Научная статья на тему 'Психоэмоциональная устойчивость студентов младших курсов нефизкультурных вузов разной спортивной направленности'

Психоэмоциональная устойчивость студентов младших курсов нефизкультурных вузов разной спортивной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПЛАВАНИЕ / БАСКЕТБОЛ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STRESS RESISTANCE / SWIMMING / BASKETBALL / CIVIL AVIATION / CUSTOMS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна, Васильев Дмитрий Анатольевич

В работе рассматриваются факторы, влияющие на психоэмоциональную устойчивость студентов вузов гражданской авиации и таможенного контроля, выявлены особенности стрессоустойчивости студентов профильных вузов, занимающихся плаванием и волейболом. Определены базовый, динамический и итоговый показатели стрессоустойчивости с мотивированностью выбора конструктивных и деструктивных способов борьбы со стрессом, проведен анализ стрессоустойчивости студентов разных спортивных специализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна, Васильев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-emotional stability of undergraduate students of non-sports universities of different sports direction

The article discusses the factors affecting the psycho-emotional stability of students of civil aviation and customs control, it identified the features of stress resistance of the students of specialized universities involved in swimming and volleyball. The basic, dynamic and final indicators of stress resistance with the motivation for the choice of constructive and destructive ways to deal with stress are determined; the analysis of stress resistance of students of different sports specializations is carried out.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональная устойчивость студентов младших курсов нефизкультурных вузов разной спортивной направленности»

Кроме того, по данным проведенного исследования повышение спонтанности приводит к нарастанию умения мобилизоваться в критических ситуациях во время ответственных соревнований (k=0,41). Это же умение усиливается с понижением выраженности тревожности (k=0,29) и сензитивности (k=0,35) при p <0,05. Данная закономерность объясняется природой стеничности - умением моментально реагировать в критической ситуации, стеничными характеристиками, а также уменьшением выраженности тормозных механизмов в стрессе за счет снижения тревожности и сензитивности.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлена взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей спортсменов с проявлениями срывов психологического характера: самоустранение, нарастание конфликтности, состояние ступора, сильные эмоциональные переживания в соревновательный период, дезорганизация деятельности, «бегство в болезнь», снижение эффективности соревновательной деятельности на значимых соревнованиях по отношению к отборочным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анкудинов, Н.В. Психологические особенности курсантов-спортсменов / Н.В. Анкудинов, А.А. Жарких, А.А. Трунтягин // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 3 (90). - С. 200-205.

2. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2008. - 624 с.

REFERENCES

1. Ankudinov, N.V., Zharkih, A.A., and Truntyagin, A.A. (2015), "Psychological characteristics of cadets-athletes", Man: crime and punishment, Vol. 90, No 3, pp. 200-205.

2. Sobchik, L. N. (2008), The identity psychology. Theory and practice of psychological, Rech, St. Petersburg.

Контактная информация: ankudinov.nik@list.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2019

УДК 796:159.9

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ РАЗНОЙ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА);

Дмитрий Анатольевич Васильев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (РТА)

Аннотация

В работе рассматриваются факторы, влияющие на психоэмоциональную устойчивость студентов вузов гражданской авиации и таможенного контроля, выявлены особенности стрессоустойчивости студентов профильных вузов, занимающихся плаванием и волейболом. Определены базовый, динамический и итоговый показатели стрессоустойчивости с мотивированностью выбора конструктивных и деструктивных способов борьбы со стрессом, проведен анализ стрессоустойчивости студентов разных спортивных специализаций.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, плавание, баскетбол, гражданская авиация, таможенное дело, физическая культура.

PSYCHO-EMOTIONAL STABILITY OF UNDERGRADUATE STUDENTS OF NONSPORTS UNIVERSITIES OF DIFFERENT SPORTS DIRECTION

Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation; Dmitry Anatolyevich Vasilyev, the senior teacher, St.

Petersburg named after V. B. Bobkov branch of Russian Customs Academy

Annotation

The article discusses the factors affecting the psycho-emotional stability of students of civil aviation and customs control, it identified the features of stress resistance of the students of specialized universities involved in swimming and volleyball. The basic, dynamic and final indicators of stress resistance with the motivation for the choice of constructive and destructive ways to deal with stress are determined; the analysis of stress resistance of students of different sports specializations is carried out.

Keyword: stress resistance, swimming, basketball, civil aviation, customs, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития отечественной системы высшего образования главной задачей является обеспечение его качества, направленного на формирование активной, здоровой, успешной, конкурентоспособной личности. Решение этой задачи невозможно без оценки стрессоустойчивости будущих специалистов.

Проблеме стресса посвящено большое количество работ [2, 3, 6]. Высокий интерес представляет проблема оценки стрессоустойчивости студентов, выбора ими конструктивных способов борьбы со стрессом, выявление стрессочувствительности студентов нефизкультурных вузов, занимающихся различными видами спорта.

