сборник тезисов докладов Международной научно-технической конференции, посвященной 95-летию гражданской авиации России. - Москва, 2018. - С. 359.
3. Евсеев, В.В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 19-22.
4. Volkov, V.Yu. E-book on the discipline "Physical Education" / V.Yu. Volkov, L.M. Volkova, N.G. Lutchenko // Theory and Practice of Physical Culture. - 2014. - № 7. - С. 10.
REFERENCES
1. Volkov V.Yu. and Volkova L.M. (2018), Computer technologies in the teaching of physical culture, St. Petersburg.
2. Zhurbina, A.D., Antipas, V.V. and Perminov, M.P. (2018), "Physical culture and student health", Civil aviation at the present stage of development of science, technology and society, collection of abstracts of the International Scientific and Technical Conference dedicated to the 95th anniversary of Russian civil aviation, Moscow, pp. 359.
3. Evseev, V.V., Volkova, L.M. and Pozdeeva, E.G. (2018), "Physical culture in creating a healthy environment", Strategic directions of reforming the University system of physical culture, collection of scientific papers of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 19-22.
4. Volkov, V.Yu., Volkova, L.M. and Lutchenko, N.G. (2014), "E-book on the discipline "Physical Education"", Theory and Practice of Physical Culture, No 7, pp. 10.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.08.2020
УДК 796.011.3
САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ АВИАВУЗА С УЧЕТОМ
ФИЗИЧЕСКИХ, ПСИХИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор; Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе предпринята попытка усиления аспекта формирования у студентов авиационного вуза умения оценивать состояние своего здоровья с учетом физических, психических, социальных параметров. Полученные результаты по самодиагностике студента имеют практическое значение для работы вуза, позволяют существенно повысить роль физической культуры в профессионально-прикладной подготовке специалиста гражданской авиации, надолго сохранить профессиональное долголетие в специальности.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, гражданская авиация, студент, самооценка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p75-78
SELF-ASSESSMENT OF THE HEALTH OF AVIATION UNIVERSITY STUDENTS TAKING INTO ACCOUNT PHYSICAL, MENTAL AND SOCIAL PARAMETERS
Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Antonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The article attempts to strengthen the aspect of forming the ability of aviation University students to assess their health status taking into account physical, mental, and social parameters. The results ob-
tained for the self-test the student have practical significance for the work of the University, significantly enhancing the role of physical education in vocational and applied training of the specialists of civil aviation, preserving the professional longevity in the profession.
Keywords: physical culture, health, civil aviation, student, self-assessment.
ВВЕДЕНИЕ
Ключевой задачей физкультурного образования является формирование у студентов осознания жизненной важности физической культуры и здоровья человека [3]. Необходимо глубокое осмысление этого феномена, сущность которого состоит не только в обеспечении физического здоровья, но и развития духовных, эмоциональных способностей человека, взаимопонимания, коммуникации [2]. При формировании физической культуры личности необходимо решение задач и по интеллектуальному развитию студентов, компетентность является ведущим компонентом физкультурного процесса в вузе. Только на основе знаний и большого объема информации о путях освоения физкультурных ценностей студенты могут обеспечить себе реальную свободу выбора индивидуальных форм, методов и ориентиров физического совершенствования.
Один из основных вопросов здоровья - определение критериев оценки физического, психического и социального здоровья, каждый из критериев обладает спецификой, но и взаимосвязан с другими критериями, так нарушения в физическом здоровье приводят к изменениям в психике, социальном поведении человека. Физическое воспитание студентов в вузе должно идти по пути поиска такого содержания, которое позволяет добиваться физического, психического и социального развития, направлено на увеличение взаимодействия человека и рынка труда, обеспечивает такую готовность, которая позволяет качественно интегрироваться в трудовой процесс и надолго сохранить профессиональное здоровье [1, 2].
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на кафедре физической и психофизиологической подготовки Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА). Методы: теоретический анализ, анкетирование, экспертная оценка, статистические методы. В исследовании приняли участие студенты факультета «Управление на воздушном транспорте» и «Гуманитарного факультета», всего 139 человек. Для самооценки каждого из параметров рассмотрения здоровья использовались специальные методики [4]. Студенты подробно знакомились с методами оценки здоровья, сами осуществляли диагностику исследуемых параметров, сопоставляли свои результаты с нормативными данными.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что достаточно интересны работы, направленные на создание экспресс-диагностических методик оценки здоровья. Вместе с тем представляется невозможным свести к какому-то одному, универсальному критерию оценку как физического, так психического и социального здоровья. В исследовании мы изучали, как соотносятся показатели по различным параметрам здоровья у студентов авиационного вуза (рисунок).
