Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА АВИАОТРАСЛИ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА АВИАОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНТ / АВИАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна

В работе аргументируется, что выполнение студентами научно-методической, исследовательской работы способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего авиаспециалиста, сформулированы основные задачи научно-методической работы студентов авиационного вуза. Практическая значимость исследования - интенсификация курса дисциплины «Физическая культура» через акцентированное внимание на работу студентов по подготовке научнометодических работ, участие в различных конкурсах и конференциях вуза. Подтверждается значимость самостоятельной научно-методической, исследовательской работы студента для повышения мотивации в увеличении объема двигательной активности и обеспечения тем самым надежности и безопасности полетов в гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-METHODICAL AND RESEARCH WORK OF STUDENTS AND THEIR SIGNIFICANCE IN THE EDUCATION OF A FUTURE SPECIALIST OF AVIATION INDUSTRY

The article argues that the implementation of the scientific and methodological, research work by students contributes to improving the quality of professional training of the future aviation specialist; the main tasks of scientific and methodological work of students of the aviation university are formulated. The practical significance of the research is the intensification of the course of the discipline "Physical Culture" through an emphasis on the work of students in the preparation of scientific and methodological works, participation in various competitions and conferences of the university. Reaffirms the importance of the scientific-methodical, research, student motivation to increase physical activity and thus ensure reliability and safety in civil aviation.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА АВИАОТРАСЛИ»

УДК 796.07

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

АВИАОТРАСЛИ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

в работе аргументируется, что выполнение студентами научно-методической, исследовательской работы способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего авиаспециалиста, сформулированы основные задачи научно-методической работы студентов авиационного вуза. Практическая значимость исследования - интенсификация курса дисциплины «Физическая культура» через акцентированное внимание на работу студентов по подготовке научно-методических работ, участие в различных конкурсах и конференциях вуза. Подтверждается значимость самостоятельной научно-методической, исследовательской работы студента для повышения мотивации в увеличении объема двигательной активности и обеспечения тем самым надежности и безопасности полетов в гражданской авиации.

Ключевые слова: научно-методическая работа, студент, авиация, физическая культура, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p51-54

SCIENTIFIC-METHODICAL AND RESEARCH WORK OF STUDENTS AND THEIR SIGNIFICANCE IN THE EDUCATION OF A FUTURE SPECIALIST OF AVIATION

INDUSTRY

Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract

The article argues that the implementation of the scientific and methodological, research work by students contributes to improving the quality of professional training of the future aviation specialist; the main tasks of scientific and methodological work of students of the aviation university are formulated. The practical significance of the research is the intensification of the course of the discipline "Physical Culture" through an emphasis on the work of students in the preparation of scientific and methodological works, participation in various competitions and conferences of the university. Reaffirms the importance of the scientific-methodical, research, student motivation to increase physical activity and thus ensure reliability and safety in civil aviation.

Keywords: scientific and methodological work, student, aviation, physical culture, motor activity.

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение научно-методической, исследовательской работы (НМИР) студентами, участие лучших работ в конкурсах вуза способствует выявлению талантливых студентов, стимулирует их исследовательскую деятельность и тем самым повышает качество профессиональной подготовки. В настоящее время развитие кадрового потенциала авиаспециалистов, создание условий для привлечения талантливой молодежи в авиасферу являются важнейшими элементами транспортного образования [4]. Участие в НМИР необходимо как для повышения престижа и статуса самих студентов, так и для имиджа и успеха вуза, кроме того, это развитие перспективных инновационных проектов, укрепление связей вуза с авиаотраслью [3].

Сегодня в условиях акцентированного внедрения дистанционного обучения [6], разработки требований к дистанционному обучению [7], управлению структурами интернет ресурсов [1] значимо возросла роль самостоятельной работы студентов. Концепция

модернизации образования определяет основные задачи профессионального образования, куда входит подготовка высококвалифицированного специалиста, способного к эффективной работе, готового к постоянному профессиональному росту, мобильности, с устремлениями, из которых вытекал бы сплав знаний, убеждений и практических навыков применения средств физической культуры в интересах укрепления здоровья и повышения работоспособности [2]. В исследовании подтверждается значимость самостоятельной НМИР студента для повышения мотивации в увеличении объема двигательной активности.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на кафедре физической и психофизиологической подготовки Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации (СПбГУ ГА). Методы: теоретический анализ, опрос, анкетирование, экспертная оценка, статистические методы. В исследовании участвовали студенты факультетов Летной эксплуатации (пилоты), Гуманитарного и Управления на воздушном транспорте, всего 185 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ показывает, что студент, занимающийся НМИР, превращается из пассивного потребителя знаний в активного обучающегося, умеющего формулировать проблему, анализировать, находить эффективные средства для получения результата.

Были сформулированы основные задачи НМИР студентов авиавуза: расширение теоретической подготовки; формирование умений использовать литературу по физической культуре и спорту; развитие самостоятельности и организованности; выработка исследовательских навыков; формирование знаний по саморазвитию, самосовершенствованию; использование полученных сведений для повышения эффективности своей спортивной тренировки, ведения здорового образа жизни; углубление знаний в области специфики работы специалиста своей профессии и профилактики возможных профессиональных отклонений в состоянии здоровья; активный поиск в решении проблем, связанных с обеспечением безопасности полетов воздушных судов средствами физической культуры и спорта, а также в преодолении «человеческого фактора» в гражданской авиации и др.