Состояние психофизического здоровья молодежи является важным фактором развития любого общества, а студенты вузов - это особая группа, для которой характерны специфические условия труда и жизни. Адаптация к системе высшей школы является наиболее проблемным видом адаптации, особенно на начальной стадии, т.к. структура и условия учебного процесса по сравнению со средней школой существенно усложняются. У студентов младших курсов многократно увеличивается объем усваиваемых знаний, интенсивность психоэмоциональной работы, отмечается резко выраженная неравномерность нагрузки, изменяются формы контроля учебной деятельности, характер взаимоотношений преподавателя, тренера и студента, наблюдается несбалансированность и неравномерность питания. Вышеперечисленные факты часто становятся причиной понижения психоэмоциональной устойчивости студентов, тем самым снижается профессионально-прикладная подготовка к предстоящей авиационной и таможенной деятельности.

В гражданской авиации доказано, что при возникновении особой ситуации полета мишенью, по которой «выстреливает» нештатная информация, является именно психоэмоциональная устойчивость пилота. Деятельность же специалистов по таможенному делу предполагает минимизацию ошибок, высокую ответственность, а высокая стрессогенная нагрузка может приводить к эмоциональным срывам.

Сегодня модернизация образования в вузах предъявляет высокие требования образовательных стандартов, вместе с тем рейтинговые оценки знаний студентов, интенсивная интеллектуальная деятельность, ограничение двигательной активности оказывают негативное влияние на студента, вызывая снижение уровня подготовки, стрессоустойчивости [1, 4, 5], поэтому изучение стрессоустойчивости будущих специалистов экстремальных видов деятельности является весьма актуальным.

Цель исследования: изучение факторов, влияющих на стрессоустойчивость студентов, включая студентов-спортсменов в вузах гражданской авиации и таможенного дела.

МЕТОДИКА

Экспериментальной базой исследования явились студенты Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА) и Санкт-

Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии (РТА). В исследовании участвовало 185 студентов (105 мужчин и 80 женщин) 1-2-х курсов (включая команды вузов по плаванию и баскетболу) по направлениям подготовки СПбГУ ГА - «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и РТА - «Таможенное дело». Студенты в анонимной форме перед зачетами, либо соревнованиями Чемпионата Санкт-Петербурга среди вузов определяли, насколько сильно они переживают по поводу разных стресс-факторов. Оценка проходила по 10-бальной системе. Использовались методы: анализ, обобщение; изучение психолого-педагогической, авиационной и таможенной литературы; анкетирование, тестирование [6], математическая статистика.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование определило стрессоустойчивость студентов исследуемых вузов по двум шкалам. Первая шкала - реакция студентов на обстоятельства, на которые они не могут повлиять (приближение сессии, неблагоприятные межличностные отношения в группе, строгий преподаватель, разочарование в профессии). Суммарное значение данного фактора свидетельствует, что студенты двух исследуемых вузов успешно справляются с данными видами стресса (таблица) и их показатели находятся в норме (норма 15-30 баллов).

Таблица -Стрессоустойчивость студентов ^ СПбГУ ГА и РТА (Х±т)

Стресс-фактор СПбГУ ГА РТА г р

Реакция на стресс-факторы 20,0±5,5 23,3±6,4 0,39 <0,05

Личностные качества студентов 20,7±6,4 27,4±7,6 0,65 <0,05

Анализ результатов по шкале личностные качества свидетельствует, что студенты СПбГУ ГА лучше справляются со склонностью человека все усложнять в жизни и их показатели находятся в норме (норма 14-25 баллов). Студенты РТА имеют большую предрасположенность к данному виду стресса и несколько выходят за границы нормы, однако различия между вузами недостоверны (р <0,05).

В работе оценивались базовый и динамический показатели стрессочувствительно-сти студентов (рисунок 1). Студенты показывают хорошие результаты, проявляют отменную степень самообладания. Однако стрессоустойчивость студентов СПбГУ ГА выше, чем у студентов РТА, причем разница по динамическому показателю (способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения) находится на достоверно значимом уровне (р>0,05). В исследовании выявлена недостаточная мотивированность студентов в выборе способов борьбы с переживаниями, большую значимость имеют деструктивные способы: вкусная еда, телевизор, компьютерные игры.

60

20

87,1

65,6 59,2

□ СПбГУ ГА □ РТА

31,7

Базовый

Динамический

0

Рисунок 1 - Стрессочувствительность студентов СПбГУ ГА и РТА (баллы)

В работе оценивался итоговый показатель стрессочувствительности студентов, как не занимающихся спортом (только в режиме обязательных занятий по дисциплине «Физическая культура»), так и студентов-спортсменов, входящих в состав сборных команд вузов по плаванию и баскетболу (рисунок 2).

