с возрастом целесообразно сокращать количество соревнований и объем нагрузки, интенсивность тренировки необходимо сохранять или увеличить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вовк, С.И. Особенности подготовки высококвалифицированных спортсменов на этапе сохранения достижений / С.И. Вовк // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2012. - № 1. - С. 15-17.
2. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
3. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2013. - 624 с.
REFERENCES
1. Vovk, S.I. (2012), "Features of the preparation of highly qualified athletes at the stage of maintaining achievements", Theory and practice of applied and extreme sports, No. 1, pp 15-17.
2. Matveev, L.P. (1977), Fundamentals of sports training, Physical education and sport, Moscow.
3. Platonov, V.N. (2013), Periods of sports training. General theory and its practical application, Olympic literature, Kiev.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2020
УДК 796.07
ПЛАВАНИЕ В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПИЛОТА
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе аргументируется, что сегодня работа пилота считается одной из самых экстремальных профессий, негативные особенности деятельности значимо влияют на уровень безопасности полета. В статье исследуется влияние средств плавания на различные системы организма: анализаторы, систему психологической устойчивости. Особое внимание уделяется анализу профессиональной деятельности авиатора и изучению влияния средств плавания для устранения проблем в состоянии здоровья пилота. Практическая значимость работы в том, что разработка и применение средств плавания для будущего пилота способствует росту его профессионально-важных качеств, повышению психофизической работоспособности, что обеспечивает безопасность полетов судов гражданской авиации.
Ключевые слова: авиация, студент, физическая работоспособность, психологическая устойчивость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p78-82
SWIMMING IN IMPROVING THE PHYSICAL AND MENTAL PERFORMANCE OF
THE FUTURE PILOT
Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The article argues that today the work of a pilot is considered as one of the most extreme professions; negative features of aviation activities significantly affect the level of flight safety. The article examines the influence of swimming tools on various body systems: the analyzers, the system of psychological stability. Special attention is paid to the analysis of the professional activity of the aviator and the study of
the influence of swimming tools to eliminate problems in the health of the pilot. The practical significance of the work is that the development and application of navigation tools for the future of an air pilot contributes to the growth of its professionally important qualities, improving psychophysical performance, which ensures the safety of flights of civil aviation air courts.
Keyword: aviation, student, physical performance, psychological stability.
ВВЕДЕНИЕ
Работа пилота считается одной из самых стрессовых и экстремальных профессий [3]. Нарушение цикла сна-бодрствования, воздействие звука и сильных вибраций, давление, гипоксия, физическая и психическая усталость могут привести к серьезным последствиям в нарушении здоровья. Доказано, что средняя продолжительность жизни человека, выбравшего летную профессию, значительно короче [6].
Заболевания, вызванные особенностями авиадеятельности, влияют не только на жизнь самого пилота, но и на уровень безопасности полета, так как ответственность за всех пассажиров и членов экипажа несут пилоты. Именно поэтому пилоты обязаны не только систематически проходить врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК), но и самостоятельно следить за здоровьем, физической и психической работоспособностью, следовать здоровому образу жизни, элементом которого являются занятия физическими упражнениями, спортом, и по нашему мнению, один из самых подходящих видов спорта для пилота - плавание [5].
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на кафедре физической и психофизиологической подготовки Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации. Методы: теоретический анализ, опрос, экспертная оценка, тестирование, статистические методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы позволили выделить основные особенности плавания, имеющие значение для авиационной деятельности [1, 2]. Установлено, что на человека, находящегося в воде, действует более 30 экстремальных факторов, к которым организм должен приспособиться (умение адаптироваться к внешней среде - важное качество пилота).
Плотность и вязкость воды относятся к факторам, затрудняющим двигательную деятельность, что подтверждается отсутствием жесткой опоры; многообразием степеней свободы перемещения тела; наличием значительных гидродинамических сил сопротивления; присутствием моментов инерции, вращательных моментов, угловых скоростей и ускорений; повышенными требованиями к координации движений.
В воде и под водой человек подвергается давлению столба воды, создаются разные условия для оттока крови по сосудам, образуется дополнительная нагрузка на сердце, которому приходится преодолевать большое сопротивление движению крови по сосудам.
Вода существенным образом влияет на функции анализаторов. С глубиной погружения острота зрения уменьшается, ухудшается цветоощущение. Под водой роговая оболочка глаза утрачивает часть преломляющей силы и предметы, находящиеся в воде, кажутся увеличенными, приближенными, расположенными выше действительного места.
