сосудистой системы, являются наличие:
- асимметрии в длительностях фаз беговых шагов, независимо от зоны интенсивности;
- тенденции к сокращению длительности фаз контакта с опорой по мере увеличения скорости бега и при переходе в зону большей интенсивности;
- высокой вариативности показателей кинематики бега в зонах различной интенсивности, подтверждающей обусловленность спортивного мастерства спортсменов внешними биомеханическими факторами.
2. Независимо от уровня подготовленности легкоатлетов, при переходе в зону большей интенсивности функционирования сердечно-сосудистой системы повышаются показатели электрической активности мышц, вариативность интегрированной биоэлек-троактивности мышц и реципрокность мышц. Большая вариативность реципрокности мышц указывает на различия в межмышечной координации, определяющей кинематику техники бега и уровень мастерства легкоатлета, что указывает на необходимость ее целенаправленное совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Самсонова А.В. Моторные и сенсорные компоненты биомеханической структуры физических упражнений : автореф. дис.....д-ра пед. наук / Самсонова Алла Владимировна. - Санкт-
Петербург, 1998. - 54 с.
2. Котельникова Е.Б. Влияние реципрокности мышц на качество реализации двигательной программы при выполнении прыжков художественной гимнастики / Е.Б. Котельникова, Е.Н. Медведева // Труды кафедры биомеханики университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - Выпуск 11. -С. 21-27.
3. Шиманский А. А. Особенности техники легкоатлетического бега в различных зонах интенсивности / А.А. Шиманский, С.Е. Войнова // Человек в мире спорта : материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2020. - Вып. 16. - ч. 1. - С. 144-149.
4. Городничев Р.М. Спортивная электронейромиография / Р.М. Городничев. - Великие Луки : Великолукская гос. акад. физ. культуры, 2005. - 230 с.
REFERENCES
1. Samsonova, A.V. (1998), Motor and sensory components of the biomechanical structure of physical exercises, dissertation, St. Petersburg.
2. Kotelnikova, E.B. and Medvedeva, E.V. (2017), "The influence of muscle reciprocity on the quality of the motor program implementation when performing rhythmic gymnastics jumps", Proceedings of the Department of Biomechanics of the University named after P.F. Lesgaft: an annual collection of scientific papers, Vol. 11, pp. 21-27.
3. Shimansky, A.A. and Voinova, S.E. (2020), "Features of the technique of athletics running in different zones of intensity", Man in the world of sports: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, St. Petersburg, Vol. 16, Part 1, pp.144-149.
4. Gorodnichev, R.M. (2005), Sports electroneuromyography, VLGAFK, Velikie Luki.
Контактная информация: e.medvedeva@lesgaft.spb.ru
Статья поступила в редакцию 26.04.2021
УДК 796.078
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГИДРОПОГРУЖЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АВИАЦИИ
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе изучается важный раздел адаптации к невесомости через тренировку вестибулярной устойчивости. Отмечена высокая степень идентичности реальной невесомости и гидроневесомости, что послужило поводом разработки средств плавания с элементами гидропогружения. Практическая значимость работы: внедрение в учебный процесс студентов летных специальностей авиавуза методики плавательной тренировки с гидропогружением будет содействовать росту качества профессиональной подготовки и созданию высокого запаса прочности не только будущих пилотов, но, возможно, и будущих космонавтов.
Ключевые слова: гидроневесомость, пилот, плавание, погружение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p77-80
USE OF HYDRO-IMMERSION ELEMENTS FOR TRAINING FUTURE AVIATION
SPECIALISTS
Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saint Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The paper studies the important section of adaptation to weightlessness through training of vestibular stability. A high degree of identity of real weightlessness and hydrogravity was noted, which was the reason for the development of swimming tools with elements of hydro-immersion. Practical significance of the work: the introduction of the method of swimming training with hydro-immersion into the educational process of students of flight specialties of the aviation university will contribute to the growth of the quality of professional training and the creation of a high margin of safety not only for future pilots, but, possibly, for future cosmonauts.
