Научная статья на тему '"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" И ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" И ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПИЛОТ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / PHYSICAL CULTURE / PILOT / CIVIL AVIATION / "HUMAN FACTOR" / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волкова Л. М.

В работе рассматриваются проблемы безопасности авиационных полетов, при этом акцент сделан на составляющих «человеческого фактора». Усложнение сфер обслуживания гражданских лайнеров требует пристального внимания к формированию профессионального потенциала специалиста авиации. Разработаны средства физической культуры, направленные на преодоление «человеческого фактора», что имеет практическое значение в сфере обеспечения безопасностью полетов в авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN FACTOR" AND WAYS OF MANAGEMENT SAFETY OF AIRCRAFT FLIGHTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The article deals with the problems of ensuring the safety of air flights, with the emphasis on the components of the ";human factor". The increasing complexity of the service sector for civil Airliners requires close attention to the formation of the professional potential of the aviation specialist. Physical culture tools have been developed to help overcome the ";human factor", which is of practical importance in the field of aviation safety.

Текст научной работы на тему «"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" И ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 796.034.2

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» И ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

В работе рассматриваются проблемы безопасности авиационных полетов, при этом акцент сделан на составляющих «человеческого фактора». Усложнение сфер обслуживания гражданских лайнеров требует пристального внимания к формированию профессионального потенциала специалиста авиации. Разработаны средства физической культуры, направленные на преодоление «человеческого фактора», что имеет практическое значение в сфере обеспечения безопасностью полетов в авиации.

Ключевые слова: физическая культура, пилот, гражданская авиация, «человеческий фактор», безопасность полетов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p53-55

"HUMAN FACTOR" AND WAYS OF MANAGEMENT SAFETY OF AIRCRAFT FLIGHTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract

The article deals with the problems of ensuring the safety of air flights, with the emphasis on the components of the "human factor". The increasing complexity of the service sector for civil Airliners requires close attention to the formation of the professional potential of the aviation specialist. Physical culture tools have been developed to help overcome the "human factor", which is of practical importance in the field of aviation safety.

Keywords: physical culture, pilot, civil aviation, "human factor", flight safety.

ВВЕДЕНИЕ

В гражданской авиации «человеческий фактор» - значимое условие, влияющее на уровень безопасности полетов воздушных судов [1, 3]. Пилот представляет собой гибкий, способный к адаптации элемент авиационной системы, но в то же время наиболее уязвимый по возможности отрицательного влияния на профессиональную деятельность. Согласно данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) каждые три из четырех авиационных происшествий происходят в результате сбоев в работоспособности человека.

Современная парадигма системы «человек-машина» требует, чтобы человек в этой системе занимал доминирующее положение, однако добиться полного соответствия авиационных условий труда и психофизиологических характеристик пилота пока не представляется возможным. (Никто не отменял турбулентности, психоэмоционального возбуждения, влияния озонового слоя, большой нагрузки на зрительный, вестибулярный и слуховой анализаторы, сердечно-сосудистую систему и т.п.). Деятельность пилота проходит в условиях напряженности и готовности к немедленной реакции на возможные нештатные, в том числе аварийные ситуации. В связи с этим изучение системы подготовки пилота гражданской авиации, анализ причин «человеческого фактора» и его влияние на безопасность полетов является весьма значимой проблемой [2], при этом особое внимание уделяется поиску эффективных способов преодоления «человеческого фактора» различными средствами, в том числе средствами физической культуры.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ психофизиологической литературы по гражданской авиации; анкетирование, опрос, тестирование, математическая обработка. Экспериментальная база исследования - кафедра физической и психофизиологической подготовки Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ влияния «человеческого фактора» на безопасность полетов гражданской авиации показал, что одной из самых важных проблем здесь является физическое здоровье [1]. Риск аварий, транспортных происшествий увеличивается, когда пилот имеет проблемы с физическим здоровьем, недостаточно отдохнул, у него снижен уровень физической работоспособности, что в итоге ставит под угрозу способность выполнения профессиональной работы.

Анализ авиационной литературы [1, 3] свидетельствует, каким бы опытным ни был пилот, на него во время полета влияют психологические факторы. Когда напряжение нарастает и становится чрезмерным, работоспособность падает, затрудняется мышление, сужается объем памяти. Часто стресс проявляется заторможенностью, которая может достигать катастрофических масштабов. Пилот должен иметь и высокую степень личностных социальных качеств: мотивационную устойчивость, активную самореализацию, коммуникабельность, ответственность и др.