При плавании (особенно под водой) воздушная проводимость практически исчезает и на первое место при восприятии звуков выступает костная проводимость, которая на 40% ниже воздушной. Это ведет к изменению характера деятельности слухового анализатора и у нетренированных людей приводит к слуховой пространственной дезориентировке.
Существенное изменение в воде претерпевает двигательный анализатор, снижается чувствительность центров, что ведет к уменьшению скорости и точности двигательных реакций. Горизонтальное положение тела пловца в состоянии невесомости требует
перестройки двигательных стереотипов, формируются новые виды координации движений в воде, а приобретение дополнительного двигательного опыта в деятельности пилота неоценимо.
Перечисленные особенности плавания имеют неоценимое значение для авиационной деятельности, для повышения психофизической подготовленности, качественного выполнения необходимых задач специалистов гражданской авиации и для этого не нужны большие физические нагрузки, наоборот, эффективно размеренное плавание.
Нами разработан комплекс упражнений в спортивном плавании, прыжках в воду, упражнений с элементами синхронного и прикладного плавания для повышения психофизической работоспособности студентов летных специальностей университета гражданской авиации [5]. Апробация данного комплекса свидетельствует: при плавании 2-3 раза в неделю психофизическая подготовленность студентов факультета летной эксплуатации повышается за учебный год на 16-28% (рисунок).
Рисунок - Влияние средств плавания на прирост показателей психофизической подготовленности студентов
СПбГУ ГА (%)
При систематической плавательной тренировке достигается значимое развитие жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на 22% за год, что важно для тренировки пилота в преодолении явлений авиационной гипоксии. Повышение ЖЕЛ объясняется тем, что пловец, добиваясь роста подъемной силы, увеличивает объем воздуха в организме, а это достигается полноценным вдохом и небольшой задержкой дыхания перед выдохом.
Тестирование по пробам Меньшикова, Фукуды, Бирюк, Ромберга, Яроцкого [5] свидетельствует, что плавание повышает вестибулярную устойчивость за учебный год на 25-31%. Работа в воде усложняет процесс управления движениями, возникают антигравитационные рефлексы, помогающие в сохранении равновесия, а постоянное раздражение вестибулярного аппарата совершенствует его функции. Развитие вестибулярного аппарата происходит как за счет многократных поворотов головы во время вдоха и выдоха при плавании кролем на груди, поворотов сальто, так и под воздействием холодовых раздражителей.
Анкетирование студентов по методикам Немчина, Собчик, пробе САН, доминирующего настроения, эмоционального дискомфорта, ситуативной тревожности [1, 2] показывает, что плавание является эффективным средством повышения психической работоспособности (в среднем на 17-22%), формированием положительных личностных качеств: жизненной активности, эмоциональной устойчивости, самообладания [4] и т.д.
Ежегодно пилоты проходят ВЛЭК, а перед каждым вылетом - медицинский осмотр, включающий измерение пульса и артериального давления, врачи обращают внимание и на внешние признаки нервозности, чтобы понять, сможет ли пилот выполнять свою работу качественно. Занятия плаванием - один из лучших видов спорта, который улучшает показатели деятельности сердца и сосудов. Это подтверждают и полученные в исследовании данные: сокращается частота сердечных сокращений в покое, стабилизируются показатели артериального давления, улучшаются данные функциональных проб, повышается иммунитет, студенты меньше пропускают занятия по болезни.
28
Жизненная емкость легких
Вестибулярная устойчивость Психическая устойчивость Сердечно-сосудистая система Координация движений
Важная составляющая в работе пилота - координация движений, которая при тестировании улучшается у студентов за год примерно на 19-22%. В воде эффективно разрабатываются суставы человека, тело становится гибким, а мышцы эластичнее, что помогает избавиться от скованности движений, которые препятствуют качественному выполнению работы пилота.