Проведенный анализ тестирования студентов СПбГУ ГА по самодиагностике здоровья показывает, что студенты по-разному оценивают уровень своего здоровья по физическим, психическим и социальным параметрам. Высокую самооценку (на «отлично») отмечают 77,2% студентов по показателям физического здоровья, 37,1% студентов по показателям психического здоровья и только 25,1% студентов по показателям социального здоровья. На «хорошо» оценивают физическое, психическое и социальное здоровье 18,2, 57,2 и 70,5% студентов. «Удовлетворительную» оценку исследуемым параметрам дают от 5,7 до 4,4% студентов СПбГУ ГА.
физическое здоровье психическое здоровье социальное здоровье
□ отлично □ хорошо ■ удовлетворительно Рисунок - Показатели самооценки параметров здоровья студентами СПбГУ ГА
Полученные результаты самооценки параметров здоровья свидетельствуют, что студенты СПбГУ ГА уже с I-х курсов понимают жизненную и профессиональную значимость физического здоровья, осознают трудности при его потере. Вместе с тем исследование показало, что сегодня пристальное внимание в учебном процессе вуза должно быть уделено и таким параметрам здоровья как психическая уравновешенность и взаимопонимание, студенты больше должны учиться работать в команде, приобретать опыт социальной жизни в коллективе, а этому способствуют игровые виды спорта. Полученные данные убедительно подтверждают значимость самодиагностики здоровья, основанной на нормативном подходе, что имеет первостепенное значение в профессиональной подготовке специалистов гражданской авиации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей проблемой образования в высшей школе является формирование у студентов разносторонних, университетских знаний о человеке, его здоровье, подготовке к профессиональной деятельности. Физкультурное образование - составная часть общего образования, которое направлено не только на обучение молодого поколения, но и подготовку его к жизни в современных условиях. Доказано, что в сохранении здоровья определяющую роль играет сам человек, его умение оценить свое здоровье. Считаем, что обучение студентов методикам самодиагностики различных параметров здоровья будет способствовать росту качества образования в вузе, повысит уровень профессионально-прикладной подготовки будущего специалиста гражданской авиации, надолго сохранит профессиональное долголетие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев, Д.А. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Д.А. Васильев, Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.
2. Волкова, Л.М. Современные информационно-диагностические технологии в практике физического воспитания / Л.М. Волкова, В. Ю. Волков // Физическая культура, спорт и здоровье. -2014. - № 23. - С. 17-20.
3. Евсеев, В.В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 19-22.
4. Практикум по психологии здоровья / под. ред. Г.С. Никифорова. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 351 с.
REFERENCES
1. Vasiliev D.A. and Volkova L.M. (2019), "Stress Resistance of future specialists in civil aviation and customs control", Business. Education. Right, No. 1 (46), pp. 426-430.
2. Volkova, L.M. and Volkov, V.Yu. (2014), "Modern information and diagnostic technologies in the practice of physical education", Physical culture, sport and health, No. 23, pp. 17-20.
3. Evseev, V.V., Volkova, L.M. and Pozdeeva, E.G. (2018), "Physical culture in creating a healthy environment", Strategic directions of reforming the University system of physical culture, collection of scientific papers of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 19-22.
4. Nikiforov, G.S. (ed.) (2005), Practicum on health psychology, Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2020
УДК 796.015.686
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МУЖЧИН ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ
ТЕННИСА
Сергей Ильич Гаврильев, старший преподаватель, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Якутск; Илья Афанасьевич Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Егор Николаевич Николаев, студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
Введение. Контроль физической подготовленности на занятиях оздоровительной направленности проводится с целью получения информации о показателях подготовленности занимающихся для дальнейшей коррекции учебно-тренировочного процесса. Цель исследования - повышение эффективности контроля мужчин второго зрелого возраста, посещающих оздоровительные занятия с элементами тенниса, путем разработки дифференцированных критериев оценки общей и специальной физической подготовленности. Методика и организация исследования. Применен анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, математико-статистические методы. Протестировано 40 мужчин второго зрелого возраста (по 20 человек в группах 40-44 и 4549 лет соответственно), регулярно посещающих занятия оздоровительной направленности с применением элементов тенниса. Исследования проходили на базе ЯГСХА (г. Якутск). Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов педагогического тестирования, проводимого с целью определения показателей общей и специальной физической подготовленности, показал, что изучаемые показатели у мужчин второго зрелого возраста достоверно отличаются в зависимости от возраста. У мужчин возраста 40-44 лет показатели физической подготовленности выше, чем у представителей группы занимающихся 45-49 лет. Диапазоны оценок физической подготовленности рассчитывались на основе применения сигмовидных шкал. Выводы. Разработаны дифференцированные критерии оценки общей и специальной физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста, посещающих занятия оздоровительной направленности с применением элементов тенниса. Критерии разрабатывались с учетом возраста занимающихся и охватывают две группы второго периода зрелого возраста - 40-44 и 45-49 лет. Применение разработанных диапазонов уровней физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста, позволяют оперативно оценивать текущую подготовленность занимающихся, что способствует повышению эффективности контроля мужчин, посещающих оздоровительные занятия.
Ключевые слова: контроль, общая подготовленность, специальная подготовленность, оценка, теннис.