5. Витушкин, А.В. Ошибка при стрельбе "ожидание выстрела" и способы ее устранения // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новокузнецк, 2017. - С. 202-203.
6. Libet, B. Unconscious cerebral initiative and the role of conscious will in voluntary action / B. Libet // Behavioral and Brain Sciences. - 1985. - No. 8. - Р. 529-566.
REFERENCES
1. Yakob, A.A. (2015), "Psychological adaptation of shooters to a competitive situation", Vestnik of the Krasnodar University of the MIA of the Russia, No. 3 (29), pp. 87-89.
2. Abazov, I. S. (2018), "some psychological features of the fire training of officers of the internal affairs bodies of the Russian Federation", Gaps in Russian legislation, No. 4, pp. 372-374.
3. Yusupova, O.A., Litvinenko, A.G. and Kolinenko, A.D (2018), "Theoretical aspects of shooting skills improvement in the police officers' vocational Training", Vestnik of Siberian Law Institute of the MIA of Russia, No. 3 (32) pp. 85-90.
4. Polyanin, N. A. and Pintyashin, E. V. (2017) "Emotional and will readiness of cadets of universities Federal Penal Service of Russia for shooting from combat weapons", Applied Legal Psychology, No. 4 (41), pp. 49-56.
5. Vitushkin, A. V. (2017) "Mistake when firing "waiting for shot" and ways to eliminate it", paper presented at the scientific-practical conference "The penal system today: the interaction of science and practice", Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia, Novokuznetsk, pp. 202-203.
6. Libet, B. (1985), "Unconscious cerebral initiative and the role of conscious will in voluntary action", Behavioral and Brain Sciences, Vol. 8, pp. 529-566.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 23.04.2020
УДК 796.07
ЛИЧНОСТНЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУДУЩЕГО ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В статье представлены результаты исследования личностных адаптационных особенностей студентов - будущих специалистов гражданской авиации. Выявлено, что будущий пилот - это личность, умеющая хорошо контролировать свои эмоции и поведение, проявляющая высокий интерес к учебе, обладающая целенаправленностью, хорошим самочувствием, спокойствием и уравновешенностью. Установленные особенности студента - будущего авиапилота дополняют сложившиеся взгляды на структуру личностного компонента профессионально-важных качеств и могут быть практически применимы для конструирования психофизиологической подготовки по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: профессиональные качества, физическая культура, студент, пилот, гражданская авиация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p73-76
PERSONAL ADAPTATION FEATURES OF FUTURE CIVIL AVIATION FLIGHT
PERSONNEL
Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The article presents the results of the study of personal adaptation features of the students-future civil aviation specialists. It is revealed that the future pilot is a person who can control the emotions and behavior well, who shows high interest in learning, has purposefulness, good health, calmness and bal-
ance. The established features of the student - future avia pilot complement the existing views on the structure of the personal component of professionally important qualities and can be practically applied to the construction of psychophysiological training in the discipline "Physical culture".
Keywords: professional qualities, physical culture, student, pilot, civil aviation.
ВВЕДЕНИЕ
Основным источником пополнения пилотов гражданской авиации в РФ традиционно являются Федеральные государственные образовательные учреждения высшего образования. К сожалению, приходится констатировать, что ежегодно несколько тысяч студентов отчисляются из вузов по собственному желанию [2]. Анализ отзывов из аэропортов Санкт-Петербурга о работе молодых пилотов в течение первого года показывает, что их готовность к выполнению должностных обязанностей составляет в среднем 80-85% от требуемого уровня. Вчерашние выпускники зачастую не обладают достаточным объемом профессиональных знаний, навыков, умений, психологическими и социальными качествами, отмечается их слабая физическая подготовка. На современном этапе летное долголетие оставляет желать лучшего, вместе с тем стоимость подготовки пилота гражданской авиации составляет значительную часть стоимости летательного аппарата. В связи с этим существующая система психофизиологической подготовки студентов по профилю специализации «Организация летной работы», «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» требует некоторой реорганизации, постановки и решения целого ряда вопросов и задач, которые закономерно вытекают из профессиональной подготовки пилота гражданской авиации [1, 4].
В исследованиях летного труда выделяют целый ряд профессионально-важных качеств пилота гражданской авиации, среди которых важное место занимают: самочувствие и хорошее настроение, заинтересованность в работе, внимательность и собранность, уравновешенность и спокойствие, уверенность в себе, адекватность самооценки и др. Изучение данных характеристик позволит улучшить процесс профессионально-прикладной психофизиологической подготовки студента - будущего авиапилота.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА), на кафедре физической и психофизиологической подготовки. Методы исследования: теоретический анализ, педагогические наблюдения, анкетирование, методы математической обработки. В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов летных специальностей, всего 75 человек. Анкетирование студентов СПбГУ ГА проводилось по методике АСС (анкета самооценки состояния), направленной на диагностику субъективного самочувствия у респондентов в экстремальных условиях деятельности [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ проведенного исследования студентов СПбГУ ГА позволяет дать оценку субъективного самочувствия будущего летного состава авиакомпаний гражданской авиации (рисунок 1).