Исходя из положений «человеческого фактора» нами были предложены следующие направления подготовки с конкретными средствами физической культуры для студентов факультета летной эксплуатации (ФЛЭ) СПбГУ ГА:

- аэробная подготовка для увеличения физической работоспособности;

- профессионально-прикладные упражнения летной специальности (на вестибулярную и стрессовую устойчивость; увеличение угла зрения, координацию движений, глазомер, объем внимания, помехоустойчивость, способность к мобилизации, быстрота реакции и др.);

- игровые виды спорта для развития коммуникации, самореализации;

- активный образ жизни (напр. ежедневная ходьба 15 тыс. шагов и более);

- освоение методов самодиагностики психофизического состояния (оценка физического состояния, работоспособности, адаптационного потенциала, физического, психического и социального здоровья, доминирующего настроения, тревожности, резервных возможностей организма и т.д. [1]);

- 2-3 раза/нед. самостоятельная индивидуальная тренировка.

Применение разработанной методики с конкретными средствами физической культуры для студентов ФЛЭ СПбГУ ГА значимо повысило мотивационную составляющую физической культуры, студенты более осознанно подходили к занятиям по профессионально-прикладной подготовке, уменьшилось число пропусков учебных занятий без уважительных причин, студенты предложили продолжать занятия по физической культуре и во время летных практик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди всех составляющих деятельности авиакомпании, безусловно, приоритетным направлением является безопасность полетов. В настоящее время ведется активный поиск новых подходов в решении проблем, связанных с «человеческим фактором». В исследовании предложена методика освоения компетенций профессионально-личностного развития студентов ФЛЭ, овладения ценностями физической культуры для сохранения профессионального долголетия и реальной базы преодоления «человеческого фактора» при возможных авиационных происшествиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев, Д.А. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Д.А. Васильев, Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.

2. Волкова, Л.М. Оценка и методы развития вестибулярной устойчивости студентов для обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации / Л.М. Волкова, А.А. Голубев // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 3 (63). - С. 86-88.

3. Журбина, А.Д. Средства и методы повышения эффективности управления работоспособностью студентов вузов гражданской авиации / А.Д. Журбина, В.И. Шалупин, В.В. Антипас // Инновации в гражданской авиации. - 2016. -№ 3. - С. 111-117.

REFERENCES

1. Vasiliev, D.A. and Volkova, L.M. (2019), "Stress Resistance of future specialists of civil aviation and customs control", Business. Education. Right, No. 1 (46), pp. 426-430.

2. Volkova, L.M. and Golubev, A.A. (2017), "Evaluation and methods of development of vestibular stability of students to ensure flight safety in civil aviation", Physical culture and health, No. 3 (63), pp. 86-88.

3. Zhurbina, A.D., Shalupin, V.I. and Antipas, V.V. (2016), "Means and methods for improving the efficiency of management of students performance in civil aviation", Innovations in civil aviation, No. 3, pp. 111-117.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.09.2020

УДК 796.012.1

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МУЖЧИН ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА

Сергей Ильич Гаврильев, старший преподаватель, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Якутск; Елена Викторовна Черкашина, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Александр Петрович Нечаев, студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Введение. Второй период зрелого возраста характеризуется снижением уровня физической подготовленности. Цель исследования - определение показателей и общей и специальной физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста, посещающих оздоровительные занятия, проживающих в Республике Саха. Методика и организация исследования. Проведено тестирование 40 мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет), регулярно посещающих занятия оздоровительной направленности с применением элементов тенниса. Комплекс тестов для контроля общей физической подготовленности включал 11 упражнений, направленных на определение быстроты, ловкости, силы и гибкости. Также применено восемь упражнений для контроля специальной физической подготовленности. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов тестирования общей и специальной физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста продемонстрировал, что в некоторых тестах показатели отличаются значительно. Особенно это выражено в тестах, направленных на определение силы отдельных мышечных групп. Значительно отличаются результаты в таких тестах как сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с и подъем прямых ног до угла 90o из исходного положения, лежа на спине, в которых минимальное значение продемонстрировали 15% и 10% тестированных соответственно. Минимальное значение в подтягивании из виса высокой перекладине продемонстрировали 20% от общей выборки, но 10% мужчин от общего числа обследованных подтянулись 20 раз. Выводы. Педагогическое тестирование физической подготовленности мужчин второго периода зрелого возраста позволило выявить ряд особенностей. У обследуемых мужчин второго зрелого возраста отмечен разный уровень развития как общей, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.