ЛИТЕРАТУРА
1. Кебкало, В.И., Мосунов, Д.Ф. Совершенствование локомоторных и дыхательных движений в спортивном плавании / В.И. Кебкало, Д.Ф. Мосунов. - Ленинград : [б. и.], 1985. - 31 с.
2. Кучкин, С.Н. Дыхательные упражнения в спорте : учебное пособие / С.Н. Кучкин. -Волгоград : Универсал, 1991. - 48 с.
3. Мамедова, Э.Х. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мамедова, Эльнара Хайреддин кызы. - Москва, 1989. - 21 с.
4. Маршак, М.Е. Регуляция дыхания у человека / М.Е. Маршак. - Москва : Медгиз, 1961. -
267 с.
5. Правила вида спорта "Эстетическая гимнастика" : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 777. - URL : https://rulaws.ru/acts/Pravila-vida-sporta-esteticheskaya-gimnastika/ (дата обращения: 01.06.2020).
6. Солопов, И.Н. Дыхание при спортивном плавании : учебное пособие / И.Н. Солопов. -Волгоград : [б. и.], 1988. - 54 с.
7. Эпп, Т.И. Согласованность двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге / Т.И. Эпп, Г.Н. Пшеничникова // Омский научный вестник. Серия : "Общество. История. Современность". - 2013. - № 2 (116). - С. 241-244.
REFERENCES
1. Kebkalo, V.I.and, Mosunov, D.F. (1985), Improving locomotor and respiratory movements in sports swimming, Leningrad.
2. Kuchkin, S.N. (1991), Breathing exercises in sports, Universal, Volgograd.
3. Mamedova E.Kh. (1989), Special motor training of athletes in rhythmic gymnastics, dissertation, Moscow.
4. Marshak M. E. (1961), Regulation of respiration in humans, Medgiz, Moscow.
5. Ministry of Sports of the Russian Federation (1017), "The rules of the sport "Aesthetic gymnastics"", Order of the of August 31, 2017 N 777, available at: https://rulaws.ru/acts/Pravila-vida-sporta-esteticheskaya-gimnastika/.
6. Solopov, I. N. (1988), Respiration in sports swimming, Volgograd.
7. Epp, T.I. and Pshenichnikova, G. N. (2013), "Consistency of motor actions in team competitive compositions in cheerleading", Omsk scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity, No. 2 (116). pp. 241-244.
Контактная информация: olga_novokshenova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.08.2020
УДК 796.07
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА -БУДУЩЕГО ПИЛОТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе осуществлена диагностика психофизической подготовленности студентов летных специальностей авиавуза. Разработан алгоритм оценивания готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Применяемый алгоритм диагностики психофизической подготовленности студента позволяет оценить и спрогнозировать готовность к летной специальности, решить ряд практических проблем, связанных со специализированным профессиональным отбором контингента пилотов на современные гражданские воздушные суда.
Ключевые слова: диагностика, психофизическая подготовленность, оценка, пилот.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p72-75
PSYCHOPHYSICAL DIAGNOSTICS OF READINESS OF THE STUDENT-FUTURE
CIVIL AVIATION PILOT
Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
In this article, the diagnosis of psychophysical readiness of students of flight specialties of the Aviation University is carried out. The algorithm for evaluating students' readiness for future professional activity has been developed. The applied algorithm for diagnosing the student's psychophysical readiness will allow assessing and predicting readiness for the flight specialty, solving a number of practical problems related to the specialized professional selection of a contingent of pilots for modern civil aircraft.
Keywords: diagnostics, psychophysical readiness, assessment, pilot.
ВВЕДЕНИЕ
Диагностика играет важнейшую роль в оценке психофизического состояния человека. Контролируя и управляя психофизическим состоянием, человек может решать многие важные задачи, такие как: оптимизация производственного процесса, нормирование труда, определение допустимых физических и нервных нагрузок, повышение устойчивости к стрессу, проведение профилактики профзаболеваний, вопросы, связанные с подбором персонала и др.
Основная задача - определить степень развития тех психофизических качеств человека, которые отвечают требованиям выбранной профессии, благоприятствуют использованию профессиональных навыков в реальных условиях, позволяют решить ряд проблем, связанных с профессиональным отбором [1, 4].
Психофизическая подготовленность играет огромную роль для представителей гражданской авиации, не зря абитуриенты, студенты и уже готовые специалисты авиации систематически проходят серьезную диагностику, которая выявляет пригодность к выполнению профессиональных задач. Каждый профессионал в сфере гражданской авиации составляет важную часть функционирования одной огромной системы и важно, чтобы все ответственно подходили к своему психофизическому состоянию. Жизнь и здоровье огромного количества людей зависят от представителей гражданской авиации и, начиная с университета, студентам прививается привычка проверять и контролировать свое здоровье, психофизическую подготовленность и делать это правильно и эффективно.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработка психофизической диагностики студентов проводилась на кафедре физической и психофизиологической подготовки СПб. государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА), в исследовании приняли участие студенты специализации «Организация летной работы», всего 129 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ исследований в области психофизической подготовленности студентов выявил, что за последнее время произошло значительное снижение уровня физических нагрузок и объёма двигательной активности, в том числе и у студентов летных специальностей, ввиду продолжительного нахождения в малоподвижной позе, с каждым годом увеличивающегося числа мелких ручных операций, связанных с использованием клавишной вычислительной техники и т.д., что подтверждает необходимость акцентированного внимания вопросам диагностики психофизического состояния студента [2, 3].