50 40 30 20 10

46,5

35,7

29,7

22,4

25,8

30,1

студенты не спортсмены

пловцы

баскетболисты

□ СПбГУ ГА ПРТА

Рисунок 2 - Итоговый показатель стрессочувствительности студентов в зависимости от направленности

спортивных занятий

Итоговый показатель стрессочувствительности характеризует беспокойство человека, как меняется уровень стресса за последний год учебы в вузе. Анализ данного показателя свидетельствует, что студенты исследуемых вузов отвечают нормативным требованиям (итоговый показатель стресса у студентов, не занимающихся спортом СПбГУ ГА -35,7 баллов, РТА - 46,5 баллов). Пловцы и баскетболисты показывают значимо лучшие результаты (СПбГУ ГА: 22,4 и 25,8; РТА: 29,7 и 30,1 баллов соответственно). В учебной деятельности студенты-спортсмены выбирают и более конструктивные способы борьбы с переживаниями, такие как, занятия спортом, физическая активность, общение с друзьями.

ВЫВОДЫ

1. Подтверждена высокая значимость формирования психоэмоциональной устойчивости будущих специалистов экстремальных видов профессиональной деятельности.

2. Студенты гражданской авиации и таможенного контроля отвечают нормативным требованиям по стрессоустойчивости.

3. Студенты-спортсмены выбирают более конструктивные способы борьбы с переживаниями, причем пловцы показывают лучшие результаты в умении бороться со стрессом.

4. Подтверждено: физическая активность, занятия спортом наиболее позитивно влияет на эмоциональное состояние человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма, Т.В. Поддержание высокого уровня физического здоровья студентов / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. -2014. - Т. 9, № 1. - С. 395-400.

2. Волкова, Л.М. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Л.М. Волкова, Д.А. Васильев // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.

3. Волкова, Л.М. Коммуникации, безопасность в гражданской авиации / Л.М. Волкова, А. А. Голубев, В.В. Евсеев // Технологии РЯ и рекламы в современном обществе : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб., 2017. - С. 36-38.

4. Дасько, М.А. Совершенствование методов оценки физического развития обучаемых в интересах оптимизации педагогического процесса / М.А. Дасько, Г.А. Ивахненко, Д.А. Васильев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (36). - С. 150-154.

5. Евсеев, В.В. Физическое воспитание: инновационный путь развития / В.В. Евсеев, П.В. Половников, Л.М. Волкова // Инновационные технологии в воспитательной работе вуза : сборник статей. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - С. 13-21.

6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2006. - 256 с.

0

REFERENCES

1. Bushma, T. V., and Zuykova, E.G. (2014), "Maintaining a high level of physical health of students", Health - the basis ofhuman potential: problems and solutions, Vol. 9, No. 1, pp. 395-400.

2. Volkova, L.M., and Vasilyev, D.A. (2019), "Stress Resistance of future specialists of civil aviation and customs control", Business. Education. Right, No. 1 (46), рр. 426-430.

3. Volkova, L. M. Golubev, A.A., and Evseev, V.V. (2017), "Communications, security in civil aviation", PR and advertising technologies in modern society, materials XII all-Russian scientific and practical Conference with international participation, St. Petersburg, pp. 36-38.

4. Dasko, M.A., Ivakhnenko, G.A. and Vasiliev, D.A. (2010), "Improvement of methods of assessment of physical development of students in the interests of optimization of the pedagogical process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 36, No. 2, pp. 150-154.

5. Evseev, V. V., Polovnikov, P.V., and Volkova L.M. (2014), "Physical education: innovative way of development", Innovative technologies in the educational work of the University, collection works, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 13-21.

6. Shcherbatykh, Yu.V. (2006), Stress Psychology and correction methods, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: vasen@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2019

УДК 159.9.072.5

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТОВ» В СИСТЕМЕ «КВАНТОВОГО

СУБЪЕКТИВИЗМА»

Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В 2008 году, одним из авторов настоящей статьи была разработана и создана достаточно простая, но эффективная, и не требующая проверки на валидность, психодиагностическая проективная методика по системе Q-технологии, названная «Кластеризация приоритетов». Цель методики - выявить персональную систему отношений между индивидуумом и объектами; иерархию ценностных ориентаций респондента, его убеждения, воззрения, предпочтения, чувствования; выявить уязвимые зоны в отношениях с конкретными людьми или поведения в конкретных ситуациях. Методика состоит из списка условий-ситуаций конкретного респондента, которые выявляются в процессе беседы, анкетирования и предварительной психодиагностики уже известными методами, и набора тестовых объектов.

Ключевые слова: психодиагностика, Q-методология, проективные методики, кластерный

анализ.

PSYCHODIAGNOSTIC PROJECTIVE TECHNIQUE "CLUSTERING OF PRIORITIES" IN THE SYSTEM OF "QUANTUM SUBJECTIVISM"

Igor Anatolyevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, Galina Vladimirovna Panteleeva, the candidate of psychological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

One of the authors of this article has developed and created a fairly simple, but effective, and not requiring validation testing, psychodiagnostic projective technique using the Q-technology system called "Clustering Priorities" in 2008. The purpose of the methodology is to identify the personal system of relations between the individual and objects; hierarchy of respondents' value orientations, their beliefs, preferences, feelings; identify vulnerable areas in dealing with specific people or behavior in specific situations. The technique consists of the list of conditions-situations of the particular respondent, which are identified in the process of interviewing, questioning and preliminary psychodiagnostics by already known methods, and a set of test objects.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.