Keywords: hydro gravity, pilot, swimming, diving.
ВВЕДЕНИЕ
При первых полетах в космос встал вопрос: представителей каких профессий следует предпочесть. С.П. Королев считал, что для этого дела лучше подготовлены лётчики. Лётчик - это универсал, он - и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. Кроме того летчик как никто обладает такими качествами, как собранность, дисциплинированность, стремление к поставленной цели. На заре космонавтики особенно жесткими были медицинские требования при отборе, они проводились в предельных для человека условиях -в барокамере, центрифуге и др. Это позволяло выявить скрытые заболевания, резервные возможности человека. По мере создания более совершенных пилотируемых аппаратов изменилась система отбора и подготовки. Требования к личностным качествам и здоровью не стали менее строгими, но от некоторых тестов отказались.
В настоящее время подготовка к пребыванию в космосе одним из основных разделов (как и ранее) включает вестибулярную тренировку, призванную облегчить период адаптации к невесомости. Подготовка к работе в невесомости является одной из самых сложных, ведь на Земле трудно создать длительную невесомость, но способов её имитации довольно много и их применяют для отработки деятельности в космосе.
Большое внимание сегодня уделяют водной подготовке, как эффективному средству адаптации к невесомости, условия гидроневесомости как нельзя лучше подходят для развития вестибулярного аппарата. Отечественные экипажи, как правило, тренируются в Центре подготовки космонавтов Ю.А. Гагарина. В таком бассейне установлено специальное оборудование, имитирующее аналогичное МКС, светопрожекторы, видеокамеры и др. К сожалению, вузы не могут позволить себе подобный дорогостоящий комплекс, но включать тренировки для будущих авиаспециалистов на базе водно-спортивного комплекса - задача вполне реализуемая. Считаем, что необходимо разрабатывать и внедрять в учебный процесс методики тренировки с элементами гидропогружения для студентов авиавуза, которые будут способствовать повышению качества профессиональной подго-
товки и созданию высокого запаса прочности не только будущих пилотов, но, возможно, и будущих космонавтов.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ научной литературы, опрос, тестирование, педагогический эксперимент, математическая статистика. Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУ ГА) на кафедре физической и психофизиологической подготовки, участвовали студенты 1-2 курсов факультета летной эксплуатации, занимающиеся в сборной университета по плаванию, всего 25 человек, длительность эксперимента - 1 год. Для диагностики вестибулярной устойчивости использовались: пробы Яроцкого, Ромберга, Бирюк, тест Меньшикова, разработаны также новые тесты в воде [1,2], имеющие высокую достоверность и надежность.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ литературы показал, что плавание как форма двигательной активности существенно отличается от «наземных» видов, установлено, что на человека, находящегося в воде и под водой, действует более 30 экстремальных факторов, к которым надо адаптироваться, а умение адаптироваться - важное качество специалиста авиации. Доказано, что плавательная подготовка является в настоящее время эффективным и чуть ли не центральным средством укрепления здоровья и развития вестибулярной устойчивости [1-3].
Наибольшее влияние на адаптацию оказывают следующие факторы водной среды: плотность и вязкость воды, избыточное давление при погружении, изменение функций анализаторов, пониженная температура воды и пр. Значимым фактором водной среды является гидроневесомость, для управления движениями требуется коренная перестройка двигательных стереотипов, сложившихся из опыта движений на суше, формируются новые виды координации движений, обеспечивающие эффективность усилий в воде. Изучение данного аспекта показало, что к числу факторов, затрудняющих движения в воде относят: отсутствие жесткой опоры; многообразие степеней свободы перемещения тела; наличие вращательных моментов, инерции, угловых скоростей; наличие гидродинамических сил сопротивления; низкая эффективность ударных действий ногами, руками.
На базе специальной литературы, экспертной оценки, собственного практического опыта спортивной плавательной подготовки нами была разработана методика водной тренировки с элементами гидропогружения для развития вестибулярной устойчивости студентов СПбГУ ГА.