Для диагностики психофизического состояния будущих пилотов мы выделили три стадии, которые позволят сформировать алгоритм и процесс оценивания готовности к бу-
дущей профессиональной деятельности.
1. Теоретико-методологическое изучение профессиональной деятельности, направленное на построение содержательной модели специалиста.
2. Подбор существующих и дальнейшая модификация специальных методов оценки профессионально-важных психофизических качеств, которые отвечали бы требованиям надёжности и валидности.
3. Разработка критериев оценивания психофизических качеств, которая у нас имела следующие этапы (рисунок).
1 этап
□ 2 этап 3 этап
■ 4 этап
□ 5 этап
Рисунок - Этапы оценивания психофизических качеств студентов СПбГУ ГА
На 1-ом этапе - оценка составляющих психофизической подготовленности с занесением результатов в протокол тестирования.
На 2-ом этапе - разработка критериев оценки психофизических качеств, а полученные результаты обследования переводились в абсолютные величины.
3-й этап - интегрирование полученных критериев оценки в единую оценку.
4-й этап - интегральный балл ранжировался от минимального к максимальному и далее переводился в низкий, средний и высокий уровень подготовленности.
5-й этап - на основании соотношения уровня каждого из выполненных тестов определялся общий уровень психофизической подготовленности студента с учётом специальности обучения.
Применяемый алгоритм диагностики психофизической подготовленности позволяет как преподавателю, так и самому студенту выявить уровень, оценить и спрогнозировать готовность к летной специальности, определить состояние и степень развития совокупности тех психофизических качеств, которые в наибольшей мере отвечают требованиям выбранной профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Летный состав, не только военной, но и гражданской авиации в своей профессиональной деятельности находится в экстремальных условиях. Как показывают исследования, здоровье авиаспециалистов напрямую связано со стажем их профессиональной деятельности [4]. Влияние вредных факторов деятельности в авиации, таких как: шум, смена временных поясов, эмоциональное и нервное напряжения оказывают существенное воздействие на состояние летных экипажей. Утомление и переутомление пилотов повышает риск совершения ошибок, которые могут повлечь за собой инциденты и даже катастрофы. Именно поэтому так важно специалистам, чья деятельность связана с авиацией, особенно тщательно относиться к своему психофизическому состоянию, уделять внимание своему организму в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в преподавании физической культуры / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018. - 56 с.
2. Журбина, А.Д. Физическая культура и здоровье студента / А.Д. Журбина, В.В. Антипас, М.П. Перминов // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества :
сборник тезисов докладов Международной научно-технической конференции, посвященной 95-летию гражданской авиации России. - Москва, 2018. - С. 359.
3. Евсеев, В.В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 19-22.
4. Volkov, V.Yu. E-book on the discipline "Physical Education" / V.Yu. Volkov, L.M. Volkova, N.G. Lutchenko // Theory and Practice of Physical Culture. - 2014. - № 7. - С. 10.
REFERENCES
1. Volkov V.Yu. and Volkova L.M. (2018), Computer technologies in the teaching of physical culture, St. Petersburg.
2. Zhurbina, A.D., Antipas, V.V. and Perminov, M.P. (2018), "Physical culture and student health", Civil aviation at the present stage of development of science, technology and society, collection of abstracts of the International Scientific and Technical Conference dedicated to the 95th anniversary of Russian civil aviation, Moscow, pp. 359.
3. Evseev, V.V., Volkova, L.M. and Pozdeeva, E.G. (2018), "Physical culture in creating a healthy environment", Strategic directions of reforming the University system of physical culture, collection of scientific papers of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 19-22.
4. Volkov, V.Yu., Volkova, L.M. and Lutchenko, N.G. (2014), "E-book on the discipline "Physical Education"", Theory and Practice of Physical Culture, No 7, pp. 10.
Контактная информация: volkovalm@bk.ru
Статья поступила в редакцию 16.08.2020
УДК 796.011.3
САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ АВИАВУЗА С УЧЕТОМ
ФИЗИЧЕСКИХ, ПСИХИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор; Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе предпринята попытка усиления аспекта формирования у студентов авиационного вуза умения оценивать состояние своего здоровья с учетом физических, психических, социальных параметров. Полученные результаты по самодиагностике студента имеют практическое значение для работы вуза, позволяют существенно повысить роль физической культуры в профессионально-прикладной подготовке специалиста гражданской авиации, надолго сохранить профессиональное долголетие в специальности.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, гражданская авиация, студент, самооценка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p75-78
SELF-ASSESSMENT OF THE HEALTH OF AVIATION UNIVERSITY STUDENTS TAKING INTO ACCOUNT PHYSICAL, MENTAL AND SOCIAL PARAMETERS Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Antonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The article attempts to strengthen the aspect of forming the ability of aviation University students to assess their health status taking into account physical, mental, and social parameters. The results ob-