Анкетирование свидетельствует, что в 17,2% случаев студенты в целом оценивают достаточно высоко свое физическое и психическое самочувствие, 8,6% респондентов отмечают снижение показателей по АСС, что отражает не-
Рисунок 1 - Диагностика субъективного самочувствия студентов СПбГУ ГА (%)
удовлетворительное состояние организма. Подавляющее число респондентов - 74,2% указывают на хорошее субъективное самочувствие.
На основании экспериментальных данных осуществлен анализ различных параметров субъективного самочувствия студентов СПбГУ ГА (рисунок 2).
бодрость 66
1 Л 1
собранность интерес к учебе уверенность настроение уравновешенность
%
0 10 20 30 40 50 60 70 Рисунок 2 - Оценка параметров самочувствия студентов СПбГУ ГА (%)
Наиболее высокие оценки отмечены по параметрам «уравновешенность» - 80,5%, «уверенность в себе» - 77,6%, «интерес к учебе, работе» - 75,9%. Несколько ниже оценки по параметрам «хорошее настроение» - 67,7%, «собранность, внимательность» - 65,3%, «бодрость» - 66,5%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретической основой проведенного исследования выступает процесс адаптации, который чрезвычайно динамичен и зависит от целого ряда условий, а также от функционального состояния, жизненного опыта и др. [5]. Проведенное анкетирование по параметрам самооценки состояния характеризует адаптационные возможности по психофизиологическим характеристикам личности студента. Полученные данные могут быть использованы для профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов авиационного профиля. Так, особое внимание рекомендуется уделить таким состояниям как настроение студентов, использовать средства для понижения рассеянности и невнимательности, а также борьбе с явлениями физической и психической усталости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушма, Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.
2. Волкова, Л.М. Диагностика профессионального здоровья будущих специалистов гражданской авиации / Л.М. Волкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 56-59.
3. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 351 с.
4. Актуальность самостоятельной физической тренировки пилотов гражданской авиации / В.И. Шалупин, Д.В. Морщинина, С.Н. Чепис, И.А. Родионова // Физическая культура. Спорт. -2019. - № 9. - С. 53-61.
5. Volkov, V.Yu. E-book on the discipline "Physical Education" / VYu. Volkov, L.M. Volkova, N.G. Lutchenko // Theory and Practice of Physical Culture. - 2014. - № 7. - С. 10.
REFERENCES
1. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improvement of the intra-University system of organization of the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.
2. Volkova L.M. (2019), "Diagnostics of professional health of future civil aviation specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 56-59.
3. Nikiforov, G.S. (2005), Workshop on health psychology, Peter, St. Petersburg.
4. Shalupin, V.I., Morhinina, D.V, Chepis, S.N. and Rodionova, I.A. (2019), "The Relevance of independent physical training of civil aviation pilots", Physical culture. Sport, No. 9, pp. 53-61.
5. Volkov, V.Y., Volkova, L.M. and Lutchenko, N.G. (2014), "E-book on the discipline "Physical Education"", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 10.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2020
УДК 799.311
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА РЕЗУЛЬТАТ В ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ
Светлана Михайловна Воробьева, преподаватель, Мастер спорта, Виктор Владимирович Донских, преподаватель, Мастер спорта, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет)
Аннотация
В представленной статье авторы изучают вопрос влияния типа темперамента на результат в пулевой стрельбе. Для этого проводится исследование среди 60 спортсменов, обучающихся в секции пулевой стрельбы. Каждый спортсмен проходит тест А. Белова «Формула темперамента» для определения процентного распределения типов темперамента. Все 60 спортсменов делятся на 3 группы в зависимости от опыта занятий. В каждой группе анализируется количественное соотношение типов темперамента, а затем проводится корреляционный анализ процентного распределения типов темперамента со стрелковыми результатами. В итоге явные корреляционные связи между стрелковым результатом и типом темперамента определяются только в группе начальной подготовки. По мере роста стрелкового опыта влияние темперамента на результаты стрельбы снижается или вовсе отсутствует - это видно по корреляционному анализу в оставшихся двух группах (учебно-тренировочной группе и в сборной команде).
Ключевые слова: пулевая стрельба, студенты, стрелки, темперамент, тестирование, тип темперамента, стрелковый результат, корреляция.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p76-80
INFLUENCE OF TEMPERAMENT ON SHOOTING SPORTS RESULT
Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the teacher, Master of Sports, Victor Vladimirovich Don-skikh, the teacher, Master of Sports, Moscow Aviation Institute (National Research University)
Abstract
In this article the authors explore the influence of temperament on the shooting result. The authors carries out the study among 60 athletes, these athletes study in the shooting sport section. Each athlete participates in the test of A. Belov "Formula of temperament", so each athlete determines the percentage of each type of temperament. All 60 athletes are divided into 3 groups depending on the shooting experience. In each group the authors analyze the temperament types of athletes and makes the correlation between the temperament types and shooting results. Correlation between shooting result and type of temperament is available only among the beginning athletes. If shooting experience increases, there is no influence of temperament on shooting results - there is no correlation between shooting results and high-level athletes.
Keywords: shooting sport, students, shooters, temperament, testing, temperament type, shooting result, correlation.
ВВЕДЕНИЕ
Пулевая стрельба - вид спорта, в котором на стрелковый результат оказывает влияние большая совокупность факторов: физическое состояние, психологические особенности, самочувствие в текущий момент времени и т.д. Поэтому представляется важным изучать отдельные элементы, которые так же могут оказывать влияние на качество