Разработанный комплекс включал упражнения в спортивном и прикладном плавании, погружения с предметами и выполнением различных заданий, плавание под водой с партнером, с длительной задержкой дыхания, выполнение под водой кувырков, вращений, винтов, оборотов, плавание под водой в ластах, с лопатками для рук, с трубкой, с плавательной доской, плавание под водой различными стилями, выполнение поворотов открытых, закрытых, кувырком, плавание под водой с наименьшим количеством гребков, прыжки в воду с длительным погружением, ныряние в глубину, проплывание под водой через препятствия и т.д.
Изучение влияния плавательной подготовки с гидропогружением на вестибулярную устойчивость свидетельствует о значимом росте данного качества от 3,1 до 6,7 по критерию ^Стьюдента с уровнем значимости Р < 0,01-0,001. Результаты за год улучшились в пробе Ромберга на 17,9%, Бирюк - 25,1%, Яроцкого - 28,9%, Меньшикова - 12,5%, в тестах №№ 1, 2, 3 прирост результатов составил 23,6; 26,9 и 21,1% соответственно. Работа в воде усложняет процесс управления движениями, а постоянное раздражение вестибулярного аппарата совершенствует его функции [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегия подготовки авиационного специалиста с учетом модернизации управления воздушным движением заключается в интенсификации его профессионально-прикладной подготовки [2].
Актуальность изучения вопросов невесомости и развития вестибулярной устойчивости была и остается достаточно высокой, т.к. потеря пилотом пространственной ориентировки является причиной 35% аварий и катастроф. Доказано, что наиболее эффективный способ моделирования невесомости - создание гидроневесомости. Внедрение специальной плавательной тренировки в учебный процесс авиавуза способствует росту вестибулярной устойчивости, повышению резервов организма студентов, обеспечит в будущем безопасность полетов воздушных судов и кораблей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Л.М. Развитие статокинетической устойчивости студентов средствами плавательной подготовки / Л.М. Волкова, Л.В. Митенкова // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 66-70.
2. Волкова Л.М. Стратегия формирования статокинетической устойчивости будущих диспетчеров и пилотов авиакомпаний / Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 1 (54). - С. 362-367.
3. Евсеев, В.В. Плавание способом кроль на груди для развития вестибулярной устойчивости студента / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, А.А. Голубев // Неделя науки Санкт-Петербургского политехнического университета. - Санкт-Петербург 2017. - С. 31-34.
REFERENCES
1. Volkova L.M. and Mitenkova L.V. (2019), "Development of statokinetic stability of students by means of swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 66-70.
2. Volkova L.M. (2021), "Strategy of formation of statokinetic stability of future dispatchers and airline pilots", Business. Education. Right, No. 1 (54), pp. 362-367.
3. Evseev V.V., Volkova L.M. and Golubev A.A. (2017), "Swimming by the method of krol on the chest for the development of the student's vestibular stability", Science Week of St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 31-34.
Контактная информация: volkovalm@bk.ru
Статья поступила в редакцию 30.05.2021
УДК 378.17
ОТНОШЕНИЕ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА К ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ
Галина Ивановна Высовень, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Александровна Цветкова, старший преподаватель, Андрей Николаевич Моисеев, старший преподаватель, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования курсантов 1 курса судомеханического факультета «Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского» на тему «Отношение курсантов морского вуза к вредным привычкам», которое проводилось в осеннем семестре 2020-2021 учебного года в рамках программы «Приморье без наркотиков». Цель исследования - выявить отношение морских курсантов к вредным привычкам и информированность в данной области знаний. Результаты анкетирования показали негативное отношение респондентов к пагубным привычкам и недостаточную осведомлённость о последствиях их потребления. Выводы. Необходимо популяризировать здоровый образ жизни, создавать условия для содержательного досуга и занятости во внеурочное время курсантов морского вуза, проводить профилактику вредных