В работе проведен анализ особенностей профессиональной деятельности авиатора, который свидетельствует: работа привязывает пилота к сидячему образу жизни, что часто способствует искривлению осанки, ослаблению мышц спины, остеохондрозу и прочим проблемам, поэтому плавание является для пилота очень важным средством укрепления здоровья. Несмотря на кажущуюся легкость плавания, во время тренировки работают почти все мышцы человека, что приводит к укреплению мышечных волокон, повышению тонуса организма, существенно увеличивается кровообращение. Все эти показатели влияют на активацию и скорость обмена веществ, приводят к интенсивному сжиганию жиров, уходит лишний вес, что сказывается на внешнем облике пилота.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средства плавания включают комплексное воздействие на органы и системы организма, обеспечивают устранение признаков депрессии, хронической усталости, снимают тревогу, исчезает напряжение в мышцах, тело двигается свободно. Применение разработанного комплекса упражнений в плавании подтверждает свою эффективность, способствует росту психофизической работоспособности, что важно в деятельности пилота, сохранении его профессионального долголетия, обеспечения безопасности полетов авиасудов гражданской авиации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушма, Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 22-26.
2. Васильев, Д.А. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Д.А. Васильев, Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.
3. Волкова, Л.М. Диагностика профессионального здоровья будущих специалистов гражданской авиации / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 56-59.
4. Евсеев, В.В. Физическая культура в формировании социального здоровья / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова // Технологии PR и рекламы в современном обществе : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 110-113.
5. Митенкова, Л.В. Развитие статокинетической устойчивости студентов средствами плавательной подготовки / Л.В. Митенкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета Лесгафта. -2019. - № 4 (170). - С. 66-70.
6. Родионова, И.А. Влияние фитнес-подготовки на здоровье студентов в системе высшего образования / И.А. Родионова, В.И. Шалупин, Д.В. Романюк / Гуманитарные науки. - 2019. - № 1 (45). -С. 95-100.
REFERENCES
1. Bushma T.V. Zuykova E.G. and Volkova L.M. (2019), "Stress Resistance of students of different training profiles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 22-26.
2. Vasiliev, D.A. and Volkova, L.M. (2019), "Stress Resistance of future civil aviation and customs control specialists", Business. Education. Right, No.1 (46), pp. 426-430.
3. Volkova L.M. (2019), "Diagnostics of professional health of future civil aviation specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 56-59.
4. Evseev V.V. and Volkova L.M. (2019), "Physical culture in the formation of social health", Technologies of PR and advertising in modern society: materials of the 14th All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 110-113.
5. Mitenkova L.V. and Volkova L.M. (2019), "Development of statokinetic stability of students by means of swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 66-70.
6. Rodionova I.A., Shalupin V.I. and Romanyuk D.V. (2019), "Influence of fitness training on the health of students in the higher education system", Humanitie, No. 1 (45), pp. 95-100.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2020
УДК 796.07
ДИАГНОСТИКА ДОМИНИРУЮЩЕГО НАСТРОЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе исследуется состояние доминирующего настроения студентов университета гражданской авиации, в будущей профессиональной деятельности которых особое место имеет оценка и анализ психического состояния. Авторы акцентируют внимание на проблеме диагностики доминирующего настроения в одной из самых экстремальных и сложных профессий, исследуются ее характеристики: отношение к жизненной ситуации, бодрость, тонус, состояние тревоги, самореализация и другие. Практическая значимость работы в том, что диагностика доминирующего настроения, анализ обусловливающих его факторов будет способствовать росту качества потенциала психического и физического здоровья будущего специалиста гражданской авиации, профессионального долголетия, что обеспечит подъём безопасности полетов авиалайнеров гражданской авиации.
Ключевые слова: гражданская авиация, студент, доминирующее настроение, диагностика, психическое здоровье, эмоциональный фон.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p82-84
DIAGNOSTICS OF THE DOMINANT MOOD OF THE FUTURE CIVIL AVIATION
SPECIALIST
Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Antonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The article examines the state of the dominant mood of students of the University of Civil Aviation, in the future professional activity of which a special place is given to the assessment and analysis of the mental state. The authors focus on the problem of diagnosing the dominant mood in one of the most extreme and complex professions, and it studies its characteristics: the attitude to the life situation, cheerfulness, tone, and state of anxiety, self-realization, and others. Practical significance of the work is in the fact that diagnosis of the dominant mood, the analysis of the underlying factors will boost the capacity of mental and physical health of a future specialist of civil aviation, professional longevity, which will ensure the rise of flight safety of aircraft of civil aviation.
Keyword: civil aviation, student, dominant mood, diagnosis, mental health, emotional background.
ВВЕДЕНИЕ
Субъективное благополучие личности, переживание полноты жизни, устойчивость в трудных жизненных ситуациях напрямую связаны с доминирующим настроением человека. Доминирующее настроение понимается нами как относительно устойчивый компо-