и процессы. - 2017. - № 7-8. - С. 179-182.

3. Халимова Н.М. Пути формирования мотивации студентов техникума к успешному освоению будущей профессии / Н.М. Халимова, О.Л. Головань // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 4 (30). - С. 140-143.

4. Леванова А.Е. Формирование у студентов мотивации к обучению / А.Е. Леванова, И.Н. Урайская // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). - С. 121-125.

REFERENCES

1. Lazareva, O. P. (2016), "Problem of motivation of higher educational institution students to study", International Research Journal, No. 5-8 (50), pp. 46-48.

2. Gerasimenko, N.A. (2017), "Motivation of students to learn: social and psychological aspect", Vestnik Universiteta: Social Technologies and Processes, Vol. 7-8, pp. 179-182.

3. Khalimova, N.M. and Golovan, O.L. (2014), "The ways to form motivation for successful mastering of future profession in technical school students", Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, No. 4 (30), pp. 140-143.

4. Levanova, A.E. and Uraiskaya, I.N. (2013), "Formation of students' learning motivation", Professional Education in Russia and Abroad, No. 3 (11), pp. 121-125.

Контактная информация: mentisnoncorpus@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.07

ФОРМЫ КОГНИТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИИ ПИЛОТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе изучаются формы когнитивного стиля реагирования при восприятии и обработке информации пилотом гражданской авиации. Показано значение восприятия зрительной и вестибулярной информации на безопасность полета авиалайнера, особенно в сложных условиях полета. Цель исследования - развитие пространственной ориентировки средствами физической культуры у студентов авиационного вуза. Практическая значимость - разработка упражнений, связанных с изменением положения тела в пространстве, их использование в спортивном плавании учебно-тренировочного процесса студентов авиавуза позволит повысить качество обработки информации пилотом, что уменьшит негативные явления в гражданской авиации, связанные с «человеческим фактором».

Ключевые слова: зрительный и вестибулярный анализаторы, плавание, пилот гражданской авиации, физическая культура, упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p82-85

FORMS OF COGNITIVE RESPONSE IN THE PROFESSION OF A CIVIL AVIATION

PILOT

Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg

Abstract

The article studies the forms of cognitive response style in the perception and processing of information by a civil aviation pilot. The importance of perception of visual and vestibular information on the flight safety of an airliner, especially in difficult flight conditions, is shown. The purpose of the study is the development of spatial orientation by means of physical culture among students of an aviation university. Practical significance - the development of exercises related to changing the position of the body in space, their use in sports swimming of the educational and training process of aviation university students will improve the quality of information processing by the pilot, which will reduce the negative phenomena in civil aviation associated with the "human factor".

Keywords: visual and vestibular analyzers, swimming, civil aviation pilot, physical culture, exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, несмотря на сложившуюся геополитическую и экономическую обстановку, авиационная отрасль нуждается в молодых специалистах, и стратегия их подготовки базируется на самых современных технологиях. Работа пилота гражданской авиации предъявляет жесткие требования, среди которых ведущее место занимает физическое состояние пилота, от него зависит безопасность полета, что является приоритетом в гражданской авиации [2]. Однако сегодня появилась тенденция увеличения негативных явлений, обусловленных «человеческим фактором». Анализ расследования авиасобытий свидетельствует, что часто они обусловлены уровнем восприятия и обработки информации пилотом авиалайнера, что приводит к формированию различных когнитивных стилей. Наиболее значим в профессии пилота поленезависимый когнитивный стиль.

Обычно, зрительная и вестибулярная информация не противоречат друг другу. Однако пилот чаще всего находятся в ситуации, когда информация о положении тела в пространстве противоречит зрительной: видимые из кабины самолёта объекты находятся в одной системе линий, а кабина самолёта и, соответственно, положение тела пилота - в другой.

Совершенствование пилота с учетом восприятия вестибулярной и зрительной информации позволяет снизить количество авиакатастроф, от этого зависит способность правильно ориентироваться, особенно при сложных погодных условиях, перегрузках, в случае выхода из строя приборов. Статистика авиационных происшествий по причине нарушения ориентировки подтверждает актуальность исследования. Физиологические возможности человека требуют внимания специалистов авиации с целью повышения их резервов [1, 3]. Цель исследования - совершенствование элементов восприятия информации на основе зрительного и вестибулярного анализаторов с использованием средств физической культуры студентов авиационного вуза.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обобщение педагогического опыта, опрос, экспертная оценка, педагогический эксперимент, математическая статистика. Исследование проводилось в СПб. госуниверситете гражданской авиации (СПбГУ ГА), участвовали студенты 1-3-х курсов сборной команды вуза по плаванию. В контрольной группе (КГ) занятия проводились по общепринятой методике, в экспериментальной группе (ЭГ) - с акцентированным применением средств для развития зрительной и вестибулярной устойчивости. Всего проведено 45 занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Необходимость развития поленезависимого восприятия и обработки информации обусловлена задачами образовательного процесса авиавуза. Нами разработан комплекс упражнений в спортивном плавании для развития способности восприятия и переработки информации на базе зрительного и вестибулярного анализаторов студентов авиавуза. В

комплекс входили:

- плавательные упражнения на суше (имитационные и специальные упражнения пловца, прыжки, повороты, равновесия, кувырки, перекаты);

- упражнения на повышенной и ограниченной опоре с использованием различных предметов (ходьба, повороты, перешагивание, скручивание, прыжки, упражнения на фитболах, bosu balance trainer);

- плавание (плавание кролем с «обгоном», «подменой», на «сцепление», с выполнением вдоха в правую/левую стороны через 3,5,7 гребков руками, кувырки в воде вперед/назад, открытые/закрытые повороты, «сальто»);

- прыжки в воду (соскоки, спады, полуобороты, стартовые прыжки);

- синхронное плавание (вращение, винт, оборот, круг, выталкивание);

- прикладное плавание (ныряние в глубину, на дальность, плавание в ластах, под водой, с отягощением, игры, эстафеты, аквааэробика).