Разработаны материалы по НМИР студентов, в задачи которой входит активизация, популяризация и формирование интереса к науке, повышение ее роли в учебном процессе, стимулирование и выявление одаренной молодежи. Организуются конкурсы и смотры на лучшую НМИР студентов, проводятся научно-практические конференции студентов памяти И.И. Сикорского, гениального авиаконструктора. Были получены результаты акцентированного использования в учебном процессе НМИР студентов и их влияние на двигательную активность в 1-ом семестре 2020/21 учебного года (рисунок).

4 3,6

3

2 - -

1 - -

0 - -

Летная эксплуатация Гуманитарии Управление на транспорте

□ Начало эксперимента □ Конец эксперимента

Рисунок - Динамика двигательной активности студентов СПбГУ ГА за учебный семестр под влиянием выполнения НМИР

Результаты свидетельствуют, что объем двигательной активности достоверно вырос у студентов летных специальностей (с 2,3 до 3,6 усл. ед., при Р<0,05), что, по-видимому, объясняется тем, что будущие пилоты в большей степени стали осознавать роль физической культуры в обеспечении компетенций, необходимости ведения здорового образа жизни для соответствия требованиям авиапрофессии и прохождения ежегодных врачебно-летных экспертных комиссий. У студентов факультетов Гуманитарного и Управления на воздушном транспорте также отмечено увеличение объема двигательной активности, но динамика за семестр менее выражена (P>0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НМИР студентов - необходимое условие современного образования, она направлена на овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками будущей специальности, развитие самостоятельности. Учебная деятельность, неподкрепленная самостоятельной НМИР студентов, становится мало результативной, страдают такие компоненты обучения как мотивация, творческое мышление. Новые реалии деятельности вузов в современных условиях ставят на повестку дня усиление внимания к формированию компетенции будущего специалиста, а НМИР позволяет проявлять лидерские качества, профессионализм, компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Электронные образовательные технологии для системы вузов физической культуры / С.Е. Бакулев, Ю.Ф. Курамшин, Б.Е. Лосин, В.А. Чистяков. - Санкт-Петербург : Политех-пресс, 2018. - 390 с.

2. Болотин А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах/ А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. -2014. - № 1. - С. 3-5.

3. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

4. Волкова Л.М. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Л.М. Волкова, Д.А. Васильев // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.

5. Митенкова Л.В. Физическая подготовка для приобретения студентами профессиональной квалификации пилота гражданской авиации и специалиста техносферной безопасности /Л.В. Митенкова, Л.М. Волкова, А.А. Голубев // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (57). - С. 47-51.

6. Родионова И.А. Организация дистанционного обучения студентов физической культуре в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса / И.А. Родионова, В.И. Шалупин // Известия Тульского университета. -2020. - № 12. - С. 56-63.

7. Таймазов В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев, В. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E., Kuramshin, Yu.F., Losin, B.E. and Chistyakov, V.A. (2018), Electronic educational technologies for the system of higher education institutions of physical culture, Polytech-Press, St. Petersburg,

2. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities", Bulletin of Sports Science, No. 1, pp. 35.

3. Bushma, T.V., Zuykova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improvement of intra-University system of organization of educational process on physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.

4. Volkova, L.M. and Vasiliev, D. A. (2019), "Stress resistance of future specialists of civil aviation and customs control", Business. Education. Right, No. 1 (46). pp. 426-430.

5. Volkova, L.M., Golubev, A.A. and Mitenkova, L.V. (2016), "Physical training for students to acquire the professional qualification of a civil aviation pilot and a technosphere safety specialist", Physical culture and health, No. 2 (57), pp. 47-51.

6. Rodionova, I.A. and Shalupin, V.I. (2020), "Organization of distance learning of students in physical culture in conditions of self-isolation during the coronavirus pandemic", Proceedings of the Tula State University, No. 12, pp. 56-63.

7. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of distance educational technologies at Lesgaft University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 207-212.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2021

УДК 796.56

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В КРОССОВЫХ ВИДАХ

ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье представлены результаты изучения динамики показателей физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков в возрасте от 9 до 18 лет, соревновательной деятельности в кроссовых видах ориентирования на основе оценки путей движения, эффективной и фактической скорости бега, а также возрастных этапов формирования спортивного мастерства и многолетней динамики тренировочной нагрузки. Установлено, что повышение эффективности подготовки спортивного резерва в кроссовых видах ориентирования происходит на основе приоритетного формирования у юных спортсменов базового компонента интегральной подготовленности - техники чтения спортивной карты, что в дальнейшем предопределяет высокую степень согласованности между двигательными и интеллектуальными функциями организма соревнующегося ориентировщика и обеспечивает долговременную адаптацию к местности различного типа.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, юные спортсмены, факторная структура специальной подготовленности, содержание этапов многолетней подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p54-58

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE TRAINING SYSTEM OF SPORTS RESERVE IN CROSS-COUNTRY

ORIENTEERING

Yury Sergeevich Voronov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Abstract

The article presents the results of studying the dynamics of indicators of physical and intellectual fitness of orienteering athletes aged 9 to 18 years, competitive activity in cross-country orienteering based on the assessment of movement paths, effective and actual running speed, as well as age stages of the formation of sports skills and long-term dynamics of training load. It is established that the increase in the effectiveness of long-term training of the sports reserve in cross-country orienteering is based on the priority formation of the basic component of integral fitness in young athletes - the technique of reading a sports map, which further determines a high degree of consistency between the motor and intellectual functions of the body and provides long-term adaptation to the terrain of various types.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.