Ведущее место для развития устойчивости имело плавание способом кроль на груди, где на протяжении цикла движений тело пловца поворачивается вправо/влево по продольной оси на 35-50°. Развивало устойчивость пловца выполнение поворотов «сальто», воздействие холодовых раздражителей воды, часть упражнений применялись при отсутствии зрительного контроля, что позволяло воспринимать мельчайшие детали движений, обеспечивать их анализ и необходимую корректировку. В плавании происходило раздражение зрительного и вестибулярного аппаратов, что и совершенствовало их функции.

В работе проведена оценка исследуемой устойчивости студентов (табл.). Были определены пробы, не требующие сложного оборудования, информативно выявляющие уровень устойчивости системы. Все тесты (кроме теста Меньшикова) проводились без зрительного контроля.

Таблица - Динамика зрительной и вестибулярной устойчивости к концу эксперимента студентов опытных групп СПбГУ ГА_

Показатели КГ, Х±а ЭГ, Х±а t P

Проба Бирюк, с 29,9±±5,68 35,5±6,09 3,7 <0,001

Проба Ромберга, с 54,7±8,54 60,8±9,12 2,7 <0,01

Тест Фукуды, см 0,62±0,07 0,59±0,06 2,1 <0,05

Проба Яроцкого, с 28,3±5,02 32,6±5,45 3,1 <0,001

Походка по прямой, см 23,5±5,51 20,1±5,12 2,4 <0,05

Проба вертикального письма, град. 8,4±1,12 7,8±1,00 2,2 <0,05

Тест Меньшикова, м 0,7±0,08 0,5±0,05 2,0 >0,05

Общий уровень устойчивости респондентов опытных групп соответствует норме. Высокий прирост результатов (Р<0,001-0,01) отмечен по пробам Бирюк, Ромберга, Яроц-кого. По тестам Фукуды, походка по прямой, вертикальное письмо также отмечен достоверный прирост результатов, хотя и с меньшей величиной значимости (Р<0,05) и только по тесту Меньшикова прирост статистически не достоверен (Р>0,05).

Таким образом, устойчивость функций исследуемых анализаторов значимо повышается при тренировке с использованием специальных упражнений в спортивном плавании, прыжках в воду, синхронном и прикладном плавании, связанных с изменением положения тела в пространстве. Горизонтальное положение пловца в состоянии невесомости требовало перестройки двигательных стереотипов, а приобретение дополнительного двигательного опыта, контроля и управления движениями особенно важно в профессиональной деятельности специалиста гражданской авиации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время управления самолетом тело пилота часто приобретает положение, где зрительная информация ему противоречит. Особое значение поленезависимость имеет при пилотировании на предельно малой высоте, где неверный маневр или замедление мо-

гут вызвать столкновение с землей. Потеря пилотом пространственной ориентировки является причиной 35% аварий в авиации. С повышением надежности авиатехники умение пилота ориентироваться в воздушном пространстве приобретает все большее значение. При особых ситуациях полета поленезависимый пилот способен эффективнее контролировать ситуацию, что особенно важно при возросшей динамичности современного лайнера, новых подходах к маневрированию самолета.

Сегодня стратегия подготовки специалиста гражданской авиации с учетом модернизации управления воздушным движением - интенсификация профессиональной физической подготовки, при этом к числу основных приоритетов относится идеология управления безопасностью полетов [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Л.М. Стратегия формирования статокинетической устойчивости будущих диспетчеров и пилотов авиакомпаний / Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 1 (54). - С. 362-367.

2. Даценко А.А. Качества и навыки студента авиационного вуза для профессионального пилотирования авиалайнера / А.А. Даценко, Л.М. Волкова Л.В. Митенкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 68-71.

3. Ляшедько С.П. Психофизиологическое обоснование режима тренировки пространственной ориентировки лётчиков: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ляшедько Семен Петрович. -Санкт-Петербург, 2019. - 24 с.

REFERENCES

1. Volkova, L.M. (2021), "Strategy of formation of statokinetic stability of future dispatchers and airline pilots", Business. Education. Right, No. 1(54), pp.362-367.

2. Datsenko, A.A., Volkova, L.M., and Mitenkova, L.V. (2020), "Qualities and skills of an aviation university student for professional piloting of an airliner", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 68-71.

3. Lyashedko. S.P. (2019), Psychophysiological justification of the training regime of spatial orientation of pilots, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 796.012.62

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Алимжанович Даценко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Антонович Дасько, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Валентиновна Сокарева, старший преподаватель, Дмитрий Анатольевич Васильев, ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург; Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье представлена значимость критического мышления для формирования профессиональных компетенций, рассмотрены качества критически мыслящего специалиста, обосновывается эффективность развития критического мышления у студентов вуза методами спортивной тренировки. Приведены результаты диагностики критического мышления у студентов, имеющих разную направленность учебно-тренировочных занятий. Практическая значимость исследования заключа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.